Автор: Светлана Дмитриевна Матирная
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №35 города Крымска
Населённый пункт: г.Крымск
Наименование материала: КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА
Тема: «ТРЕБОВАНИЯ К РЕЧИ ПЕДАГОГА»
Раздел: дошкольное образование
КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
«ТРЕБОВАНИЯ К РЕЧИ ПЕДАГОГА»
Учитель-логопед Матирная С.Д.
На речь ребенка сильно влияет непосредственное общение со
взрослыми. Дети дошкольного возраста перенимают не только все
тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения
фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у
взрослых. От культуры речи педагога зависит культура речи детей.
Речь педагога, который находится постоянно в поле зрения
детей, в общении с ними, является основным источником, из которого
дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому речь
должна быть не только правильной, с ясным и четким произнесением
всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе,
громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно
оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с
правильным и точным использованием словесных обозначений.
Следует избегать сложных конструкций, оборотов, вводных слов,
усложняющих понимание речи.
Какие же требования должен предъявить педагог к своей речи, для
предупреждения аналогичных недостатков у своих воспитанников?
Требования к звуковой стороне речи педагога.
Дети успешнее будут усваивать звуки родного языка у педагога с
внятной, ясной и отчетливой речью, четко произносящего фразы,
слова и каждый звук в отдельности, т.е. у педагога с хорошей дикцией.
Педагог должен придерживаться литературных норм произношения,
устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров,
правильно ставить ударения в словах.
К нелитературному произношению относится побуквенное
произнесение слов, когда слова произносятся так, как они написаны :
- Что ( вместо што) ,
- Его ( вместо ево ) ,
- Счастье ( вместо щастье ) и т.д.
Отклонением от нормы литературного произношения является речь с
национальным акцентом, с характерными особенностями местных
говоров :
- Яканьем ( вяснавместо весна ),
- Цоканьем ( цтовместо что ),
- С неправильным ударением в словах ( магазин , километр ).
В речи можно выразить тончайшие оттенки чувств , мыслей. Это
достигается не только с помощью соответствующих слов , но и
благодаря
правильному
использованию
интонационных
средств
выразительности : силы голоса , темпа , логического ударения ,
пауз , ритма , тембра , мелодии.Стихи , сказки , рассказы ,
прочитанные или рассказанные воспитателем с использованием этих
средств , помогают детям лучше понять содержание , почувствовать
силу и красоту родного языка.
Речь
педагога
должна
быть
эмоционально
насыщенной ,интонированной , четкой , достаточно громкой и
неторопливой.
Голос – это профессиональный инструмент педагога , и им
необходимо правильно пользоваться , беречь его от перегрузок.
Повышение силы голоса должно быть обоснованно , т. е. только в
целях педагогического воздействия.
Требования
к
связной
речи
педагога
и
ее
лексико–
грамматическому оформлению.
Дети учатся у педагога не только правильно произносить звуки и
слова, но и четко пересказывать содержание сказок , рассказов ,
передавать
собственные
наблюдения
об
окружающем
,
последовательно излагать свои мысли , делать выводы.
Умение связно , интересно , в доступной форме донести до детей
то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым
качеством педагога.
Речь лучше воспринимается детьми , если она состоит из
коротких
фраз
(
пусть
даже
это
будут
сложноподчиненные
предложения ) , так как при употреблении длинных и грамматически
сложно построенных фраз детям трудно установить связь между
частями, осмыслить и понять содержание.
При слушании рассказа , насыщенного сложными оборотами ,
дошкольникам трудно проследить за мыслью педагога , запомнить
содержание , и такой рассказ не принесет им пользы.
Доступность , понятность речи воспитателя достигается прежде
всего благодаря правильному и точному использованию слов.
Словарный запас русского языка богат , он постоянно пополняется
новыми словами , исчезают слова , вышедшие из употребления.
В
общении
с
детьми
необходимо
широко
использовать
лексическое
богатство
родного
языка
,
учитывая
возрастные
особенности : подбирать и употреблять в своей речи слова и
обороты , которые будут доступны для понимания и легки для
усвоения.
В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного
языка , не допуская грубых слов , избегая просторечий и диалектизмов
, а также слов , вышедших из употребления. Чем богаче и
разнообразнее словарь педагога , чем ярче , насыщеннее его речь ,
тем больше слов усвоят наши дети.
В качестве недостатков словаря воспитателя можно назвать
частое употребление слов с уменьшительно – ласкательными
суффиксами ( Танечка , вымой ручки ; Катенька , убери чашечку со
стола ) ; засоренность лишними словами ( ну , вот , так сказать ,
значит ) ; в общении с более старшими детьми подлаживание под
речь малышей , т.е. неуместное использование звукоподражаний
( Где ав – ав ? ).
Правильный выбор слов и словесных выражений обеспечивает
точность , ясность и выразительность речи педагога.
К использованию в речи новых слов необходимо подходить
очень осторожно . С одной стороны , следует учитывать возраст детей
и подбирать слова , доступные для их понимания , а с другой –
постоянно вводить новые , расширять употребление уже имеющихся
слов , объяснять их значение.
В целом рассказ педагога должен быть полным , красочным , с точно
подобранными словами , грамматически правильно оформлен ,
выразителен , между отдельными частями должна быть установлена
логическая
связь.
При
рассказывании
необходимо
умело
пользоваться синонимами , метафорами , эпитетами , которые делают
речь выразительней , разнообразней , богаче по содержанию , шире
использовать устное народное творчество ( пословицы , поговорки ,
потешки) , фразеологические обороты.
Кроме того , речь педагога должна быть спокойной , всегда
уравновешенной , вежливой не только по отношению к детям , но и ко
всем коллегам и родителям.
Таким образом , работая с детьми , педагог должен обратить
внимание на следующее :
1.
Правильно произносить все звуки родного языка .
2.
Иметь ясную, четкую и отчетливую речь , т.е. хорошую дикцию.
3.
Использовать в своей речи литературное произношение, т.е.
придерживаться орфоэпических норм.
4.
Правильно использовать интонационные средства выразительности
с учетом содержания высказывания.
5.
В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного
темпа, умеренной громкостью голоса.
6.
Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание
текстов, точно используя слова и грамматические конструкции
(соответственно возрасту детей).
7.
НЕ допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного
тона, грубых выражений.
17.10.24г.