Автор: Фадеева Ольга Александровна
Должность: Преподаватель отделения ИЗО
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: г.Менделеевск, Республика Татарстан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Шрифты" по учебному предмету "Дизайн"
Раздел: дополнительное образование
Работа выполнена
преподавателем высшей
квалификационной
категории ДШИ
отделения ИЗО
Фадеевой О.А.
Тема: «Шрифты» на уроках по предмету «Дизайн» в ДШИ.во
временные рамки все многообразие видов дизайна и основных
Дизайн как предметная область очень обширная. Очень сложно
уместить тем по изучению пропедевтики (введение в композицию
дизайна), основ цветоведения, шрифта и шрифтовых композиций,
техник декоративной стилизации. Немало усилий надо приложить
педагогу , дать возможность приобрести не только умения и навыки,
но и знания. необходимо суметь грамотно распределить разные
направления, виды дизайна и
объяснить материал доступно и
интересно с учетом возрастных особенностей обучающихся. Научить
ребят понимать и принимать дизайн
За годы работы у меня сформировался свой подход к
преподаванию темы: «Шрифт» в дизайне. Большая часть тем –
это сквозные темы. Сквозная тема получает последовательное
развитие и усложняется из года в год. Одну из сквозных тем
«Шрифты» предлагаю в своей методической разработке. Все темы
по шрифтам органично введены в темы четвертей и предлагаются
учащимся с у
ри
четом их возрастных особенностей.
.
Шрифт сложная тема для обучающихся и необходимо чтобы задания были
доступные и интересные. Шрифт является индикатором визуальной
культуры. Шрифт - это основа графического дизайна и всей
полиграфической продукции (рекламы, объявлений, вывесок,
указателей, буклетов, проспектов, программок и т. д.)
Шрифтовая гарнитура – это буквы, объединенные одним стилем
графического начертания.
Художественный образ шрифта – результат творчества, включающий
процесс создания образа в линиях, красках, пластических формах,
гармонических созвучиях и ассоциациях.
Профессия дизайнера одна из востребованных сейчас профессийДизайнеру
необходимо остро чувствовать требования к современным шрифтам, владеть
средствами художественного выражения , чувствам пропорции, ритма,
равновесия, цветовой гармонии и т. д. К создателям разных шрифтов
предъявляют самые высокие профессиональные требования. От того, каким
шрифтом, каким кеглем (т.е. размером шрифта) написано слово, зависит и
его восприятие. На нас воздействует не только смысл слова, но и характер
шрифта, т. е. та композиция из букв, которую создает дизайнер.
Требования, предъявляемые к шрифтовым композициям:
Сбалансированность – это такая компоновка, с помощью которой можно
достичь приятного для глаза распределения. На зрительное впечатление
влияют: размеры, цвет, форма, плотность конкретного элемента.
Пропорциональность – соотношение частей и целого.
Ритмичность – чередование элементов, которое придает композиции
четкость, стройность, особую выразительность, соразмерность.
Равновесие – ощущение симметричности.
Тон – светлота цвета. Ахроматическая – от белого к черному. Хроматическая
– цветная.
Контрастность – в переводе с французского “противоположность”.
Гармоничность – взаимосвязь всех элементов, единство формы и цвета.
Целостность – впечатление завершенности, простота элементов.
Предлагаю проиллюстрированное детскими работами описание заданий
со второго по четвертый класс.
2 класс
1.
Буквица
Буквица – крупная, отличная о прочих первая буква главы, раздела или
целой книги, неотьемлимый декоративный элемент в книгопечатании.
Буквица может быть цветной , украшенной рисунком или орнаментом и
отражать тему книги.
Практическое задание : На листе Ф А 4 выполнить 2 варианта любой
Буквицы в черно-белом или цветном варианте:
1.
Шрифтовое , орнаментальное , декоративное решение ;
2.
Изобразительное решение.
Материалы: гелиевые ручки, тушь, кисти.
2. ИНИЦИАЛЫ.
Инициалы - это первые буквы фамилии, имени, отчества. Мы используем на
уроке всего 2 буквы фамилии и имени. Первое, что надо сделать нарисовать
несколько эскизов соприкосновения букв (в точке, в линии, буква в букве).
Выбираем понравившийся эскиз и разрабатываем его с учётом вашего
характера. В зависимости от того, какой он у вас мягкий, агрессивный,
нежный, колючий, так и должны выглядеть ваши инициалы.
Практическое задание:Выполнить обьемную или рельефную композицию из
заглавных букв своего имени и фамилии,используя необходимые материалы,
фактуры, обьемы.
Материалы: Картон, цветную и гофрированную бумагу, пластик.
3.
ПРЕДМЕТНОСТЬ ШРИФТА
Практическое задание: Нарисовать предмет буквами. Начать
необходимо с контурного рисунка, какого либо предмета. Затем
вписать в этот предмет букву за буквой так, чтобы осталось как
можно меньше промежутков между буквами. Буквы могут быть
разной высоты и ширины, но всё же выполнены в едином стиле.
Потом убираем контур изображения. И последний этап-цвет. Надо
стремиться, как можно точнее передать фактуру предмета, чтобы
при первом взгляде воспринималось цельное изображение, а потом
уже то, что это изображение нарисовано буквами.
Материалы: гелиевые ручки, тушь, кисти.
4. СЛОВО- образ
Материалы: геливые ручки, тушь, кПрактическое задание:
Изобразить выбранное слово так, чтобы каждая буква несла на себе
смысловую нагрузку всего слова. Сначала подбирается слово,
количество букв равномерно распределяется по формату листа,
определяется размер и характер каждой буквы. С помощью шрифта
и дополнительных графических приемов передать смысл, ощущения,
ассоциации и чувства, которые вызывает это слово.
исти.
3 класс:
Архитектурная
буквица
Практическое
задание:
Придумать
и
выполнить
в
графике
архитектурную
Буквицу,
используя
в
изображении
различные
архитектурные элементы или целые здания различных стилей, стран
и эпох (например: готические или древнерусские солборы соборы.
Материалы: гелиевые ручки, тушь, кисти.
ГРАФИКА БУКВ
МОДИФИКАЦИЯ ШРИФТА
«Модификация шрифта» - представляет собой категорические изменения
любой буквы алфавита( от 6 до 12 раз). Буквы должны различаться по форме,
конструкции, цвету, технике исполнения от аппликации до фломастера.
Практическое задание: На Ф А3 выполнить 12 модификаций одной буквы,
используя различные материалы и техники исполнения, форму,
конструкцию. Материалы: геливые ручки, тушь.
«Модификация шрифта» - представляет собой категорические изменения
любой буквы алфавита( от 6 до 12 раз).Буквы должны различаться по
форме, конструкции, цвету, технике исполнения от аппликации до
фломастера. «Графика букв» - необходимо передать смысл книги - в
рисунке, который изображён буквами. Шрифт может быть самый простой,
и контур изображения лаконичен и понятен. не теряя читабельность.
Буквы могут быть разного размера и цвета.
4 класс:
Шрифтовая композиция «Калиграмма».
Калиграмма – это стихотворение, слово или фраза, написанная таким образом,
что образует графический рисунок.
Придумал слово «калиграмма» поэт Гийом Аполлинер, который часть своих
стихотворений выполнял в виде рисунков, составленных из слов и выражающих
тему стихотворения.
Этот жанр (когда буквы или слова изображают то, что они значат) называется в
общем виде « Идеограммой».
Процесс выполнения калиграммы:
На первом этапе идет выбор образа, который, в последствии будет заполнен
шрифтом. Учащимся на выбор предлагается несколько вариантов слов и
словосочетаний, например: яркое солнце, ромашка, бант, бабочка, мыльные
пузыри, слон, лошадь и т.д.Также учащиеся могут выбрать собственный
вариант слова или фразы.
Далее идет упрощение реального образа, если это животное, то подчеркиваются
характерные черты. Возможно их преувеличение. В зависимости от силуэта
берётся горизонтальный или вертикальный формат.
Следующий этап – поместить шрифт внутри силуэта, используя выбранные
слова или фразу, таким образом, чтобы графический рисунок не потерял своей
формы, т.е. рисунок заполняется шрифтом по форме силуэта.
Буквы внутри
силуэта необходимо компоновать на небольшом расстоянии друг от друга. Это
условие связанно с удобочитаемостью текста – буквы, близко расположенные
друг к другу, чаще всего не читаемы.
Слова или словосочетания могут заполнять рисунок полностью, а могут
располагаться на нем частично.
Чтобы придать композиции ритмичность, некоторые слова или буквы в них
выполняются разной величины и толщины. Так же возможно чередование
разных по стилю шрифтов.
Практическое задание:
Создать на цветном фоне шрифтовую композиции
«Калиграмму» внутри выбранного силуэта.
Материалы:
бумага для эскизов, цветная бумага формата А4, простой
карандаш, ластик, гелевая ручка.
ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ БУКВЫ
Необходимо изобразить слово так, чтобы только одна буква была опредмечена.
Сначла подбирается слово. Затем подбирается необходимый шрифт, а потом
одна из букав заменяется изображением, например: гвоздь, месяц, яблоко и т.
д. Опредмеченная буква может быть изображена с максимальной
фотографической точностью или быть оригинальна. Остальные буквы должны
быть изображены проще, но в едином стиле.
Литература
1. . Изобразительное искусство и методика его преподавания. М., «АСАДЕМА»,
1999, 365 стр.
2. . Краткая энциклопедия дизайна. М., «Молодая гвардия». 1994, 334 стр.
3. Искусство. Энциклопедический словарь школьника. М., «Олма-пресс», 2000,
445 стр.
4. . Учебное рисование. 2-ое изд., М., «Просвещение», 1984, 240 стр.
5. М. Князева. Искусство. Азбука искусства. М., «Открытый мир», 1995, 80 стр.
ТЕМА: ШРИФТ «ДЕКОРАТИВНЫЙ»
Цель работы: Сформировать первоначальные умения выполнять
декоративные шрифты
ЗАДАНИЕ:Выполнить буквы русского алфавита и цифры,
декоративным шрифтом, соблюдая пропорциональность и соотношение
букв. За основу взять любой источник вдохновения.
Графические материалы: Альбомный лист формат А4, карандаш,
ластик, линейка, шариковая ручка ч/цвета
Порядок выполнения работы:
1. Внимательно прочитать задание.
2. Изучить лекцию по теме «Декоративный шрифт».
3. Для создания букв декоративным шрифтом выбрать источник
вдохновения и отобразить (прикрепить) его в верхней части листа.
4. Выполнить надпись.
Рис.3 Пример написания букв шрифтом «Декоративный»
ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3
ТЕМА: БУКВИЦА
Цель работы: Сформировать первоначальные умения выполнять
буквицу.
ЗАДАНИЕ:Выполнить композицию буквицы
Графические материалы: Альбомный лист формат А4, карандаш,
ластик, линейка, шариковая ручка ч/цвета или тушь, остроконечное
перо, ц/карандаши.
Порядок выполнения работы:
1. Внимательно прочитать задание.
2. Изучить Лекцию по теме «Буквица»
3. Разработать или выбрать образец «буквицы». Выбор стиля
оформления «буквицы» произвольный: простейшие геометрические
мотивы (полукругов, кружков, ромбиков), мотивы растительного
орнамента (ветки, листья, стебли, цветы), жгутовый, плетеный,
изображения животных или птиц, "чудовищный" и др.
4. Выполнить «Буквицу».
ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4
ТЕМА: «ОБЪЁМНЫЙ ШРИФТ»
Цель работы: Сформировать первоначальные умения выполнять
надписи объёмными буквами
ЗАДАНИЕ:Выполнить объёмные надписи с тенью.
Графические материалы: Альбомный лист формат А4, карандаш,
ластик, линейка, шариковая ручка ч/цвета
Порядок выполнения работы:
1. Внимательно прочитать задание.
2. Изучить лекцию по теме «Объёмные надписи».
3. Выполнить надпись, создать объём и нанести тень.
Рис.5 Пример написания объёмной надписи
ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5
Шрифт «АППЛИКАТИВНЫЙ»
ЗАДАНИЕ: Выполнить композицию слов «Аппликативным шрифтом"
Графические материалы: Альбомный лист формат А4, подборка
глянцевых журналов и периодические издания, карандаш, ластик,
линейка, ножницы.
Порядок выполнения работы:
1. Внимательно прочитать задание.
2. Ознакомиться с вариантами используемых шрифтов в глянцевых
журналах и периодике.
3. Разработать проект шрифтовой композиции
4. Оформить работу, применяя технику коллаж, соблюдая
композиционный строй и цветовые сочетания.
Примечание: Готовые слова не вырезать. Необходимо самим
сконструировать буквы.
Последовательность выполнения задания на тему
«Калиграмма».
Данная работа предназначена для учащихся ДХШ 3-4 классов. Выполняется 4
часа (два занятия) на листах формата А4.
Цель задания: создание шрифтовой композиции на тему «Калиграмма» внутри
выбранного силуэта, в технике работы гелевой ручкой, фломастером, тушью.
Задачи: Знакомство учащихся с понятием «Калиграмма». Формирование
художественно- образного мышления, развитие творческих способностей,
наблюдательности, воображения, воспитание художественного вкуса.
Материалы для работы: бумага для эскизов, цветная бумага формата А4,
простой карандаш, ластик, гелевая ручка.
Калиграмма – это стихотворение, слово или фраза, написанная таким образом,
что образует графический рисунок.
Придумал слово «калиграмма» поэт Гийом Аполлинер, который часть своих
стихотворений выполнял в виде рисунков, составленных из слов и выражающих
тему стихотворения.
Этот жанр (когда буквы или слова изображают то, что они значат) называется в
общем виде « Идеограммой».
Калиграмма – это графическая загадка, стимулирующая образное мышление,
развивающая наблюдательность, умение сосредоточится.
Рассмотрим процесс выполнения калиграммы более подробно.
На первом этапе идет выбор образа, который в последствии будет заполнен
шрифтом. Учащимся на выбор предлагается несколько вариантов слов и
словосочетаний, например: яркое солнце, ромашка, бант, бабочка, мыльные
пузыри, слон, лошадь и т.д.. Также учащиеся могут выбрать собственный
вариант слова или фразы.
Далее идет упрощение реального образа, если это животное, то подчеркиваются
характерные черты. Возможно их преувеличение. В зависимости от силуэта
берётся горизонтальный или вертикальный формат.
Следующий этап – поместить шрифт внутри силуэта, используя выбранные
слова или фразу, таким образом, что бы графический рисунок не потерял своей
формы, т.е. рисунок заполняется шрифтом по форме силуэта.
Буквы внутри
силуэта необходимо компоновать на небольшом расстоянии друг от друга. Это
условие связанно с удобочитаемостью текста – буквы, близко расположенные
друг к другу, чаще всего не читаемы.
Слова или словосочетания могут заполнять рисунок полностью, а могут
располагаться на нем частично.
Чтобы придать композиции ритмичность, некоторые слова или буквы в них
выполняются разной величины и толщины. Так же возможно чередование
разных по стилю шрифтов.
Далее калиграмма выполняется на цветном фоне гелевой ручкой, возможен
вариант черным фломастером или тушью.
Шрифт (или шрифтовая гарнитура) – это буквы, объединенные одним стилем графического
начертания.
.
Посмотрите шрифты, придуманные разными дизайнерами.
Под рукой художника-дизайнера буквы приобретают форму и пропорции,
свойственные только данному шрифту. От того, каким шрифтом, каким
кеглем (т.е. размером шрифта) написано слово, зависит и его восприятие. На
нас воздействует не только смысл слова, но и характер шрифта, т. е. та
композиция из букв, которую создает дизайнер