Автор: Гераськина Марина Геннадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №107"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: Патриотическое воспитание дошкольников в детском саду
Раздел: дошкольное образование
Формирование чувства патриотизма, любви к родному городу,
к России у дошкольников
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из самых
важнейших звеньев системы воспитательной работы. Начинать работу по
патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой и уютной
атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен
радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с
воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, улице, семье
начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать
более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой
малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя
многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через
детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности
патриота.
Как отметил К. Д. Ушинский, считавший, что народная педагогика
является важной составляющей образовательного процесса, фольклорные
произведения представляют собой богатый материал для воспитания.
Ушинский ввел в русский педагогический дискурс термин "народная
педагогика" и подчеркивал, что через погружение в традиции, обычаи и
сказания своего народа, дети могут развивать чувство любви к Родине и
осознание своей культурной идентичности. Этот подход к воспитанию
открывает детям двери к понимающему и уважительному восприятию себя и
окружающего мира, помогая им стать ответственными и сознательными
гражданами.
Таким образом, произведения устного народного творчества не только
формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию
личности в духе патриотизма.
Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила
(отмечать какие-то даты, готовить друг другу сюрпризы, вместе отдыхать и
т.п.), то все это постепенно и основательно входит в социальный опыт
ребенка и остается как приятные воспоминания детства, которые хочется
пережить снова. У каждого воспоминания, но они дороги человеку и
накрепко привязывают его к родному дому, родным людям.
Задачей педагога и, конечно, родителей является сделать так, чтобы
подобных “теплых” воспоминаний у ребенка было побольше.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет
пример взрослых, и особенно – близких людей.
Как приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию в детском
саду?
Я, как воспитатель приучаю ребенка бережно относиться к вещам,
игрушкам, книгам. Объясняю, что в каждую вещь вложен труд многих
людей.
Дети очень рано начинают проявлять интерес к истории страны, края. Мы
совершаем увлекательные путешествия по фотографиям родного города,
родного Автозаводского района.
А также авторские дидактические игры.
Отдельные темы желательно приурочиваю к конкретным событиям и
праздникам, например, Богатыри Земли Русской — в феврале (перед Днем
защитника Отечества) День Земли, День Матери, День Отца и т.д.,
обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.
Список литературы
Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6
лет: Методическое пособие. – М.: Сфера, 2007.
Корчажинская С. Воспитываем патриотов //Дошкольное воспитание. –
2006. № 6. – С. – 27.
Концепция патриотического воспитания граждан Российской
Федерации // Управление ДОУ. – 2005. – № 1. – С. 36 -46.
Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание
дошкольников.
Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Примерная
общеобразовательная программа дошкольного образования «От
рождения до школы». М.: – Мозаика – Синтез, 2014.