Напоминание

Психологический настрой младших школьников как фактор успешного обучения.


Автор: Тимукина Надежда Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №56
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Психологический настрой младших школьников как фактор успешного обучения.
Раздел: начальное образование





Назад




Психологический настрой младших школьников как фактор успешного обучения.

Психологический настрой — это доброжелательная обстановка на уроке, развитие

положительного психологического настроя, основывающегося на позитивном мышлении.

Психологический настрой позволяет с наибольшей эффективностью осуществлять

намеченную деятельность или решать другие психологические задачи:

увеличить продуктивное время урока;

повысить работоспособность, внимание, креативность школьников;

оптимизировать психофизическое состояние и работоспособность учителя, снизить его

психоэмоциональные нагрузки;

улучшить дисциплину учащихся.

Психологический комфорт - условия жизни, при которых человек чувствует себя

спокойно, нет необходимости защищаться.

Принцип психологической комфортности предполагает снятие (по возможности) всех

стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой

атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя «как дома».

Создание благоприятного психологического климата в классе – одна из важных и

сложных задач в работе педагога с детьми. От этого зависит успех урока.

Комфорт – заимствовано из английского языка, где comfort “поддержка, укрепление”

(“Этимологический словарь”, Н. М. Шанский)

Комфорт – условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство,

спокойствие и уют. (“Толковый словарь русского языка”, С. И. Ожегов).

Комфорт — это определённое состояние окружающей среды, при котором человек

ощущает спокойствие и уют.

В таком состоянии человеку удобно и безопасно, он имеет свободный доступ к

необходимым ресурсам для удовлетворения своих физиологических, психологических и

материальных потребностей.

Состояние комфорта оказывает большое влияние на психологическое состояние человека:

человек, испытывающий комфорт, спокоен, его мыслительная деятельность размеренна и

сфокусирована на действительно важном, эмоции уравновешены;

человек, которому некомфортно, находится в постоянном стрессе, не может собрать свои

мысли, испытывает эмоциональные перепады.

Интеллектуальный комфорт говорит об удовлетворенности учащимися процессами своей

мыслительной деятельности и ее результатами. В учебном процессе это удовлетворение

потребности в получении новой информации.

На уроке интеллектуальный комфорт достигается:

– сменой видов деятельности;

– достижением желаемого результата;

– поддержкой со стороны педагога;

– верой в собственные возможности.

Есть еще такое понятие как физический комфорт. Он связан с комфортной

внутришкольной средой, позволяющей сохранить психофизиологическое здоровье

учащихся и способствующей их оптимальной включенности в образовательную

деятельность.

Психолог- гуманист Карл Роджерс разработал принципы создания атмосферы

психологического комфорта в классе. Они заключаются в следующем:

1) С самого начала и на всем протяжении учебного процесса учитель должен

демонстрировать детям свое полное к ним доверие;

2) Он должен помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих

как перед группами, так и перед каждым учащимся в отдельности;

3) Он должен всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к

учению;

4) Он должен выступать для учащихся как источник разнообразного опыта, к которому

всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или

иной задачи;

5) Важно, чтобы в такой роли учитель выступал для каждого ученика;

6) Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и

принимать его;

7) Он должен быть активным участником группового взаимодействия;

8 Он должен открыто выражать группе свои чувства;

9) Он должен стремится к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и

переживания каждого школьника;

10) Он должен хорошо знать самого себя.

Создание положительного настроя перед любым видом деятельности – важная

составляющая психологического комфорта при дальнейшей работе.

Очень часто создание благоприятной рабочей обстановки на уроке зависит от

организационного этапа. Слова учителя, его эмоциональный настрой и очень часто

влияют на настроение обучающихся. Доброжелательные слова, положительные эмоции и

улыбка учителя создадут благоприятную атмосферу и настроят детей на рабочий лад.

Желательно утро начать с зарядки.

Примеры упражнений:

1.

На вдох тянем ручки вверх в положении стоя. На выдох- опускаем.

2.

Наклоны и вращения головой

3.

Поочередно приподнимаем одно плечо, потом другое, затем сразу оба.

4.

Наклоны туловища влево, вправо, вперед, назад.

5.

Шагаем на месте.

6.

Вытягиваем руки вперед, сцепляем пальцы в замочек и тянемся вперед –

максимально далеко. Затем, не разрывая, замочка, опускаем руки вниз и пытаемся

достать ладошками до пола. Ну и заканчиваем упражнение, пытаясь достать

сцепленными ладонями «до потолка».

7.

Приседания.

Все упражнения можно выполнять под динамичную музыку.

Также во время урока в начальной школе важно делать динамические паузы и

физкультминутки, которые будут способствовать снятию напряжения.

В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут

чувствовать себя комфортно.

Благоприятная обстановка, психологический комфорт на уроке – поможет обучающимся в

развитии и становлении себя как успешной личности.



В раздел образования