Напоминание

Урок окружающего мира во 2 классе "Правила вежливости".


Автор: Лихачева Наталия Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ школа № 1799
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок окружающего мира во 2 классе "Правила вежливости".
Раздел: начальное образование





Назад




ГБОУ СОШ № 1799 г. Москвы

2 класс

Тема урока по предмету «Окружающий мир»: «Правила вежливости»

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный,

частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: общеклассная,

групповая, работа в парах.

Цели урока:

учить детей вежливому обращению, уважению к человеку любого

возраста

знакомить с миром вежливых слов и речевых оборотов

воспитывать в детях чувство собственного достоинства, бережного

отношения друг к другу

формировать духовно и нравственно развитую личность

Задачи урока:

приобщение к нравственности

развитие внутренней культуры детей

развитие умения общаться, находить правильный выход из ситуации

расширение активного словарного запаса и кругозора детей

выработка особого мнения о вежливом человеке и правил вежливости

Оборудование к уроку: фонограмма песни В. Шаинского «Улыбка»; плакаты с

определением понятий «вежливость» и «доброта»; мультфильм «Умная собачка

Соня»; мягкая игрушка – ежик; раздаточный материал: выдержки из словаря

Ожегова С.И., задачи для трех команд, для работы в парах; мини-конфетки по

количеству учащихся в классе и гостей; картинки с изображением сказочных

полянок и сказочных персонажей.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь

гостям. Пусть улыбка и хорошее настроение будут на уроке вашими

помощниками.

/Фоном звучит песня «Улыбка»/.

II. Постановка проблемы:

- Однажды в Сказочном лесу случилось такое!.. Лесные жители перестали

быть вежливыми. Вот, например, герои сказки А. Милна «Винни-Пух и все-все-

все» пришли в гости.

- По поведению гостей определите, кто из них самый воспитанный:

- как только Винни-Пух увидел горшочек мёда на столе, сразу схватил его

и весь слопал;

- Кролик положил все 4 лапки на стол и при этом громко свистел;

- ослик Иа ковырял в носу и чавкал;

- Сова повязала на шею салфеточку, пожелала приятного аппетита всем

сидящим за столом, а крылышки сложила так, чтобы никому не мешать.

- Каков правильный ответ? (Сова)

- Солнышко расстроилось, глядя на жителей Сказочного леса и

отвернулось от них: совсем не хочется общаться с невежливыми. А Ежик решил

вернуть лесу тепло и ласку Солнышка.

- Что для этого надо сделать Ежику?

- Ежик отправился на поиски правил вежливости. Давайте поможем ему?

- А что такое вежливость?

Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было

приятно с тобой.

III. Полянка «Волшебных слов».

- Ежик шел-шел по лесу и попал на полянку «Волшебных слов».

- Он предлагает нам поиграть в игру «Вежливые ребята». По мере

надобности вставляйте в мой рассказ волшебные слова:

Дядя Саша огорчён

Рассказал он вот о чём

“Видел Настю-ученицу

Я на улице сейчас.

Настя – славная девчонка,

во второй уж ходит класс!

Но давно уже от Насти

Я не слышал слова ЗДРАСТЕ!

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном.

Его зовут…а впрочем,

Мы лучше здесь его не назовём.

СПАСИБО, ЗДРАВСТВУЙТЕ, ПРОСТИТЕ

Произносить он не привык.

Простого слова ИЗВИНИТЕ

Не одолел его язык.

Ему бывает часто лень,

Сказать при встрече ДОБРЫЙ ДЕНЬ!

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит,

А в лучшем случае ЗДОРОВО

Он вместо ЗДРАВСТВУЙ говорит.

А вместо слова ДО СВИДАНЬЯ

Не говорит он ничего

Или заявит на прощанье,

Ну, я пошёл, пока, всего…

- Что бы вы посоветовали этому мальчику, как ему вылечиться?

Может, кто-то узнал в нём себя?

- Чтобы быть вежливыми, надо как можно чаще пользоваться

“волшебными словами”, от которых становится теплее, радостнее, светлее.

IV. Физпауза.

- А сейчас давайте поиграем. Игра “Не ошибись, пожалуйста”

- Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только

тогда, когда я назову “волшебное слово”.

Встаньте, пожалуйста!

Поднимите руки!

Будьте добры, похлопайте в ладоши!

Потопайте.

Попрыгайте, пожалуйста.

Руки вперед.

Пожалуйста, руки вперед, вверх, в стороны, вниз.

Выйдите из класса.

Пожалуйста, садитесь.

- А сейчас мы посмотрим эпизод из мультфильма «Умная собачка Соня».

И вы скажете, чему научила Соню такса.

/Просмотр эпизода из мультфильма «Умная собачка Соня»./

- Чему научила Соню такса?

- Переверните, пожалуйста, листочки, лежащие у вас на парте. В словаре

Ожегова С.И. записаны значения волшебных слов, зачитайте их.

/На партах у каждого листочек с выдержками из словаря Ожегова

С.И./

Здравствуйте – приветствие при встрече и одновременное пожелание быть

здоровым (мы желаем вам здоровья).

Пожалуйста – выражает вежливое обращение, просьбу, согласие, ответ на

благодарность.

Извините – попросить прощение.

Спасибо – Выражение благодарности.

До свидания – приветствие при прощании.

Это волшебные слова. Не стесняйтесь их употреблять чаще.

- А сейчас Ежик проведет лечение от невежливости. До кого Ежик

дотронется, тот называет вежливое слово или вежливое обращение.

- Теперь мы уже можем составить словарь вежливых слов. Давайте

сыграем в игру «Словарь вежливых слов».

1. Растает даже ледяная глыба

От слова теплого /спасибо/

2. Зазеленеет старый пень

Когда услышит /добрый день/

3. Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы /спасибо/

4. Мальчик вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь /здравствуйте/

5. Когда нас бранят за шалости,

Говорим /прости, пожалуйста/

6. И во Франции, и в Дании

Прощаясь говорят… /до свидания/

V. Полянка «Внимательных ребят».

- А Ежик отправился путешествовать дальше и попал на полянку

«Внимательных ребят».

- Сейчас каждая группа ребят поможет Ежику решить несколько задач из

урока вежливости.

Задание для первой команды.

Задача:

Мальчик крикнул прохожему: “Скажите, сколько сейчас часов? “

- Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки. Назовите их.

/Правильные ответы:

– Мальчик должен был не кричать, а спокойно спросить: Скажите, пожалуйста,

который час?

– “Не часов”, а который “час”?

– И после ответа взрослого надо сказать “Спасибо!”/

- Какие еще слова благодарности вы знаете?

Слова благодарности:

Спасибо…

Благодарю…

Очень признательна…

Задание для второй команды.

- А теперь послушайте ещё один вопрос-задачу.

По улице шёл старик, опираясь на палку. Он был очень стар и от старости

согнулся, поэтому шёл, глядя себе под ноги. Навстречу ему, подняв голову

кверху, шёл мальчик лет 9. Мальчик натолкнулся на старичка и сильно его

толкнул. Старик очень рассердился на мальчика. Но вот мальчик что-то сказал

ему, и старичок сразу подобрел.

- Что же такое мальчик сказал ему.

/Он сказал – Извините, пожалуйста/

- Был ли мальчик вежлив?

- Какие еще слова извинения вы знаете?

Слова извинения.

Прошу прощения…

Прошу извинения…

Я очень огорчен(а)…

Мне неловко…

Простите,я не хотел(а)...

Извините…

Виноват(а)…

Извинитесь за меня перед…

Задание для третьей команды.

Папа разбил драгоценную вазу,

Бабушка с мамой нахмурились сразу,

Но папа нашёлся: взглянул им в глаза

И робко, и тихо, “простите” сказал,

И мама молчит, улыбается даже:

– Мы купим другую, есть лучше в продаже

“Простите” – казалось бы, что в нём такого,

А вот ведь какое чудесное слово!

– Какое слово автор назвал “чудесным”?

- Как вы поступили бы на месте мамы и бабушки в похожей ситуации?

Какие слова утешения вы знаете?

Слова утешения:

Не огорчайся, все будет хорошо…

Не расстраивайся, все наладится…

Не волнуйся…

Задание для работы в парах.

- Вежливые слова нужно не только знать, но и использовать в своей речи,

чтобы не прослыть невежливым человеком и быть понятым своим

собеседником.

- Разыграем ситуации (Разговор по телефону)

1. Мальчик звонит девочке. Он хочет выяснить, по какой программе

показывают мультфильмы.

2.Девочка звонит другу и хочет узнать у него домашнее задание по

математике.

3. Девочка звонит подруге. Она хочет пригласить её кататься на лыжах.

- Получился ли разговор вежливым и понятным.

- Какие правила нужно соблюдать при разговоре по телефону, чтобы он

получился вежливым?

- Разговаривать по телефону нужно вежливым тоном.

Использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания. Не

следует говорить слишком долго. Вот схема разговора, которой пользовались

сейчас ребята.

Схема разговора

«Алло»;

Приветствие;

Представиться;

Объяснение цели звонка – разговор;

Благодарность;

Прощание.

VI. Пальчиковая гимнастика.

VII. Полянка «Сказочных героев»

- А Ежик попадает на полянку «Сказочных героев».

Мальвина: Здравствуйте, дети!

Буратино: (бурчит себе под нос, стоит вполоборота к плакату) Здрасте!

Мальвина: Что ты такой невесёлый, Буратино?

Буратино: Невесёлый и всё. А тебе что от меня надо?

Мальвина: (обидчиво) Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу узнать, что с

тобой случилось. Может быть, тебе надо помочь?

Буратино: А что я тебе такого сказал?

Мальвина: Ничего особенного ты мне не сказал, но так ты со мной говоришь,

что неприятно даже слушать и отвечать.

Буратино: Вот ещё, кто не хочет, пусть со мной не разговаривает!

Мальвина: Буратино, что у тебя за тон?

Буратино: Обыкновенный. Ведь я никого не ругаю.

Мальвина: Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только с

ребятами, но даже и с Папой Карло.

Буратино: Подумаешь – тон! Может быть, я иногда говорю немного громко и

капризно, зато я хороший товарищ, весёлый, помогаю всем, люблю всех

веселить. Только некоторые не понимают шуток. Вот, например, вчера иду и

вижу: Пьеро поскользнулся и как плюхнется на землю. Я, конечно, засмеялся и

спросил его: “Ну, как посадка прошла?” А он обиделся и ушёл. И что плохого я

сказал?

Мальвина: (обращаясь к ребятам) Ребята, объясните Буратино, почему обиделся

Пьеро. Почему ему неприятна “шутка” Буратино?

Буратино: А разве я один так разговариваю и шучу? Я учусь у ребят. Вон они

как сами говорят. Есть такие, которые даже называют друг друга грубыми

словами, дразнятся. А давайте не будем думать, кто хуже себя ведёт, мы просто

станем все лучше. Хорошо я придумал?

Мальвина: Очень хорошо, Буратино. Надо всегда помнить, что от доброго слова

у людей становится тепло на сердце, а от злого – дружба может разрушиться.

В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Как солнце,

доброта озаряет своими лучами и дарит людям теплоту, заботливость и

внимание. Добрый человек всегда пользуется волшебными словами.

- Что такое «доброта»?

Доброта - это стремление человека дать счастье всем людям, всему

человечеству.

VIII. Закрепление. Полянка «Добра и улыбок».

- Да, долгий путь проделал Ежик, чтобы добыть правила вежливости. Он

учился правильным поступкам, но еще нужно время, чтобы Ежик и лесные

жители стали вежливыми. Мы помогали Ежику. Давайте покажем, чему

научились мы. Надо быть очень внимательным. Слушайте, не отвлекайтесь,

если вы согласны, то отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья», а если нет –

молчите.

Кто из вас, проснувшись бодро,

«С добрым утром» скажет твердо?

Кто из вас, скажите, братцы,

Забывает умываться?

У кого из вас в порядке

Сумка, книжки и тетрадки?

Кто из вас в трамвае тесном

Уступает старшим место?

Кто из вас молчит как рыба

Вместо доброго «спасибо»?

Кто быть вежливым желает,

Малышей не обижает?

- А как сделать, чтобы все люди стали сказочно добрыми и вежливыми?

/Соблюдать правила вежливости. Читают дети по одному правила вежливости./

Правила вежливости:

Вежливость проявляется в отношениях с людьми.

Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид.

Будь вежлив со своими товарищами, не давай прозвищ и кличек.

В разговоре и игре всегда помогай слабому, заступайся за него, не обижай

младших.

Не отвечай на грубость грубостью.

Приучи себя постоянно помнить об окружающих.

- Ежик собрал для лесных жителей все правила вежливости. И теперь в

лесу снова улыбки и смех. И Солнышко вернулось.

- Ребята я ведь пришла к вам не с пустыми руками. Я принесла лекарство

от грубости, от драк и жадности. Вот кому только его раздать?

- Я думаю, что мы раздадим его всему классу. Только запомните: перед

тем как их принимать, надо загадать доброе желание. Тогда лекарство

подействует.

/Раздаю детям конфетки в виде таблеток./

Задание для первой команды.

1. Прочитайте и решите задачу.

Задача:

Мальчик крикнул прохожему: “Скажите, сколько сейчас часов? “

2. Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки. Назовите их.

3. Какие еще слова благодарности вы знаете?

Задание для второй команды.

1. Прочитайте и решите задачу.

Задача:

По улице шёл старик, опираясь на палку. Он был очень стар и от старости

согнулся, поэтому шёл, глядя себе под ноги. Навстречу ему, подняв голову

кверху, шёл мальчик лет девяти. Мальчик натолкнулся на старичка и сильно его

толкнул. Старик очень рассердился на мальчика. Но вот мальчик что-то сказал

ему, и старичок сразу подобрел.

2. Что же такое мальчик сказал старичку?

3. Был ли мальчик вежлив?

4. Какие еще слова извинения вы знаете?

Задание для третьей команды.

1. Прочитайте и решите задачу.

Задача:

Папа разбил драгоценную вазу,

Бабушка с мамой нахмурились сразу,

Но папа нашёлся: взглянул им в глаза

И робко, и тихо, “простите” сказал,

И мама молчит, улыбается даже:

– Мы купим другую, есть лучше в продаже

“Простите” – казалось бы, что в нём такого,

А вот ведь какое чудесное слово!

2. Какое слово автор назвал “чудесным”?

3. Как вы поступили бы на месте мамы и бабушки в похожей ситуации?

4. Какие слова утешения вы знаете?

Задание для работы в парах.

Прочитайте и решите задачу.

Задача:

Разыграйте ситуацию «Разговор по телефону».

Девочка звонит другу и хочет узнать у него домашнее задание по

математике.

Схема разговора

«Алло»;

Приветствие;

Представиться;

Объяснение цели звонка – разговор;

Благодарность;

Прощание.



В раздел образования