Автор: Купчинская Елена Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Синеглазка"
Населённый пункт: ЯНАО г.Ноябрьск
Наименование материала: Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе
Тема: Образование числа 7
Раздел: дошкольное образование
Конспект
занятия по формированию элементарных
математических представлений для детей 5-6 лет
Тема: «Число и цифра 7»
Цель:
Познакомить детей с образованием числа семь и с цифрой 7. Повторить
пройденный материал. Упражнять в ориентировке на ограниченной
плоскости ( слова «слева», «справа»).
Задачи:
Обучающая
Учить детей считать в пределах семи. Соотносить цифру с числом.
Закрепить порядковый счет. Продолжать учить с детьми названия дней
недели.
Развивающая
Развивать у детей внимание, мышление, память. Учить детей
ориентироваться на листе бумаги. Повторить название геометрических
фигур.
Воспитательная
Учить детей работать в паре. Помогать друг другу по необходимости.
Средства:
Магнитная доска, мяч, цифры, кленовые листья (демонстрационный
материал). Три стула, кубики (или кружки).
У детей на столе- квадраты, цифры, счетные палочки. Лист с заданием. Три
карандаша.
Способы:
использование пособий, музыкального сопровождения,
поисковые
и проблемные вопросы к детям,
создание игровой мотивации
,
сюрпризный
момент.
Ход занятия:
1.Организационный момент ( дети становятся на ковре в круг):
Воспитатель:
- Мы все за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
Игра: « Кто знает пусть считает»
(
игра проводится в кругу с мячом.)
Воспитатель:
- А сейчас мы поиграем. Я буду бросать мяч кому –либо из вас и называть
число. А ваша задача- поймать мяч и назвать последующее число. И вернуть
мне мяч. И так далее.
2.Основная часть
- Математическая разминка подошла к концу, и я прошу занять вас свои
места за столами.
Дети, сидя за столом.
Воспитатель:
- Возьмите цифры и положите перед собой числовой ряд от 1 до 6.
На доске расположены цифры от 1 до 6. Дети хором называют цифры по
порядку. А теперь закройте глазки и не подглядывайте. А я уберу одну из
цифр. А вы должны угадать, какой цифры не хватает. Будьте внимательны!
Далее воспитатель убирает незаметно одну цифру. Дети должны угадать
какой цифры не стало. Упражнение повторяется несколько раз.
Воспитатель:
Молодцы! Переходим к следующему:
- Листья клена пожелтели
- Листья с веток облетели
С ветки на дорожку
Прямо нам под ножки…
Ветер подул и упал один листочек на нашу воображаемую дорожку. Сколько
листочков упало? (Один).
Еще один упал листок. Сколько листочков стало? (Два).
Еще один листочек с ветки упал. Сколько листочков? (Три).
Еще один….
Еще один
Еще один с ветки упал. Сколько листочков на нашей дорожки? (Шесть).
И еще один листочек прилетел. Сколько стало листьев? (Семь).
Сколько было желтых листочков? (6)
Сколько было красных листочков? (1)
Сколько всего листочков? (7)
Как мы получили число семь? Ответы детей.
- У вас на подносах лежат квадраты. По моему образцу с их помощью
составьте схему образования числа семь. Проверьте друг у друга. И помогите
пожалуйста своему соседу по столу, если это необходимо.
Число семь обозначается цифрой 7
Цифра 7- подъемный кран
Заглянула в гости к нам
Семь цветов со мной взяла
В небе радугу зажгла!
Воспитатель:
-А где мы встречаем число семь? В сказках. Например «Белоснежка и семь
гномов», «Волк и семеро козлят», « Цветик- семицветик».
У радуги семь цветов. Семь нот в музыке. У недели семь дней.
Семь дней недели нас встречают и поиграть нас приглашают.
Физкультминутка:
В понедельник- я купался.
А во вторник- рисовал.
В среду долго умывался
А в четверг в футбол играл.
В пятницу я прыгал, прыгал.
Очень долго танцевал.
А в субботу воскресенье
Целый день я отдыхал.
Сидя за столом:
Воспитатель:
-А сейчас поработаем со счетными палочками. Отсчитайте пожалуйста и
положите перед собой семь счетных палочек. И сделаем одну
геометрическую фигуру из трех, а другую фигуру из четырех палочек.
Получилось? Ответы детей.
- А если мы соединим две фигуры, то что получим? Ответы. Проверьте у
своего соседа по столу получился у него домик! Молодцы
И теперь, мои друзья, математическая игра! Пора нам поиграть в домики. Но
не простые домики, а для мышек как они называются? (Норки). Аккуратно
все сложите на край стола и спокойно встанем и пойдем на ковер.
Игра «Найди кусочек сыра» ( проводится на ковре).
На полу на большом расстоянии друг от друга стоят три стула
Это норки мышек. На стульях лежат кубики (или желтые кружки): в
первом три, во втором пять, в третьем семь ( по количеству детей).
Воспитатель:
-Это норки (показываю на стулья). А вы все мышки. В каждой «норке»
поместятся столько мышек, сколько в ней кусочков сыра. Вы будете играть
под музыку. Как только она остановится, мышки аккуратно разбегутся по
норкам за «кусочком сыра». Каждая мышка может съесть только один
кусочек.
В конце игры: Сколько в норке мышек? А почему?
Молодцы! Игра закончилась у нас за столы идем сейчас.
Сидя за столами, дети ориентируются на листе бумаги.
Воспитатель:
- Перед тем как приступить к следующему заданию нужно пальчики размять.
Пальчиковая гимнастика:
Маленькие гномики
Разбежались в домики
Кто готовил,
Кто стирал
Кто игрушки убирал
Стало чисто в доме вдруг
Засветилось все вокруг.
Воспитатель:
-Будьте очень внимательные!
Возьмите листочек с края стола и положите перед собой.
Перед вами на листе в ряд расположены геометрические фигуры! Давайте их
посчитаем. Сколько всего геометрических фигур на листе бумаги? Ответы
детей.
Найдите на листочке – овал. Закрасьте ее красным цветом? Вы раскрасили
третью по счету фигуру? (Да). А теперь какая фигура расположена справа от
овала по отношению к вам. Эту фигуру необходимо разукрасить - синим
карандашом. Хорошо, а теперь возьмите зеленый карандаш. И найдите ромб.
Который по счету ромб? (Шестой). А какая фигура расположена слева от
ромба? Эту фигуру необходимо раскрасить зеленым .
Молодцы!
3.Рефлексия
Что нового вы узнали сегодня? С каким новым числом вы познакомились? А
давайте вспомним, что мы сегодня делали? Какое задание было для вас
самым трудным? А самым интересным? (Ответы детей).
Молодцы, ребята! Вы сегодня очень старались!