Напоминание

МЕТОД «ОДИН НА ОДИН» СОЦИОКУЛЬТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА: ПЕДАГОГ-СТУДЕНТ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОВЗ


Автор: Левакова Елена Сергеевна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: ГПОУ "Сыктывкарский колледж сервиса и связи"
Населённый пункт: город Сыктывкар, Республика Коми
Наименование материала: статья
Тема: МЕТОД «ОДИН НА ОДИН» СОЦИОКУЛЬТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА: ПЕДАГОГ-СТУДЕНТ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОВЗ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МЕТОД «ОДИН НА ОДИН»

СОЦИОКУЛЬТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА: ПЕДАГОГ-

СТУДЕНТ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОВЗ

Введение

В

современных

условиях

инклюзивного

образования

важно

создавать

условия,

способствующие полноценному развитию

студентов с инвалидностью и ограниченными

возможностями здоровья

(ОВЗ). Одним из эффективных инструментов поддержки таких

студентов является метод социокультурного направления наставничества «Один на один»,

который позволяет не только интегрировать их в образовательное пространство, но и

способствует их личностному и профессиональному росту.

Сущность метода «Один на один»

Социокультурное направление наставничества основывается на принципах гуманизма,

индивидуального подхода и социальной интеграции. Основная идея заключается в том,

что наставник, выступающий в роли педагога, помогает студенту с инвалидностью или

ОВЗ адаптироваться в учебной среде, развивать свои способности и

преодолевать

возможные барьеры. Наставничество включает в себя как учебную, так и внеучебную

поддержку, ориентированную на культурное и социальное развитие.

Роль педагога-наставника

Педагог-наставник

играет

ключевую

роль

в

процессе

социокультурного

наставничества.

Он

должен

быть

не

только

профессионалом в своей области, но и

обладать эмпатией, терпением

и

готовностью

поддерживать

студента

в

различных

ситуациях. Основные функции педагога-наставника включают:

Адаптация учебного материала: создание доступных и понятных учебных материалов,

учитывающих индивидуальные особенности студента.

Поддержка в учебной деятельности: помощь в освоении учебной

программы,

подготовка к экзаменам, проведение дополнительных занятий.

Социальная интеграция: содействие в налаживании межличностных контактов, участие

в студенческих мероприятиях и общественной жизни.

Личностное развитие: поддержка в формировании уверенности в

себе,

развитии

самостоятельности и ответственности.

Преимущества метода «Один на один»

Использование социокультурного направления наставничества имеет ряд значимых

преимуществ как для студентов с инвалидностью и ОВЗ, так и для образовательного

учреждения в целом:

Улучшение

учебных

достижений:

индивидуальный

подход

позволяет

более

эффективно усваивать учебный материал и повышать

успеваемость.

Социальная

адаптация:

студенты

легче

интегрируются

в

студенческое

сообщество,

находят

новых

друзей

и

единомышленников.

Личностное развитие: развивается уверенность в своих силах, формируется позитивное

отношение к учебе и жизни в целом.

Профессиональная

ориентация:

наставник

помогает

студенту

определить

профессиональные

интересы

и

направления,

что

способствует

успешному

трудоустройству в будущем.

Практическая реализация

Для успешной реализации метода социокультурного наставничества необходимо:

Подготовка педагогов: организация специализированных тренингов и

курсов повышения

квалификации для педагогов, направленных на развитие навыков работы с инклюзивными

группами студентов.

Создание

инклюзивной

среды:

обеспечение

доступности

учебных

помещений,

информационных ресурсов и технических средств обучения.

Разработка индивидуальных образовательных программ: учет особенностей каждого

студента при составлении учебного плана и выборе методов обучения.

Мониторинг и оценка эффективности: регулярная оценка результатов наставничества и

корректировка программ в соответствии с полученными данными.

Заключение

Метод

«Один на один» социокультурного

направления

наставничества

является

важным инструментом в системе инклюзивного образования, который

способствует

успешной социализации и личностному развитию студентов с инвалидностью и ОВЗ. Его

внедрение требует совместных усилий педагогов, администрации учебных заведений и

общества в целом. Только при условии комплексного подхода и постоянной поддержки

можно достичь значительных успехов в области инклюзивного образования.



В раздел образования