Напоминание

Развитие исполнительского дыхания на духовых инструментах


Автор: Хабинский Алексей Михайлович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств № 1 им Л.Л.Линховоина"
Населённый пункт: Республика Бурятия, город Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: Развитие исполнительского дыхания на духовых инструментах
Раздел: дополнительное образование





Назад




Развитие исполнительского дыхания на духовых инструментах

Хабинский Алексей Михайлович

МАУ ДО «Детская школа искусств № 1 им. Л.Л.Линховоина» г. Улан-Удэ

преподаватель по классу труба

Большое значение в процессе обучения игре на духовых инструментах следует

уделять развитию техники дыхания. От правильного дыхания зависят чистота интонации,

устойчивость и выразительность звука. При игре на духовых инструментах функции

вдоха и выдоха изменяются. Если при обычном дыхании вдох и выдох по времени

примерно одинаковы, то при игре на духовом инструменте выдох часто бывает гораздо

продолжительнее вдоха. Кроме того, исполнительский выдох всегда активен. Искусство

исполнительского дыхания состоит не только в умении изменять силу и направление

выдыхаемой струи воздуха, но и в умении производить быстрый полноценный вдох,

значительно превышающий по объему вдох при нормальном дыхательном процессе. Для

извлечения звуков определенной высоты, динамики, характера, тембра, длительности, то

есть для приведения в действие звукообразователя и звучащего воздушного столба

исполнителю

на

духовом

инструменте

необходим

интенсивный

выдох.

Степень

интенсивности выдоха определяется характером музыки и спецификой звукообразования

на том или ином духовом инструменте. Исполнители на духовых инструментах взяли на

вооружение не грудной или диафрагмальный типы дыхания, а грудо-брюшный,

смешанный

тип

дыхания

как

наиболее

рациональный

и

создающий

наиболее

благоприятные условия для производства вдоха и выдоха во время игры.

При грудном типе дыхания акцент вдоха падает на средний участок грудной

клетки, нижние отделы грудной клетки в процессе вдоха участвуют слабо, диафрагма

почти не участвует. При брюшном или диафрагмальном типе дыхания акцент падает на

работу самой сильной и активной мышцы – диафрагмы. Однако объем легких при таком

дыхании неполный, так как средний и верхний участки грудной клетки в процессе вдоха

участвуют

слабо.

При

грудо-брюшном

(смешанном)

типе

дыхания

благодаря

комбинированному действию диафрагмы и всех мышц грудной клетки достигается

наибольший эффект вдоха. Тем не менее, при игре на духовом инструменте нельзя

отрицать важности и необходимости использования в исполнительской практике

духовиков разных типов дыхания – грудного и диафрагмального (брюшного): типы

дыхания определяются характером самой музыки.

Условия игры обязывают музыканта-духовика производить часто полный и

быстрый вдох. Для обеспечения этого условия музыканты прибегают к участию во время

вдоха не только носа, как при нормальном вдохе, но и рта. Степень участия рта в момент

вдоха определяется спецификой звукоизвлечения на том или ином духовом инструменте.

Так, например, на трубе – инструменте с узкой мензурой, требующей не столько большого

объема запаса воздуха, сколько интенсивности и сконцентрированности выдыхаемой

воздушной струи – основная нагрузка при вдохе ложится на нос. Рот выполняет здесь

лишь вспомогательные функции, и то в исключительных случаях, когда требуется

быстрый полный вдох. На широкомензурных инструментах (тромбон, туба), где полнота

вдоха всегда более объемна, чем в инструментах с узкой мензурой и выдох не столь

сконцентрирован, активность участия рта в процессе вдоха более высокая.

Степень активности участия в процессе вдоха ртом или носом зависит также от

музыкальной фразы и, в связи с этим, – от применяемых типов дыхания. Если при

диафрагмальном вдохе основная часть воздуха вдыхается через рот, при грудо-брюшном

– через рот и нос, то при грудном вдохе активная роль принадлежит носу. Слушателя

может раздражать игра исполнителя только из-за того, что он шумно, неэстетично

вдыхает. Поэтому вдох через нос является более бесшумным, он близок к естественному

процессу дыхания, вдох через нос значительно гигиеничнее. Но решающая роль в

исполнении

принадлежит

выдоху,

так

как

он

связан

уже

непосредственно

с

художественной стороной исполнительского процесса. Выдох должен быть разнообразен

и гибок: то бурный и порывистый, то едва заметный и плавный, то усиливающийся и

замирающий, то ускоряющийся и замедляющийся и т.д. Также выдох должен иметь

необходимое качество: то равномерный, то постепенно ускоряемый, то постепенно

замедляемый, в зависимости от динамических нюансов. Усиление звука связано с

ускорением выдоха, ослабление – с постепенным замедлением; при постепенном и

равномерном выдохе получается ровный по силе звук. Так достигаются самые

разнообразные нюансы звука.

Развивать

дыхание

нужно

постепенно:

от

отдельных,

не

слишком

продолжительных звуков и небольших музыкальных фраз с равномерным в динамическом

отношении звучанием и минимизацией интонационных погрешностей следует переходить

к

дальнейшему

развитию

исполнительского

дыхания

на

материале

с

более

продолжительными звуками и фразами, с постепенным усилением и ослаблением выдоха.

Необходимо при этом постоянно контролировать качество исполнительского выдоха

слухом. Для развития навыков исполнительского дыхания в педагогической практике

широко используется исполнение гамм в медленном движении с применением различной

нюансировки.

Специальное внимание следует уделять развитию мускулов губ и лица, что

необходимо учитывать при подборе упражнений, предназначенных для развития дыхания.

У некоторых исполнителей при выдохе часть воздуха выходит через нос, что приводит к

потере тембровых красок звука, поэтому педагог должен своевременно заметить и

исправить этот недостаток.

От дыхания зависит не только динамическая сторона исполнения и качество звука.

С помощью дыхания отделяются музыкальные фразы одна от другой, следовательно,

необходимо обратить внимание ученика на роль дыхания в музыкальной фразеологии.

Правильное распределение пунктов смены дыхания имеет огромное значение для

выразительности исполнения: педагог должен на основе анализа строения произведения и

учета исполнительских возможностей ученика точно указать моменты, где следует делать

вдох. В этом анализе должен участвовать и ученик, постепенно приучаясь самостоятельно

разбираться в тексте. Моменты вдоха не могут располагаться в случайных местах,

слушатель никогда не должен чувствовать, что исполнителю нужно взять дыхание.

Встречаются очень длинные музыкальные фразы, которые невозможно исполнить на

одном дыхании. В этом случае следует найти место, где можно взять дыхание, не нарушив

смысла музыкальной фразы. Неправильное распределение пунктов вдоха может привести

к искажению смысла музыкальной фразы. При этом лига не должна служить

препятствием для вдоха, поскольку она указывает лишь на необходимость плавного и

связного исполнения. Прекращение звучания наступает не сразу; какое-то короткое время

человеческий

слух

сохраняет

звучание.

Это

дает

возможность,

при

наличии

определенного мастерства, делать вдох в некоторых пунктах, находящихся под лигой.

Исполнение же с напряженным дыханием производит тяжелое, неприятное впечатление.

Развить всесторонне технику дыхания и научиться использовать ее в полной мере

как средство музыкальной выразительности возможно только при овладении достаточно

богатым музыкальным репертуаром.

Список использованной литературы:

1. Диков Б. О дыхании при игре на духовых инструментах. – М.: Музгиз, 1956

2. Волков Н. В. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах:

методическое пособие для детских музыкальных школ, детских школ искусств, средних

специальных

музыкальных

школ

/

Министерство

культуры

Российской

Федерации.

Научно-методический центр по художественному образованию. М., 2002

3. Гайдамович, Т. Музыкальное исполнительство и педагогика / Т. Гайдамович. -

М., 1991



В раздел образования