Автор: Парфенова Галина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №20 д.сад"Катюша"
Населённый пункт: г. Брянск
Наименование материала: Использования нетрадиционного физкультурного оборудования в физическом развитии дошкольников.
Тема: Использования нетрадиционного физкультурного оборудования в физическом развитии дошкольников.
Раздел: дошкольное образование
Использования нетрадиционного физкультурного
оборудования в физическом развитии дошкольников.
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в физическом развитии
ребенка. Именно в это время интенсивно формируется и происходит
становление важнейших систем организма. Ребенок в это время продолжает
прибавлять в весе и расти (хотя и не так быстро, как после рождения),
поэтому стоит уделить внимание привитию элементарных гигиенических
навыков, формировать двигательную активность, а также проводить с детьми
всевозможные закаливающие процедуры. Важно помнить, что все недочеты
и пробелы в физическом развитии ребенка в дальнейшем исправить намного
трудней, чем сформировать их изначально. Поскольку физическое развитие
образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным
благополучием, то оздоровительную направленность должна иметь вся
жизнедеятельность ребенка в дошкольной образовательной организации. И в
первую очередь принципу оздоровительной направленности должна отвечать
организация физического развития дошкольников.
С целью укрепления
здоровья детей, формирования у них устойчивой потребности в регулярной
физкультурной
деятельности
особую
актуальность
приобретает
поиск
средств
и
методов
повышения
эффективности
физкультурно-
оздоровительной работы с детьми в дошкольных учреждениях, создание
оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития ребёнка.
Необходимы новые формы работы с дошкольниками, способствующие
стимуляции активности и самостоятельности в двигательной деятельности
ребёнка,
которые,
действуя
на
мотивационно-эмоциональную
сферу,
создадут стойкий интерес к физкультурной деятельности и положительно
повлияют на оптимальное развитие ребёнка, улучшат его физическую
подготовку. За последние годы в отечественной литературе появилось
немало
научных
трудов,
посвященных
решению
различных
проблем
физического развития и воспитания дошкольников. Это объясняется тем, что
целый ряд неблагоприятных социально-экономических изменений, которые
произошли в стране в конце двадцатого века, прежде всего, затронули
подрастающее поколение и особенно детей дошкольного возраста. Большую
исследовательскую работу в этом направлении провели такие ученые, как
Т.И. Алиева, О.М. Дьяченко, М.Н. Кузнецова С.М. Мартынов, Л.А.
Парамонова др. Положения о сущности здорового образа жизни, отражены в
трудах Н.А. Амосова, М.В. Антроповой, Ю.П. Лисицина, М.И. Покровской и
др. Проблемы сохранения здоровья, оздоровления и развития ребенка нашли
свое отражение в научных трудах Е.А. Аркина, М.Н. Алиева, В.К.
Велитиченко,
С.М.
Иванова,
С.П.
Кожина,
К.Н.
Способиной,
В.Л.
Страковской и др. Одной из приоритетных задач дошкольного образования в
соответствии
с
ФГОС
является
создание
насыщенной
развивающей
предметно - пространственной среды. Чтобы заинтересовать детей в
двигательной
активности
и
организовать
образовательный
процесс
интересным, увлекательным, познавательным, привело к идее создание
нестандартного оборудования как дополнительного стимула физкультурно-
оздоровительной
работы.
Применение
нестандартных
пособий
вносит
разнообразие, объединяют физкультуру с игрой, создают условия для
наиболее полного самовыражения ребёнка, в двигательной деятельности .
Одним их путей решения задач физического развития и повышения
двигательной активности является использование нетрадиционного
физкультурного оборудования, которое способно:
служить дополнительным стимулом активизации физкультурно-
оздоровительной работы;
решить задачи формирования двигательных навыков в основных видах
движений;
обогатить двигательный опыт;
развивать творчество и фантазию;
мотивировать детей;
Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул
физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает
лишним. Можно без особых затрат обновить игровой инвентарь в
спортивном зале, если есть желание и немного фантазии.
Спортивно – игровое нестандартное оборудование призвано содействовать
решению, как специфических задач целенаправленного развития моторики
детей, так и решению задач их всестороннего развития и формирования
личности, а именно:
обогащать знания о мире предметов и их многофункциональности;
приучать ощущать себя в пространстве, ориентироваться в нем;
создать условия для проявления максимума самостоятельности, инициативы,
волевых усилий;
приучать применять предметы спортивно – игрового нестандартного
оборудования в самостоятельной деятельности;
пробуждать интерес к спортивным играм, занятиям, расширять круг
представлений о разнообразных видах физкультурных упражнений, их
оздоровительном значении.
Проведение физкультурных занятий с использованием нестандартного
оборудования показывает, что увеличение двигательной активности детей
возможно, как за счет качественного улучшения методики занятий,
повышение их моторной плотности, так и за счет применения нестандартного
оборудования, его
эффективного использования, что позволяет быстро и качественно
формировать двигательные умения и навыки.
Эффективно использовать физкультурное оборудование – это значит
обеспечить оптимальную продолжительность его применения в течение
всего дня в разных формах и видах деятельности с тем, чтобы добиться
овладения детьми всеми видами физкультурных упражнений, их
двигательного творчества на уровне возрастных и индивидуальных
возможностей. Один из приемов повышения эффективности физкультурного
оборудования – новизна, которая создается за счет внесения нового
нестандартного оборудования, смены переносного оборудования разных
пособий в своеобразные комплексы (полосы препятствий, домики,
заборчики). Дети всех возрастов выполняют упражнения с нестандартным
физкультурным оборудованием с большим удовольствием и достигают
хороших результатов.
Виды нестандартного оборудования.
Массажные
коврики
и
дорожки
Цели: развитие
мышц
нижних
конечностей,
координации,
ловкости,
внимания, массаж рефлекторных зон стопы; формирование навыков
различных видов ходьбы, прыжков. Материалы: крышки от пластиковых
бутылок, цветные карандаши, фломастеры, цилиндры. Задание: собирание
крышек пальцами ног или перекладывание из одной ёмкости в другую;
рисование
цветными
карандашами
на
листах
бумаги;
катание
и
захватывание цилиндров стопами. ходьба и бег на носках, пятках, ладонях и
стопах.
Массажные коврики и дорожки 2.
Цели: развитие мышц нижних конечностей, координации, ловкости,
внимания, массаж рефлекторных зон стопы; формирование навыков
различных видов ходьбы, прыжков.
Материалы: на основу (пластинки, линолеум, плотная ткань) нашивают и
наклеивают различные бусины, крышки от пластиковых бутылок,
пенициллиновых пузырьков, камни, пуговицы, карандаши, деревянные
палочки и т д.
Задания: ходьба и бег на носках, пятках, ладонях и стопах, скрёстным
шагом, прыжки.
Гантели
Цели: развитие мышц плечевого пояса и рук.
Материалы: пластиковые ёмкости из под сока , йогуртов
наполненные крупой и соединённые друг с другом.
Султанчики
Цели: развитие
дыхательного
аппарата
(речевого
дыхания)
Материалы: на
деревянной
палочке
крепятся
полоски
полиэтиленового пакета.
Задание: дуть на полоски, усиливая или
уменьшая
воздушную
струю.
листах бумаги; катание и захватывание цилиндров стопами.
«Флажки»
Материал: ткань
разного цвета, для древка – шпажка для
шашлыков
Задачи:
учить выполнять ОРУ с предметом, подвижных игр
Игровые упражнения с нестандартным оборудованием.