Напоминание

Компетентностный подход как основа профессионализации


Автор: Ушакова Марина Ивановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: БПОУ ОО "Орловский техникум технологии и предпринимательства имени В.А. Русанова"
Населённый пункт: г. Орёл, Орловская область
Наименование материала: Статья
Тема: Компетентностный подход как основа профессионализации
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Тема: Компетентностный подход как основа

профессионализации.

Преподаватель: Ушакова М.И.

Среднее

профессиональное

образование

это

динамичная

система,

которая

объединяет

в

основной

профессиональной

образовательной программе в одно целое два стандарта Федерального

государственного

образовательного

стандарта

среднего

профессионального образования и федерального государственного

образовательного стандарта среднего общего образования, подчиняя их

одной цели

подготовка высококвалификацированного специалиста

востребованного на современном рынке труда.

Переход

нашего

техникум

на

новые

федеральные

государственные

образовательные

стандарты

среднего

профессионального образования и среднего общего образования ставит

перед

преподавателями

новую

актуальную

задачу

-

изменить

образовательную систему, основанную на «педагогике знаний» на

новую, компетентностную, нацеленную на развитие личностных,

межличностных и профессиональных компетенций выпускника.

Компетентностный

подход

в

среднем

профессиональном

образовании рассматривается как один из факторов повышения

конкурентоспособности будущих специалистов. Изменение структуры

и содержания нормативно-правовых основ образования привело к

инновационному пониманию структуры и содержания деятельности

основных видов образования, в том числе профессионального как

«образования, которое направлено на приобретение обучающимися в

процессе освоения основных профессиональных образовательных

программ

знаний,

умений,

навыков,

практического

опыта,

формирование

общих

и

профессиональных

компетенций,

позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной

сфере и выполнять работу по конкретным профессиям или специально-

стям»

Уровень сформированности той или иной компетентности

следует рассматривать через призму понятия «компетенция», отсюда и

исходит наш компетентностный подход определённый Концепцией

преподавания общеобразовательных дисциплин, которую мы стали

внедрять с 2021 года.

При переходе на стандарты ФГОС СОО и ФГОС СПО

четвёртого

и

пятого

поколений

мы

на

заседании

МК

общеобразовательного цикла

начиная с 2021 года работаем по

следующим направлениям:

-

Новые

механизмы

реализации

предметного

содержания

для

достижения результатов освоения общеобразовательных дисциплин.

- Синхронизация образовательных результатов среднего общего и

среднего

профессионального

образования

по

общеобразовательным

дисциплинам

с

учетом

профессиональной

направленности

реализуемых общеобразовательных программ.

- Отбор наиболее эффективных педагогических методов, форм,

технологий.

-

Интеграция

содержания

общеобразовательных

предметов

с

дисциплинами общепрофессионального цикла и МДК.

- Преемственность методических продуктов для формирования

методической системы преподавания предметов.

- Общие вопросы оформления комплектов документов.

В 2021- 2022 учебном году 10 преподавателей прошли курсы

повышения квалификации по вопросам: «Методика преподавания

общеобразовательных

дисциплин

с

учётом

профессиональной

направленности основных программ среднего профессионального

образования».

В

результате

у

педагогов

сформированы

компетенции

по

реализации

программ

общеобразовательных

предметов

с

учетом

профильной

направленности,

скорректированы методические подходы в преподавании.

Это

стало положительным заделом в работе ФПП, где принимают участие

11 педагогов.

Дополнительно, преподаватели приняли участие в период с 1 по 9

ноября 2022 года в консультационных семинарах, проводимых

ФГБОУ ДОП «Институт развития профессионального образования»,

полученные

знания

мы

использовали

при

разработке

рабочих

программ, где проанализировали и совместили три обязательных

нормативных документы. ФГОС СОО, ФГОС СПО и ФОП СОО,

получив в конечном результате схему реализации компетентного

подхода.

Схема имеет двойную направленность.

1.

При разработке рабочих программ мы вначале проанализировали

содержание

рабочей

программы

по

разделам

с

учётом

профессиональных модулей и профессионально - ориентированного

содержания, затем выявили общее в содержании по предмету в двух

стандартах: стандарте среднего профессионального образования и

среднего общего образования, следующим этапом стало определение

индикаторов достижения (сопоставляя общие компетенции с общими

и дисциплинарными планируемыми результатами), сопоставляя три

нормативных документа

ФГОС СОО, ФГОС СПО и ФОП СОО,

формирование ОК и ПК.

2.

В тоже время при формировании общих компетенций среднего

профессионального образования и предметных компетенций мы

исходим из трёх нормативных документов ФГОС СОО, ФГОС СПО и

ФОП СОО, определив индикаторы достижения (сопоставляя общие

компетенции

с

общими

и

дисциплинарными

планируемыми

результатами), выявляем общее в содержании по предмету из двух

стандартов: среднего профессионального образования и среднего

общего образования, анализируется содержание рабочей программы

по разделам с учётом профессиональных модулей и профессионально

- ориентированного содержания.

Таким образом мы синхронизировали 2 аспекта:

-

личностные

и

метопредметные

результаты

с

общими

компетенциями;

- предметные результаты с общими и профессиональными

компетенциями.

Механизм

интеграции

предметного

содержания

«История»

представляю частный пример в виде обобщающей схемы. Она

содержит: интенсивную подготовку через интеграцию содержания

общеобразовательного

предмета

с

профессиональной

направленностью,

затем

включение

в

содержание

предмета

профессионального содержания, синхронизация

планируемых

результатов

и

интегрирование

системно

деятельностного и компетентностного подхода.

1.

Интенсивная

подготовка,

через

интеграцию

содержания

общеобразовательного

предмета

с

профессиональной

направленностью:

– интеграция содержания учебных предметов;

-интеграция

предметных

результатов

с

общими

и

профессиональными компетенциями;

- обеспечение межпредметных и междисциплинарных связей.

2.

Включение

в

содержание

предмета

профессионального

содержания:

- связь общеобразовательной подготовки с профессиональной,

осуществляемой на основе межпредметной интеграции;

- методически обоснованное применение конкретного материала

из содержания предмета:

3. Синхронизация планируемых результатов обучения:

- взаимосвязь предметных,

межпредметных и личностных

образовательных

результатов

ФГОС

СОО

с

общими

компетенциями ФГОС СПО;

4. Системно - деятельностный

и компетентностный

подходы,

технологии электронного обучения:

-

выполнение студентами

определённых

действий

для

приобретения недостающих знаний;

-выявление

и

освоение студентами

способа

действия,

позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

-

формирование у

студентов

умения

контролировать

свои

действия;

-

включение

духовно-нравственного

аспекта в

содержание

обучения в процессе решения значимых жизненных задач.

Данный механизм интеграции универсален и применим для

любого предмета общеобразовательного цикла.

Синхронизацию образовательных результатов я хочу показать

так же на примере предмета «История» в интеграции системно -

деятельностного и компетентностного подходов, при единстве

процессов воспитания и развития.

Пример приведу на формировании ОК 1 в рамках предмета

«История».

ОК1. Выбирать способы решения задач профессиональной

деятельности применительно к различным контекстам.

Синхронизацию вы видите на слайде.

Особое значение приобретают междисциплинарные

связи в

системе

профессионального

образования,

где

учебный

и

познавательный процесс должен строиться в органической связи с

общеобразовательными, общепрофессиональными дисциплинами

и

профессиональными модулями.

Системное применение междисциплинарных

связей развивает

кругозор, глубину мышления, способствует быстрому восприятию

происходящих явлений изучаемого материала и помогает развивать

навыки

использования

потенциальных

знаний

в

прикладных

дисциплинах.

Проанализировав рабочие программы дисциплин, преподаваемых

по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и

сооружений, в рамках нашего учебного плана, была выполнена сводная

таблица,

в

которой

отражены

наиболее

важные

и

наглядные

междисциплинарные связи предмета.

Методы и средства обучения меняются по мере изменений

требований

работодателей

к

выпускникам

образовательных

учреждений. Научно-технический прогресс вносит коррективы в

формы и способы представления новой информации. В контексте

компетентностного подхода мы развиваем у студентов способности к

самосовершенствованию,

применению

знаний

и

умений

в

нестандартных ситуациях, быстрому изучению новых технологий и

способов создания конкурентоспособных продуктов.

Отмечая важность развития у студентов интереса к избранной

профессии следует иметь в виду, что роль преподавателя не только в

том, чтобы пробудить этот интерес, а в том, чтобы постоянно

расширять его. Для этого необходимо:

систематически привлекать внимание студентов к возможностям

изучаемой профессии;

поддерживать это внимание, пока оно не разовьется в интерес к

профессии;

закреплять интерес до тех пор, пока он не проявится в

деятельности студента;

направлять эту деятельность на успешное овладение профессией.

Таким образом, в рамках обеспечения качества подготовки

выпускников

техникума

используются

компетентностно

-

ориентированные образовательные методы, позволяющие выстроить

образовательный процесс с учетом ФГОС и сформировать у студентов

общекультурные

и

профессиональные

компетенции.

Реализация

компетентностного подхода позволяет разрешить противоречия между

требованиями к качеству образования, предъявляемые государством,

обществом, работодателем, и его образовательными результатами.

В

заключении

хочу

отметить,

что формирование

компетенций обучающихся обусловлено реализацией не только

обновленного

содержания

образования, но и использование

адекватных методов и технологий обучения. Список этих методов и

технологий является довольно широким, их возможности

разноплановыми, поэтому целесообразно очертить основные

стратегические направления, определив при этом, что рецепта на все

случаи жизни, конечно не существует.

На сегодня мы основной упор делаем на анализ содержания

рабочей

программы.

Однако

есть

ещё

один

аспект

индикатор

достижения освоения наших программ, а значит, разработка фонда

оценочных средств будет являться перспективным направлением в

нашей

работ.

Подвести

первый

итог

в

рамках

МК

по

совершенствованию преподавания общеобразовательных дисциплин

мы планируем в форме мастер – класса на тему: «Ситуационные задачи

как средство профессионализации общеобразовательных предметов».



В раздел образования