Напоминание

Анатомо-физиологические особенности детей 11-12 лет


Автор: Платонова Наталья Васильевна
Должность: тренер-преподаватель по футболу
Учебное заведение: МБУ ДО г. Абакана "КСШ
Населённый пункт: город Абакан
Наименование материала: Методический материал
Тема: Анатомо-физиологические особенности детей 11-12 лет
Раздел: дополнительное образование





Назад




Анатомо-физиологические особенности детей 11-12 лет

Для

каждого

возрастного

периода

характерны

количественно

определенные морфологические и физиологические показатели. Измерение

морфологических

и

физиологических

показателей,

характеризующих

возрастные, индивидуальные и групповые особенности людей, называется

антропометрией. Рост, вес, окружность грудной клетки, ширина плеч,

жизненная

емкость

легких

и

сила

мышц

все

это

основные

антропометрические показатели физического развития .

Подростковый возраст охватывает период развития детей от 10-11 до

14-15 лет. Ключевым в формировании личности следует считать именно этот

период, основным содержанием которого является переход от детства к

взрослости, охватывающий все стороны развития растущего человека как

индивида, субъекта, личности, индивидуальности. В период этого перехода

возникает множество потребностей, которые невозможно удовлетворить в

связи с недостаточной социальной зрелостью детей данного возраста. Как

следствие это может вызвать раздражительность, капризность, негативизм,

упрямство и так далее. Однако ряд таких симптомов проявляется далеко не у

всех ребят подросткового возраста. Многие дети достаточно психологически

безболезненно и легко преодолевают трудности, возникающие в переходный

период. Это зависит от индивидуально-психических особенностей подростка

и конкретных социальных условий .

Ведущей

деятельностью

для

исследуемого

возраста

становится

общественно-полезная деятельность во всех её формах (учебной, трудовой,

спортивной

и

других).

Именно

в

этой

деятельности

формируется

центральное

психическое

новообразование

подросткового

возраста

«чувство взрослости», с которым тесно связаны все изменения в физическом

и психологическом развитии детей среднего школьного возраста .

В период интенсивного роста снижается выносливость к физическим

нагрузкам, наблюдается повышенная утомляемость, которая может быть

причиной

частых

смен

настроения,

раздражительности,

упрямства

подростков. Важнейшую роль играет движение, умение управлять своим

телом.

Вместе с тем, в период полового созревания в связи с ростом

мышечной массы значительно увеличивается прирост силы и скоростно-

силовых качеств. Продолжается совершенствование быстроты, а также

общей и силовой выносливости, но в развитии ловкости наблюдается

снижение темпов прироста.

Внимание детей, исследуемого возраста характеризуется возрастанием

утомляемости, отличается повышенной произвольностью, неустойчивостью.

При монотонной работе данные качества более ярко выражены. Часто

утомляемость

является

причиной

колебаний

внимания,

частых

смен

настроения,

неустойчивости

психических

состояний

и

частых

смен

настроения. В период подросткового развития важнейшую роль приобретает

волевая регуляция. Однако, появление воли у детей 11-12 лет очень часто

противоречивы

в

связи

с

недостаточной

социальной

зрелостью

и

несформированностью мировоззрения подростка.

Значительное развитие во всех высших структурах ЦНС отмечается в

среднем школьном возрасте. Период с 9-ти до 12-ти лет характеризуется

резким увеличением взаимосвязей между различными корковыми центрами.

В возрасте 10-12 лет усиливаются тормозные влияния коры на подкорковые

структуры.

Формирование сенсорных систем организма заканчивается в среднем

школьном возрасте. В 10-12 лет зрительная сенсорная система достигает

функциональной зрелости. Глаза становятся соразмерными, то есть длина

зрительной оси глаза соответствует преломляющей силе, и фокусирование

лучей

происходит

непосредственно

на

сетчатке.

Исчезает

детская

дальнозоркость. У подростка повышается острота зрения, улучшается

бинокулярное

зрение,

расширяется

поле

зрения,

совершенствуется

различение цветовых оттенков. С возрастом растет пропускная способность

зрительной сенсорной системы. Причём у девочек поле и пропускная

способность больше, чем у мальчиков, а глазомер выражен хуже.

К 12-13-летнему возрасту созревание слуховой сенсорной системы

завершается.

В

данном

возрасте

пороги

слышимости

звуков

резко

снижаются. Повышение остроты слуха позволяет хорошо дифференцировать

звуковые раздражители, развивается музыкальный слух улучшается скорость

и точность восприятия речи. Важное значение для формирования чувства

времени у подростков имеет точность оценки протяжённости звучания

различных сигналов и длительности звуковых интервалов. К 11-ти годам эта

функция

повышается.

Пространственную

ориентацию

улучшает

совершенствование бинаурального слуха.

Развитие двигательной сенсорной системы происходит непрерывно,

значительно усиливаясь в возрасте от 7-8 до 13-15 лет, когда достигается

оптимальный уровень ее развития.

Возрасту

11

лет

характерно

еще

большее

совершенствование

деятельности всего организма. В данный период отмечается увеличение и

интенсивный рост всех размеров тела – «второе вытягивание». К возрасту 12

лет достигается 86% от своего будущего роста. Именно в этот период

проявляются признаки неравномерности роста частей организма, что и

приводит к изменению пропорций тела. В возрасте 11 лет интенсивно

развивается сила, вся мускулатура. Подростковый возраст – это этап

активного совершенствования мышечной системы и двигательных функций.

Подросткам,

исследуемого

возраста,

следует

преимущественно

совершенствовать

все

формы

проявления

быстроты

и

координации

движений. В данный период является достаточно благоприятным для

развития координационных способностей.

Также данный возраст претерпевает и изменение морфологических

показателей. Вес возрастает на 4-6 кг; окружность грудной клетки на 4-6 см,

рост - на 4-6 см. Частота пульса 70 уд./мин. При работе увеличивается до

170-190 уд./мин, давление 105/70. До 11 лет – начальный этап роста

физической работоспособности. Прирост в 11 лет до 3-4%.

В данном возрасте нарушается гармоническая взаимосвязь между

сердцем и остальными органами и системами, так как нередко развитие

сердца отстает от увеличения размеров тела, что в свою очередь влечет за

собой головную боль, головокружение. Также в данный период развития

имеет

место

быть

такой

показатель

как

юношеская

гипертония.

Максимальное кровяное давление при этом составляет 130-140 мм.рт. ст. В

состояние утомления подросток впадает быстрее, чем взрослый. Сердце у

детей подросткового возраста даже в условиях покоя работает более

напряженно, чем у взрослых, но не смотря на данную особенность подростки

обладают

высокими

функциональными

возможностями

дыхания

и

кровообращения, что в свою очередь является фундаментом для серьезной

спортивной тренировки.

Одним из факторов, которые достаточно сильно ограничивают

предельную мышечную работоспособность юных спортсменов, являются

меньшие аэробные и анаэробные возможности. Аэробные возможности у

детей подросткового возраста увеличиваются в большей степени, чем

анаэробные.

Реакция систем кровообращения и дыхания у подростков 12-летнего

возраста на максимальные физические нагрузки зависит от биологического

возраста. У подростков с дефективными стадиями развития вторичных по-

ловых признаков по сравнению с подростками, у которых еще не завершился

процесс полового созревания, отмечаются не только более высокие

показатели работоспособности, но и более эффективные адаптивные реакции

на максимальное физическое усилие: более быстрое врабатывание и

восстановление.

С

точки

зрения

спортивной

подготовки

этот

возраст

является

решающим.

Именно в этот период развития формируется спортивный характер,

достигается наибольший прирост в развитии силы, быстроты, ловкости,

закладываются основы техники и тактики.



В раздел образования