Напоминание

«ТРЕБОВАНИЯ К РЕЧИ ПЕДАГОГА»


Автор: Светлана Дмитриевна Матирная
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №35 города Крымска
Населённый пункт: г.Крымск
Наименование материала: КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА
Тема: «ТРЕБОВАНИЯ К РЕЧИ ПЕДАГОГА»
Раздел: дошкольное образование





Назад




КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

«ТРЕБОВАНИЯ К РЕЧИ ПЕДАГОГА»

Учитель-логопед Матирная С.Д.

На речь ребенка сильно влияет непосредственное общение со

взрослыми. Дети дошкольного возраста перенимают не только все

тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения

фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у

взрослых. От культуры речи педагога зависит культура речи детей.

Речь педагога, который находится постоянно в поле зрения

детей, в общении с ними, является основным источником, из которого

дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому речь

должна быть не только правильной, с ясным и четким произнесением

всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе,

громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно

оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с

правильным и точным использованием словесных обозначений.

Следует избегать сложных конструкций, оборотов, вводных слов,

усложняющих понимание речи.

Какие же требования должен предъявить педагог к своей речи, для

предупреждения аналогичных недостатков у своих воспитанников?

Требования к звуковой стороне речи педагога.

Дети успешнее будут усваивать звуки родного языка у педагога с

внятной, ясной и отчетливой речью, четко произносящего фразы,

слова и каждый звук в отдельности, т.е. у педагога с хорошей дикцией.

Педагог должен придерживаться литературных норм произношения,

устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров,

правильно ставить ударения в словах.

К нелитературному произношению относится побуквенное

произнесение слов, когда слова произносятся так, как они написаны :

- Что ( вместо што) ,

- Его ( вместо ево ) ,

- Счастье ( вместо щастье ) и т.д.

Отклонением от нормы литературного произношения является речь с

национальным акцентом, с характерными особенностями местных

говоров :

- Яканьем ( вяснавместо весна ),

- Цоканьем ( цтовместо что ),

- С неправильным ударением в словах ( магазин , километр ).

В речи можно выразить тончайшие оттенки чувств , мыслей. Это

достигается не только с помощью соответствующих слов , но и

благодаря

правильному

использованию

интонационных

средств

выразительности : силы голоса , темпа , логического ударения ,

пауз , ритма , тембра , мелодии.Стихи , сказки , рассказы ,

прочитанные или рассказанные воспитателем с использованием этих

средств , помогают детям лучше понять содержание , почувствовать

силу и красоту родного языка.

Речь

педагога

должна

быть

эмоционально

насыщенной ,интонированной , четкой , достаточно громкой и

неторопливой.

Голос – это профессиональный инструмент педагога , и им

необходимо правильно пользоваться , беречь его от перегрузок.

Повышение силы голоса должно быть обоснованно , т. е. только в

целях педагогического воздействия.

Требования

к

связной

речи

педагога

и

ее

лексико–

грамматическому оформлению.

Дети учатся у педагога не только правильно произносить звуки и

слова, но и четко пересказывать содержание сказок , рассказов ,

передавать

собственные

наблюдения

об

окружающем

,

последовательно излагать свои мысли , делать выводы.

Умение связно , интересно , в доступной форме донести до детей

то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым

качеством педагога.

Речь лучше воспринимается детьми , если она состоит из

коротких

фраз

(

пусть

даже

это

будут

сложноподчиненные

предложения ) , так как при употреблении длинных и грамматически

сложно построенных фраз детям трудно установить связь между

частями, осмыслить и понять содержание.

При слушании рассказа , насыщенного сложными оборотами ,

дошкольникам трудно проследить за мыслью педагога , запомнить

содержание , и такой рассказ не принесет им пользы.

Доступность , понятность речи воспитателя достигается прежде

всего благодаря правильному и точному использованию слов.

Словарный запас русского языка богат , он постоянно пополняется

новыми словами , исчезают слова , вышедшие из употребления.

В

общении

с

детьми

необходимо

широко

использовать

лексическое

богатство

родного

языка

,

учитывая

возрастные

особенности : подбирать и употреблять в своей речи слова и

обороты , которые будут доступны для понимания и легки для

усвоения.

В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного

языка , не допуская грубых слов , избегая просторечий и диалектизмов

, а также слов , вышедших из употребления. Чем богаче и

разнообразнее словарь педагога , чем ярче , насыщеннее его речь ,

тем больше слов усвоят наши дети.

В качестве недостатков словаря воспитателя можно назвать

частое употребление слов с уменьшительно – ласкательными

суффиксами ( Танечка , вымой ручки ; Катенька , убери чашечку со

стола ) ; засоренность лишними словами ( ну , вот , так сказать ,

значит ) ; в общении с более старшими детьми подлаживание под

речь малышей , т.е. неуместное использование звукоподражаний

( Где ав – ав ? ).

Правильный выбор слов и словесных выражений обеспечивает

точность , ясность и выразительность речи педагога.

К использованию в речи новых слов необходимо подходить

очень осторожно . С одной стороны , следует учитывать возраст детей

и подбирать слова , доступные для их понимания , а с другой –

постоянно вводить новые , расширять употребление уже имеющихся

слов , объяснять их значение.

В целом рассказ педагога должен быть полным , красочным , с точно

подобранными словами , грамматически правильно оформлен ,

выразителен , между отдельными частями должна быть установлена

логическая

связь.

При

рассказывании

необходимо

умело

пользоваться синонимами , метафорами , эпитетами , которые делают

речь выразительней , разнообразней , богаче по содержанию , шире

использовать устное народное творчество ( пословицы , поговорки ,

потешки) , фразеологические обороты.

Кроме того , речь педагога должна быть спокойной , всегда

уравновешенной , вежливой не только по отношению к детям , но и ко

всем коллегам и родителям.

Таким образом , работая с детьми , педагог должен обратить

внимание на следующее :

1.

Правильно произносить все звуки родного языка .

2.

Иметь ясную, четкую и отчетливую речь , т.е. хорошую дикцию.

3.

Использовать в своей речи литературное произношение, т.е.

придерживаться орфоэпических норм.

4.

Правильно использовать интонационные средства выразительности

с учетом содержания высказывания.

5.

В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного

темпа, умеренной громкостью голоса.

6.

Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание

текстов, точно используя слова и грамматические конструкции

(соответственно возрасту детей).

7.

НЕ допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного

тона, грубых выражений.

17.10.24г.



В раздел образования