Напоминание

Образовательная экспедиция как форма организация проектно-исследовательской деятельности


Автор: Марина Владимировна Домнина
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОАУ "Гимназия имени А. Грина"
Населённый пункт: город Киров, Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: Образовательная экспедиция как форма организация проектно-исследовательской деятельности
Раздел: дополнительное образование





Назад




ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Домнина Марина Владимировна,

учитель истории и обществознания

высшей категории

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Гимназия имени Александра Грина» г. Кирова

г. Киров, Кировская область

Как можно организовать образовательную экспедицию? В ноябре 2022 г.

группа обучающихся и педагогов совершила поездку в г. Кирс и с. Кай

Верхнекамского района Кировской области. Участники экспедиции посетили

Дом-музей Ф.Э. Дзержинского. О поездке делились впечатлениями в «Устном

журнале». 2 декабря 2022 г. на научно-практической конференции «Опора

безопасности страны» были заслушаны исследовательские работы по итогам

экспедиции.

Федеральные государственные образовательные стандарты начального,

основного и среднего общего образования ставят одной из целей организацию

проектно-исследовательской

деятельности

и

овладение

базовыми

исследовательскими действиями.

Если в начальной школе обучающиеся

приобретают начальные навыки проектной и исследовательской деятельности,

то на уровне основной школы они должны приобрести опыт самостоятельной,

проектной,

учебно-исследовательской

деятельности,

овладеть

базовыми

исследовательскими действиями

[1], [2], [3].

На уровне среднего общего

образования метапредметные результаты включают не только овладение

навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности, но

и

способность

обучающихся

использовать

на

практике

базовые

исследовательские действия, работать с информацией

[4].

Инвариантный

компонент плана внеурочной деятельности среднего общего образования в

рамках различных профилей предполагает организацию поездок и экскурсий,

исследовательских экспедиций, в ходе которых реализуются индивидуальные,

групповые и коллективные учебно-исследовательские проекты обучающихся

[5].

Таким

образом,

важной

составляющей

современного

образования

становится организация образовательных экспедиций в современной школе, в

которой обучающиеся знакомятся и собирают материалы для исследований.

Как организовать образовательную экспедицию?

С 2018 г. наша Гимназия сотрудничает с объединением «Ветераны и

воины запаса Береговой охраны ФСБ РФ КРОО ПКО «Граница». На одной из

конференций приглашенным гостем был

председатель Совета ветеранов

Управления ФСБ России по Кировской области.

В 2022 г. отмечалось 105-летие образования органов ВЧК - КГБ - ФСБ и

105-летие Пограничной службы ФСБ России. В связи с этими юбилейными

датами

и

была

выдвинута

идея

заняться

изучением

истории

органов

госбезопасности, жизни и деятельности Феликса Эдмундовича Дзержинского,

советского государственного и партийного деятеля, 145-летие со дня рождения

которого исполнилось 11 сентября 2022 года. Это послужило импульсом к

созданию исследовательского проекта «Ф.Э. Дзержинский и Вятский край.

Этапы становления и развития УФСБ по Кировской области в ракурсе истории

России и системы обеспечения государственной безопасности», куратором

которого стал Совет ветеранов Управления ФСБ. Реализация этого большого

проекта привела к организации историко-краеведческих экспедиций.

11 ноября 2022 г. группа в составе 11 обучающихся 8-10 классов, 4

педагогов, а также председателя общества «Ветераны и воины запаса Береговой

охраны ФСБ РФ КРОО ПКО «Граница», председателя Совета ветеранов

Управления ФСБ России по Кировской области совершила поездку в г. Кирс и

с. Кай Верхнекамского района Кировской области.

Участниками экспедиции посетили Дом-музей Ф.Э. Дзержинского в селе

Кай, где в 1899 году основатель и руководитель ВЧК отбывал ссылку в Вятской

губернии.

Особенностью экспедиции стали ее разновозрастный состав и

полипредметность.

Целью экспедиции являлось изучение истории становления и развития

УФСБ по Кировской области в ракурсе истории России и системы обеспечения

государственной безопасности и роли Ф.Э. Дзержинского в организации

органов госбезопасности, знакомство с периодом ссылки в Вятский край.

Этапы экспедиции

[6]

:

I. Подготовительный (организационный) этап включал в себя:

1.Формирование инициативной группы из числа обучающихся 8-10-х

классов, составление списка группы для поездки.

2. Поиск организации – партнера для осуществления проекта.

Партнерами нашего проекта стали Советы ветеранов Управления ФСБ

России по Кировской области, объединения «Ветераны и воины запаса

Береговой охраны ФСБ РФ КРОО ПКО «Граница».

3. Распределение обязанностей.

Определены

главные

вопросы

для

исследовательских

работ

и

конференции.

Необходимо было определить роль каждого участника экспедиции. Были

учтены все необходимые задания: путевые заметки, отзывы о посещении

музеев, подготовить вопросы для интервьюирования

работников музеев и

местных жителей, фотографирование и подготовка фотовыставки по итогам

поездки, написать статьи в школьную газету «Гринландия» и подготовка

материалов для сайта Гимназии.

Каждый член экспедиции должен был подготовить отзыв о поездке,

определиться с будущей темой исследовательской работы и начать собирать

материал для нее.

4. Разработка маршрута, планирование.

В процессе подготовки был разработан маршрут, намечены места,

которые необходимо посетить в ходе поездки: музеи, достопримечательности,

памятные места, памятники истории, культуры и природы. Запланированы

встречи с местными жителями, краеведами, работниками музеев, деятелями

культуры. Заранее достигнута договоренность с музеями. Разрабатывается

конкретный маршрут экспедиции по времени. Издан приказ по Гимназии об

экспедиции, оформлены необходимые документы для выезда обучающихся на

пределы города.

5. Решение материально-технических условий экспедиции.

Были

определены

финансовые

расходы,

транспорт.

Расходы

на

экспедицию (автобус, питание, оплата музеев) в нашем случае взял на себя

Совет ветеранов Управления ФСБ России по Кировской области.

6. Проведение инструктажа.

С обучающимися и педагогами проведен инструктаж по технике

безопасности, правилам дорожного движения, поведения в транспорте и в

общественных местах.

II. Практический этап.

В ходе краеведческой экспедиции ее участники посетили в г. Кирс

Верхнекамский исторический музей Кировской области. Участники осмотрели

экспозиции пяти залов. Что они увидели? Этнографический зал посвящен

доисторическому

прошлому

края,

истории

первых

городов,

знакомит

с предметами крестьянского быта. В историческом зале отражено образование

ОАО «Кирскабель»,

этапы

Гражданской

войны,

становление

первых

предприятий района. В зале боевой славы представлены награды, документы,

фронтовые реликвии кирсинцев - участников Великой Отечественной войны.

Основная часть экспозиции зала истории промышленности района посвящена

человеку труда разных лет. Зал комсомольской славы (он же — лекционный)

отражает историю комсомольской организации района. Особую гордость

представляет цветочная оранжерея, насчитывающая более 100 наименований

растений.

В селе Кай участники экспедиции посетили старое здание Музея истории

села, который показывает историю развития Кайского края со времен

основания Кайгорода в 1558 г. до наших дней. Сам музей состоит из двух

домов. 11 июня 1938 года был основан дом (старое здание музея), в котором

Феликс Эдмундович проживал вместе с политическим заключённым Якшиным

Александром Ивановичем. В первом зале старого здания музея участники

экспедиции ознакомились с историей Кайского края.

В зале «Крестьянская изба 19 - начала 20 веков» посетители окунулись в

атмосферу жизни и быта наших предков. Здесь можно научиться ткачеству на

ткацком стане и лозоплетению.

Третий зал служит для оформления временных выставок. Также в нём

находятся бюсты Ф.Э. Дзержинского.

В

музее

проводятся

экскурсии,

беседы,

выставки,

фольклорные

праздники и другие мероприятия. Мемориальное здание музея деревянное,

одноэтажное, является памятником истории регионального значения.

Из путевых заметок: «Нас пригласили в старое здание, где Феликс

Эдмундович Дзержинский жил во время ссылки в 1899 году. Все с большим

интересом слушали рассказ об истории Кайского края, жизни ссыльных,

помощи Феликса Эдмундовича местному населению в написании юридических

бумаг, знакомились с предметами сельского быта 19 -20 века. Городским

ребятам в диковинку было узнать, что такое «красный угол», видеть

крестьянскую утварь, посуду, деревянный утюг-рубель, старинные самовары,

скамейки вдоль стен и у печи, и ту, на которой спал будущий председатель

ВЧК. Бросилось в глаза, что юные исследователи словно ловят и записывают

на ленту мозга каждое слово. В ход пущены фото- и видеокамеры

смартфонов, сыплются вопросы, на которые заведующая музеем дает

подробные ответы. Отведенное время закончилось».

11 сентября 2017 года, в честь 140-летия со дня рождения Ф.Э.

Дзержинского, 100-летия основания органов государственной безопасности

Российской Федерации было открыто еще одно здание музея – Дом музей Ф.Э.

Дзержинского. Инициатива о воссоздании музея исходила от местных жителей.

В

2015

году

компания

«Уралхим»

выделила

на

строительство

и

благоустройство территории более 50 млн рублей.

В фойе музея расположены стеллажи с подаренными от ФСБ Кировской

области книгами, есть зона отдыха, обустроенная креслами и столиком. Стены

украшены картинами.

В зале можно увидеть большое количество информационных стеллажей и

камеру, где был заключён Дзержинский. Воссоздан облик кабинета Ф.Э.

Дзержинского 1920-х годов. Он смотрится очень реалистично и проработан до

мелких деталей.

Таким образом, сейчас в с. Кай находится музейный комплекс, состоящий

из двух зданий - мемориального (старого) и нового, памятника Дзержинскому и

облагороженной

прилегающей

территории.

Музей,

посвященный

Ф.Э.

Дзержинскому, является единственным в стране.

Из путевых заметок: «Поразило добротностью само здание, его

масштабы, продуманность и красота оформления экспозиции, ее богатство,

широта представленного материала, подача событий, рассказ о личностях,

окружавших Дзержинского в годы его службы на высоких государственных

постах,

отношениях

с

В.И.

Лениным

и

И.В.

Сталиным,

другими

руководителями партии и советского правительства. Следует отметить,

что все экспонаты в современных стеклянных витринах новые, но каждый из

них «дышит» историей и врезается в память.

Педагоги и учащиеся

неотступно следовали за гидом, фиксировали все, что на их взгляд,

представляло ценность. Экскурсия понравилась, дала исчерпывающие сведения

о

пройденном

жизненном

пути

основателя

органов

государственной

безопасности. А в целом, для конкурса докладов в Гимназии А. Грина,

проводимого

шефствующими

ветеранскими

организациями.

Это

новый

творческий подход к исследовательскому процессу».

Из

путевых

заметок:

«В

этом

музее

очень

много

интересной

информации. Для любого человека было бы интересным познакомиться с

жизнью

такого

необыкновенного

человека,

основателя

КГБ

-

Ф.Э.Дзержинского».

Музейный комплекс является филиалом муниципального казенного

учреждения

культуры

«Верхнекамский

исторический

музей

Кировской

области».

В Доме культуры села Кай состоялась интересная встреча с участниками

фольклорного ансамбля «Журавушка», во время которой членов экспедиции

познакомились с народными играми, песнями, обрядами, традициями русского

севера.

Из

путевых

заметок:

«После

этой

поездки

сложились

только

положительные впечатления. В каких-то моментах мы были удивлены, где-то

нам было очень весело, вкусно. Всю дорогу домой, и после вспоминаем эту

поездку с теплотой на душе. Ничуть не пожалели о таком далёком

путешествии. Надеемся, что ещё не раз будем участвовать в таких выездах».

III. Заключительный (аналитический) этап.

1. Анализ и систематизация полученных результатов.

Участники экспедиции писали отзывы о поездке, подводили итоги по

своим заданиям, делились впечатлениями в «Устном журнале». Готовили

исследовательские

работы,

презентации,

фотовыставку

в

течение

определенного времени после поездки, в нашем случае это заняло месяц. В

процессе

подготовки

исследовательских

работ

к

каждому

автору

был

прикреплен куратор из числа ветеранов ФСБ, в обязанность которого входило

консультирование и экспертиза исследовательских работ. Кураторами и

консультантами исследовательских работ, обучающихся выступили ветераны

органов госбезопасности.

2.

Распространение

полученных

инновационных

образовательных

продуктов и результатов экспедиции на конференциях.

Представление результатов работы в газете «Гринландия», на сайте

Гимназии, 2 декабря 2022 г. на научно-практической конференции «Опора

безопасности страны», посвящённой 145-летию со дня рождения Ф.Э.

Дзержинского, 105-летию образования органов ВЧК - КГБ - ФСБ и 105-летию

Пограничной

службы

ФСБ

России.

В

конференции

приняли

участие

руководство, педагоги, 200 гимназистов 6-10 классов и приглашенные гости –

ветераны ФСБ. На конференции были заслушаны выступления участников

экспедиции в Кирс и Кай, они представили свои исследовательские работы по

различным темам.

Список литературы:

1.

Приказ

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от

31.05.2021

286

«Об

утверждении

федерального

государственного

образовательного стандарта начального общего образования».

2.

Приказ

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от

18.07.2022 № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный

образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный

приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г.

№ 286».

3. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об

утверждении федерального государственного образовательного стандарта

основного общего образования».

4.

Приказ

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от

12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный

образовательный

стандарт

среднего

общего

образования,

утвержденный

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая

2012 г. № 413».

5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая

2023 г. N 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы

среднего общего образования».

6. Штаб В. А. Формирование универсальных учебных действий в учебно-

поисковых экспедициях: методические рекомендации / В. А. Штаб. – Кемерово:

изд-во КРИПК и ПРО, 2012. – 23 с.



В раздел образования