Автор: Ольга Анатольевна Курлеева
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: КГАПОУ "Авиатехникум"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: статья
Тема: ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ПЕРМСКОГО АВИАЦИОННОГО ТЕХНИКУМА ИМ. А.Д.ШВЕЦОВА
Раздел: среднее профессиональное
Курлеева Ольга Анатольевна
преподаватель КГАПОУ «Авиатехникум»,
г. Пермь, Пермский край
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ПЕРМСКОГО АВИАЦИОННОГО
ТЕХНИКУМА ИМ. А.Д.ШВЕЦОВА
Модель воспитательной системы техникума включает следующие
основные компоненты:
1.
Педагогические
метапринципы
образования
(системный,
герменевтический,
аксиологический,
культурологический,
антропологический, гуманистический, синергетический).
2.
Цели, выраженные в концепции.
3.
Результаты воспитания, идеал которых отражен в модели
выпускника и пр.
Каждый из базовых компонентов системы существенно влияет на
эффективность
и
качество
функционирования
и
развития
всей
образовательной системы в целом и экономических дисциплин в частности.
Особая
роль
в
подготовке
выпускников
техникума
отводится
экономическому образованию, которое формирует экономическое мышление
и прививает навыки рационального экономического поведения, создает
предпосылки для продолжения профессионального обучения и практической
деятельности.
Как в учебном, так и в воспитательном процессе мной широко
используется, принятый образовательной организацией экзистенциально-
гуманистический подход к учебно-воспитательному процессу.
Экзистенциально-гуманистический
подход
-
это
направление
в
современной педагогической и психологической науке и практике, делающее
1
центром своего рассмотрения и практического приложения целостного
человека.
Гуманистическая философия - это идеальное состояние, а
экзистенциальная философия позволяет сделать данную концепцию более
реалистичной.
Главная цель моей педагогической деятельности сформулирована в
модели
выпускника
авиатехникума:
социально-ориентированная,
конкурентоспособная, творческая личность, способная к самопознанию,
самоопределению, саморегуляции, саморазвитию, самореализации в роли
гражданина Отечества, профессионала и семьянина.
Педагогические
задачи
тесно
связаны
с
педагогическими
метапринципами - это результаты осознания педагогом цели обучения и
воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике. К ним
можно отнести:
1.
Совершенствование конструктивной деятельности:
Конструктивно-содержательной (отбор и композиция учебного
материала,
разработка
программно-методического
сопровождения
образовательного
процесса
на
основе
Федерального
государственного
образовательного стандарта,
планирование и построение педагогического
процесса);
Конструктивно-оперативной (планирование своих действий и
действий обучающихся);
Конструктивно-материальной
(проектирование
учебно-
материальной базы педагогического процесса).
2.
Совершенствование организаторской деятельности предполагает
выполнение системы действий, направленных на вовлечение студентов в
активную деятельность и организация их доброжелательного творческого
взаимодействия как в урочной, так и внеурочной работе.
3.
Совершенствование коммуникативной деятельности направлена
на установление педагогически целесообразных отношений педагога с
2
воспитанниками,
другими
педагогами
СПО,
представителями
общественности, родителями.
Именно с реализацией педагогических целей и задач связан выбор
методических тем, а пройденные курсы повышения квалификации нацелены
на качественное воплощение методических тем в жизнь, использования
разнообразных технологий, способов, методов, средств.
Методические темы:
1.
Модернизация образовательного процесса в соответствии с
требованиями ФГОС СПО, профессиональных стандартов, работодателей,
как условие подготовки конкурентоспособного специалиста.
Представленные как учебно-методические комплексы в целом по
дисциплинам и профессиональным модулям, так и комплекты контрольно–
оценочных средств на многочисленных конкурсах удостоены высшей
оценки.
2.
Использование
в
образовательном
процессе
активных
и
интерактивных
форм
обучения
и
воспитания,
в
целях
реализации
компетентностного подхода
Принцип активности учащегося в процессе обучения был и остается
одним из основных в дидактике.
Способы реализации:
Практико-ориентированные образовательные технологии;
Информационные технологии;
Игровая, проектная, исследовательская виды деятельности;
Активные и интерактивные формы обучения и воспитания;
Компетентностный подход;
Учёт регионального компонента;
Тесная связь с социальными партнёрами;
Участие в проекте "Онлайн-уроки по финансовой грамотности
Использование интернет-источников актуальной аналитической
информации
3
Я являюсь руководителем методического объединения «Экономика»
техникума, секции «Экономика двигателестроения» регионального учебно-
методического объединения «Авиационная и ракетно-космическая техника»,
руководителем кружка студентов «Экономика для всех». В соответствии с
планами работы объединения, секции и кружка студенты принимают
активное участие в олимпиадах уровня образовательной организации, края,
России; разработке учебных пособий, создании электронного учебника по
дисциплине
«Экономика
организации»;
подготовке
выступлений
на
экономических игротеках, научно-практических конференциях, круглых
столах; знакомятся с новинками в области экономики путём написании
рефератов, эссе.
Эта работа активизирует познавательную способность, расширяет
кругозор,
повышает
уровень
усвоения
дисциплины,
способствует
формированию общих и профессиональных компетенций студентов.
Основные принципы экзистенциально-гуманистической концепции:
равенства, диалогизма, сосуществования, свободы, соразвития, единства,
принятия активно используются мною как в учебном так и в воспитательной
деятельности.
Экзистенциально-гуманистический подход к учебно-воспитательному
процессу, акцентирующий проблемы человеческого опыта, поиска смысла,
самоактуализации,
творчества,
свободы
выбора,
ответственности
приобретает в современных условиях важное значение в связи с двумя
факторами:
Во-первых, значительные изменения происходят в экономике
России под воздействием изменения её положения в мировом сообществе и
сложной геополитической обстановки.
Во-вторых,
изменился
и
сам
студент.
Произошли
как
трансформация системы ценностей в обществе, так и серьёзные изменения
коммуникативной культуры.
4
Планируемые результаты отражены в общих и профессиональных
компетенциях соответствующих программ, а также тех знаниях и умениях,
которые должен приобрести обучающийся после их реализации.
Они находятся в полном соответствии с главная целью педагогической
деятельности, сформулированной в модели выпускника авиатехникума.
Это личность, способная к самореализации в роли гражданина
Отечества, профессионала и семьянина.
Литература:
Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования:
дидактика: учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 432с.
Пидкасистый П.И., Мижериков В.А. Педагогика: учебник – 2-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 624 с.
Ильенко И.В., ГБПОУ РО «ТАВИАК»), Особенности методики
преподавания
экономических
дисциплин
техническим
специалистам
irka
.
tag
@
.
ru
5