Напоминание

Вопросы профориентации школьников в учреждениях культуры и искусства


Автор: Авдеева Ольга Анатольевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГПОУ ТО "ТКИ им. А.С. Даргомыжского"
Населённый пункт: г. Тула
Наименование материала: Стендовый доклад
Тема: Вопросы профориентации школьников в учреждениях культуры и искусства
Раздел: дополнительное образование





Назад




П р е з е н т а ц и ю п о д г о т о в и л а А в д е е в а О л ь г а А н а т о л ь е в н а

( п р е п о д а в а т е л ь Г П О У Т О « Т К И и м . А . С . Д а р г о м ы ж с к о г о » )

ШКОЛЬНИКОВ

ВОПРОСЫ

ПРОФОРИЕНТАЦИИ

в учреждениях

культуры и

искусства

"МЕЧТА ВСЕЙ НАШЕЙ ЖИЗНИ — ВСТРЕТИТЬ

ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ ПОМОЖЕТ НАМ СТАТЬ

ТАКИМИ, КАКИМИ МЫ ХОТИМ БЫТЬ»

ЭММЕРСОН

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЫБОР

ПРОФЕССИИ

Профориентационная работа в образовательных учреждениях культуры и искусств

является одной из приоритетных, ведь она помогает учащимся лучше узнать себя,

получить информацию о разных аспектах творческих профессий, о рынке труда и

перспективах, а также получить опыт принятия решений в рамках планирования

дальнейшего образования и профессионального пути.

Правильный выбор профессии — не единовременный акт. Это длительный процесс,

имеющий свои этапы и зависящий от множества факторов.

Факторы

Мнение семьи

Мнение педагогов

Интересы, склонности

Друзья

Знания о профессиях

Телепрограммы

Учителя, педагоги,

образовательные организации

оказывают немалое влияние на

самоопределение школьника.

Педагогический коллектив ДМШ и

ДШИ создает необходимые условия

для профориентации выпускников

посредством информирования,

консультирования, индивидуального

сопровождения, организации

различных творческих мероприятий

и встреч, помогая учащимся как

можно лучше разобраться в

содержании творческих профессий и

определить их привлекательные

стороны, соотнеся их с личными

интересами и качествами.

Чем больше учащийся знает о

профессии, тем легче ему сделать

выбор!!!

Исполнитель-

солист

Звукорежиссер

Музыкальный

критик

Музыкальный

журналист

Артист

ансамбля и

оркестра

Педагог

Аранжировщик

Дирижер

Композитор

Дизайнер

Реставратор

Актер

Однако,

главным

звеном

социализации

молодежи

и

наиболее

влиятельным

фактором при выборе будущей профессии была и остается семья. По мнению

исследователей,

огромный

процент

выпускников

принимает

решение

о

выборе

профессии совместно с родителями.

Неудивительно, ведь родители как никто знают своих детей, желают им добра и

максимально

заинтересованы

в

их

будущих

успехах.

Решения,

принимаемые

родителями

том

числе

в

какую

школу

и

в

какую

сферу

дополнительного

образования

отдать

ребенка,

возможность

материального

обеспечения),

естественным образом влияют в дальнейшем и на профессиональную карьеру их

детей.

Без

знания

установок

и

ценностей

конкретной

семьи,

ее

запросов,

ресурсов,

от

которых

зависит

ребенок,

индивидуализация

профориентационной работы не может быть реализована.

Поэтому ДМШ и ДШИ обязаны

учитывать влияние общих семейных

предпочтений в

профориентационной работе и

тщательно планировать

взаимодействие с родителями.

Школы должны сделать семьи

обучающихся своими

союзниками, рассматривать их не

как вспомогательный, а как

необходимый компонент

профориентации ребенка.

Отметив, что РОДИТЕЛИ – один из важнейших факторов, оказывающих

влияние

на

подростка

при

выборе

профессии,

мы

должны

задаться

вопросом: а всегда ли родители знают, что хотят их дети? О чем мечтают?

Что умеют?

Есть

родители,

которые

даже

не

представляют, какого рода успехов ждать от

собственного

ребенка,

какие

у

него

способности

и

возможности,

поэтому

не

могут назвать профессию, которую бы ему

пожелали

.

А

есть

родители,

которые

четко

определяют

будущее

своих

детей,

исходя из собственных интересов и

представлений,

но

при

этом

не

задумываются

над

тем,

будет

ли

профессия,

выбранная

ими,

соответствовать

склонностям

ребенка,

готов

ли

ребенок

социально и психологически к тому,

чтобы соответствовать требованиям

этой

профессии,

не

просто

выполнять ее хорошо, а достичь в

ней успехов и в будущем испытать

удовлетворение от самореализации.

РОЛЬ СЕМЬИ В ВЫБОРЕ

ПРОФЕССИИ:

«

-

»

семейная традиция может

ограничить вероятный выбор

«

+

»

ребенок очень хорошо

представляет данную

профессиональную сферу

Особое

место

в

вопросе

самоопределения

ребенка

занимают

так

называемые

профессиональные династии, например, где оба родителя (а то и не одно поколение)

врачи

или

инженеры,

или

актеры,

или

музыканты.

Если творчески одаренный ребенок родился в творческой семье, то ему повезло: с

самого

рождения

он

получает

поддержку

близких

людей

в

своих

увлечениях

и

стремлениях.

Родители

разделяют

интересы

ребенка,

личным

примером

помогают

ребенку

разобраться

во

всех

тонкостях

творческой

сферы,

формируя

четкое

представление о профессии со всеми ее плюсами и минусами.

Если творчески одаренный ребенок родился в семье с далекими от творческой

сферы

профессиональными

взглядами,

то

педагогу

придется

приложить

максимум

усилий, чтобы «привлечь родителей на сторону интересов их ребенка», особенно если

семья строго придерживается политики преемственности профессиональных семейных

традиций.

К сожалению, излишне увлеченные своим видом деятельности родители могут не

заметить иные, отличные от их, интересы ребенка, тем самым ограничив его в выборе

профессионального пути в будущем, навязывая собственные представления и идеалы.

Поэтому

в

ДМШ

и

ДШИ

необходимо

организовывать

просветительские

и

профориентационные беседы с родителями по вопросам самоопределения

детей,

акцентируя

внимание

на

личностных

качествах

и

достижениях

учащихся, раскрывать их индивидуальные достоинства, а также достоинства

творческого рынка труда и открывающиеся перспективы.

Ведение

ПОРТФОЛИО

ребенка

помогает

родителям

оценить

достижения

детей,

результаты

участия

в

конкурсах

и

прочих

творческих мероприятиях, отслеживать уровень роста ребенка, его

интерес к творческим занятиям, подготовку к ним, увлеченность.

Педагог должен обсуждать с родителями результаты участия ребенка

в каждом творческом мероприятии, при этом все обсуждения должны

носить позитивную окраску; обрисовывать интересы и перспективы

роста

ученика;

обозначать

важность

родительской

поддержки

в

творческой деятельности.

В итоге работа по профориентации, обучению, воспитанию ребенка,

формированию у него любви к творчеству и творческим занятиям

должна

стать

триединым

заинтересованным

процессом

со

стороны ученика, педагога и родителей.

Советы педагогам:

Важное значение имеет установление доброжелательных, уважительных взаимоотношений с

учащимися

и

их

родителями,

организация

совместного

досуга,

в

том

числе

совместное

посещение культурных мероприятий (не только с целью сближения с творческой сферой, но и

с целью сближения ребенка-родителя-учителя).

Ведь в подростковом возрасте дети чрезвычайно нуждаются в помощи, в совете, и в то же

время не терпят диктата и давления, считая себя взрослыми. Следовательно, от характера

взаимоотношений

«родитель-ребенок-учитель»

во

многом

будет

зависеть,

прислушается ли подросток к мнению взрослых при выборе профессии.

Совет родителям 1:

Поддерживайте своего ребенка! Проявляйте терпение, такт и искренний интерес к его увлечениям и

достижениям, даже если эти интересы не совпадают с вашими. Дайте своему ребенку право выбора

будущей профессии

!

Совет родителям 2:

Рассматривайте

выбор

будущей

профессии

не

только

с

позиции

материальной

выгоды,

но

и

с

позиции

морального

удовлетворения,

личностных

качеств

своего

ребенка,

которые

необходимы

ему

в

данной

специальности, ситуации на рынке труда и реальной возможности трудоустройства после обучения.

Совет родителям 3:

Обсуждайте вместе с ребенком возможные «за» и «против» выбранной им творческой профессии. Хорошо

изучите

выбранную

ребенком

сферу

деятельности.

А

если

возникают

разногласия,

то

используйте

возможность посоветоваться со специалистами в данной области.

Эти

советы

помогут

избежать

конфликтов

в

процессе

профессионального

самоопределения подростка и сохранить теплые отношения с ребенком.

«ХОРОШИЕ РОДИТЕЛИ ВАЖНЕЕ

ХОРОШИХ ПЕДАГОГОВ»

Самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители равнодушны к творчеству

и

творческому

воспитанию

своих

детей.

Наибольший

эффект

в

развитии

ребенка

достигается только там, где действие педагога/образовательного учреждения совпадает

с действием семьи.

Поэтому умение работать с семьями учащихся, совместно с ними реализовывать

программы

индивидуального

развития

детей

одна

из

актуальных

компетенций,

которой

должен

владеть

современный

учитель.

Результатами

такой

работы

станет

хорошо подготовленный широкий общекультурный фон, который сможет обеспечить

ребенку «ситуацию успеха» и будет способствовать самореализации его личности.

Г.Г. Нейгауз

В итоге ДМШ и ДШИ смогут повысить

«коэффициент родительского

участия» в образовательном

процессе, а также преодолеть

недоверие родителей к

образовательной организации в

вопросах профориентации их

ребенка.

Современный мир меняется с невероятной

скоростью. Мы не можем знать наверняка, каким

он будет через 10-15 лет!

Поэтому в первую очередь каждый родитель

должен помнить, что выбирать профессию

ребенок должен, следуя не моде, не желаниям и

мечтам семьи, а своим интересам,

склонностям, умениям, качествам,

зову

сердца

(тем более в творческой сфере).

Только в этом случае подросток в будущем

сможет получать удовольствие от своей

профессиональной деятельности!!!

«ПРОФЕССИЯ

ИЗНАЧАЛЬН

О ДОЛЖНА

БЫТЬ АКТОМ

ЛЮБВИ.

И НИКАК НЕ

БРАКОМ ПО

РАСЧЕТУ»

МУРАКАМИ Х.

«Большинство из нас работают от 40 часов в неделю и таким образом

уделяют работе 60-70% своей жизни. А это действительно много. Поэтому

хотим мы этого или нет, но трудовая деятельность имеет огромное

воздействие на наше психическое и физическое состояние, а нелюбимая

работа влияет на него исключительно отрицательно!»

Ханифа Оздоева (карьерный консультант)

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



В раздел образования