Автор: Тимукина Надежда Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №56
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Психологический настрой младших школьников как фактор успешного обучения.
Раздел: начальное образование
Психологический настрой младших школьников как фактор успешного обучения.
Психологический настрой — это доброжелательная обстановка на уроке, развитие
положительного психологического настроя, основывающегося на позитивном мышлении.
Психологический настрой позволяет с наибольшей эффективностью осуществлять
намеченную деятельность или решать другие психологические задачи:
увеличить продуктивное время урока;
повысить работоспособность, внимание, креативность школьников;
оптимизировать психофизическое состояние и работоспособность учителя, снизить его
психоэмоциональные нагрузки;
улучшить дисциплину учащихся.
Психологический комфорт - условия жизни, при которых человек чувствует себя
спокойно, нет необходимости защищаться.
Принцип психологической комфортности предполагает снятие (по возможности) всех
стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой
атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя «как дома».
Создание благоприятного психологического климата в классе – одна из важных и
сложных задач в работе педагога с детьми. От этого зависит успех урока.
Комфорт – заимствовано из английского языка, где comfort “поддержка, укрепление”
(“Этимологический словарь”, Н. М. Шанский)
Комфорт – условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство,
спокойствие и уют. (“Толковый словарь русского языка”, С. И. Ожегов).
Комфорт — это определённое состояние окружающей среды, при котором человек
ощущает спокойствие и уют.
В таком состоянии человеку удобно и безопасно, он имеет свободный доступ к
необходимым ресурсам для удовлетворения своих физиологических, психологических и
материальных потребностей.
Состояние комфорта оказывает большое влияние на психологическое состояние человека:
человек, испытывающий комфорт, спокоен, его мыслительная деятельность размеренна и
сфокусирована на действительно важном, эмоции уравновешены;
человек, которому некомфортно, находится в постоянном стрессе, не может собрать свои
мысли, испытывает эмоциональные перепады.
Интеллектуальный комфорт говорит об удовлетворенности учащимися процессами своей
мыслительной деятельности и ее результатами. В учебном процессе это удовлетворение
потребности в получении новой информации.
На уроке интеллектуальный комфорт достигается:
– сменой видов деятельности;
– достижением желаемого результата;
– поддержкой со стороны педагога;
– верой в собственные возможности.
Есть еще такое понятие как физический комфорт. Он связан с комфортной
внутришкольной средой, позволяющей сохранить психофизиологическое здоровье
учащихся и способствующей их оптимальной включенности в образовательную
деятельность.
Психолог- гуманист Карл Роджерс разработал принципы создания атмосферы
психологического комфорта в классе. Они заключаются в следующем:
1) С самого начала и на всем протяжении учебного процесса учитель должен
демонстрировать детям свое полное к ним доверие;
2) Он должен помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих
как перед группами, так и перед каждым учащимся в отдельности;
3) Он должен всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к
учению;
4) Он должен выступать для учащихся как источник разнообразного опыта, к которому
всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или
иной задачи;
5) Важно, чтобы в такой роли учитель выступал для каждого ученика;
6) Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и
принимать его;
7) Он должен быть активным участником группового взаимодействия;
8 Он должен открыто выражать группе свои чувства;
9) Он должен стремится к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и
переживания каждого школьника;
10) Он должен хорошо знать самого себя.
Создание положительного настроя перед любым видом деятельности – важная
составляющая психологического комфорта при дальнейшей работе.
Очень часто создание благоприятной рабочей обстановки на уроке зависит от
организационного этапа. Слова учителя, его эмоциональный настрой и очень часто
влияют на настроение обучающихся. Доброжелательные слова, положительные эмоции и
улыбка учителя создадут благоприятную атмосферу и настроят детей на рабочий лад.
Желательно утро начать с зарядки.
Примеры упражнений:
1.
На вдох тянем ручки вверх в положении стоя. На выдох- опускаем.
2.
Наклоны и вращения головой
3.
Поочередно приподнимаем одно плечо, потом другое, затем сразу оба.
4.
Наклоны туловища влево, вправо, вперед, назад.
5.
Шагаем на месте.
6.
Вытягиваем руки вперед, сцепляем пальцы в замочек и тянемся вперед –
максимально далеко. Затем, не разрывая, замочка, опускаем руки вниз и пытаемся
достать ладошками до пола. Ну и заканчиваем упражнение, пытаясь достать
сцепленными ладонями «до потолка».
7.
Приседания.
Все упражнения можно выполнять под динамичную музыку.
Также во время урока в начальной школе важно делать динамические паузы и
физкультминутки, которые будут способствовать снятию напряжения.
В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут
чувствовать себя комфортно.
Благоприятная обстановка, психологический комфорт на уроке – поможет обучающимся в
развитии и становлении себя как успешной личности.