Напоминание

«Социо-игровая педагогическая технология»


Автор: Гизятулина Диана Маратовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 79 Невского района Санкт-петербурга
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: «Социо-игровая педагогическая технология»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер-класс

«Социо-игровая педагогическая технология»

Для того чтобы человеку быть активным участником общественной жизни, и

реализовать себя как личность необходимо постоянно проявлять творческую

активность, быть самостоятельным, иметь возможность развивать свои способности,

постоянно познавать новое и самосовершенствоваться. Помочь соответствовать этому

может такая современная педагогическая технология как социо-игровая, авторами

которой являются: Е. Е. Шулешко, А. П. Ершова и В. М. Букатов.

Данная технология позволяет решать многие задачи, определённые ФГОС ДО, дети

могут реализовать себя как личность, проявлять лидерские качества, научиться

эффективно взаимодействовать друг с другом, ощущать помощь сверстников,

преодолевать страх и неуверенность, быть на равных, развивать познавательный

интерес и творческую деятельность. Эта технология наиболее интенсивно развивает

коммуникативные и интеллектуальные способности детей по сравнению с

традиционными методами обучения, способствует познавательному, социальному,

художественному, физическому развитию детей, даёт положительные результаты в

области эмоционально-волевой сферы.

Впервые термин «социо-игровой» появился в 1988 г. По замыслу авторов, первая

часть - социо - означает малый социум (не социальный), поэтому правильное

написание названия технологии через дефис. Вторая часть - игровой - подразумевает

игровую деятельность: добровольную, увлекательную, протекающую в обществе

сверстников, с принятием «железных» игровых правил, с двигательной активностью,

с непредсказуемостью, т. е. интерактивную.

Таким образом, социо-игровая технология - это технология, основанная

на взаимодействии детей в микроколлективах, а также взаимодействии микрогрупп

между собой посредством игры.

Социо - игровая технология стоит на нескольких «китах», на 6 самых основных

правилах и условиях:

1

«КИТ»

/правило:

Работа проводится малыми группами или как их еще

называют «группы ровесников».

Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения

малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем по 5-6 детей.

Деятельность дошкольников в малых группах - самый естественный путь к

возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания.

Сам процесс деления на группы представляет собой игру и способствует

возникновению дружественных отношений между детьми, развитию умения

договориться. Варианты объединения могут быть различные. В своей практике я

использую деление по следующим условиям:

1. Деление детей на малые группы по их желанию, сходству или жизненным

ситуациям, например:

по цвету волос, глаз, одежды;

чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой и др.;

2. Деление на подгруппы по предметам, объединённым одним названием

(признаком):

геометрические фигуры, одинаковые по цвету и размеру, но разные по

названию;

мелкие игрушки или картинки с изображением животных, птиц, рыб,

насекомых, транспортных средств, которые можно объединить по названию или

какому либо признаку в одну группу и т.п.

3. Объединение путем образования пар (троек, четвёрок, шестёрок)

Каждому ребенку предлагаем какое - либо индивидуальное задание, и после его

выполнения он должен найти себе товарища, с которым можно объединить результаты

заданий. Затем каждая пара находит себе ещё пару или две, и таким образом создается

малая группа, которая способна продолжать дальнейшую работу. Например, каждый

ребёнок готовит рассказ по своей картинке и рассказывает его кому-либо из группы,

выслушивая ответный рассказ. Можно предложить соединить два рассказа в один.

Затем каждая пара соединяет свой рассказ ещё с одной парой и представляет его для

всех.

4. Деление на подгруппы по разрезному материалу.

Игры, которые можно предложить детям на этом этапе: «Собери картинку»,

«Подбери пару по цвету» и др. Во время выполнения задания «Собери картинку» дети

объединяются в микрогруппы, последующие задания выполняют вместе.

5. Деление на подгруппы по слову, движению, действию:

назвать дни недели, части суток, месяца, времена года и др.;

называть по цепочке 3- 4 цвета (повторяя только их, например красный, синий,

зелёный) и собраться в группу тех, кто назвал один и тот же цвет;

назвать по цепочке 3 - 4 животных, растения, транспортные средства и т.п., и

объединиться в соответствующие группы, вспомнить по цепочке 3 - 4 разных

движения (действия), повторяя их в том же порядке.

Объединение в микрогруппы способствуют тому, что дети учатся

взаимодействовать не только на основе дружеских предпочтений, но и по случайному

принципу.

2 «КИТ»/ правило: «Смена лидерства».

Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность,

а мнение всей группы выражает лидер (капитан команды), которого выбирают сами

дети (голосованием, по считалочке и проч.). Каждый раз, когда меняется состав

группы, - меняется и лидер. Такая форма работы позволяет не скучать активным

детям, а также помогает набраться опыта более скромным воспитанникам

и в дальнейшем также выступать в роли представителя группы.

3

«КИТ»

/ правило:

обучение сочетается с двигательной активностью и сменой

мизансцен. Дети могут общаться в разных уголках группы: за столами, на полу,

в любимом уголке и т. д. Смена мизансцены в ходе игрового сеанса или

непосредственно образовательной деятельности помогает воспитанникам

переключиться, снять эмоциональное напряжение. Чем чаще они меняют мизансцены,

места, позы, тем активнее и работоспособнее их нервная деятельность. А это, в свою

очередь, означает, что повышается сопротивляемость детского организма нервным

стрессам, а в ДОО создаются благоприятные условия для здоровьесбережения. Если

во время занятия дети сидели на стульчиках или двигались очень мало, то социо-

игровая технология не состоялась.

4

«КИТ»

/ правило:

Смена темпа и ритма. Менять темп и ритм помогает

ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей

возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует

определенной сосредоточенности.

5

«КИТ»

/ правило:

социо - игровая методика предполагает интеграцию всех

видов деятельности, что соответствует современным требованиям. Обучение

происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые

развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать

друг с другом.

6

«КИТ»

/ правило:

ориентация на принцип полифонии или, как его назвали

авторы, «133 зайца»: В народе существует пословица: за двумя зайцами

погонишься — ни одного не поймаешь. В социо-игровой педагогике дело обстоит

несколько иначе: если гнаться за двумя зайцами, то действительно ни одного

не поймаешь, но если сразу за 133, то, глядишь, с десяток наловишь (и среди

пойманных пяток зайцев может оказаться из тех, о которых и не мечталось раньше -

«нечаянная радость»). Другими словами, применение технологии позволяет развивать

и внимание, и память, тренирует умение сообща решать задачи, стимулирует

увлеченность.

Таким образом, используя правила социо-игровой технологии, педагоги учат

детей слушать и слышать друг друга, выражать свое мнение, договариваться,

приходить к согласию. Кроме того, у них развивается речевое взаимодействие;

формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому

себе, к сверстникам; они учатся отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно

возражать взрослым; отсутствует чувство страха за ошибку.

Работая в данном направлении, в результате применения социо-игровой

технологии в работе с дошкольниками мы сможем достигнуть следующих

результатов:

дети будут уметь договариваться, приходить к согласию, слушать и слышать

друг друга;

у детей будет сформировано позитивное отношение к окружающему миру,

другим людям, самому себе; развито речевое взаимодействие;

дети смогут разумно и доброжелательно возражать взрослым, отстаивать свою

позицию;

у них не будет чувства страха за ошибку.



В раздел образования