Автор: Авдеева Ольга Анатольевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГПОУ ТО "ТКИ им. А.С. Даргомыжского"
Населённый пункт: г. Тула
Наименование материала: Стендовый доклад
Тема: Вопросы профориентации школьников в учреждениях культуры и искусства
Раздел: дополнительное образование
П р е з е н т а ц и ю п о д г о т о в и л а А в д е е в а О л ь г а А н а т о л ь е в н а
( п р е п о д а в а т е л ь Г П О У Т О « Т К И и м . А . С . Д а р г о м ы ж с к о г о » )
ШКОЛЬНИКОВ
ВОПРОСЫ
ПРОФОРИЕНТАЦИИ
в учреждениях
культуры и
искусства
"МЕЧТА ВСЕЙ НАШЕЙ ЖИЗНИ — ВСТРЕТИТЬ
ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ ПОМОЖЕТ НАМ СТАТЬ
ТАКИМИ, КАКИМИ МЫ ХОТИМ БЫТЬ»
ЭММЕРСОН
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЫБОР
ПРОФЕССИИ
•
Профориентационная работа в образовательных учреждениях культуры и искусств
является одной из приоритетных, ведь она помогает учащимся лучше узнать себя,
получить информацию о разных аспектах творческих профессий, о рынке труда и
перспективах, а также получить опыт принятия решений в рамках планирования
дальнейшего образования и профессионального пути.
•
Правильный выбор профессии — не единовременный акт. Это длительный процесс,
имеющий свои этапы и зависящий от множества факторов.
Факторы
Мнение семьи
Мнение педагогов
Интересы, склонности
Друзья
Знания о профессиях
Телепрограммы
•
Учителя, педагоги,
образовательные организации
оказывают немалое влияние на
самоопределение школьника.
•
Педагогический коллектив ДМШ и
ДШИ создает необходимые условия
для профориентации выпускников
посредством информирования,
консультирования, индивидуального
сопровождения, организации
различных творческих мероприятий
и встреч, помогая учащимся как
можно лучше разобраться в
содержании творческих профессий и
определить их привлекательные
стороны, соотнеся их с личными
интересами и качествами.
•
Чем больше учащийся знает о
профессии, тем легче ему сделать
выбор!!!
Исполнитель-
солист
Звукорежиссер
Музыкальный
критик
Музыкальный
журналист
Артист
ансамбля и
оркестра
Педагог
Аранжировщик
Дирижер
Композитор
Дизайнер
Реставратор
Актер
•
Однако,
главным
звеном
социализации
молодежи
и
наиболее
влиятельным
фактором при выборе будущей профессии была и остается семья. По мнению
исследователей,
огромный
процент
выпускников
принимает
решение
о
выборе
профессии совместно с родителями.
•
Неудивительно, ведь родители как никто знают своих детей, желают им добра и
максимально
заинтересованы
в
их
будущих
успехах.
Решения,
принимаемые
родителями
(в
том
числе
в
какую
школу
и
в
какую
сферу
дополнительного
образования
отдать
ребенка,
возможность
материального
обеспечения),
естественным образом влияют в дальнейшем и на профессиональную карьеру их
детей.
Без
знания
установок
и
ценностей
конкретной
семьи,
ее
запросов,
ресурсов,
от
которых
зависит
ребенок,
индивидуализация
профориентационной работы не может быть реализована.
•
Поэтому ДМШ и ДШИ обязаны
учитывать влияние общих семейных
предпочтений в
профориентационной работе и
тщательно планировать
взаимодействие с родителями.
Школы должны сделать семьи
обучающихся своими
союзниками, рассматривать их не
как вспомогательный, а как
необходимый компонент
профориентации ребенка.
Отметив, что РОДИТЕЛИ – один из важнейших факторов, оказывающих
влияние
на
подростка
при
выборе
профессии,
мы
должны
задаться
вопросом: а всегда ли родители знают, что хотят их дети? О чем мечтают?
Что умеют?
•
Есть
родители,
которые
даже
не
представляют, какого рода успехов ждать от
собственного
ребенка,
какие
у
него
способности
и
возможности,
поэтому
не
могут назвать профессию, которую бы ему
пожелали
.
•
А
есть
родители,
которые
четко
определяют
будущее
своих
детей,
исходя из собственных интересов и
представлений,
но
при
этом
не
задумываются
над
тем,
будет
ли
профессия,
выбранная
ими,
соответствовать
склонностям
ребенка,
готов
ли
ребенок
социально и психологически к тому,
чтобы соответствовать требованиям
этой
профессии,
не
просто
выполнять ее хорошо, а достичь в
ней успехов и в будущем испытать
удовлетворение от самореализации.
РОЛЬ СЕМЬИ В ВЫБОРЕ
ПРОФЕССИИ:
«
-
»
семейная традиция может
ограничить вероятный выбор
«
+
»
ребенок очень хорошо
представляет данную
профессиональную сферу
Особое
место
в
вопросе
самоопределения
ребенка
занимают
так
называемые
профессиональные династии, например, где оба родителя (а то и не одно поколение)
–
врачи
или
инженеры,
или
актеры,
или
музыканты.
Если творчески одаренный ребенок родился в творческой семье, то ему повезло: с
самого
рождения
он
получает
поддержку
близких
людей
в
своих
увлечениях
и
стремлениях.
Родители
разделяют
интересы
ребенка,
личным
примером
помогают
ребенку
разобраться
во
всех
тонкостях
творческой
сферы,
формируя
четкое
представление о профессии со всеми ее плюсами и минусами.
Если творчески одаренный ребенок родился в семье с далекими от творческой
сферы
профессиональными
взглядами,
то
педагогу
придется
приложить
максимум
усилий, чтобы «привлечь родителей на сторону интересов их ребенка», особенно если
семья строго придерживается политики преемственности профессиональных семейных
традиций.
К сожалению, излишне увлеченные своим видом деятельности родители могут не
заметить иные, отличные от их, интересы ребенка, тем самым ограничив его в выборе
профессионального пути в будущем, навязывая собственные представления и идеалы.
Поэтому
в
ДМШ
и
ДШИ
необходимо
организовывать
просветительские
и
профориентационные беседы с родителями по вопросам самоопределения
детей,
акцентируя
внимание
на
личностных
качествах
и
достижениях
учащихся, раскрывать их индивидуальные достоинства, а также достоинства
творческого рынка труда и открывающиеся перспективы.
Ведение
ПОРТФОЛИО
ребенка
–
помогает
родителям
оценить
достижения
детей,
результаты
участия
в
конкурсах
и
прочих
творческих мероприятиях, отслеживать уровень роста ребенка, его
интерес к творческим занятиям, подготовку к ним, увлеченность.
Педагог должен обсуждать с родителями результаты участия ребенка
в каждом творческом мероприятии, при этом все обсуждения должны
носить позитивную окраску; обрисовывать интересы и перспективы
роста
ученика;
обозначать
важность
родительской
поддержки
в
творческой деятельности.
В итоге работа по профориентации, обучению, воспитанию ребенка,
формированию у него любви к творчеству и творческим занятиям
должна
стать
триединым
заинтересованным
процессом
со
стороны ученика, педагога и родителей.
Советы педагогам:
Важное значение имеет установление доброжелательных, уважительных взаимоотношений с
учащимися
и
их
родителями,
организация
совместного
досуга,
в
том
числе
совместное
посещение культурных мероприятий (не только с целью сближения с творческой сферой, но и
с целью сближения ребенка-родителя-учителя).
Ведь в подростковом возрасте дети чрезвычайно нуждаются в помощи, в совете, и в то же
время не терпят диктата и давления, считая себя взрослыми. Следовательно, от характера
взаимоотношений
«родитель-ребенок-учитель»
во
многом
будет
зависеть,
прислушается ли подросток к мнению взрослых при выборе профессии.
Совет родителям 1:
Поддерживайте своего ребенка! Проявляйте терпение, такт и искренний интерес к его увлечениям и
достижениям, даже если эти интересы не совпадают с вашими. Дайте своему ребенку право выбора
будущей профессии
!
Совет родителям 2:
Рассматривайте
выбор
будущей
профессии
не
только
с
позиции
материальной
выгоды,
но
и
с
позиции
морального
удовлетворения,
личностных
качеств
своего
ребенка,
которые
необходимы
ему
в
данной
специальности, ситуации на рынке труда и реальной возможности трудоустройства после обучения.
Совет родителям 3:
Обсуждайте вместе с ребенком возможные «за» и «против» выбранной им творческой профессии. Хорошо
изучите
выбранную
ребенком
сферу
деятельности.
А
если
возникают
разногласия,
то
используйте
возможность посоветоваться со специалистами в данной области.
Эти
советы
помогут
избежать
конфликтов
в
процессе
профессионального
самоопределения подростка и сохранить теплые отношения с ребенком.
«ХОРОШИЕ РОДИТЕЛИ ВАЖНЕЕ
ХОРОШИХ ПЕДАГОГОВ»
Самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители равнодушны к творчеству
и
творческому
воспитанию
своих
детей.
Наибольший
эффект
в
развитии
ребенка
достигается только там, где действие педагога/образовательного учреждения совпадает
с действием семьи.
Поэтому умение работать с семьями учащихся, совместно с ними реализовывать
программы
индивидуального
развития
детей
—
одна
из
актуальных
компетенций,
которой
должен
владеть
современный
учитель.
Результатами
такой
работы
станет
хорошо подготовленный широкий общекультурный фон, который сможет обеспечить
ребенку «ситуацию успеха» и будет способствовать самореализации его личности.
Г.Г. Нейгауз
В итоге ДМШ и ДШИ смогут повысить
«коэффициент родительского
участия» в образовательном
процессе, а также преодолеть
недоверие родителей к
образовательной организации в
вопросах профориентации их
ребенка.
Современный мир меняется с невероятной
скоростью. Мы не можем знать наверняка, каким
он будет через 10-15 лет!
Поэтому в первую очередь каждый родитель
должен помнить, что выбирать профессию
ребенок должен, следуя не моде, не желаниям и
мечтам семьи, а своим интересам,
склонностям, умениям, качествам,
зову
сердца
(тем более в творческой сфере).
Только в этом случае подросток в будущем
сможет получать удовольствие от своей
профессиональной деятельности!!!
«ПРОФЕССИЯ
ИЗНАЧАЛЬН
О ДОЛЖНА
БЫТЬ АКТОМ
ЛЮБВИ.
И НИКАК НЕ
БРАКОМ ПО
РАСЧЕТУ»
МУРАКАМИ Х.
«Большинство из нас работают от 40 часов в неделю и таким образом
уделяют работе 60-70% своей жизни. А это действительно много. Поэтому
хотим мы этого или нет, но трудовая деятельность имеет огромное
воздействие на наше психическое и физическое состояние, а нелюбимая
работа влияет на него исключительно отрицательно!»
Ханифа Оздоева (карьерный консультант)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!