Автор: Гизятулина Диана Маратовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 79 Невского района Санкт-петербурга
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: «Социо-игровая педагогическая технология»
Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс
«Социо-игровая педагогическая технология»
Для того чтобы человеку быть активным участником общественной жизни, и
реализовать себя как личность необходимо постоянно проявлять творческую
активность, быть самостоятельным, иметь возможность развивать свои способности,
постоянно познавать новое и самосовершенствоваться. Помочь соответствовать этому
может такая современная педагогическая технология как социо-игровая, авторами
которой являются: Е. Е. Шулешко, А. П. Ершова и В. М. Букатов.
Данная технология позволяет решать многие задачи, определённые ФГОС ДО, дети
могут реализовать себя как личность, проявлять лидерские качества, научиться
эффективно взаимодействовать друг с другом, ощущать помощь сверстников,
преодолевать страх и неуверенность, быть на равных, развивать познавательный
интерес и творческую деятельность. Эта технология наиболее интенсивно развивает
коммуникативные и интеллектуальные способности детей по сравнению с
традиционными методами обучения, способствует познавательному, социальному,
художественному, физическому развитию детей, даёт положительные результаты в
области эмоционально-волевой сферы.
Впервые термин «социо-игровой» появился в 1988 г. По замыслу авторов, первая
часть - социо - означает малый социум (не социальный), поэтому правильное
написание названия технологии через дефис. Вторая часть - игровой - подразумевает
игровую деятельность: добровольную, увлекательную, протекающую в обществе
сверстников, с принятием «железных» игровых правил, с двигательной активностью,
с непредсказуемостью, т. е. интерактивную.
Таким образом, социо-игровая технология - это технология, основанная
на взаимодействии детей в микроколлективах, а также взаимодействии микрогрупп
между собой посредством игры.
Социо - игровая технология стоит на нескольких «китах», на 6 самых основных
правилах и условиях:
1
«КИТ»
/правило:
Работа проводится малыми группами или как их еще
называют «группы ровесников».
Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения
малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем по 5-6 детей.
Деятельность дошкольников в малых группах - самый естественный путь к
возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания.
Сам процесс деления на группы представляет собой игру и способствует
возникновению дружественных отношений между детьми, развитию умения
договориться. Варианты объединения могут быть различные. В своей практике я
использую деление по следующим условиям:
1. Деление детей на малые группы по их желанию, сходству или жизненным
ситуациям, например:
по цвету волос, глаз, одежды;
чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой и др.;
2. Деление на подгруппы по предметам, объединённым одним названием
(признаком):
геометрические фигуры, одинаковые по цвету и размеру, но разные по
названию;
мелкие игрушки или картинки с изображением животных, птиц, рыб,
насекомых, транспортных средств, которые можно объединить по названию или
какому либо признаку в одну группу и т.п.
3. Объединение путем образования пар (троек, четвёрок, шестёрок)
Каждому ребенку предлагаем какое - либо индивидуальное задание, и после его
выполнения он должен найти себе товарища, с которым можно объединить результаты
заданий. Затем каждая пара находит себе ещё пару или две, и таким образом создается
малая группа, которая способна продолжать дальнейшую работу. Например, каждый
ребёнок готовит рассказ по своей картинке и рассказывает его кому-либо из группы,
выслушивая ответный рассказ. Можно предложить соединить два рассказа в один.
Затем каждая пара соединяет свой рассказ ещё с одной парой и представляет его для
всех.
4. Деление на подгруппы по разрезному материалу.
Игры, которые можно предложить детям на этом этапе: «Собери картинку»,
«Подбери пару по цвету» и др. Во время выполнения задания «Собери картинку» дети
объединяются в микрогруппы, последующие задания выполняют вместе.
5. Деление на подгруппы по слову, движению, действию:
назвать дни недели, части суток, месяца, времена года и др.;
называть по цепочке 3- 4 цвета (повторяя только их, например красный, синий,
зелёный) и собраться в группу тех, кто назвал один и тот же цвет;
назвать по цепочке 3 - 4 животных, растения, транспортные средства и т.п., и
объединиться в соответствующие группы, вспомнить по цепочке 3 - 4 разных
движения (действия), повторяя их в том же порядке.
Объединение в микрогруппы способствуют тому, что дети учатся
взаимодействовать не только на основе дружеских предпочтений, но и по случайному
принципу.
2 «КИТ»/ правило: «Смена лидерства».
Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность,
а мнение всей группы выражает лидер (капитан команды), которого выбирают сами
дети (голосованием, по считалочке и проч.). Каждый раз, когда меняется состав
группы, - меняется и лидер. Такая форма работы позволяет не скучать активным
детям, а также помогает набраться опыта более скромным воспитанникам
и в дальнейшем также выступать в роли представителя группы.
3
«КИТ»
/ правило:
обучение сочетается с двигательной активностью и сменой
мизансцен. Дети могут общаться в разных уголках группы: за столами, на полу,
в любимом уголке и т. д. Смена мизансцены в ходе игрового сеанса или
непосредственно образовательной деятельности помогает воспитанникам
переключиться, снять эмоциональное напряжение. Чем чаще они меняют мизансцены,
места, позы, тем активнее и работоспособнее их нервная деятельность. А это, в свою
очередь, означает, что повышается сопротивляемость детского организма нервным
стрессам, а в ДОО создаются благоприятные условия для здоровьесбережения. Если
во время занятия дети сидели на стульчиках или двигались очень мало, то социо-
игровая технология не состоялась.
4
«КИТ»
/ правило:
Смена темпа и ритма. Менять темп и ритм помогает
ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей
возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует
определенной сосредоточенности.
5
«КИТ»
/ правило:
социо - игровая методика предполагает интеграцию всех
видов деятельности, что соответствует современным требованиям. Обучение
происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые
развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать
друг с другом.
6
«КИТ»
/ правило:
ориентация на принцип полифонии или, как его назвали
авторы, «133 зайца»: В народе существует пословица: за двумя зайцами
погонишься — ни одного не поймаешь. В социо-игровой педагогике дело обстоит
несколько иначе: если гнаться за двумя зайцами, то действительно ни одного
не поймаешь, но если сразу за 133, то, глядишь, с десяток наловишь (и среди
пойманных пяток зайцев может оказаться из тех, о которых и не мечталось раньше -
«нечаянная радость»). Другими словами, применение технологии позволяет развивать
и внимание, и память, тренирует умение сообща решать задачи, стимулирует
увлеченность.
Таким образом, используя правила социо-игровой технологии, педагоги учат
детей слушать и слышать друг друга, выражать свое мнение, договариваться,
приходить к согласию. Кроме того, у них развивается речевое взаимодействие;
формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому
себе, к сверстникам; они учатся отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно
возражать взрослым; отсутствует чувство страха за ошибку.
Работая в данном направлении, в результате применения социо-игровой
технологии в работе с дошкольниками мы сможем достигнуть следующих
результатов:
дети будут уметь договариваться, приходить к согласию, слушать и слышать
друг друга;
у детей будет сформировано позитивное отношение к окружающему миру,
другим людям, самому себе; развито речевое взаимодействие;
дети смогут разумно и доброжелательно возражать взрослым, отстаивать свою
позицию;
у них не будет чувства страха за ошибку.