Автор: Кузикова Ольга Владимировна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО «Детская школа искусств № 1 им. Л.Л.Линховоина»
Населённый пункт: г. Улан-Удэ
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование у учащихся навыков игры на ударных инструментах в ДШИ
Раздел: дополнительное образование
Формирование у учащихся навыков игры на ударных инструментах в
ДШИ
Кузикова Ольга Владимировна
МАУ ДО «Детская школа искусств № 1 им. Л.Л.Линховоина» г. Улан-Удэ
преподаватель по классу ударные инструменты
Формирование у учащихся навыков игры на ударных инструментах является одной
из самых важных задач, целями которой является освоение данной дисциплины и
подготовка юных музыкантов к концертной деятельности. Ударные инструменты
являются очень активно развивающей дисциплиной, которая содержит в себе
большое
количество
разновидностей
и
требует
к
каждому
инструменту
определенный навык игры. Необходимые знания и умения закладываются с самого
начала обучения. Знакомство с дисциплиной позволяет приобрести умения
исполнять
сольную
концертную
программу,
участвовать
в
коллективной
творческой деятельности.
У учащегося навыки игры формируются по нескольким методам обучения.
Первое это когда педагог демонстрирует игровую технику, исполняя многообразие
вариантов игры. Затем идет показ и разбор произведения, пояснение всех нюансов,
таких как штрихи, динамика, темп, характер произведения, которые нужно
обязательно применять и учитывать. Если у учащегося возникают трудности в
освоении информации, то словесный способ объяснения помогает наиболее
эффективно освоить и донести до учащегося учебный материал. Самостоятельные
поиски
решения
учебных
задач
учащегося
помогает
избежать
трудности,
возникающие при разборе учебного материала. Каждый метод подбирается
индивидуально и зависит от возрастных, индивидуальных особенностей учащихся.
В своей педагогической деятельности преподавателю следует опираться на
дидактические принципы. Систематичные занятия, связь с теорией и применение
на практике, разнообразие, наглядность и доступность изложения учебного
материала, умение объединить все составляющие задачи для достижения цели.
Создание педагогом положительной мотивации, учитывать желание учащегося на
выбор программы, использовать яркую подачу материала. Использование аудио и
видео записей профессиональными исполнителями помогает понять содержание
материала, провезти анализ произведения, продумать содержание предстоящих
знаний и умений исполнителя.
На начальном этапе развития навыков игры на музыкальных ударных
инструментах
необходимо
освоить
постановку
рук,
разобрать
принципы
звукоизвлечения на ксилофоне, малом барабане. Занятия должны проходить как на
«тренажере», так и на самих инструментах. На ксилофоне разбор различных гамм и
упражнений,
на
малом
барабане
разновидности
ритмических
рисунков
и
длительностей. Систематические занятия способствуют активному развитию
техники и навыков игры.
Любые музыкальные инструменты требуют большой трудоемкой работы.
Правильный
подход
к
учебному
процессу
влияет
на
всеобщее
развитие
обучающегося. Плодотворная работа учащегося и педагога всегда покажет
положительный результат в развитии и навыка игры на ударных инструментах.
Литература:
1.
Грищенко
Л.
Психология
воспитания
внимания,
памяти
–
Екатеринбург, 1994.
2.
Евтихиев П., Карцева Г. Психолого-педагогические основы работы
учащегося над музыкально-исполнительским образом / Музыкальное
воспитание: опыт, проблемы, перспективы. Сб. тр.- Тамбов, 1994.С.43-
54
3.
Логинова
Л.
О
слуховой
деятельности
музыканта-исполнителя.
Теоретические проблемы.- М., 1998.
4.
Снегирев В. Методика обучения игре на ударных инструментах.- М.,
2003.