Автор: Канаева Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР Детский сад №20 "Искринка"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Комплексно-тематическое планирование по гендерному воспитанию
Раздел: дошкольное образование
Комплексно-тематическое планирование по гендерному воспитанию
Месяц
Мероприятие
Цель и задачи
Краткое содержание
Материал
Социальное
взаимодействие
( сентябрь,октя
брь
Ноябрь)
НОД "Какие мы?"
Цель: Активизировать представление детей о
различиях полов (физических, поведенческих и
нравственно ценных) посредством игр, худ-
продуктивной деятельности.
Задачи: 1) Учить детей быть внимательными
друг к другу. Воспитывать доброжелательные
отношения между мальчиками и девочками.
2) Развивать классиф. умения на примере
предметов одежды.
3) Воспитывать у детей культуру
взаимоотношений полов, адекватную полу
модель поведения.
4) Осознание собственного я - мальчика
(девочки, желание отразить свои чувства в
художественно-творческой деятельности)
1) Игра - знакомство (называем
имя ласково)
2) Игра - мы разные (описываем
друг друга)
3) П/И "Белочки и медвежата"
(двигаемся под музыку)
4) Художественная
деятельность "Веселый
портрет"
5) Игра "На кого похож
портрет"
6) Символическая игра
"Пожелание"
Мужская и женская
одежда, игрушка -
сердечко, нагрудные
знаки белочек и
медвежат.
НОД "Мальчики и
девочки будут все
дружить"
Цель: Формировать представление о своем Я,
позитивное отношение к нему.
Задачи: Расширять и закреплять представление
о сходстве и различии детей, о
психологических и физических
характеристиках мальчиков и девочек.
Развивать в детях чувство дружбы, любви,
заботы и уважения к своим близким и друзьям.
Прививать правила хорошего тона, понятие о
чертах характера, которыми должны обладать
девочки и мальчики.
1) Беседа о дружбе
2) Игра с мячом "Твоя мама...",
"Твой папа…"
3) Физкульт минутка -
пальчиковая игра
4) Разбираем ситуации на
картинках
5) Игра "Исправь ошибку"
(фигурки мальчика и девочки
одеты неправильно)
6) "Угадай слово, которое стоит
в конце строчки"
7) П/И "Не скучай и попляши"
8) "Игра пожелание"
Мяч, картинки с
изображением
ситуации, фигурки
мальчика и девочки
и одежда к ним.
НОД "Путешествие в
страну мальчиков и
девочек"
Цель: Развивать основы социального
взаимодействия между мальчиками и
девочками. Закреплять знания о качествах
мужественности и женственности.
Задачи: Помочь познать самих себя.
Формировать образ "Я". Систематизировать
знания в полоролевой идентификации.
Расширять представления детей о внешнем
виде мальчиков и девочек, об игрушках,
которыми пользуются мальчики, девочки, об
именах, одежде. Формировать стремление
утвердиться в половой принадлежности
отношений. Положительные эмоции между
девочками и мальчиками важные для здоровья
детей.
1) Игра знакомство (бросаем
мяч, дети называют свое имя)
2) Дети читают стихи о
мальчиках и девочках
3) Песня "Из чего же?"
4) Отправляемся в сказку,
помогаем героям
5) Дидактическая игра
"Возрастная
последовательность"
6) Дидактическая игра "Угадай
имя героя сказки"
7) Русская народная игра "С
лентой"
Аудиозапись песни
"Улыбка", "Из чего
же?", стихи,
клубочек, одежда
для Иванушки и
Аленушки,
иллюстрации с
изображением
младенца, ребенка,
парня, мужчины,
старика. Конверт с
заданиями, лента,
фотографии пап и
мам, инструменты
НОД "Мужчины и
женщины в семье"
Цель: Формирование гендерных
представлений.
Задачи: Закрепить представление детей о том,
что такое семья, о некоторых родственных
отношениях, об обязанностях членов семьи.
Познакомить с некоторыми особенностями
поведения мужчин и женщин в обществе и в
семье. Воспитывать в мальчиках
уважительное, внимательное отношение к
женщинам и девочкам, стремление оказать им
посильную помощь. У девочек заботливое
отношение ко всем окружающим, стремление
к аккуратности, порядку.
1) Беседа о семье
2) Чем отличаются мужчины и
женщины
3) Рассматривание иллюстрации
с изображением людей разных
профессий
4) Беседа об особенностях
поведения мужчин и женщин в
обществе и семье
Иллюстрации с
изображением людей
разных профессий
(мужских и женских)
НОД "Рисуем наши
имена"
Цель: Формировать умение выделять
существенные признаки сходства и различия
между представителями разного пола.
Задачи: Учить детей выделять качества,
характерные мальчикам и девочкам, развивать
связанную речь, общительность,
коммуникативность. Закрепить знания детей о
понятии "Имя".
1) Ребенок читает стих
"Выдумщики" автор О. Бундур.
2) Беседа о мальчиках и
девочках (какие они?)
3) Игра "Загадки- обманки"
4) Игра "Собери игрушки"
(мальчики собирают в красный
обруч игрушки, в которые
любят играть девочки, а
девочки - в синий обруч, в
которые любят играть
мальчики)
5) Игра "Назови свое имя и
скажи, что оно означает"
6) Рисуем свое имя
Обруч красный и
синий, игрушки для
мальчиков и девочек,
бумага, простые
цветные карандаши,
акварельные краски,
гуашь, аудиозапись с
песней "Дружба" и
"Из чего же
сделаны?"
НОД "В мире
сказок"
Цель: Создание эмоционально приятной
атмосферы в группе, формирование и
закрепление представлений о сходстве и
различии мальчиков и девочек.
Задачи: Формировать навыки культуры
общения мальчиков и девочек. Воспитывать
эмоционально отзывчивых людей, бережное
отношение друг к другу. Формировать у детей
понятия о положительных чертах характера и
поступках мальчиков и девочек.
1) Отправляемся в сказку
2) Сундук с русскими
народными костюмами для
мальчиков и девочек
(рассматривание, беседа)
3) Упражнение "Чем мы
похожи", "Чем мы отличаемся"
4) Упражнение "Имена
мальчиков и девочек -
рассматривание кукол"
(передавая куклу, дети
называют имя)
5) Игра "Волшебный цветок"
6) Игра "Дополни имя"
7) Игра "Лужа"
8) Игра "Сказочные вещи"
9) Игра "Загадки"
10) Игра "Сказочная путаница"
(Красная шапочка, По щючьему
велению). Послушать текст и
найти, что напутал художник
11) Игра "Доскажи словечко"
12) Песня "Дружба"
Сундук с русскими
народными
костюмами, куклы.
Культура
общения(этикет
)
Декабрь,январь,
Февраль.
НОД "Необычное
приключение
Машеньки в лесу"
Цель: Развивать основы социального
взаимодействия между мальчиками и
девочками.
Задачи: Развивать качества, свойственные
девочкам и мальчикам. Воспитывать черты
характера, которыми должны обладать девочки
и мальчики. Закреплять умение относиться
заботливо и бережно к ценным вещям,
сдерживая свои эмоции и капризы.
1) Воспитатель приглашает
детей на прогулку в лес.
2) Встречают грустную девочку.
Девочки приводят ее в порядок.
3) Девочки изготавливают бусы,
надевают на себя. Мальчики
оценивают их.
4) Мальчики и девочки
исполняют парный танец.
Звучит музыка леса.
5) Появляется грустный зайчик.
Мальчики помогают зайчику
выгнать лису.
6) Игра "Тропинка, кочки,
копна" (играют мальчики)
7) Игра "Собери шишки"
8) Игра "Переправа" (мальчики
помогают девочкам перейти
через речку)
Сумочки для
девочек, расчески,
заколки, зеркало,
корзинки с шишками
и яблоками, 7
пеньков, 4
бревнышка, голубая
ткань - речка,
камушки, калоши,
костюм лисы и
зайца, музыка леса,
песня "Зайчик",
танец полька.
НОД "Кто Я?"
Цель: Закрепление представления о
взаимосвязи имени человека и его гендерной
принадлежности, активизация словаря детей,
воспитание уважения друг к другу.
Задачи: Дать представление о семье.
Воспитывать у детей понимания роли
мужчины и женщины в семье. Расширить
представления детей об окружающем мире
посредствам русской народной сказки
"Журавль и цапля".
1) Детей встречает сказочница
(знакомится)
2) Чтение сказки "Журавль и
цапля"
3) Игра "Сказку вспоминай - на
вопросы отвечай"
4) Беседа о семье
5) Беседа по сказке
6) Подвижная игра "Цапля
ходит по воде"
7) Игра "Кто внимательнее"
8) Игра "Разложи правильно"
Карточки с
изображение цапли и
журавля, запись
криков птиц,
картинки из сказки
"Журавль и цапля",
предметы - орудия
труда (мужские и
женские), две
корзинки.
Родительский клуб
"Мальчики и
девочки - такие
разные"
Цель: Выявить специфику воспитания
мальчика и девочки в семье и определить
содержание эффективного воспитательного
взаимодействия с ними.
Задачи: Определить взгляд в вопросе
воспитания с точки зрения пап и мам.
Продемонстрировать в ходе игры родителям
двух взглядов на воспитание детей - мужского
и женского. Разработать рекомендации для
родителей в целях уважения личности ребенка.
1) Игра "Знакомство" (для
установления контакта)
2) Выступление ведущего с
докладом "Мальчики и
девочки"
3) Упражнение "Отличия
мальчиков и девочек"
4) Информационная часть
5) Игра "Два мира"
6) Обсуждение результатов
анкетирования
7) Просмотр видеоролика.
Спокойная фоновая
музыка; песни "Из
чего же", бланки,
карандаши, листы
бумаги, клей,
ножницы,
мультимедийная
установка, листы с
заданиями, памятки
для родителей, мяч.
Дидактическая игра
"Расскажи о себе"
Цель: Воспитывать у детей стойкий интерес и
положительное отношение к себе,
формировать в ребенке внутренний взгляд на
себя как на объект познания и переживания.
Задачи: Развивать у дошкольников
представление о себе и других людях как лиц
физических и социальных со своими
достоинствами и недостатками, типичными и
индивидуальными особенностями.
Дети, смотря в зеркало,
рассказывают о себе по плану,
предоставленному
воспитателем.
Зеркало.
НОД "Маленькие
рыцари и маленькие
принцессы"
Цель: Формировать представления о различиях
между мальчиками и девочками - как внешних,
так и в чертах характера и поведении.
Задачи: Формировать навыки
доброжелательного отношения друг к другу,
умение быть опрятным, видеть и устранять
недостатки. Воспитывать культуру общения с
партнерами противоположного пола в
различных ситуациях и в игровой
деятельности.
1) Игра "Школа рыцарей и
принцесс"
2) Чтение стихотворения А.
Степанова "Что такое этикет?"
3) Работа с карточками
"Правила поведения в
обществе"
4) Музыкальная пауза (дети
танцуют парный танец)
5) Словарная игра "Давайте
говорить друг другу
комплименты"
6) Рисуем замок, в котором
хотели бы жить
7) Правила для рыцарей и
принцесс
8) Девочки изготавливают
подарки для мальчиков, а
мальчики для девочек
9) Вручение призов.
Карточки "Правила
поведения", бумага,
карандаши, цветная
бумага, картон,
ножницы, клей.
Дидактическая игра
"Кто что носит?"
Цель: Развивать умение находить характерные
отличия во внешнем облике мальчиков и
девочек.
Задачи: Активизировать представления детей о
различии полов. Развивать
классификационные умения на примере
предметов одежды.
Воспитатель предлагает одеть
мальчика и девочку.
Фигурки мальчика и
девочки из картона,
предметы одежды.
Семья(март,
апрель,май)
Беседа "Мы -
мальчики, Мы -
девочки"
Цель: Обогащать представление детей о
различных полах, об отличительных
особенностях.
Задачи: Продолжать знакомить детей с
отличительными признаками девочек и
мальчиков (внешний вид, поведение, одежда,
голос, движение). Развивать грамматический
строй речи, активизировать словарный запас
через игровую деятельность. Воспитывать у
детей культуру взаимоотношений полов,
адекватную полу модель поведения,
понимания роли мужчины и женщины.
1) Знакомство
2) Складываем имена в пакет
3) Игра "Ветер унес имена"
4) Парный танец
5) Ответы на вопросы: "Чем
похожи и чем отличаются
мальчики от девочек"
6) Двигательная игра "Узнай по
голосу"
7) Игра "Наши наряды"
Конверт, музыка для
парного танца,
косынка, юбка,
кепка, пиджак,
галстук и другое,
волшебная палочка.
Игра "За что нам
нравятся мальчики
(девочки)"
Цель: Воспитывать культуру взаимоотношения
между мальчиками и девочками. Формировать
у детей понятие о положительных чертах
характера мальчиков и девочек.
Задачи: Воспитание полоролевого поведения,
развитие умения оценивать характер своего
поведения и сверстников с позиций ценности,
значимости, гуманности.
Воспитатель предлагает собрать
"Цветок дружбы", для этого
нужно каждому ребенку взять
лепесток и назвать хорошее
качество девочек и мальчиков.
Цветок из
разноцветного
картона, лепестки
съемные,
вставляются в
середину.
НОД "Мужчины и
женщины - какие
они?"
Цель: Уточнить и сформировать у детей
представление о роли и занятости мужчин и
женщин в семье, об их взаимоотношениях.
"Хорошая семья - дружная, все заботиться друг
о друге, помогают друг другу, каждый член
семьи имеет свой круг обязанностей».
Задачи: Обогатить представление у детей о
мужских и женских профессиях. Закладывать
основы будущих социальных ролей, объяснить
особенности их исполнения. Воспитывать
положительное отношение к разным
социальным ролям, к необходимости их
существования.
НОД "Про
мальчиков и
девочек"
Цель: Помочь в осмыслении детьми своих
качеств "мужественности", "женственности".
Выявить и закрепить понятие ребенка о себе
как о представителе определенного пола, о
некоторых психологических характеристиках
мальчиков и девочек. Способствовать
формированию позитивного отношения к себе.
Задачи: Отождествление ребенком понятий "Я
- мальчик", "Я - девочка". Развитие
диалогической и монологической речи. Учить
детей использовать в речи различные виды
предложений. Учить детей составлять
рассказы из личного опыта.
1) Игра "Давайте
познакомимся"
2) Гости из сказки (игра
"Подарки")
3) Игра с двигательными
элементами "Правда или нет"
4) Игра "Кто Я?" (отгадываем
загадки о детях)
5) Творческая игра в командах
"Дополни недостающие детали
для девочки и мальчика"
Мячик,
демонстрационный
материал "Мальвина
и Буратина",
мольберты с
магнитами,
раздаточный
материал с
изображением
различных
предметов одежды,
обуви, игрушек;
фломастер и цветные
карандаши, листы
бумаги с
изображением
силуэта человека,
конверт с письмом.
НОД "О мальчиках и
девочках"
Цель: Способствовать формированию
положительных эмоций при общении друг с
другом.
Задачи: Учить культуре общения мальчиков и
девочек. Закреплять представление детей об
особенностях мальчиков и девочек, их
настроении и поведении. Формировать
понятие о положительных чертах характера и
поступках мальчиков и девочек,
мужественности и женственности.
1) Рассматривание
иллюстрации, на которых
изображены мальчик и девочка
2) Путешествие в страну
мальчиков и девочек
3) Игра "Назови ласково"
4) Игра "Замри"
5) Рассматривание карточек с
настроением и эмоциями
6) Игра "Назови имя"
7) "Сложи узор"
8) Загадки - картинки.
Иллюстрации с
мальчиком и
девочкой, песня
"Голубой вагон",
карточки с
изображением
настроений и
эмоций, мяч, пазлы
(ракета и цветок),
картинки с
изображением
предметов труда.
НОД "Хорошо быть
девочкой, хорошо
быть мальчиком"
Цель: Углублять знания детей о содержании
понятий "Мальчик и девочка", о делении всех
людей на мужчин и женщин.
Задачи: Формировать у детей понятие о
положительных чертах характера и поступках
мальчиков и девочек, представление о дружбе.
Развивать у девочек предпосылки
женственности, у мальчиков - мужественности.
Воспитывать уважение друг к другу.
1) Пальчиковая гимнастика
"Дружат в нашей группе
мальчики и девочки"
2) Игра "Кто быстрее"
(картинки разделить на две
группы по половому признаку)
3) Хороводная игра "Назови
имя"
4) Музыкальная пауза
5) Загадки обманки.
Картинки с
женскими и
мужскими образами,
куклы мальчика и
девочки,
колокольчик.
Родительское
собрание "Из чего
же, из чего же
сделаны наши
детишки"
Цель: Познакомить родителей с
отличительными особенностями в воспитании
мальчиков и девочек.
Задачи: Определить уровень гендерной
идентификации. Дать родителям рекомендации
по формирования у ребенка внутреннего
взгляда на себя, как на объект познания и
переживания.
1) Сообщение темы собрания
2) Анализ детских рисунков
3) Доклад на тему: "Гендерный
подход в воспитании"
4) Заполнение анкет
5) Деловая игра (определить,
какие из характеристик
подходят мальчикам, а какие
девочкам)
6) Рекомендации для родителей.
Рисунки детей,
анкеты,
рекомендации.
НОД "Легенда о
двух половинках"
Цель: Продолжать учить детей
идентифицировать свою половую
принадлежность, связанную с физическими
возможностями девочки/мальчика,
мужчины/женщины.
Задачи: Формировать стремление утвердится в
половой принадлежности, учить
придерживаться социальных требований в
общении с окружающими. Учить быть
приятными в общении, воспитанным
человеком. Обратить внимание на половые
различия людей, дать понятие о семье, как о
факторе сохранения и укрепления здоровья
человека. Продолжать учить рассказывать о
себе, как о представителе определенного пола,
передавать словами жизненные впечатления.
1) Дети входят в группу под
музыку "Из чего же"
2) Игра "Интервью"
3) Дети читают стихи
4) "Веселые фанты" (загадки
обманки)
5) Беседа о семье
6) Дидактическая игра "От
рождения до старости"
7) Чтение легенды о двух
половинках
8) Подвижная игра "Найди
пару" (с сердечком)
9) Назови благородный
поступок
10) Поиск партнера
Конверт, запись
легенды на диск,
семейные альбомы,
сердечки из картона,
платки, карточки "От
рождения до
старости",
волшебная палочка,
аудиозапись детских
песен, иллюстрации
с изображением
благородных
поступков мужчин.