Напоминание

Использование интеллект-карт, как средства социализации детей с ТНР в группах комбинированной направленности.


Автор: Костылева Евгения Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 18
Населённый пункт: ЗАТО Зеленогорск, Красноярский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Использование интеллект-карт, как средства социализации детей с ТНР в группах комбинированной направленности.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование интеллект-карт, как средства социализации детей с

ТНР в группах комбинированной направленности.

Воспитатель Евгения Михайловна Костылева

Социализация детей с ОВЗ, в том числе детей с тяжелыми нарушениями

речи (ТНР), является одной из приоритетных задач современного образования.

Вхождение в социум детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) затруднено

целым рядом причин, среди которых нарушение познавательной деятельности,

своеобразия эмоционально-личностной сферы, проблемы интеллектуального,

сенсомоторного

и

речевого

плана.

Важнейшим

условием

успешной

социализации ребенка с ТНР, как и для его, успешно развивающегося

сверстника, является человеческое общение.

В нашей ДОУ на сегодняшний день нет групп для детей с тяжелыми

нарушениями речи. Поэтому дети, имеющие ТНР (ОНР I, II и III уровней),

посещают группы комбинированного вида общеобразовательного учреждения

инклюзивно по рекомендации территориальной ПМПК.

Такие дети испытывают трудности коммуникативного характера, им

трудно

установить

контакт

со

сверстниками, так

как

сказывается

недостаточность

языковых

средств;

имеют

особенности

восприятия

и

воспроизведения

вербальной

информации:

ограничено

понимание

речи,

скудный

словарный

запас,

нарушено

грамматическое

оформление

высказывания, затруднения в использовании монолога и диалога, нарушена

коммуникативная функция речи. Поэтому ребёнку с ТНР тяжело быть

полноценным

участником

коммуникации,

что

ведет

к

проблеме

их

социализации.

Таким образом, возникает необходимость своевременного и

целенаправленного развития социального поведения у детей с недоразвитием

речи, которое способствует предотвращению появления эмоционально –

личностных, поведенческих трудностей, расширению их коммуникативного и

социального опыта. Чем раньше это произойдет, тем более высоким будет

результат социализации ребенка.

Использование интеллект-карт является перспективным направлением

создания пространств социализации детей с ТНР, способствующих реализации

их индивидуальных образовательных потребностей.

Интеллект-карты разработка Тони Бьюзена, известного английского

деятеля в области психологии обучения и развития интеллекта. Профессор

РАЕН Васильева Е.Е. создала русскую версию интеллект-карт добавив в них

ТРИЗ, мнемотаблицы и инструменты тайм-менеджмента.

Для работы с дошкольниками метод интеллект-карты был адаптирован

кандидатом педагогических наук Валентиной Михайловной Акименко, которая

предложила использовать его для развития связной речи детей.

Интеллект-карта – это уникальный и простой метод запоминания

информации, с помощью которого развиваются творческие и речевые

способности детей, активизируется мышление. Метод интеллект-карт помогает

пробудить у ребёнка способность к изображению окружающего мира.

Основные достоинства:

опора на визуальное мышление;

позволяют обучаться новым навыкам и переносить их в различные

жизненные ситуации;

дают информацию о том, что произойдет в дальнейшем и в каком

порядке;

развивают

самостоятельность,

делая

ребенка

субъектом

образовательного

процесса,

помогая

научиться

переходить

от

одной

деятельности к другой без руководства или вербальной подсказки взрослого;

способствуют социализации воспитанников.

Ребенок, работая с интеллект - картами, идет в своем развитии от простых

логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в

пространстве, к умению анализировать, дифференцировать, классифицировать

предметы и явления окружающего мира.

Интеллект-карты используются в комбинированных группах нашего

учреждения уже несколько лет. Мы с детьми начали составлять интеллект –

карты в средней группе. Сначала это были небольшие по содержанию карты,

отражающие одну тему, имеющие в своей структуре только классификацию по

каким – либо направлениям. В дальнейшем брали интеллект – карты, как прием

структурирования

информации,

отражающих

определённую

последовательность действий, например, одевания, режима дня, алгоритма

дежурства. С детьми старшего дошкольного возраста использовали их при

изучении предметов и явлений окружающей действительности. Дети учатся

подбирать обобщающие слова, образовывать притяжательные прилагательные,

называть качество предметов, подбирать слова с противоположным значением.

Далее выполняется работа над развитием связной речи. Дети составляют

рассказы по картине, по серии картин, пересказывают небольшой текст.

Пополняется словарный запас дошкольника.

Учитель – логопед составлял

интеллект – карту с целью коррекции речевых нарушений.

В результате применения интеллект-карт ребенок с ТНР не только учится

усваивать информацию, но и оперативно с ней работать, что дает ему быть

более уверенным в себе во время общения с другими детьми и взрослыми, что

способствует формированию

ситуации успешности, как одного из рычагов

социализации.

Вариативность

использования

интеллект-карт

определяется

в

зависимости от:

участников создания интеллект-карты,

поставленных задач,

индивидуальных особенностей детей,

типа занятия,

формы организации детей.

Применение интеллект-карт развивает инициативу ребенка, создает

комфортную

образовательную

среду,

повышает

эффективность

образовательного процесса, приводит к положительной динамике развития

детей с ОВЗ. Коррекционно-развивающая деятельность и развивающая

предметно-пространственная среда с элементами визуализации обеспечивают

позитивную социализацию и поддержку индивидуальности ребенка с ТНР.

Методика действительно оказывается очень эффективной для детей с

нарушениями речи, так как на всех этапах работы предусматривается опора на

наглядность и моделирование, что способствует развитию всех сторон речи и

формированию ее планирующей функции.

Интеллект-карты повысили мотивацию к сотрудничеству, снизили

проявления нежелательного поведения, сформировали положительный опыт

коммуникации со взрослыми и сверстниками у детей.



В раздел образования