Автор: Наталия Павловна Шарова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №4 г.о.Чапаевск
Населённый пункт: г.о.Чапаевск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Сказкотерапия,как средство развития речи младших школьников.
Раздел: начальное образование
Сказкотерапия ,как средство развития речи детей младшего
школьного возраста.
«У кого в детстве не бывает сказки,
тот вырастает сухим, колючим человеком,
и люди об него ушибаются, как о лежащий на дороге камень,
и укалываются как о лист осота»
И. Токмакова
Сказка развивает внутренние силы ребенка благодаря которым
человек не может не делать добра, то есть учится сопереживать.»
В.А. Сухомлинский
«Сказкотерапия» - «лечение» сказкой.
Это процесс образования связи между сказочными событиями и
поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных
смыслов в реальность.
Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие
личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и
есть терапия).
В каких случаях используется сказкотерапия для школьников?
Сказкотерапия может быть использована по отношению к любому
нормально развивающемуся ребенку школьного возраста. При
этом, данный вид терапии также создает условия для работы с
детьми, имеющими поведенческие нарушения, особенности в
психофизическом и эмоционально-волевом развитии. Это дети с
нарушением слуха, зрения, интеллектуальной недостаточности,
речи.
Задачи сказкотерапии:
Развивать речь детей;
Развивать способности к естественной коммуникации;
Снизить уровень тревожности и агрессивности;
Формировать умение преодолевать трудности и страхи;
Формировать навыки конструктивного выражения эмоций;
Выявить и поддержать творческие способности.
Виды сказок в сказкотерапии , используемые в работе с детьми
Художественные сказки (народные и авторские)
Дидактические сказки
Диагностические сказки
Психокоррекционные сказки
Народные сказки способствуют воспитанию нравственных и
эстетических чувств: взаимопомощи, поддержки, сопереживания,
сочувствия, долга, ответственности и др.
Дидактические сказки используются для преподнесения детям
новых для них знаний учебного характера. В этих сказках
абстрактные для ребёнка символы: буквы, цифры, звуки становятся
одушевлёнными и повествуют о новых для ребёнка понятиях.
Диагностические сказки позволяют определить наличие
проблемы у ребёнка, а также определить его характер и отношение
к тому, что его окружает.
Психокоррекционные сказки помогают взрослому мягко влиять
на поведение ребенка, «замещая» неэффективный стиль поведения
на более продуктивный и объясняя ребенку смысл происходящего,
то есть ненавязчиво в сказочно-волшебной форме предлагается
ребенку положительный пример поведения.
Приёмы работы со сказкой
1.Чтение сказки и её анализ
2.Рассказывание сказок
3.Проигрывание эпизодов сказки, драматизация
4.Рисование по мотивам сказок