Напоминание

Возрастные танцы


Автор: Черепанова Елизавета Дмитриевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОАУДО "ДДЮ"
Населённый пункт: г. Райчихинск, Амурская область
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: Возрастные танцы
Раздел: дополнительное образование





Назад




ВОЗРАСТНЫЕ ТАНЦЫ

Муниципальное образовательное автономное

учреждение дополнительного образования

«Дворец детей и юношества»

городского округа города Райчихинска Амурской области

Методическое пособие

для постановки

хореографического номера,

руководителям

детских художественных коллективов

Выполнила:

Педагог дополнительного образования

Черепанова Елизавета Дмитриевна

Райчихинск

2024г.

Цель программы: развивать творческие способности детей через развитие

музыкально-ритмических и танцевальных движений.

• В детском танце 3 задачи:

-

воспитательная

-

образовательная

-

развивающая

Задачи программы.

Образовательные:

-через образы дать возможность выразить собственное восприятие музыки;

-расширение музыкального кругозора, пополнение словарного запаса;

-формировать умения отмечать в движении метр (сильную долю такта), простейший

ритмический рисунок;

-формировать умение менять движения в соответствии с двух и трехчастной формой, и

музыкальными фразами;

-обучение

пониманию

и

исполнению

ритмических

движений,

(названия

которых

даются педагогом на французском языке.)

Развивающие:

-развитие

координации,

гибкости,

пластичности,

выразительности

и

точности

движений;

-развитие умения ритмично двигаться в соответствии с различным характером

музыки, динамикой;

-развитие координации и укрепление опорно-двигательного аппарата;

-приобщение к совместному движению с педагогом.

Воспитательные:

-воспитание

у

детей

интереса

к

занятиям

хореографией

путем

создания

положительного эмоционального настроя;

-психологическое раскрепощение ребенка;

-воспитание умения работать в паре, коллективе.

КОМПОНЕНТЫ ДЕТСКОГО ТАНЦА, 5-6 ЛЕТ:

- Образ (должен быть понятен и доступен). Хореографический образ отображает

конкретный характер человека, другого существа, животного, птиц и других,

проявляющийся в отношении изображаемого к окружающей действительности.

- Костюмы должны быть яркие и удобные для исполнителя.

- Музыка (со словами). В возрасте 5-6 лет ярко выявляется индивидуальность

ребенка,

его

инициативность,

попытки

собственной

интерпретации

при

исполнительстве,

эмоционально

осознанное

восприятие.

Развитое

чувство

ритма

характеризуется чутким улавливанием метра, акцентов, пульсации, ритмического

рисунка, музыкальной формы, темпа произведения.

- Рисунок (простой).

Задачи:

-научить детей ориентироваться в пространстве.

-научить детей соблюдать интервалы.

-самостоятельно находить свободное место в зале.

-перестраиваться в круг.

-становиться в пары.

-

Присутствует

лексика.

Для

детского

танца

лексический

образ

должен

быть

понятен и доступен.

КОМПОНЕНТЫ ДЕТСКОГО ТАНЦА, 7-9:

-

Рисунок (усложнённый).

Задачи:

-приобрести навыки свободного перемещения в пространстве.

-изучить простые рисунки танца для использования их в концертных номерах.

-привить навык держать равнение в рисунке, соблюдать интервалы.

-

Музыка (более быстрая).

Приоритетные задачи:

-умение оперировать музыкальными представлениями;

-продолжать формировать умение сочетать пантомиму, танец, пластику;

-учить отражать в танцевальных импровизациях изменения в музыкальном

образе;

-вводить элементы балетного и современного массового танца.

-

Лексика (усложнённая). Лексический образ должен быть понятен и доступен,

добавлены эпольманы, перемещение и т.д...

- Образ (усложнённый). Хореографический образ отображает конкретный характер

человека, другого существа, животного, птиц и других, проявляющийся в отношении

изображаемого к окружающей действительности. Характер героя раскрывается на

сцене

в

линии

его

поведения,

в

его

действиях

и

поступках

средствами

хореографического искусства. Так как искусство хореографии теснейшим образом

связано с музыкой, хореографический образ и его развитие следует рассматривать в

тесном взаимодействии с музыкальным произведением.

-костюмы удобные

КОМПОНЕНТЫ ДЕТСКОГО ТАНЦА, 10-13:

- Музыка (без слов).

Приоритетные задачи:

-умение оперировать музыкальными представлениями;

-продолжать формировать умение сочетать пантомиму, танец, пластику;

-учить

отражать

в

танцевальных

импровизациях

изменения

в

музыкальном

образе;

-вводить элементы балетного и современного массового танца.

-

Лексический образ. Добавляется разделение на м/ж пол, добавляются сольные

части.

-

Рисунок усложняется + приемы хореографического симфонизма.

-

Костюмы

в

танце

должны

быть

удобные,

+

взаимодействие

исполнителя

с

костюмом, так же добавляется какой-либо предмет.

- Образ (больше характера). Образ должен быть понятен и доступен.

Хореографический образ отображает конкретный характер человека, другого

существа, животного, птиц и других, проявляющийся в отношении изображаемого к

окружающей действительности. Характер героя раскрывается на сцене в линии его

поведения, в его действиях и поступках средствами хореографического искусства.

Так как искусство хореографии теснейшим образом связано с музыкой,

хореографический образ и его развитие следует рассматривать в тесном

взаимодействии с музыкальным произведением.

КОМПОНЕНТЫ ДЕТСКОГО ТАНЦА, 14-18:

- Музыка без слов, сложная, приоритетные задачи те же

-

Лексика сложная, по возрасту, по уровню подготовки…

-

Рисунок. Меньше рисунка, больше лексики и наоборот.

-

Костюмы совпадают по стилистике номера, + взаимодействие исполнителя с

костюмом, так же добавляется какой-либо предмет.

- Образ (в зависимости от танца).

Задачи:

-приобрести

навыки

свободного перемещения

в пространстве.

-изучить

простые

рисунки

танца

для

использования

их

в

концертных номерах.

-привить

навык

держать

равнение

в

рисунке,

соблюдать интервалы.

После того как постановщик разработал композицию, лексику, мизансцены, он

может приступить к работе с исполнителями, предварительно продумав методику

преподавания, включающую 2 метода:

1. Поставить, потом отработать.

2. Ставить по кускам и сразу отрабатывать. Готовиться нужно к каждому занятию.

Следует иметь с собой записанные особенности или рабочий план по тактам: с

левой стороны — такты и схемы движения, с правой — какое движение

сколько раз выполняется, с какой ноги, положения рук и т. д. Перед тем как

разучивать танец, постановщик рассказывает участникам всё, что входит в

содержание танца, знакомит их с музыкой. Он должен добиваться тщательно

отработанных движений, яркой подачи материала и характера танца

Алгоритм работы.

● Знакомство с исполнителей с номером. Дать прослушать музыку, рассказать сюжет,

увлечь, заинтересовать.

● Распределить роли, персонажей, учесть при этом:

– технические возможности исполнителей;

– индивидуальные качества (кто-то «дробит», кто-то «крутит»);

– внешние качества (рост, лицо).

● Разучивание движений. Начинается на уроках. Последовательность разучивания

движений:

– движение показать без сопровождения и

под музыку;

– если сложное — разделить его на части;

проучить

под

счет

каждую

часть,

постепенно подключая музыку;

медленно

под

счет

объединить

части,

затем

под

музыку,

когда

проучен

весь

материал, ускорить темп до нужного;

– после разучивания движения тренируются

выразительность и эмоциональность.

Разводка номера производится по постановочным кускам.

1. Пройти пешком по рисунку.

2. Пройти по рисунку танцевальными движениями.

3. Соединить эти 2 постановочных куска.

Когда номер разведен, поставлен, начинаются репетиции. Сначала — рабочие

репетиции:

-

на сцене

- в костюмах

-

сводные репетиции

Следующий этап

— прогоны. За ними следует генеральная репетиция — со

светом, с гримом. Это пробный спектакль, где показывается первоначальная версия

произведения.

После

генеральной

репетиции

бывают

изменения

(сокращения,

дополнения).

Характер героя раскрывается на сцене в линии его поведения, в его действиях и

поступках

средствами

хореографического

искусства.

Так

как

искусство

хореографии теснейшим образом связано с музыкой, хореографический образ и его

развитие

следует

рассматривать

в

тесном

взаимодействии

с

музыкальным

произведением.

Что

такое

хореографический

образ?

Искусство

всё

пропускает

сквозь

эстетическую

призму,

одаривая,

облагораживая

эстетическим

переживанием.

Художественный образ есть особая форма отражения и осмысления жизни. Едва

ли

не

основным

в

работе

режиссера,

балетмейстера,

художника

являются

жизненные наблюдения. Только жизнь во всём ее многообразии может явиться

материалом для художника. Наше ощущение, наше сознание есть лишь образ

нашего мира. От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к

практике — таков диалектический путь познания, движения к истине, познания

объективной реальности.

Из

каких

же

компонентов

складывается

хореографический

образ?

Какие

выразительные

средства

использует

балетмейстер

для

создания

сценического

образа

в

хореографическом

искусстве?

Едва

ли

не

основное

значение

имеет

танцевальный

язык:

именно

через

пластику,

через

танцевальный

язык

зритель

воспринимает замысел балетмейстера. Но важны не только «слова», не только

лексика, свойственная тому или иному персонажу, но и интонация его пластической

речи, жесты, позы, мимика.

1.

ПОЗА

является

составной

частью

каждого

движения.

Поза

это

положение,

принимаемое

человеческим

телом.

В

хореографии

поза

это

остановка

в

движении,

его

исходные

или

конечные

моменты,

поза

неотъемлемая часть движения. Когда найден яркий характер, поза является

ключом к раскрытию образа, особенно в классике.

2.

МИМИКА

это

игра

лица,

которая

передает

эмоциональное

состояние,

реакцию на те или иные события, действия.

3. РАКУРС — это расположене исполнителя относительно зрителя или другого

исполнителя. Ракурс служит для наиболее эффективной передачи движения в

пространстве. Правильный выбор ракурса помогает ярче воспринимать движения.

4. ЖЕСТЫ. Язык жестов включает знаки, используемые для языкового общения

наряду со звуковой речью или взамен ее. С научной точки зрения жест — «любой

знак, производимый головой, рукой, ногой, телом и выражающей эмоции или

сообщающей информацию».

Особенно

трудно

для

балетмейстера

создавать

образ

нашего

современника.

Сложность заключается в том, что зритель замечает фальшь в поведение героя, в

его поступках, в манере держаться. Образ современника обязательно должен

иметь

индивидуальные

черты.

Здесь

нельзя

идти

по

линии

сглаживания,

нивелирования,

образных

характеристик.

Вывод:

сценический

образ

сложнейший

сплав

внутренних

и

внешних

черт

человеческой

личности.

В

танцевальном

искусстве

эти

черты

должны

быть

раскрыты

средствами

хореографии.

Балетмейстер

использует

для

этого

и

рисунок

танца,

и

танцевальный

язык

пластику

человеческого

тела,

и

мимику,

жест,

и

драматургическое развитие образа, и, конечно, музыку.

Музыкально-ритмическая

деятельность

привлекает

детей

своей

эмоциональностью, возможностью активно выразить свое отношение к музыке в

движении.

Учитывая

возрастные

особенности

детей,

их

запросы

и

интересы

занятия хореографией проводятся в игровой форме, большое внимание уделяется

музыкальным играм, импровизации. В музыкальных играх, создавая тот или иной

образ, дети слышат в музыке и передают в движении разнообразные чувства.

АНАЛИЗ МУЗЫКИ К ТАНЦУ

План анализа

1. Определить жанр, содержание, музыкальную драматургию.

2.

Определить

форму.

Форма

может

быть

простой

или

сложной.

Сложная

включает,

например, куплет, припев — нужно установить, из скольких частей состоит

произведение, как они соотносятся по длительности, как повторяются.

3. Разбирается каждая часть — делится на периоды, фразы.

4. Уточнить музыкальные темы, характер, ритмический рисунок, музыкальный

размер, динамические оттенки, акценты. В результате этой работы руководитель

полностью осваивает содержание, форму и композиционную структуру музыки.

Музыка обычно заучивается наизусть с помощью магнитофона. Освоив музыку, ее

драматургию, постановщик прослеживает слияние музыки и танца.

Согласовываются все мельчайшие детали сценического

действия и отражение его в музыке. В процессе этой

работы всё более конкретнее Становится

хореографическое видение частей, рисунков,

Фрагментов танца. Все это руководитель фиксирует,

указывает, на какую часть музыки планируется

исполнение данного фрагмента. Начинается творческий

процесс — продумывание композиции танца.

5.

Определить

части

музыкального

произведения,

сколько

раз

повторяются

динамические оттенки, характер. Звучность при исполнении (форте, пиано).

6.

Определить

характер

каждой

части

(острый,

резкий,

игривый,

мягкий,

воздушный, шутливый, легато, стаккато).

7.

Разделить

каждую

часть

музыкального

произведения

на

периоды,

предложения, музыкальные фразы.

8.

Уяснить

музыкальные

темы.

Например,

установить,

сколько

времени

отводится на каждого персонажа: тема зайца занимает 48 тактов, тема лисы —

тоже 48 тактов.

9.

Определить

ритмический

рисунок,

подчеркнуть

ритмические

доли

(синхронность).

Указать

несовпадение

ритмических

и

метрических

долей

(синкопа). Полиритмика — проявление многообразия, самое яркое свойство

нашего искусства.



В раздел образования