Напоминание

ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНОЙ И ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕР ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЦЕНТРА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА


Автор: Бегичева Жанна Михайловна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУДО "Центр детского творчества" г. Волгодонска
Населённый пункт: город Волгодонск, Ростовская область
Наименование материала: Статья
Тема: ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНОЙ И ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕР ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЦЕНТРА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Раздел: дополнительное образование





Назад




ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНОЙ И ЦЕННОСТНО-

СМЫСЛОВОЙ СФЕР ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШЕГО

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЦЕНТРА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

В настоящее время не секрет, у молодёжи недостаточно сформированы

идеалы добра, милосердия и патриотизма. Интернет сети и средства

массовой информации преподносят нашей молодёжи примеры жестокости,

насилия и власти денег. Не просто в таких условиях педагогу воспитать в

детях

патриотизм,

сформировать

нравственно-устойчивую

личность,

выработать стойкую гражданскую позицию.

Тем не менее, возрождение и развитие патриотизма как важной

социальной ценности, основы духовно-нравственного единства общества –

важная задача для каждого из нас. По долгу своей профессии мы призваны

«сеять разумное». Но, выражаясь образно, патриотизм нельзя, как зерно,

«посеять» весной, а осенью уже «собрать» богатый урожай. Разрушать всегда

легче и быстрее, чем восстанавливать или созидать новое.

Образование – это неразрывное единство обучения и воспитания.

Задача

системы

образования

сегодня

подготовка

ответственного

гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить

свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.

Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-

нравственных свойств личности студента. Проблема формирования духовно-

нравственных качеств личности всегда была и остается одной из главных

задач воспитания. Однако не только школа, но и семья, прежде всего, должна

закладывать основы этого воспитания. Вне всякого сомнения, и общество, и

государство не должны оставаться в стороне. Любой гражданин, а особенно

ребенок,

должен

чувствовать

заботу,

поддержку

и

социальную

защищенность со стороны государства, тогда будут созданы условия для

формирования четкой гражданской позиции и устойчивых нравственных

идеалов.

Говоря о процессе «духовно-нравственного воспитания», имея в виду

процесс

содействия

духовно-нравственному

становлению

человека,

формированию

у

него

нравственных

чувств

(совести,

долга,

веры,

ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика

(терпения, милосердия), нравственной позиции (способности к различению

добра

и

зла,

готовности

к

преодолению

жизненных

испытаний),

нравственного

поведения

(готовности

служения

людям

и

Отечеству,

проявления духовной рассудительности).

Самая большая опасность, подстерегающая нас сегодня, - не в развале

экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. В

настоящее время материальные ценности доминируют над духовными,

поэтому у молодых людей искажены представления о доброте, милосердии,

великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий

уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в

обществе.

Приоритетная задача Российской Федерации – формирование новых

поколений,

обладающих

знаниями

и

умениями,

которые

отвечают

требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности,

готовых к мирному созиданию и защите Родины.

Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание

подрастающего поколения. Под духовно-нравственным воспитанием мы

понимаем сотрудничество педагога и обучающегося, направленное на

формирование

нравственных

установок,

определяющих

поведение,

духовность, интеллектуальную природу обучающегося, необходимые ему

для познания самого себя, развития и самореализации.

Анализ проведенной работы в Центре детского творчества позволил

выявить ряд проблем у обучающихся:

отсутствие

желания

принимать

и

учитывать

в

своей

жизнедеятельности жизненный опыт родителей других старших членов

семьи, родители все реже ведут разговоры с детьми «по душам»;

разрушение духовно-нравственных ориентиров средствами массовой

информации (интернет, социальные сети).

Многие обучающиеся являются активными пользователями ряда

социальных сетей, подписчиками популярных среди молодежи блогеров,

которые

наполняют

свой

контент

информацией,

которая

не

всегда

соотносится с нравственными принципами и морали общества.

Молодежь, не имеющая жизненного опыта, легко принимает эту и

информацию и верит ей. Обучающиеся проводят значительную часть своего

свободного времени в интернете, это оказывает негативное воздействие на их

сознание.

отсутствие

интереса

к

прочтению

литературы,

просмотру

отечественного кинематографа. Известно, что в России всегда огромную

роль играло слово – устное (былины), письменное (великая русская

литература).

отсутствие чувства патриотизма у обучающихся.

Эти и другие проблемы духовно-нравственного воспитания поставили

передо

мной

задачу

рассмотреть

влияние

Всероссийского

проекта

«Разговоры

о

важном»

на

формирование

и

становление

духовной

нравственности обучающихся.

Всероссийский

проект

«Разговоры

о

важном»

посвящен

формированию духовно-нравственных ценностей у детей, подростков, что

предполагает формирование единого ценностного пространства в рамках

воспитательной деятельности в системе образования Российской Федерации.

В то же время он связан не только с воспитанием подрастающего

поколения, но и с формированием у педагогов собственного активного

отношения к этим ценностям.

Цель исследования: изучение Всероссийского проекта «Разговоры о

важном», его влияние на духовно-нравственное воспитание обучающихся.

Предмет исследования – духовно-нравственное воспитание обучающихся в

процессе учебной деятельности.

Объект исследования – развитие духовно-нравственных качеств

личности обучающегося.

В

соответствии

с

проблемами,

целью,

объектом,

предметом

исследования я поставила следующие задачи:

1. Проанализировать состояние проблемы духовно-нравственного

воспитания обучающихся в научной литературе.

2. Подобрать методы исследования нравственного воспитания

обучающихся в учебной деятельности.

3. Провести экспериментальное исследование и интерпретировать

полученные результаты.

В педагогической литературе описывается множество методов и

приемов нравственного воспитания.

По результатам методы воздействия можно разделить на два класса:

влияния, создающие нравственные установки, мотивы, отношения, понятия,

идеи и влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип

поведения. Наиболее последовательной и современной представляется

классификация, разработанная Щукиной Г.И., в которой выделяют такие

группы методов: методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и

волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов

(методы

формирования

сознания

личности);

методы

организации

деятельности и формирования опыта общественного поведения; методы

стимулирования и деятельности.

Методы достигают цели, когда у воспитанников сформировалась

готовность активно включаться в предусмотренную содержанием воспитания

деятельность. Убеждение в воспитательном процессе достигается при

использовании

различных

приемов

и

методов:

беседы,

разъяснения,

внушения, диспуты, примеры. Каждый из методов имеет свою специфику и

область применения. Несмотря на свою простоту, все без исключения

методы этой группы требуют высокой педагогической квалификации.

С 2022 года педагоги ввели в планы воспитательной работы тематику

«Разговоры о важном», что послужило предпосылкой, толчком для более

пристального внимания к проблеме духовно-нравственного воспитания.

Родители приняли участие в опросе: необходимость и влияние занятий

«Разговоры о важном» на духовно – нравственное воспитание их детей.

Итоги

анкетирования

показали,

что

95%

семей

поддерживают

Всероссийский проект «Разговоры о важном», 5% - воздержались.

На вопрос о том, какие цели должны быть реализованы при поддержке

внеурочных занятий в Центре детского творчества, родители ответили

следующее:

знакомство с традициями и особенностями регионов России- 20%;

знания посвященные России, ее прошлому, будущему и настоящему

– 25%;

формирование нравственных и патриотических чувств – 55%.

Для выявления уровня развития духовно-нравственных качеств у

обучающихся

надо

было

выяснить

категориальную

структуру

нравственности. Поэтому в самом начале работы необходимо ответить на

вопрос: какие категории в нравственном сознании являются базовыми?

Я выделила такие категории как добро, зло, патриотизм, мудрость,

мужество, справедливость, счастье, умеренность, долг.

Затем я опросила обучающихся, как они понимают взаимодействие

базовых категорий с внеурочными занятиями «Разговоры о важном» и будет

ли развивать и положительно оказывать влияние посещение занятий на их

духовно-нравственное развитие. Из опрошенных было 24 обучающихся (7

мальчиков и 17 девочек), опрос проводился индивидуально. Положительно

отзывались о внеурочном занятии «Разговоры о важном» 18 обучающихся,

отрицательно

3

и

воздержались

3.

Объяснили

положительное

взаимодействие обучающиеся тем, что про историю, традиции и культурное

наследие нашей страны можно и нужно рассказывать, особенно интересны

занятия

в

форме

беседы,

обучающиеся

вовлечены

в

дискуссии

с

демонстрацией

видео.

Это

поможет

обучающимся

легче

усваивать

информацию и запоминать.

Необходимо отметить, что обучающиеся, которые ответили о

положительном влиянии на внеурочные занятия характеризуются высоким

уровнем сформированности нравственных качеств, оказывают помощь

взрослым и сверстникам, проявляют инициативу, чуткость в отношении к

другим людям. У отрицательно ответивших обучающихся, отмечается

неуверенность в себе, низкая самооценка, отрицательное отношение к себе,

вероятно,

это

следствие

недостатка

любви

и

внимания

в

семье.

Обучающиеся,

которые

воздержались,

отличает

уверенность

в

себе,

взаимопомощь,

но

зачастую

отсутствует

мотивация

своих

действий,

жадность.

Некоторые

из

них

в

конкретной

ситуации

уходят

от

ответственности за свои поступки.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что повышение уровня

доброжелательных отношений между обучающимися, духовно-нравственное

воспитание зависит от возникновения интереса к традициям, истории,

культурного наследия малой Родины и нашей страны в целом, специально

созданных педагогических условий и познавательной активности детей.

Более точные данные об оценке эффективности процесса духовно-

нравственного воспитания проводится по окончании учебного года.

Итоги анкетирования говорят о следующем:

расширенные знания обучающихся о родном крае, его обычаях,

истории и культуре, способствуют формированию на этой основе духовного,

нравственного и личностного отношения к действительности;

у

обучающихся

сформированы

нравственные

представления

(эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения.

при помощи внеурочных занятий «Разговоры о важном» развивается

способность

и

умение

обучающихся

делать

нравственный

выбор.

Большинство из них успешно осваивают социальные навыки и нормы

поведения, применяют полученные знания в добрых делах и поступках;

формируются

духовно-нравственные

качества

в

процессе

установления позитивных межличностных отношений.

У

обучающихся

формируются

такие

качества

личности,

как

отзывчивость, общительность, дружелюбие и пр.

Это позволяет сделать вывод о том, что всероссийский проект

«Разговоры о важном» - это правильно организованная, серьезная работа

которая проводится по нравственному воспитанию, несомненно, дает свои

результаты.

Литература

1. Игнатова, В. В. Педагогические факторы духовно-творческого

становления личности в образовательном процессе / В. В. Игнатова. -

Красноярск, 2000, -271 с.

2. Котряхов, Н. В. Духовно-нравственное воспитание подрастающего

поколения в России: история и современность / Н. В. Котряхов. - Киров,

2003, -35 с.

3. Гурковский, В. Воспитание защитников Родины / В. Гурковский //

Народное образование. - 2003. - № 8. - С. 162-172.

4. Даныпов, С. 11. Восхождение на вершину нравственности / С. Н.

Даныпов // В. А. Сухомлинский и современная школа Урала, Сибири :

материалы региональной науч.-практ. конф. Оренбург, 12-14 марта 2003 г.

Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2003. - Ч. 2. - С. 73-78.

5.

Духовно-нравственное

воспитание

в

системе

образования

Российской Федерации. -М. Самшит-издат, 2002. - 176 с.



В раздел образования