Автор: Веневцева Ирина Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №2 "Солнышко"
Населённый пункт: Свердловская обл, город Сухой Лог
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности проявления эмоционального благополучия дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Особенности проявления эмоционального благополучия дошкольников
Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по развитию
социальных эмоций у дошкольников. Ребенок - дошкольник очень впечатлителен, открыт
для усвоения социальных, культурных ценностей, стремится к признанию себя среди
других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов
восприятия, мышления, воображения.
Как показатель оптимальности общего развития ребенка и психического здоровья
расценивается эмоциональное благополучие в работах Г.Г. Филипповой, которая
раскрывает его структуру. Эмоциональное благополучие ребенка, согласно этому автору,
представлено следующими компонентами:
-
эмоция удовольствия - неудовольствия как содержание преимущественного фона
настроения;
-
переживание
комфорта
как
отсутствия
внешней
угрозы
и
физического
дискомфорта;
-
переживание успеха - неуспеха в достижении целей;
-
переживание комфорта в присутствии других людей и ситуациях взаимодействия с
ними;
-
переживание
оценки
другими
результатов
активности
ребенка.
Все
эти
составляющие, подчеркивает автор, могут иметь разное содержание, то. есть. разную
точку на континууме от "+" до "-".Если все эти составляющие соотнести с периодом
посещения ребенком детского сада, то можно утверждать, что ребенку эмоционально
хорошо, когда он приходит в детский сад в хорошем настроении и в течение дня оно
почти не меняется;
когда деятельность его успешна или же переживается им как
успешная благодаря внимательному отношению окружающих;
когда отсутствует
переживание опасности со стороны окружения; когда есть друзья, с которыми хочется
играть и которые взаимно проявляют интерес;
когда к ребенку хорошо относятся
воспитатели и вообще все окружающие.
Конечно, это идеальный портрет эмоционально благополучного ребенка.
Однако помочь ребенку быть таким могут и должны окружающие его взрослые. От чего
же зависит эмоциональное благополучие ребенка? Выделяют несколько условий
эмоционального комфорта или дискомфорта дошкольников. Среди них:
- состояние здоровья ребенка в период посещения им детского сада;
-
особенности взаимодействия ребенка со взрослыми (воспитателями, помощником
воспитателя, другими специалистами, которые работают с детьми);
-
особенности взаимодействия ребенка с детьми группы, которую он посещает;
-
эмоциональная обстановка, общий уклад жизни в детском саду; - обстановка в
семье ребенка.
Все эти компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы и в совокупности позволяют
судить о том, насколько хорошо ребенку в детском саду. Рассмотрим каждый из них.
Очень важным и необходимым условием эмоционального благополучия ребенка в
детском саду является хорошее отношение к ребенку взрослых, работающих в
дошкольном учреждении. Ребенок с радостью идет в тот детский сад, где его ждут, где
проявляют к нему искренний интерес, помогают преодолевать неудачи, радуются
успехам.
На эмоциональный комфорт (как и дискомфорт) ребенка в детском саду в первую очередь
влияют воспитатель и помощник воспитателя группы. Это первые значимые люди в
ближайшем окружении дошкольника после близких взрослых. Исходя из специфики
взаимодействия
"взрослый
-
ребенок",
отношение
воспитателя
к
ребенку
мы
рассматриваем как систему разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов,
практикуемых в обращении с ним, особенностей понимания и восприятия характера
ребенка, его поступков.
В младшем дошкольном возрасте по влиянию, оказываемому на эмоциональное состояние
ребенка, на первое место выходят конкретные действия воспитателя (наказывает - не
наказывает; кричит - не кричит; жалеет - не жалеет; ласкает - не ласкает). Во всех этих
действиях ребенок видит общее, недифференцированное отношение себе. За каждым
отрицательным действием по отношению к ребенку почти всегда следует его бурная,
аффективная
реакция.
Для
детей
этого
возраста
также
имеет
значение
общий
эмоциональный тон в работе воспитателя. Малыши, для которых характерны высокая
подвижность и пластичность нервной системы, благоприятнее воспринимают спокойного,
в меру эмоционального воспитателя. С ростом самосознания дошкольников, изменением
отношения к другому значимость каждого компонента эмоционального отношения
воспитателя изменяется.
В среднем и старшем дошкольном возрасте исключительное значение приобретают
особенности восприятия воспитателем ребенка, наличие и характер дистанции во
взаимодействии с ним. характеристики воспитателя, связанные с особенностями нервной
системы и темперамента ребенка (спокойно-флегматичный или возбудимый тип), отходят
на второй план. Например, в детском саду в старшей группе дети очень любят обеих
воспитательниц. Одна из них спокойная, другая, напротив, ярко эмоциональная и к тому
же часто кричит на детей. Дети в этом возрасте уже способны понять подтекст
высказываний воспитателя, справедливость или несправедливость наказания. Значимость
действий (кричит - не кричит, наказывает - не наказывает) оценивается ребенком в общем
контексте формирующегося отношения к нему. Не оправдывая нежелательные действия
воспитателя, наша задача - показать динамику чувствительности детей дошкольного
возраста к компонентам эмоционального отношения к ним воспитателей. Для более
детального рассмотрения проблемы влияния отношения воспитателя на эмоциональное
благополучие ребенка в группе детского сада целесообразно изучение типов, или стилей,
эмоционального взаимодействия воспитателя и ребенка. Только целесообразный стиль
взаимодействия
обеспечивает
ребенку
чувство
защищенности,
активность,
самостоятельность, творческое развитие его индивидуальности.
Эмоциональное самочувствие ребенка и общее отношение к детскому саду во многом
зависят от его отношений со сверстниками. Действительно, ребенок чувствует себя
гораздо увереннее и спокойнее в обстановке дружеского расположения, когда он может
рассчитывать на поддержку и помощь сверстников, на их участие в возможных ситуациях
эмоционального комфорта или дискомфорта. Доброжелательные отношения между
сверстниками создают положительный эмоциональный климат в группе.
Опираясь на концепцию М.И. Лисиной, в которой общение выступает как особая
коммуникативная деятельность, направленная на формирование взаимоотношений, мы
рассматриваем отношения как внутреннюю психологическую основу общения и
взаимодействия людей. Главной особенностью межличностных отношений детей раннего
возраста, как уже отмечалось выше, является то, что они только начинают складываться.
Эта особенность идет от содержания контактов детей. В основном это физический
контакт, перемещение в пространстве. В отличие от ситуативно-делового общения со
взрослым детские контакты лишены деловой цели. Поэтому назвать общение детей
межличностным
еще
сложно,
поскольку
малыши
почти
не
реагируют
на
индивидуальность партнера. Проще сказать, что для детей этого возраста важно, чтобы
партнер вообще был, и почти совсем не имеет значения, какой он. Такое отношение к
сверстнику в исследованиях Е.О. Смирновой определяется как пассивно-положительное.
Оно имеет объектный (предметный) характер, поскольку действия и эмоции связаны с
использованием отдельных действий сверстника. Мы не останавливаемся при этом на
примерах непосредственного влияния на эмоциональное самочувствие детей так
называемых "неполадок" взаимодействия, когда один ребенок ударил другого или отнял у
него игрушку и т.п. Детям также эмоционально тяжело в группе, где много шумных,
подвижных детей, где есть постоянно плачущие дети с затянувшимся периодом
адаптации.
В среднем дошкольном возрасте для того, чтобы ребенку было эмоционально хорошо,
чтобы он был принят другими детьми, необходим высокий уровень игровой деятельности,
т.е. ребенок должен уметь играть, и не просто играть. В структуре игровой деятельности,
которой владеет дошкольник, должно предолировать эмоциональное отношение к
сверстнику, проявляющееся в отзывчивости, взаимопомощи, в способности разрешить
конфликт мирным путем.
В старшем дошкольном возрасте (в старшей и подготовительной группах детского сада)
эмоциональное благополучие ребенка в группе сверстников зависит либо от способности
к организации совместной игровой деятельности, либо от успешности продуктивной
деятельности. То есть в этом возрасте повышается значимость овладения различными
видами деятельности.
У популярных детей наблюдается высокая успешность в совместной познавательной,
трудовой и игровой деятельности. Они активны, ориентированы на результат, ожидают
положительной оценки. Дети с неблагоприятным положением в группе имеют низкую
успешность в деятельности, которая вызывает у них отрицательные эмоции, отказ от
работы.Таким образом, мы попытались показать, насколько взаимосвязаны в детском саду
эмоциональное благополучие ребенка и характер его взаимоотношений с другими детьми.
Своими исследованиями мы еще раз подтвердили концепцию М.И. Лисиной о том, что
примерно к четырем годам сверстник становится более предпочитаемым партнером по
общению, чем взрослый. Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте
проходит через ряд этапов.
На первом из них (младший дошкольный возраст) сверстник является партнером по
эмоционально-практическому взаимодействию, которое основано на подражании и
эмоциональном заражении детей. Главной коммуникативной потребностью является
потребность
в
соучастии
сверстника,
которое
выражается
в
параллельных
(одновременных и одинаковых) действиях детей.
На втором этапе (средний дошкольный возраст) возникает потребность в ситуативно-
деловом сотрудничестве со сверстниками. Содержанием общения становится совместная
(главным образом, игровая) деятельность. На этом же этапе возникает потребность в
положительном отношении и признании сверстника.
На третьем этапе (шесть-семь лет) общение со сверстником приобретает черты
внеситуативности. Содержание общения отвлекается от конкретной ситуации, и
складываются устойчивые избирательные предпочтения между детьми.
Таким образом, можно сделать вывод, что исследования эмоционального благополучия
ребенка в разных возрастах и его связи с отношением и поведением показали, что оно
проявляется не только в преимущественном положительном фоне настроения, но и в
стиле переживания результатов действий, успехов и неудач, развитии познавательной
мотивации, включении взрослого в совместную деятельность, отношении к оценке
взрослого, развитии самоконтроля, стиле переживания ситуации разлуки с близким
взрослым, переживании семейной ситуации.