Напоминание

"Искусство речи"


Автор: Смирнова Валентина Петровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО ЦВР
Населённый пункт: пгт. Лучегорск, Пожарский район, Приморский край
Наименование материала: Учебная программа
Тема: "Искусство речи"
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

СОДЕРЖАНИЕ

1

Раздел 1. Основные характеристики программы

3

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Цель и задачи программы

5

1.3

Содержание программы

5

1.4

Планируемые результаты

8

2

Раздел 2. Организационно-педагогические условия

9

2.1

Условия реализации программы

9

2.2

Оценочные материалы и формы аттестации

9

2.3

Методические материалы

11

2.4

Календарный учебный график

21

2.5

Календарный план воспитательной работы

23

Список использованной литературы

24

2

Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

1.1 Пояснительная записка

Актуальность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Искусство речи» детского экологического театра «ШИПучки» разработана

для разновозрастной группы детей с признаками одарённости.

Учащиеся осваивают технику речи и интонационно-выразительные

средства речи. Умение владеть голосом тесно связано с развитием

фонационного (звукового) дыхания. Поскольку звуки организуются при

выдохе, его организация имеет первостепенное значение для постановки

речевого дыхания и голоса. Любая речь должна быть достаточно слышимой.

Поэтому на занятиях предусмотрены игровые тренинги на посыл голоса. В

тренировку отчётливости произношения – дикции – входит артикуляционная

гимнастика и упражнения.

Успех передачи глубины содержания текста зависит от правильно

сделанного анализа литературного произведения и от степени овладения

интонационно-выразительными

средствами

речи:

логические

паузы

и

ударения, темпо-ритм произведения, тон и тембр голоса.

Живое слово чтеца воспринимается не только на слух, но и зрительным

путём. Поэтому продумывается внешний облик артиста, жесты, мимика,

поза, которые являются дополнительными средствами речи.

При выборе репертуара чтецов отдаётся приоритет произведениям на

экологические и патриотические темы.

Решающее

значение

в

ходе

образовательного

процесса

имеет

самовыражение учащихся, развитие их творческих способностей и изучение

ключевых понятий сценической речи. У обучающихся по программе

«Искусство речи» возрастает интерес к литературному чтению, расширяется

кругозор,

развиваются

мыслительные

процессы,

формируются

коммуникативные способности.

Направленность программы

3

Данная программа соответствует художественной направленности.

Программа направлена на изучение основ сценической речи и организацию

сценической деятельности учащихся через выступления чтецов перед разной

аудиторией. Образование по данной программе предполагает воспитание

сценической смелости, повышения уровня исполнительского мастерства.

Уровень освоения

Программа «Искусство речи» предполагает освоение материала на

стартовом уровне, так как срок реализации программы 1 год.

Адресат программы

Настоящая программа адресована детям от 6 до 15 лет. В группу

«Искусство речи» зачисляются учащиеся по результатам прослушивания

литературных произведений и выполнения актёрских этюдов. Зачисляются

дети в количестве 15 человек с признаками одарённости: с развитой сферой

чувств

и

образным

мышлением,

способных

передать

эмоциональное

состояние

героев

произведения.

У

них

есть

потребность

получить

дополнительные знания в области сценической речи.

Дети от 6 до 8 лет очень подвижны и любознательны. В занятия

включаются игровые тренинги, подвижные игры, конкурсы. Обучение

проводится под руководством педагога.

Возрастной период от 9 до 11 лет характеризуется стремлением к

активной практической деятельности. В учебный процесс включаются этюды

и другие творческие задания, которые дети сами придумывают.

У

старших

обучающихся

12–15

лет

возрастает

чувство

ответственности. Педагог часто поручает им самостоятельные работы:

театрализованные диалоги, игры с хоровой декламацией, этюды на развитие

сферы чувств. Эта группа детей чаше всех участвует в конкурсах чтецов,

литературных праздниках и других мероприятиях.

Педагог является

организатором и куратором учебного процесса.

Объём и срок освоения программы

Программа экологического театра группы «Искусство речи»

рассчитана на 1 год обучения, на её выполнение отведено 144 часа в год.

4

п/п

Название

группы

Периодичность

занятий

Продолжительность

занятий

Годовая

учебная

нагрузка

1.

«Искусство

речи»

2 раза в неделю

2 часа

144 часа

Формы обучения

Форма обучения – очная. Занятия проводятся всем составом, малыми

группами и индивидуально при работе над художественным произведением.

Режим занятий

На обучение учащихся группы запланировано 144 часа в год. Занятия в

группе проводятся два раза в неделю по два академических часа (по 4

академических часа в неделю). Продолжительность групповых занятий: 2

занятия (сдвоенные) по 45 минут с 10 – минутным перерывом.

1.2 Цель и задачи программы

Цель программы:

Развитие

креативных

способностей

детей

через

чтение

художественных

произведений

на

экологическую

и

патриотическую

тематику.

Задачи программы:

Воспитательные:

1. Приобщить детей к активной творческой деятельности.

2.Воспитывать чувство патриотизма.

3. Воспитывать экологическую культуру учащихся.

4. Воспитывать сценическую смелость.

Развивающие:

1. Развивать образное и логическое мышление.

2. Развивать память и воображение.

3. Развивать творческую активность и инициативу учащихся.

4. Развивать сферу чувств ребёнка.

Обучающие:

1. Улучшить дикцию. Сделать речь понятной и выразительной.

2. Освоить выразительное средства речи и применять их в работе над

текстом.

3. Изучить основы техники речи.

5

4. Углубить теоретические знания в области экологии.

1.3 Содержание программы

Учебный план обучения

экологического театра «ШИПучки»

Группа «Искусство речи»

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение

2

1

1

1.1

Цель и задачи программы

1

0,5

0,5

Собеседование

1.2

Инструктаж по технике

безопасности

1

0,5

0,5

Учебная эвакуация

2

Техника речи

56

8

48

2.1

Дикция

20

4

16

Конкурс

скороговорок

2.2

Речевое дыхание

20

2

18

Наблюдение

2.3

Полётность голоса

16

2

14

Зачёт

3

Работа

над

художественным

произведении

40

9

31

3.1

Выбор репертуара

4

-

4

Собеседование

3.2

Первые

эмоциональные

впечатления

2

1

1

Самооценка

3.3

Анализ произведения

6

2

4

Наблюдение

3.4

Словесные действия

8

2

6

Взаимооценка

3.5

Интонационно-

выразительные

средства

речи

20

4

16

Творческий конкурс

4

Сценическая

деятельность

46

7

39

4.1

Дополнительные

средства

выразительности речи

10

4

6

Устный опрос

6

4.2

Синтез музыки и слова

6

1

5

Наблюдение

4.3

Репетиционная работа

20

2

18

Зачёт

4

Чтение со сцены

10

-

10

Творческий отчёт

Итого:

144

25

119

Содержание учебного плана

Учебный план программы «Искусство речи»

экологического театра «ШИПучки»

1. Раздел: Введение

1.1 Тема: Цель и задачи программы

Теория. Что такое сценическая речь? Специфика художественного чтения.

Цель и задачи группы «Искусство речи».

Практика. Прослушивания чтецов – победителей конкурсов прошлого года.

1.2 Тема: Инструктаж по технике безопасности

Теория. Проведение инструктажа по технике безопасности.

Практика. Учебная эвакуация.

2. Раздел: Техника речи

2.1 Тема: Дикция

Теория. Что такое дикция? Артикуляционный уклад звуков.

Практика. Артикуляционная гимнастика. Работа над чистоговорками. Игры

со скороговорками. Тренинги: «Беззвучная артикуляция звуков», «Аллл…».

2.2 Тема: Речевое дыхание

Теория. Диафрагмально-рёберное дыхание. Звуки образуются на выдохе.

Практика. Дыхательная гимнастика. Игровые тренинги на длинный выдох:

«Нырялки», «Три типа дыхания», «Звуки моря», «Мыльные пузыри».

2.3 Тема: Полётность голоса

Теория. Звучание и сила голоса. Что такое «голосовые резонаторы» и для

чего они нужны? Значение тренировки посыла голоса.

Практика.

Игра «Эхо», «Пароход», «Заблудиться в лесу». Голосовые

упражнения: «Колокол», «Самолёт».

3. Раздел: Работа над художественным произведением

3.1 Тема: Выбор репертуара

Практика.

Выбор стихотворений, прозы, басен с учётом возрастных

особенностей детей и их творческих возможностей.

3.2 Тема: Первые эмоциональные впечатления

Теория.

Почему важны первые эмоциональные впечатления? «Копилка»

чувств.

7

Практика. Определить и записать в рабочую тетрадь чувства и настроения

от

прочитанного

произведения.

Выполнить

рисунки

к

выбранным

произведениям.

3.3 Тема: Анализ произведения

Теория. Тема, идея произведения. Сверхзадача автора и чтеца.

Практика.

Чтение произведения. Определение темы и идеи выбранного

произведения. Определение сверхзадачи автора. «Моя сверхзадача».

3.4 Тема: Словесные действия

Теория.

Виды

действий.

«Говорить

значит

действовать»

(К.С.

Станиславский).

Практика. Чтение произведения. Подбор глаголов, определяющих словесные

действия.

3.5 Тема: Интонационно-выразительные средства речи

Теория. Что такое интонация? Составные части интонации: логические паузы

и ударения, тон, тембр голоса, темпо-ритм произведения. Мелодика речи.

Практика. Подбор средств выразительности речи. Расстановка логических

пауз и ударений в тексте. Выразительное чтение.

4. Раздел: Сценическая деятельность

4.1 Тема: Дополнительные средства выразительности речи

Теория. Отличия интонационных выразительных средств от дополнительных

выразительных средств речи (внешних). Как жесты чтеца, его мимика и поза

влияют на восприятие зрителями художественного произведения. Внешний

облик чтеца-актёра.

Практика.

Определение дополнительных средств выразительности речи.

Обсуждение внешнего облика чтеца. Чтение перед зеркалом.

4.2 Тема: Синтез музыки и слова

Теория.

Образы

в

музыке.

Музыка

дополнительное

средство

выразительности речи.

Практика.

Прослушивание

музыкальных

произведений.

Отбор

музыкального сопровождения для художественной декламации. Чтение с

музыкальным сопровождением.

4.3 Тема: Репетиционная работа

Теория. Словом рисуем образы. «Кинолента» видений и образность речи.

Практика. Прослушивания. Репетиции в костюмах. Поза, жесты, мимика

чтецов. Музыкальное сопровождение. Генеральная репетиция.

8

4.4 Тема: Чтение со сцены

Практика.

Сценическая деятельность чтецов-артистов: участие в очных

конкурсах,

онлайн

конкурсах,

праздничных

концертах

и

других

мероприятиях.

1.4 Планируемые результаты

Планируемые результаты группы «Искусство речи».

Личностные результаты:

В процессе занятий по программе у обучающегося будут:

созданы предпосылки для развития творческих способностей;

привиты гордость и уважение к своему народу, культуре, языку,

чувство любви к Родине.

Обучающийся будет:

презентовать творческие, актёрские и организаторские способности;

проявлять уважительное отношение к окружающему миру, к природе.

свободно и органично держаться на публике;

проявлять инициативу и активность в творческой деятельности

Метапредметные результаты:

Обучающийся будет уметь:

логически выстраивать свою речь, выражать собственные мысли,

находить главное в информации и запоминать её;

передавать словами свои чувства, эмоции, впечатления.

Обучающийся приобретёт навыки в проявлении индивидуальных творческих

способностей.

Предметные результаты:

Обучающийся будет знать:

речевые тренинги;

основы сценической речи;

важнейшие экологические проблемы.

Обучающийся будет уметь:

выражать эмоции и чувства;

образно мыслить;

проводить тренинги на речевое дыхание и голосовые упражнения.

РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

2.1 Условия реализации программы

1. Материально-техническое обеспечение:

9

учебный кабинет с достаточным освещением, кинозал, учебные столы,

стулья,

кубы,

ширмы,

сценические

костюмы,

декорации,

реквизит,

театральный грим, ноутбук, мультимедийный проектор, мультимедийный

экран, ватман, акварельные краски, наборы карандашей, ножницы, клей.

2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:

-

дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

экологического театра «ШИПучки» группы «Искусство речи», отвечающая

требованиям к образовательным программам ДОД:

в соответствии с

Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от

29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании);

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27. 07.2022г.

№629

«Об

утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным

программам»;

- пакет методических материалов:

учебный план, календарный учебный график, планы-конспекты учебных

занятий, методические разработки к разделам программы, бланки анкет,

карточки с заданиями, методические рекомендации, видеоматериалы по

темам

программы,

инструкция

по

технике

безопасности,

подбор

литературных произведений различной тематики для чтецов.

2.2 Оценочные материалы и формы аттестации

Для отслеживания результативности обучения учащихся экологического

театра по программе «Искусство речи» используются различные формы

контроля:

наблюдение,

собеседование,

взаимооценка,

самооценка,

творческие конкурсы, зачёты и другие.

Входной контроль проводится в начале учебного года в форме

собеседования с учащимися.

Собеседование – форма контроля, представляющая собой специальную

беседу педагога с учащимися на темы, связанные с изучаемой дисциплиной,

рассчитанную на выяснение объёма знаний учащихся по определённому

разделу, теме.

Текущий контроль проводится на занятиях в течение всего учебного

года

в

форме наблюдения, творческих конкурсов, викторины, взаимооценки и

самооценки.

Учебная эвакуация – это перемещение учащихся в безопасное место. Это

позволяет предупредить панику, привить детям практические навыки

10

действий в экстремальной ситуации, обеспечить готовность быстро и

безопасно покинуть здание в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

Педагогическое наблюдение – это систематический процесс сбора,

анализа и интерпретации информации о процессе обучения и воспитания,

осуществляемый педагогом в ходе учебного занятия с целью выявления

успехов и ошибок в деятельности учащихся, оказания адресной помощи.

Зачёт – форма текущего или итогового контроля с целью отслеживания на

различных этапах знаний, умений и навыков. В ходе зачёта обучающиеся

выполняют индивидуальные контрольные задания.

Самооценка учащегося в учебном процессе – это критическое отношение

его к своим способностям и возможностям и объективное оценивание

собственных успехов в учёбе.

Взаимооценка – это особая форма контроля на занятиях, совместная

работа в команде. Учащиеся оценивают работу друг другу сразу же после

выполнения

самостоятельной

работы.

Педагог

должен

учить

ребят

радоваться успеху других детей и не высмеивать их при ошибках, вместе

находить правильный ответ.

Творческий конкурс – это соревнование творческого характера. Такой

конкурс предполагает нестандартные, необычные задания. Он помогает

определить

креативные

способности

учащихся.

Эти

конкурсы

могут

проходить

как

конкурсы

скороговорок,

актёрских

работ,

рисунков,

театральных костюмов и так далее.

Устный опрос – наиболее распространённая форма контроля знаний

учащихся. При устном опросе устанавливается непосредственный контакт

между педагогом и учащимся, в процессе которого педагог получает

широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения

учащимися учебного материала.

Творческий отчёт учащихся проходит в конце учебного года, при

завершении реализации программы в форме отчётного концерта, спектакля,

выставки, фестиваля. Творческий отчёт нацелен на практическое овладение и

закрепление учащимися учебного материала. Творческий отчёт повышает

мотивацию учащихся в изучении разных тем.

Диагностика на выявление творческих способностей детей

Творческое задание «Озвучь роль».

Промежуточный контроль проводится 2 раза в год, как оценка

результатов обучения за 1 и 2 полугодие, в конце декабря и в конце апреля с

целью отслеживания на различных этапах обучения знаний, умений и

навыков. Это считается зачетной работой. В ходе зачёта обучающиеся

выполняют контрольные задания.

11

Форма проведения промежуточного контроля в 1 полугодии –

творческое задание «Составление рассказа по серии сюжетных

картинок» разработанного Т.А. Фотековой.

Форма проведения промежуточного контроля во 2 полугодии –

творческое задание «Три краски».

Итоговый контроль проводится в конце учебного года. Чтецы участвуют

в

очных

конкурсах

и

онлайн-конкурсах,

отчётном

концерте.

После

выступления чтецов проводится анализ участия коллектива и каждого

учащегося в творческой работе.

Уровни освоения программы определяется в пределе от 0 до 3 баллов.

3 балла – высокий (характерно творчески преобразующая деятельность

детей, самостоятельная работа, творческие изменения, высокий уровень

мотивации).

2балла – средний (активная познавательная деятельность, проявление

творческой инициативы при выполнении заданий, выражена мотивация на

рост, самостоятельность при выполнении заданий).

1балл

начальный

(репродуктивный,

мотивированный

на

обучение

(занимаются с интересом, нуждаются в помощи педагога).

0 баллов – низкий уровень.

Возможные формы фиксации результатов:

- анкета для учащихся «Изучение интереса к занятиям у учащихся

объединения»;

- видеозаписи и фотографии выступлений коллектива;

- протокол результатов итоговой аттестации учащихся.

Формы предъявления и демонстрации образовательных ресурсов:

отчётное

выступление

чтецов

с

репертуаром

на

экологическую

и

патриотическую темы, участие в экологических акциях и литературных

праздниках.

2.3 Методические материалы

Большой популярностью у обучающихся пользуются практические

методы обучения: творческие задания, этюды на эмоции, игровые тренинги,

упражнения,

дыхательная

и

артикуляционная

гимнастики,

игры

на

выразительность речи. Игровые формы способствуют развитию интереса к

предмету обучения, поскольку в них присутствует главный фактор обучения

– активность учащегося.

Наглядные методы обучения помогают закрепить знания, полученные

из рассказов и бесед педагога с детьми. Наглядные методы обучения на

занятиях на занятиях группы «Искусство речи»: демонстрация фотографий

чтецов во время выступлений, просмотр учебных фильмов на тему

12

«Сценическая речь» и записей видеофильмов с выступлениями чтецов –

актёров.

Для усвоения учащимися учебного материала применяю словесные

методы обучения монологической формы такие, как рассказ, объяснения.

Часто используется в работе педагога диалогическая форма изложения

материала – беседа.

Творческое задание «Озвучь роль». Детям предлагается поиграть в театр

– озвучить роли, но озвучить так, чтобы всем зрителям было понятно какой у

героя характер, голос, добрый он или злой и т.д. Форма игры в театр

определяет

целенаправленное

развитие

чувственной

сферы

детей,

интонационное прочувствование образа.

При оценке данного задания используется трёхбалльная система: высокий

уровень – образ точный, целостный; показ выразительный; средний уровень

переданы

только

некоторые

элементы

образа;

показ

достаточно

выразительный; низкий уровень – образ не воспринят; выразительность

отсутствует.

Творческое задание «Составление рассказа по серии сюжетных

картинок» разработанного Т.А. Фотековой.

Учащемуся предлагается выбрать одну из серий сюжетных картин и

внимательно рассмотреть.

Инструкция: «Изучите представленные изображения. Постарайтесь

восстановить последовательность. Составьте рассказ и запишите его».

Заключения об уровне речевого развития учащихся делаются по следующим

основаниям: высокий – сочинение соответствует ситуации, изображённой на

картинках, соблюдена смысловая целостность, все ключевые события

освещены, расположены в правильной очерёдности, рассказ оформлен

грамматически правильно с адекватным использованием языковых средств;

средний – допущены небольшие искажения изображённой ситуации,

неправильно поняты и воспроизведены причинно-следственные связи,

отсутствуют связующие звенья, в сочинении отсутствуют аграмматизмы, но

наблюдаются некая стереотипность в оформлении, единичные случаи поиска

слов или неточное словоупотребление; низкий – упущена смысловая

целостность, пропущены звенья смысловой цепочки, смысл искажён,

языковые средства использованы неадекватным образом.

Творческое задание «Три краски». Данное задание хорошо развивает

фантазию,

образное

мышление,

художественное

восприятие.

Можно

использовать для младших школьников, подходит для дошкольников и

подростков. Ребенку предлагается взять три краски, по его мнению, наиболее

подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. На что похож рисунок?

13

Если ему это трудно сделать, разрешается немного дорисовать рисунок, если

требуется. Предлагается придумать как можно больше названий к рисунку.

По данному упражнению делаются определенные выводы о фантазии,

образном мышлении и художественном восприятии.

При оценке данного задания используется трёхбалльная система:

высокий

уровень – дано несколько названий к рисунку, развито

воображение и фантазия, высокая степень художественного восприятия;

средний уровень – есть трудности в выборе названия к рисунку, но

развито образное мышление и воображение;

низкий уровень – отсутствует название к рисунку, не развито образное

мышление, не воспринимается рисунок в целом как образ.

Анкета для учащихся экологического театра «ШИПучки»

Название группы «Искусство речи»

Дата анкетирования____________________________________

1.

Как

долго

вы

занимаетесь

в

образовательном

учреждении?

___________________

2. Нравится ли Вам заниматься? (да, нет, затрудняюсь ответить)

3. Почему Вы выбрали это объединение? ( возможно несколько ответов)

- интересные занятия

- эти занятия будут связаны с моей будущей профессией

- личность педагога

- популярность объединения

- здесь занимаются мои друзья

- посоветовали родители

- пришла случайно

- затрудняюсь ответить

- другое (что именно)

4. Насколько Вы удовлетворены процессом и результатами обучения?

(полностью

удовлетворен,

частично

удовлетворен,

совершенно

не

удовлетворен,

затрудняюсь ответить)

5.

Чем

привлекательно

данное

объединение? (возможно

несколько

ответов)

- я получаю интересные, полезные знания

- я получаю навыки, которые мне пригодятся в жизни

- мне нравится творческая, доброжелательная атмосфера на занятиях

- оцениваются мои успехи и достижения

- мне нравится общение с педагогом

- затрудняюсь ответить

14

- другое (что именно)

6. Удовлетворены ли Вы своими успехами?

- да

- скорее, да

- скорее, нет

- нет

- затрудняюсь ответить

7. Устраивает ли Вас расписание занятий?

- да

- скорее, да

- скорее, нет

- нет

- затрудняюсь ответить

8. Насколько Вы удовлетворены:

-

отношением

к

Вам

педагога

(полностью

удовлетворен,

частично

удовлетворен, совершенно не удовлетворен, затрудняюсь ответить)

- оценкой Ваших личных достижений (полностью удовлетворен, частично

удовлетворен, совершенно не удовлетворен, затрудняюсь ответить)

- оборудованием помещения для занятий (полностью удовлетворен, частично

удовлетворен, совершенно не удовлетворен, затрудняюсь ответить)

- нагрузкой и продолжительностью занятий (полностью удовлетворен,

частично удовлетворен, совершенно не удовлетворен, затрудняюсь ответить)

- уровнем получаемых знаний и умений (полностью удовлетворен, частично

удовлетворен, совершенно не удовлетворен, затрудняюсь ответить)

-

отношениями

с

другими

учащимися

в

объединении

(полностью

удовлетворен,

частично

удовлетворен,

совершенно

не

удовлетворен,

затрудняюсь ответить)

Анкета для учащихся дополнительного образования

1. Сколько тебе лет?

2. В какой группе ты занимаешься? __________________________________

3. Почему ты выбрал(а) это объединение? _____________________________

4. Часто ли ты без причины пропускаешь занятия? ______________________

5. Что больше всего тебе нравится в работе объединения? ________________

6.

Испытываешь

ли

ты

трудности

при

выполнении

заданий?

________________________________________________________________

7. Как ты считаешь, приносят ли тебе пользу занятия? Если да, то какую?

_________________________________________________________________

15

8. Сколько раз в неделю ты хотел(а) бы заниматься в объединении?

___________

9. Выбери (отметь знаком «+») ту рожицу, которая соответствует твоему

настроению во время занятий в объединении.

11. Хотел(а) бы ты посещать занятия этого объединения в следующем году?

___________________________________________________________

Благодарим тебя за ответы!

Игры – разминки с хоровой декламацией

«Нырялки»

Ход игры. Дети стоят врассыпную. Все произносят текст, хлопая в ладоши:

«Чашки, ложки, поварёшки,

Искупалися матрёшки. Бульк!»

На слово «Бульк!» играющие подпрыгивают вверх, вдыхают носом воздух и

присаживаются, как будто ныряют на дно реки. Сделав губы трубочкой,

медленно выдыхают воздух. После выдоха дети встают и ждут остальных

«ныряльщиков». Побеждает тот, кто дольше просидит «под водой».

Повторный добор воздуха делать запрещается!

«Нам всем весело живётся!»

Ход игры. Дети, чуть присев, хлопают себя по коленям. Вместе с ведущим

произносят слова: «Нам всем весело живётся!» Затем хлопают в ладоши:

«Мы в ладоши хлопаем». Далее идут хлопки с поворотом влево – вправо:

«Хлоп – хлоп, хлоп – хлоп!» После этих слов играющие останавливаются и

ждут задания от ведущего. Тот отдаёт приказы, но его слова не

соответствуют жестам, т. е. говорит одно, а показывает другое. Например,

говорит: «Я беру себя за нос!», а дотрагивается до уха. Дети стараются не

ошибаться

и

выполнять

правильно

задание.

Выигрывают

самые

внимательные.

«Ветер»

Ход игры. Участники игры представляют себя деревьями. Руки – это ветки

дерева, а ноги, расставленные на ширину плеч, - корни. Налетел сильный

ветер. Раскачиваясь влево – вправо, дети читают стихотворение:

Ветер сверху набежал, Поднять руки вверх и в стороны. Ноги

расставить на ширину плеч; раскачиваться,

16

как маятник.

Ветку дерева сломал: Одну руку опустить вниз и продолжать

раскачиваться.

В – в – в… Сделать вдох через нос и на выдохе

произносить длинный звук.

Дул он долго, зло ворчал Одновременно с наклоном вниз опустить

руки. Выпрямиться и поднять руки вверх.

И деревья всё качал: Раскачиваться с поднятыми вверх руками.

Ф – ф – ф… Сделать вдох через нос и на выдохе

произносить длинный звук.

«Ёжики»

Ход игры. В этой игре девочки соревнуются с мальчиками. Все дети стоят в

шахматном порядке. Вместе с ведущим произносят текст:

Прибежали, прибежали Бег на месте

Ёжики – ёжики.

Наточили, наточили Правую руку согнуть в локте. Пальцы руки

Ножики – ножики. выпрямлены и прижаты друг к другу. Рукой

делать движения вперёд – назад, как будто

точат ножи.

Прискакали, прискакали Прыжки на двух ногах. Ладошки на голове,

как ушки у зайца.

Ведущий даёт различные задания, а дети останавливаются и слушают его.

Ну – ка, дружно, Девочки поднимают руки вверх и дружно

Ну – ка, вместе кричат: «Девочки!»

Девочки!

Мальчики! Мальчики поднимают руки вверх и дружно

кричат: «Мальчики!»

Задания ведущего могут быть самые разнообразные, даже неожиданные.

Например: «Ну – ка, тихо, ну – ка, вместе …» или «Веселее, девочки!

Веселее, мальчики!», «Испугались, девочки! Испугались, мальчики!» и

другие. В любом случае дети поднимают руки вверх и обыгрывают слова

ведущего. Побеждает команда, в которой соревнующиеся меньше допускали

ошибок, интереснее выполняли задания.

«Змеи»

17

Ход игры. Дети сидят врассыпную по–турецки. Руки опустить в стороны,

ладони вниз, спина прямая. Вместе произносят текст:

На охоту собираясь, На каждый слог руки плавным

движением

Ползут змеи, извиваясь. поднимаются вверх. Тыльные стороны

ладоней соединяются над головой.

С-с-с-с… На выдохе произносится длинный звук и

одновременно руки плавно опускаются

вниз.

Игры на развитие речи

«Игры со скороговорками»

Скороговорка с переменой задач.

Каждый учащийся получает карточку с заданием, где указано, как обыграть

заранее выученную скороговорку, какое словесное действие необходимо

выполнить. Это может быть: «напугать», «объяснить», «пожаловаться»,

«удивиться» и т.д. Учащиеся соревнуются между собой: кто лучше справится

с заданием. Это упражнение станет увлекательнее, если задания на карточках

держать в секрете друг от друга. После показа работ педагог предлагает

учащимся

догадаться,

какое

задание

получили

выступающие

ребята.

Внимание! В работе со скороговорками не допускается бессмысленное

пробалтывание текста.

«Змейка с воротцами»

Дети двигаются цепочкой за ведущим через ворота, образованные двумя

последними играющими. Тот ребенок, перед которым ворота захлопнулись,

Должен произнести скороговорку. Если он сделает это хорошо, ворота

открываются, и игра продолжается. В противном случае учащийся повторяет

скороговорку, исправляя ошибки.

«Дорожка со скороговорками»

Все играющие делятся на две команды и становятся рядом в колонны. На

другой стороне зала, напротив каждой команды стоят «судьи». Около них на

полу, лежит коробочка со счетными палочками. По сигналу первые игроки из

каждой команды стремятся первыми добежать до своей коробочки и, взяв из

неё

только

одну

палочку,

произносят

«судье»

заранее

выученную

скороговорку. Если скороговорка произнесена чётко, правильно и в быстром

темпе, то игроку разрешается положить палочку на пол около «судьи».

Первые игроки возвращаются в команды и передают эстафеты вторым

игрокам. Постепенно из палочек в каждой команде будет выкладываться своя

дорожка.

Судьи,

по

общей

договорённости,

останавливают

игру

и

18

подсчитывают количество палочек в дорожке. Побеждает команда, у которой

дорожка окажется длиннее.

«Наши стихотворки»

Ход игры. Учащимся предлагается сочинить рифмованные строчки к

определённым слогам. Например:

са - са – са – в лесу бегает лиса,

со – со – со – у Вовы колесо.

Наиболее удачные стихотворки заучиваются. Стоя в кругу и хлопая в

ладоши, ребята ритмично произносят текст, чётко выговаривая слова. Вот

некоторые стихотворки, написанные кружковцами: са – са – са – голубые

небеса,

со – со – со - я увидел Пикассо,

ас – ас – ас - очень вкусный ананас,

ос – ос – ос – а на пальме есть кокос,

су – су – су – растут подснежники в лесу,

сы – сы – сы – у зайчишки есть усы.

Стихотворки могут использоваться в разминках и в тренингах по дикции.

«Небылицы»

Ход игры. Сочинения небылиц – одно из самых весёлых заданий. «В лесу на

деревьях растёт лапша, а на ёлках висят груши» - так сочинил второклассник

небылицу про лес. Конечно же, это «чепуха». Но чтобы придумать небылицу,

надо обладать весьма развитым воображением. Можно предложить сочинить

небылицу на определённую тему или вставить в небылицу обязательных три

слова, например: корова, подушка, небо. Один из учащихся написал такую

небылицу: «Корова села на подушку и полетела в небо».

«Новые слова»

Ход игры. Дети записывают слово, из букв которого надо составить новые

слова. Например, из слова «первоклассник» можно слова «коса», «нора»,

«пар», «сок», «класс» и другие. Эта игра – конкурс проводится по

нескольким номинациям:

У кого больше новых слов.

Кто составил самое длинное слово.

Кто написал слово, неповторяющееся у других игроков.

Начинается игра с того, кто придумал большее количество слов. Он

зачитывает свои слова, а остальные участники игры вычёркивают их из своих

списков. Затем каждый подсчитывает количество не вычеркнутых слов. Игру

продолжает тот, у кого осталось больше слов.

19

Каждый организатор вправе ввести свои правила игры. У нас в кружке

запрещается включать в список новых слов имена, глаголы, местоимения и

количественные числительные. По окончанию игры в каждой номинации

определяются победители.

«Бинго»

Ход игры. Каждый из участников игры на листе бумаги рисует таблицу из

девяти клеточек (3х3). Определяется тема игры, например: города или поэты.

Заранее обговаривается вариант «Бинго». В секрете от других играющих в

каждую клеточку игрок записывает тематическое слово. Игра начинается

тогда, когда все таблицы будут заполнены. Первый игрок зачитывает первое

слово в своей таблице и вычёркивает его. Остальные тоже вычёркивают это

слово, если оно у них встречается. Следующий игрок называет первое слово

в своей таблице и вычёркивает его. Если первое слово уже вычеркнуто в

таблице, то называется следующее не вычеркнутое слово. Игра продолжается

до тех пор, пока кто – то не закричит: «Бинго!» (см. фото в приложении).

«Найди слово»

Ход игры. В начале игры ведущий читает стихотворение и даёт задание, где

найти слово:

Я найду слова везде:

И на небе и в воде,

На полу, на потолке,

На носу и на руке!

Вы не слышали такого?

Не беда! Играем в слово!

«Кто найдёт слова на небе?»

Ребята по очереди называют слова. Когда подходит очередь, играющий

называет только одно слово. Например: «звезда» или «самолёт». Сказанные

ранее слова повторять запрещается! Каждый раз подыскиваются новые

слова. Когда перебрали все слова на «небе», ребята ищут слова на «полу», в

«воде», в «кармане», на «кухне» и т. д.

«Заглавие»

Ход игры. Педагог читает небольшой рассказ или сказку и просит учащихся

придумать к нему заглавие, так чтобы оно отражало основную идею текста.

Стимулируйте поиск названий! К одному рассказу может быть найдено хотя

бы пять заглавий. После игры проводится разбор работ и отмечаются самые

интересные заглавия.

«Сказочный зачин»

20

Ход игры. Сказочный зачин – это начало сказки, которую педагог читает

детям.

Задача

учащихся

придумать

своё

продолжение

сказки.

Целесообразно брать неизвестные сказки или же педагог придумывает свой

зачин. Не забывайте одобрить оригинальную работу ребёнка!

«Тётя Трот и кошка»

Этот тренинг часто применяется на занятиях по теме «Выразительные

средства речи». Чтобы стихи звучали выразительно, детям надо подобрать

соответствующие жесты, интонацию, мимику.

Тётя Трот и кошка

Сели у окошка,

Сели рядом вечерком

Поболтать немножко.

Трот спросила: — Кис-Кис-Кис,

Ты ловить умеешь крыс?

— Мурр, — сказала кошка,

Помолчав немножко.

Когда «мурр»

соответствует слову «да», используется утвердительный

кивок. Когда «мурр» соответствует слову «нет» - отрицательно покачать

головой. В зависимости от сценических задач, поставленных педагогом,

необходимо подобрать соответствующие жесты, интонацию, мимику.

«Нырялки»

Ход игры. Дети стоят врассыпную. Все произносят текст, хлопая в ладоши:

«Чашки, ложки, поварёшки,

Искупалися матрёшки. Бульк!»

На слово «Бульк!» играющие подпрыгивают вверх, вдыхают носом воздух и

присаживаются, как будто ныряют на дно реки. Сделав губы трубочкой,

медленно выдыхают воздух. После выдоха дети встают и ждут остальных

«ныряльщиков». Побеждает тот, кто дольше просидит «под водой».

Повторный добор воздуха делать запрещается!

«Нам всем весело живётся!»

Ход игры. Дети, чуть присев, хлопают себя по коленям. Вместе с ведущим

произносят слова: «Нам всем весело живётся!» Затем хлопают в ладоши:

«Мы в ладоши хлопаем». Далее идут хлопки с поворотом влево – вправо:

«Хлоп – хлоп, хлоп – хлоп!» После этих слов играющие останавливаются и

ждут задания от ведущего. Тот отдаёт приказы, но его слова не

соответствуют жестам, т.е. говорит одно, а показывает другое. Например,

говорит: «Я беру себя за нос!», а дотрагивается до уха. Дети стараются не

21

ошибаться

и

выполнять

правильно

задание.

Выигрывают

самые

внимательные.

Психологические тесты

Тест для родителей и педагогов (Ф.Татл, Л. Беккер).

В данном тесте выделены особенности, свидетельствующие о больших

потенциальных возможностях ребёнка. Минимальное количество набранных

баллов – 17, максимальное – 85. Низкий уровень: 17 - 34 балла; Средний

уровень: 35 - 60 баллов; Высокий уровень: 61 -85 баллов.

Инструкция: Прочитайте каждый из следующих пунктов и определите

оценку. Поставьте (Х) в том месте, которое соответствует вашему выбору:

1 – очень редко или никогда;

2 – редко;

3 – иногда;

4 – часто;

5 – почти всегда.

№ Особенности ребёнка 1 2 3 4 5

1.

Проявляет

большую

любознательность

в

отношении

различных

предметов, явлений, событий. Задаёт множество вопросов, в том числе

«почему?», «зачем?», «отчего?»

2.

Задаёт много «умных» вопросов о том, что обычно маленьких детей не

интересует.

3.

Точно, правильно использует много слов в своей речи.

4.

Проявляет способность к очень подробному рассказу или пересказу

историй, фактов.

5.

Может вести «интеллектуальные» разговоры с другими детьми,

взрослыми.

6.

Склонен

к

серьёзным

размышлениям,

интересуется

сложными,

глобальными проблемами (например, может рассуждать о жизни и

смерти и пр.).

7.

Легко справляется с загадками и может их придумывать.

8.

Понимает сложные (для его возраста) определения, отношения.

Находит общее в предметах, явлениях, даже если это не очевидно.

Демонстрирует абстрактное мышление.

9.

Легко справляется со счётом, простыми арифметическими действиями.

10. Понимает значение чисел от 1 до 10.

11.Понимает значение и способы использования схем, карт лучше, чем его

ровесники.

22

12.Проявляет большой интерес к часам, календарям, может понять их

функции.

13.Проявляет большое желание учиться, приобретать новые знания,

навыки.

14.

Проявляет способность к концентрации, сохранению внимания в

течение большого периода времени, чем его сверстники.

15. Легко схватывает и удерживает большое количество информации.

Запоминает больше подробностей, чем другие.

16. Проявляет острую наблюдательность

17.

Проявляет одарённость в области музыки, рисования, ритмики и

других областях искусства.

Задача педагога и родителей как можно раньше выявить способности

ребенка и создать условия для их развития.

«Взрослый или маленький?»

Поставь галочку рядом с фразами, которые тебе подходят:

Я хожу в магазин без родителей

Я никогда не теряю свои вещи

Я не боюсь оставаться дома без родителей

Я могу посидеть с младшими детьми

Я выбираю себе вещи, а не родители

Я очень редко плачу

Я не боюсь браться за сложные задания

Иногда я остаюсь дома в одиночестве

Родители не проверяют мои домашние задания

Меня называют самостоятельным человеком

Подсчитай, сколько галочек у тебя получилось____________

Обработка результатов

10 - 8 галочек: ты взрослый человек. На тебя можно положиться, но не спеши

прощаться с детством.

7 - 4 галочки: ты нормальный для своего возраста ребенок, т.е. в меру

взрослый.

3 - 0 галочек: тебя не назвать взрослым человеком. Ты ещё ребенок!

2.4 Календарный учебный график

Этапы образовательного процесса

1 год

«Искусство речи»

Продолжительность

учебного

года,

неделя

36

Количество учебных дней

72

23

Продолжительность

учебных периодов

1 полугодие

01.09.2023- 30.12.2023

2 полугодие

09.01.2024- 31.05.2024

Возраст детей, лет

6-15

Продолжительность занятия, час

2

Режим занятия

2 раза/нед

Годовая учебная нагрузка, час

144

2.5 Календарный план воспитательной работы

Мероприятие

Дата

1

Коммуникативные игры и тренинги

сентябрь

2

Мероприятие «Все готовятся к зиме»

октябрь

3

Акция «Покорми птиц зимой!»

ноябрь

4

Праздник «Новогодний серпантин»

декабрь

5

Зимние игры

январь

6

Конкурсы «Мальчишки – девчонки»

февраль - март

7

Экологический киноклуб. Просмотр и обсуждение

фильма на экологическую тему

апрель

8

Экологическая акция «Чистые пруды»

май

9

Подвижные игры в детском парке

май

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Аннушкин, В.И. Техника речи: учебное пособие / Б. И. Аннушкин. –

Москва: Флинта, 2023. – 64 с. – ISBN 978-5-9765-1603-8.

2.

Зверева, Н.В. Говори красиво, выступай легко / Н. В. Зверева, С. Н.

Иконникова. – Москва: Издательство ООО Клевер-Медиа-Групп, 2022.

– 230с. - ISBN 978-5-00154-855-3.

3.

Михайлова, Е.Л. Говори и будь услышан. За кулисами успешного

выступления / Е. Л. Михайлова. – Москва: Издательство АСТ, 2020. –

280 с. - ISBN 978-5-17-116215-3.

4.

Петрова, А.Н. Искусство речи / А. Н. Петрова. – Москва: Издательство

АСТ, 2023. – 450 с. - ISBN 978-5-17-146418-9.

5.

Шестакова, Е.С. Говори красиво и уверенно. Постановка голоса и

речи / Е. С. Шестакова. – Санкт-Петербург: Издательство Питер, 2023.

– 192 с. - ISBN 978-5-4461-1056-8.

24



В раздел образования