Автор: Бегичева Жанна Михайловна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУДО "Центр детского творчества" г. Волгодонска
Населённый пункт: город Волгодонск, Ростовская область
Наименование материала: Статья
Тема: ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНОЙ И ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕР ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЦЕНТРА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Раздел: дополнительное образование
ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНОЙ И ЦЕННОСТНО-
СМЫСЛОВОЙ СФЕР ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЦЕНТРА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
В настоящее время не секрет, у молодёжи недостаточно сформированы
идеалы добра, милосердия и патриотизма. Интернет сети и средства
массовой информации преподносят нашей молодёжи примеры жестокости,
насилия и власти денег. Не просто в таких условиях педагогу воспитать в
детях
патриотизм,
сформировать
нравственно-устойчивую
личность,
выработать стойкую гражданскую позицию.
Тем не менее, возрождение и развитие патриотизма как важной
социальной ценности, основы духовно-нравственного единства общества –
важная задача для каждого из нас. По долгу своей профессии мы призваны
«сеять разумное». Но, выражаясь образно, патриотизм нельзя, как зерно,
«посеять» весной, а осенью уже «собрать» богатый урожай. Разрушать всегда
легче и быстрее, чем восстанавливать или созидать новое.
Образование – это неразрывное единство обучения и воспитания.
Задача
системы
образования
сегодня
–
подготовка
ответственного
гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить
свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.
Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-
нравственных свойств личности студента. Проблема формирования духовно-
нравственных качеств личности всегда была и остается одной из главных
задач воспитания. Однако не только школа, но и семья, прежде всего, должна
закладывать основы этого воспитания. Вне всякого сомнения, и общество, и
государство не должны оставаться в стороне. Любой гражданин, а особенно
ребенок,
должен
чувствовать
заботу,
поддержку
и
социальную
защищенность со стороны государства, тогда будут созданы условия для
формирования четкой гражданской позиции и устойчивых нравственных
идеалов.
Говоря о процессе «духовно-нравственного воспитания», имея в виду
процесс
содействия
духовно-нравственному
становлению
человека,
формированию
у
него
нравственных
чувств
(совести,
долга,
веры,
ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика
(терпения, милосердия), нравственной позиции (способности к различению
добра
и
зла,
готовности
к
преодолению
жизненных
испытаний),
нравственного
поведения
(готовности
служения
людям
и
Отечеству,
проявления духовной рассудительности).
Самая большая опасность, подстерегающая нас сегодня, - не в развале
экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. В
настоящее время материальные ценности доминируют над духовными,
поэтому у молодых людей искажены представления о доброте, милосердии,
великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий
уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в
обществе.
Приоритетная задача Российской Федерации – формирование новых
поколений,
обладающих
знаниями
и
умениями,
которые
отвечают
требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности,
готовых к мирному созиданию и защите Родины.
Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание
подрастающего поколения. Под духовно-нравственным воспитанием мы
понимаем сотрудничество педагога и обучающегося, направленное на
формирование
нравственных
установок,
определяющих
поведение,
духовность, интеллектуальную природу обучающегося, необходимые ему
для познания самого себя, развития и самореализации.
Анализ проведенной работы в Центре детского творчества позволил
выявить ряд проблем у обучающихся:
отсутствие
желания
принимать
и
учитывать
в
своей
жизнедеятельности жизненный опыт родителей других старших членов
семьи, родители все реже ведут разговоры с детьми «по душам»;
разрушение духовно-нравственных ориентиров средствами массовой
информации (интернет, социальные сети).
Многие обучающиеся являются активными пользователями ряда
социальных сетей, подписчиками популярных среди молодежи блогеров,
которые
наполняют
свой
контент
информацией,
которая
не
всегда
соотносится с нравственными принципами и морали общества.
Молодежь, не имеющая жизненного опыта, легко принимает эту и
информацию и верит ей. Обучающиеся проводят значительную часть своего
свободного времени в интернете, это оказывает негативное воздействие на их
сознание.
отсутствие
интереса
к
прочтению
литературы,
просмотру
отечественного кинематографа. Известно, что в России всегда огромную
роль играло слово – устное (былины), письменное (великая русская
литература).
отсутствие чувства патриотизма у обучающихся.
Эти и другие проблемы духовно-нравственного воспитания поставили
передо
мной
задачу
рассмотреть
влияние
Всероссийского
проекта
«Разговоры
о
важном»
на
формирование
и
становление
духовной
нравственности обучающихся.
Всероссийский
проект
«Разговоры
о
важном»
посвящен
формированию духовно-нравственных ценностей у детей, подростков, что
предполагает формирование единого ценностного пространства в рамках
воспитательной деятельности в системе образования Российской Федерации.
В то же время он связан не только с воспитанием подрастающего
поколения, но и с формированием у педагогов собственного активного
отношения к этим ценностям.
Цель исследования: изучение Всероссийского проекта «Разговоры о
важном», его влияние на духовно-нравственное воспитание обучающихся.
Предмет исследования – духовно-нравственное воспитание обучающихся в
процессе учебной деятельности.
Объект исследования – развитие духовно-нравственных качеств
личности обучающегося.
В
соответствии
с
проблемами,
целью,
объектом,
предметом
исследования я поставила следующие задачи:
1. Проанализировать состояние проблемы духовно-нравственного
воспитания обучающихся в научной литературе.
2. Подобрать методы исследования нравственного воспитания
обучающихся в учебной деятельности.
3. Провести экспериментальное исследование и интерпретировать
полученные результаты.
В педагогической литературе описывается множество методов и
приемов нравственного воспитания.
По результатам методы воздействия можно разделить на два класса:
влияния, создающие нравственные установки, мотивы, отношения, понятия,
идеи и влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип
поведения. Наиболее последовательной и современной представляется
классификация, разработанная Щукиной Г.И., в которой выделяют такие
группы методов: методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и
волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов
(методы
формирования
сознания
личности);
методы
организации
деятельности и формирования опыта общественного поведения; методы
стимулирования и деятельности.
Методы достигают цели, когда у воспитанников сформировалась
готовность активно включаться в предусмотренную содержанием воспитания
деятельность. Убеждение в воспитательном процессе достигается при
использовании
различных
приемов
и
методов:
беседы,
разъяснения,
внушения, диспуты, примеры. Каждый из методов имеет свою специфику и
область применения. Несмотря на свою простоту, все без исключения
методы этой группы требуют высокой педагогической квалификации.
С 2022 года педагоги ввели в планы воспитательной работы тематику
«Разговоры о важном», что послужило предпосылкой, толчком для более
пристального внимания к проблеме духовно-нравственного воспитания.
Родители приняли участие в опросе: необходимость и влияние занятий
«Разговоры о важном» на духовно – нравственное воспитание их детей.
Итоги
анкетирования
показали,
что
95%
семей
поддерживают
Всероссийский проект «Разговоры о важном», 5% - воздержались.
На вопрос о том, какие цели должны быть реализованы при поддержке
внеурочных занятий в Центре детского творчества, родители ответили
следующее:
знакомство с традициями и особенностями регионов России- 20%;
знания посвященные России, ее прошлому, будущему и настоящему
– 25%;
формирование нравственных и патриотических чувств – 55%.
Для выявления уровня развития духовно-нравственных качеств у
обучающихся
надо
было
выяснить
категориальную
структуру
нравственности. Поэтому в самом начале работы необходимо ответить на
вопрос: какие категории в нравственном сознании являются базовыми?
Я выделила такие категории как добро, зло, патриотизм, мудрость,
мужество, справедливость, счастье, умеренность, долг.
Затем я опросила обучающихся, как они понимают взаимодействие
базовых категорий с внеурочными занятиями «Разговоры о важном» и будет
ли развивать и положительно оказывать влияние посещение занятий на их
духовно-нравственное развитие. Из опрошенных было 24 обучающихся (7
мальчиков и 17 девочек), опрос проводился индивидуально. Положительно
отзывались о внеурочном занятии «Разговоры о важном» 18 обучающихся,
отрицательно
–
3
и
воздержались
–
3.
Объяснили
положительное
взаимодействие обучающиеся тем, что про историю, традиции и культурное
наследие нашей страны можно и нужно рассказывать, особенно интересны
занятия
в
форме
беседы,
обучающиеся
вовлечены
в
дискуссии
с
демонстрацией
видео.
Это
поможет
обучающимся
легче
усваивать
информацию и запоминать.
Необходимо отметить, что обучающиеся, которые ответили о
положительном влиянии на внеурочные занятия характеризуются высоким
уровнем сформированности нравственных качеств, оказывают помощь
взрослым и сверстникам, проявляют инициативу, чуткость в отношении к
другим людям. У отрицательно ответивших обучающихся, отмечается
неуверенность в себе, низкая самооценка, отрицательное отношение к себе,
вероятно,
это
следствие
недостатка
любви
и
внимания
в
семье.
Обучающиеся,
которые
воздержались,
отличает
уверенность
в
себе,
взаимопомощь,
но
зачастую
отсутствует
мотивация
своих
действий,
жадность.
Некоторые
из
них
в
конкретной
ситуации
уходят
от
ответственности за свои поступки.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что повышение уровня
доброжелательных отношений между обучающимися, духовно-нравственное
воспитание зависит от возникновения интереса к традициям, истории,
культурного наследия малой Родины и нашей страны в целом, специально
созданных педагогических условий и познавательной активности детей.
Более точные данные об оценке эффективности процесса духовно-
нравственного воспитания проводится по окончании учебного года.
Итоги анкетирования говорят о следующем:
расширенные знания обучающихся о родном крае, его обычаях,
истории и культуре, способствуют формированию на этой основе духовного,
нравственного и личностного отношения к действительности;
у
обучающихся
сформированы
нравственные
представления
(эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения.
при помощи внеурочных занятий «Разговоры о важном» развивается
способность
и
умение
обучающихся
делать
нравственный
выбор.
Большинство из них успешно осваивают социальные навыки и нормы
поведения, применяют полученные знания в добрых делах и поступках;
формируются
духовно-нравственные
качества
в
процессе
установления позитивных межличностных отношений.
У
обучающихся
формируются
такие
качества
личности,
как
отзывчивость, общительность, дружелюбие и пр.
Это позволяет сделать вывод о том, что всероссийский проект
«Разговоры о важном» - это правильно организованная, серьезная работа
которая проводится по нравственному воспитанию, несомненно, дает свои
результаты.
Литература
1. Игнатова, В. В. Педагогические факторы духовно-творческого
становления личности в образовательном процессе / В. В. Игнатова. -
Красноярск, 2000, -271 с.
2. Котряхов, Н. В. Духовно-нравственное воспитание подрастающего
поколения в России: история и современность / Н. В. Котряхов. - Киров,
2003, -35 с.
3. Гурковский, В. Воспитание защитников Родины / В. Гурковский //
Народное образование. - 2003. - № 8. - С. 162-172.
4. Даныпов, С. 11. Восхождение на вершину нравственности / С. Н.
Даныпов // В. А. Сухомлинский и современная школа Урала, Сибири :
материалы региональной науч.-практ. конф. Оренбург, 12-14 марта 2003 г.
Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2003. - Ч. 2. - С. 73-78.
5.
Духовно-нравственное
воспитание
в
системе
образования
Российской Федерации. -М. Самшит-издат, 2002. - 176 с.