Автор: Хабинский Алексей Михайлович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств № 1 им Л.Л.Линховоина"
Населённый пункт: Республика Бурятия, город Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: Развитие исполнительского дыхания на духовых инструментах
Раздел: дополнительное образование
Развитие исполнительского дыхания на духовых инструментах
Хабинский Алексей Михайлович
МАУ ДО «Детская школа искусств № 1 им. Л.Л.Линховоина» г. Улан-Удэ
преподаватель по классу труба
Большое значение в процессе обучения игре на духовых инструментах следует
уделять развитию техники дыхания. От правильного дыхания зависят чистота интонации,
устойчивость и выразительность звука. При игре на духовых инструментах функции
вдоха и выдоха изменяются. Если при обычном дыхании вдох и выдох по времени
примерно одинаковы, то при игре на духовом инструменте выдох часто бывает гораздо
продолжительнее вдоха. Кроме того, исполнительский выдох всегда активен. Искусство
исполнительского дыхания состоит не только в умении изменять силу и направление
выдыхаемой струи воздуха, но и в умении производить быстрый полноценный вдох,
значительно превышающий по объему вдох при нормальном дыхательном процессе. Для
извлечения звуков определенной высоты, динамики, характера, тембра, длительности, то
есть для приведения в действие звукообразователя и звучащего воздушного столба
исполнителю
на
духовом
инструменте
необходим
интенсивный
выдох.
Степень
интенсивности выдоха определяется характером музыки и спецификой звукообразования
на том или ином духовом инструменте. Исполнители на духовых инструментах взяли на
вооружение не грудной или диафрагмальный типы дыхания, а грудо-брюшный,
смешанный
тип
дыхания
как
наиболее
рациональный
и
создающий
наиболее
благоприятные условия для производства вдоха и выдоха во время игры.
При грудном типе дыхания акцент вдоха падает на средний участок грудной
клетки, нижние отделы грудной клетки в процессе вдоха участвуют слабо, диафрагма
почти не участвует. При брюшном или диафрагмальном типе дыхания акцент падает на
работу самой сильной и активной мышцы – диафрагмы. Однако объем легких при таком
дыхании неполный, так как средний и верхний участки грудной клетки в процессе вдоха
участвуют
слабо.
При
грудо-брюшном
(смешанном)
типе
дыхания
благодаря
комбинированному действию диафрагмы и всех мышц грудной клетки достигается
наибольший эффект вдоха. Тем не менее, при игре на духовом инструменте нельзя
отрицать важности и необходимости использования в исполнительской практике
духовиков разных типов дыхания – грудного и диафрагмального (брюшного): типы
дыхания определяются характером самой музыки.
Условия игры обязывают музыканта-духовика производить часто полный и
быстрый вдох. Для обеспечения этого условия музыканты прибегают к участию во время
вдоха не только носа, как при нормальном вдохе, но и рта. Степень участия рта в момент
вдоха определяется спецификой звукоизвлечения на том или ином духовом инструменте.
Так, например, на трубе – инструменте с узкой мензурой, требующей не столько большого
объема запаса воздуха, сколько интенсивности и сконцентрированности выдыхаемой
воздушной струи – основная нагрузка при вдохе ложится на нос. Рот выполняет здесь
лишь вспомогательные функции, и то в исключительных случаях, когда требуется
быстрый полный вдох. На широкомензурных инструментах (тромбон, туба), где полнота
вдоха всегда более объемна, чем в инструментах с узкой мензурой и выдох не столь
сконцентрирован, активность участия рта в процессе вдоха более высокая.
Степень активности участия в процессе вдоха ртом или носом зависит также от
музыкальной фразы и, в связи с этим, – от применяемых типов дыхания. Если при
диафрагмальном вдохе основная часть воздуха вдыхается через рот, при грудо-брюшном
– через рот и нос, то при грудном вдохе активная роль принадлежит носу. Слушателя
может раздражать игра исполнителя только из-за того, что он шумно, неэстетично
вдыхает. Поэтому вдох через нос является более бесшумным, он близок к естественному
процессу дыхания, вдох через нос значительно гигиеничнее. Но решающая роль в
исполнении
принадлежит
выдоху,
так
как
он
связан
уже
непосредственно
с
художественной стороной исполнительского процесса. Выдох должен быть разнообразен
и гибок: то бурный и порывистый, то едва заметный и плавный, то усиливающийся и
замирающий, то ускоряющийся и замедляющийся и т.д. Также выдох должен иметь
необходимое качество: то равномерный, то постепенно ускоряемый, то постепенно
замедляемый, в зависимости от динамических нюансов. Усиление звука связано с
ускорением выдоха, ослабление – с постепенным замедлением; при постепенном и
равномерном выдохе получается ровный по силе звук. Так достигаются самые
разнообразные нюансы звука.
Развивать
дыхание
нужно
постепенно:
от
отдельных,
не
слишком
продолжительных звуков и небольших музыкальных фраз с равномерным в динамическом
отношении звучанием и минимизацией интонационных погрешностей следует переходить
к
дальнейшему
развитию
исполнительского
дыхания
на
материале
с
более
продолжительными звуками и фразами, с постепенным усилением и ослаблением выдоха.
Необходимо при этом постоянно контролировать качество исполнительского выдоха
слухом. Для развития навыков исполнительского дыхания в педагогической практике
широко используется исполнение гамм в медленном движении с применением различной
нюансировки.
Специальное внимание следует уделять развитию мускулов губ и лица, что
необходимо учитывать при подборе упражнений, предназначенных для развития дыхания.
У некоторых исполнителей при выдохе часть воздуха выходит через нос, что приводит к
потере тембровых красок звука, поэтому педагог должен своевременно заметить и
исправить этот недостаток.
От дыхания зависит не только динамическая сторона исполнения и качество звука.
С помощью дыхания отделяются музыкальные фразы одна от другой, следовательно,
необходимо обратить внимание ученика на роль дыхания в музыкальной фразеологии.
Правильное распределение пунктов смены дыхания имеет огромное значение для
выразительности исполнения: педагог должен на основе анализа строения произведения и
учета исполнительских возможностей ученика точно указать моменты, где следует делать
вдох. В этом анализе должен участвовать и ученик, постепенно приучаясь самостоятельно
разбираться в тексте. Моменты вдоха не могут располагаться в случайных местах,
слушатель никогда не должен чувствовать, что исполнителю нужно взять дыхание.
Встречаются очень длинные музыкальные фразы, которые невозможно исполнить на
одном дыхании. В этом случае следует найти место, где можно взять дыхание, не нарушив
смысла музыкальной фразы. Неправильное распределение пунктов вдоха может привести
к искажению смысла музыкальной фразы. При этом лига не должна служить
препятствием для вдоха, поскольку она указывает лишь на необходимость плавного и
связного исполнения. Прекращение звучания наступает не сразу; какое-то короткое время
человеческий
слух
сохраняет
звучание.
Это
дает
возможность,
при
наличии
определенного мастерства, делать вдох в некоторых пунктах, находящихся под лигой.
Исполнение же с напряженным дыханием производит тяжелое, неприятное впечатление.
Развить всесторонне технику дыхания и научиться использовать ее в полной мере
как средство музыкальной выразительности возможно только при овладении достаточно
богатым музыкальным репертуаром.
Список использованной литературы:
1. Диков Б. О дыхании при игре на духовых инструментах. – М.: Музгиз, 1956
2. Волков Н. В. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах:
методическое пособие для детских музыкальных школ, детских школ искусств, средних
специальных
музыкальных
школ
/
Министерство
культуры
Российской
Федерации.
Научно-методический центр по художественному образованию. М., 2002
3. Гайдамович, Т. Музыкальное исполнительство и педагогика / Т. Гайдамович. -
М., 1991