Автор: Петрунина Надежда Петровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГК УСО "Октябрьский СРЦН"
Населённый пункт: САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ, г. ОКТЯБРЬСК
Наименование материала: Тренинговое занятие на сплочение детского коллектива
Тема: «Портрет нашей группы»
Раздел: дополнительное образование
Тренинговое занятие
на сплочение детского коллектива
«Портрет нашей группы»
Н.П. Петрунина
Цель:
создание благоприятного психологического климата в детском
коллективе, сплочение учащихся, преодоление барьеров в межличностных
отношениях, построение эффективного взаимодействия детей друг с другом,
развитие коммуникативных навыков, создание проекта «Портрет группы».
Задачи:
- создание благоприятного психологического климата;
- сплочение учащихся, формирование доверия друг к другу;
- преодоление барьеров в межличностных отношениях,
- развитие коммуникативных навыков;
-развитие умения понимать выражения чувств окружающих людей и
адекватно выражать свои чувства;
- создание проекта «Портрет нашей группы».
Оборудование: ручки, карандаши, маркеры, листы бумаги, ватман.
Актуальность:
мы растим личность, которая будет жить в обществе,
работать в коллективе, поэтому важно учить детей жить в коллективе, учить
жить в ладу не только с самим собой, но и с другими. Именно поэтому
возникает вопрос, связанный с групповой сплоченностью. Данный вопрос
очень важен, так как от уровня развития коллектива, его сплоченности
зависит не только эффективность работы группы, но и психологический
комфорт каждого ее члена. Сплоченность коллектива важна, она дает
возможность: услышать, увидеть, испытать, ощутить.. От того насколько
коллектив сплочен, зависит быстрота достижения желаемого результата, а
также его уровень.
Ход занятия
1. Приветствие
Цель: установление контакта с участниками тренинга.
Здравствуйте, ребята! Нам предстоит совместная работа, и поэтому нужно
познакомиться
и
запомнить
имена
друг
друга.
В
тренинге
нам
предоставляется прекрасная возможность, которая обычно недоступна в
реальной жизни, - выбрать себе имя. Бывает так, что кому-то не очень
нравится то имя, которое дали ему родители; кого-то не устраивает форма
обращения, привычная для окружающих. У вас есть несколько минут для
того, чтобы представить себе, что вы все – важные деятели: политики,
бизнесмены, артисты и т.д., и вам необходимо правильно презентовать себя.
На нем, кроме имени, которое должно быть написано крупно и ярко,
нарисуйте какой-нибудь рисунок, который будет вашим символом.
Настало время представиться друг другу. А сделаем мы это так, каждый, по
часовой
стрелке
и
представляется.
Обязательно
скажите,
с
каким
настроением вы пришли на занятие и чего ожидаете от тренинга.
Последним представляется педагог-психолог и предлагает разработать
правила работы в группе.
2. Принятие правил работы в группе.
Наше с вами занятие отличается от обычных уроков, к которым вы
привыкли. Чтобы наши встречи были продуктивными, нам необходимо
установить правила!
Правила выписываются на лист ватмана, и после принятия группой,
закрепляются на видном месте.
Список правил (каждый пункт правил поясняться педагогом-психологом):
- внимательно слушать, когда говорят другие
- уважать чужое мнение
- начинать свою речь словами «я»
- быть активными
- говорить по одному
Нельзя:
- шуметь когда кто-то говорит, перебивать
- угрожать, драться, обзываться, гримасничать
- ставить другим оценки, давать определение и критиковать.
Основная часть
Сегодня на нашем тренинговом занятии мы поговорим о вашей группе, о
взаимоотношениях друг с другом.
Цель нашего тренинга – сплочение детского коллектива и построение
наиболее эффективного взаимодействия друг с другом.
Сплочение
–
это
возможность
стать
единым
целым
в
достижении
поставленных целей и задач. Ведь как хорошо когда тебя понимают, иногда
даже без слов, поддерживают твои друзья и товарищи, оказывают помощь,
когда это необходимо.
3. Упражнение «Молчанка»
Цель: развитие сотрудничества, налаживание психологического климата в
группе.
Оборудование: лист А4, карандаши.
Педагог-психолог, используя метод деления на группы, разбивает участников
на пары и предлагает сесть за стол рядом друг с другом.
Теперь вы одна команда, которая должна нарисовать картину. Вам даётся
один лист бумаги и один карандаш. Вы должны по очереди рисовать одну
картину, передавая, друг другу карандаш. В этой игре есть важное правило –
нельзя разговаривать во время рисования. На рисунок вам отводится 5 минут.
Обсуждение упражнения:
Что ты нарисовал, работая в паре?
Сложно ли вам было рисовать молча?
Пришел ли ты к единому мнению со своим партнером?
Трудно ли тебе было оттого, что изображение постоянно менялось?
4. Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»
Цель: способствовать углублению процессов самораскрытия, учить находить
в себе главные индивидуальные особенности, определять свои личностные
особенности.
Учащимся раздаются листы бумаги, в центре которых нарисован круг с
надписью «Я могу!». Дети должны нарисовать лучи солнца, вдоль которых
записать то, что они могут сделать для своих одногруппников.
По завершению упражнения все записи зачитываются участниками занятия, а
затем листочки красиво оформляются на ватмане с надписью «Портрет
нашей группы».
Обсуждая итоги работы, важно подчеркнуть то, что многие положительные
качества учащихся стали тем скрепляющим элементом, которое делает
группу более сплоченной.
10. Упражнение «Портрет нашей группы»
Цель: создание портрета группы.
Каждый участник тренинга получает небольшой листок бумаги, на котором
необходимо
нарисовать
смайлик.
Эмоциональное
состояние
смайлика
должно выражать самочувствие учащихся от общения и взаимодействия с
одногруппниками. Затем все работы вывешиваются на ватман с надписью
«Портрет группы», дополняя рисунки «Мой портрет в лучах солнца» и
образуя общий портрет группы.
Ребята, спасибо за то, что пришли на занятие. Я надеюсь, что вы над чем-то
задумались, и будете работать в этом направлении, а полученные навыки
обязательно пригодятся в дальнейшем. До новых встреч.