Автор: Альбина Исуфовна Махотлова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Прогимназия №66/1"
Населённый пункт: г. о. Нальчик
Наименование материала: статья
Тема: Работа с детьми с ОВЗ
Раздел: начальное образование
МКОУ «Прогимназия №66/1»
«Работа с детьми с ограниченными
возможностями здоровья»
(Выступление на заседании методического объединения
учителей начальных классов)
Учитель начальных классов,
руководитель М/О
Махотлова А. И.
г. о. Нальчик, 2024 г.
Общая характеристика детей с ОВЗ
Обучающийся с ОВЗ — обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое
лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные
психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без
создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).
Статус ребенка с ОВЗ присваивается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). В
ПМПК входят: учитель-дефектолог (сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-
психолог, социальный педагог, врач-психиатр, врач-невролог.
К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с
нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с
расстройствами
аутистического
спектра,
с
задержкой
психического
развития,
умственной
отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся
признаются лицами с ОВЗ, нет.
Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по
здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования,
исходя из решения коллегиального органа — ПМПК.
Перечень детей, относящихся к группе ОВЗ, не закрыт и, кроме того, существенно отличается от
ограничений
жизнедеятельности,
на
основании
которых
устанавливается
инвалидность.
Обучающийся с ОВЗ — это обучающийся, нуждающийся в создании специальных условий для
получения, в первую очередь, качественного доступного образования. Например, у слабовидящего
ребенка может быть статус ОВЗ, так как ему необходимы специальные технические приспособления
(увеличительные лупы и др.), пособия для обучения в школе. При этом у такого ребенка нет таких
ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус инвалид.
Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования.
Например, ребенок с диагнозом сахарный диабет имеет статус «инвалид», но ему не нужны
специальные образовательные условия. Следовательно, он не имеет статус «обучающийся с ОВЗ». В
этом случае он получает реабилитационные услуги не в образовании, а в иных сферах
(здравоохранении, социальной защите).
Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. Например,
глухой ребенок получает статус «инвалид» (у родителей есть справка МСЭ об инвалидности и
ИПРА), а также и статус «обучающийся с ОВЗ» (имеется заключение ПМПК).
В таком случае в разделе ИПРА, посвященном образовательной реабилитации, и заключении
ПМПК должны быть идентичные с заключением ПМПК формулировки.
Для разведения терминов «ОВЗ» и «инвалидность» в настоящее время разрабатывается проект
внесения изменений в ФЗ-273. Законопроект включает категорию инвалидов (детей-инвалидов) в
категорию обучающихся с ОВЗ при наличии у них заключения ПМПК о необходимости создания
специальных условий для получения образования.
Рекомендации ПМПК
ПМПК принимает решение о выдаче заключения коллегиально, с учетом особых образовательных
потребностей, обучающихся и индивидуальной ситуации развития. В заключении отражаются
следующие данные:
• наличие/отсутствие необходимости создания условий для получения ребенком образования,
коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических
подходов (нуждается ли ребенок в сопровождении специалистов психолого-педагогического
профиля, наблюдении врачей);
• рекомендации ПМПК по созданию специальных условий обучения и воспитания ребенка на базе
образовательной
организации
(определение
образовательной
программы,
потребности
в
архитектурной
доступности,
необходимости
сопровождения
ассистентом
(помощником),
потребности в сопровождении тьютором, особые условия прохождения ГИА, а также рекомендации
о необходимых направлениях коррекционно-развивающей работы специалистов и срок повторного
прохождения ПМПК).
1. К обучающимся с ОВЗ с задержкой психического развития и различными формами умственной
отсталости запрещено применять меры дисциплинарного взыскания.
2.
Педагогические
работники
обязаны
учитывать
особенности
психофизического
развития
обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для
получения образования лицами с ОВЗ, взаимодействовать по этому вопросу с медицинскими
организациями.
3. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ определяются
уполномоченными органами власти (Министерство просвещения РФ совместно с Минтрудом РФ).
4. Обучающиеся с ОВЗ, проживающие в образовательной организации, находятся на полном
государственном обеспечении. Не проживающие в такой организации обеспечиваются бесплатным
двухразовым питанием.
5.
Органы
исполнительной
власти
субъектов
РФ
обеспечивают
получение
профобучения
обучающимися с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим школьного
образования.
6. При получении образования обучающимся с ОВЗ бесплатно предоставляются специальные
учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и
тифлосурдопереводчиков (мера является расходным обязательством субъекта РФ).
7. Государство обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными
педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, и содействует
привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.
ОВЗ по ФГОС
Виды ОВЗ по ФГОС определены в соответствии с вариантами адаптированных основных
образовательных программ (АООП) для учеников.
• глухие, 4 варианта АООП НОО
• слабослышащие, 3 варианта
• слепые, 4 варианта
• слабовидящие, 3 варианта
• с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), 4 варианта
• с задержкой психического развития (ЗПР), 3 варианта
• с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), 3 варианта с расстройствами аутического спектра (РАС), 4
варианта
• с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 варианта (3)
Категории
I категория.
Неслышащие, глухие дети без речи Дети с глубоким стойким двусторонним нарушением слуха:
рано потерявшие слух, родившиеся со слуховыми нарушениями или потерявшие слух до периода
развития речи. Они не воспринимают речь и не могут самостоятельно ею овладеть. Чтобы
разговаривать, им необходимо специальное обучение. Такие дети воспринимают мир зрением и
осязанием. Их мыслительные процессы основаны не на речи, а на образах и действиях. Поэтому им
трудно определять причины и следствия, свойства и отношения. Их внимание и память
характеризуются неустойчивостью и низким объемом из-за утомляемости. В обучении речи главную
роль играет специальная акустическая и сурдоаппаратура. И хотя речь остается неразвитой,
преобладают слова, обозначающие предметы и очень мало слов, описывающих качества и движение,
они все же могут говорить. Пусть и допуская ошибки в звуках, заменяя слова похожими по
звучанию. Между собой дети общаются жестами и пытаются перенести такое общение в мир
слышащих, имитируя жестикуляцией и мимикой разные объекты и их признаки. Иногда это
воспринимается как агрессия, и идет такой же агрессивный ответ. Это одна из причин, почему дети с
глухотой обладают низкой самооценкой.
II категория.
Слабослышащие дети
Дети с частичной потерей слуха, тугоухостью и различной степенью недоразвития речи. Дети,
сохранившие остаточный слух и самостоятельную речь. Они продолжают накапливать словарный
запас. Развитие их психических и познавательных процессов зависит от того, насколько рано они
потеряли слух. Сохраненный низкий уровень слухового восприятия создает иллюзию, что на него
можно опереться, но полученная информация очень искажается. Главная задача при их обучении —
развивать зрительное восприятие и учить концентрироваться на губах говорящего, параллельно
обучая чтению. Как следствие, повысится устойчивость внимания и начнет развиваться наглядная
память. В отличие от глухих детей, слабослышащие имеют высокую и даже завышенную
самооценку, поскольку любое малейшее их достижение воспринимается окружающими взрослыми
как невероятный успех.
III и IV категории. Нарушения зрения (рассматриваются вместе)
Дети незрячие, в том числе слепорожденные и ослепшие до 3-х лет, слабовидящие и
поздноослепшие, с косоглазием и амблиопией. Слепые дети воспринимают окружающий мир
исключительно слухом и осязанием, имеют повышенную вибрационную чувствительность.
Сохранившие остаточное зрение через смутные и искаженные образы. Такой способ познания
обедняет мыслительные процессы, мешает их целостности. Дети с трудом определяют расстояние,
местоположение не только объектов, но и собственное. В итоге не имеют четких уверенных
суждений. Обучение данной категории основано на создании у них полисенсорного опыта:
отсутствующий анализатор заменяется активизацией других. В первую очередь, с помощью речи. Но
нужно учитывать, что слабовидящие дети приобретают речевые навыки позже своих здоровых
сверстников, их лексика бедна и произносимые слова не всегда совпадают с реальными образами.
Любое вербальное описание для них требует осязательного исследования. Учеба развивает их
неустойчивое
внимание,
не
имеющее
целевой
направленности.
Повышается
его
объем,
концентрированность и произвольность. То же и с памятью, в первую очередь, словесно-логической.
Слепые и слабовидящие дети бывают конфликтны, несдержанны, не имеют целей. Но общение,
совместные учебные и трудовые дела с видящими ровесникам развивают у них самостоятельность и
конкурентоспособность.
V категория. Тяжелая речевая патология
Дети немые, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушением произношения
отдельных звуков: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия. При алалии сохраняется нормальный слух
и интеллект, но из-за органических поражений речевых областей головного мозга нарушается
развитие речи. Появляются аграмматизмы, трудности при чтении и письме, снижается словарный
запас. Афазия характеризуется разрушением уже сформировавшейся речи, когда поражен
двигательный или речевой центр головного мозга. В первом случае речь полностью отсутствует или
сохраняется в виде отдельных фраз и слов с дефектами произношения. Во втором — нарушается
дифференцированное восприятие звуков и слов. Ребенок перестает понимать, что ему говорят, но
нормально воспринимает неречевые звуки. Дизартрия и ринолалия — это нарушение произношения.
При дизартрии – из-за недостаточного развития речевого аппарата, при ринолалии – из-за
анатомических дефектов строения органов артикуляции. В результате страдают все психические
процессы, за исключением логической, смысловой и зрительной памяти. Обучение проходит через
развитие моторики с помощью гимнастики, ритмики, музыки. В результате восстанавливается
устойчивый познавательный интерес и адекватная самооценка.
VI категория. Нарушение опорно-двигательного аппарата
Дети с ДЦП, врожденными и приобретенными деформацями ОПА, вялыми параличами верхних и
нижних конечностей, парезами и парпарезами нижних и верхних конечностей. Недостаточность
движений мешает им воспринимать действительность зрением и кинестетикой. У них более развито
вербальное мышление по сравнению с наглядно-действенным. Отстает система формирования
понятий и абстракций. Часто бывают проблемы со слухом, ведущие к снижению слуховой памяти и
слухового внимания. Встречается алалия и дазатрия. Таким детям полезно совмещать обучение с
посильной трудовой деятельностью.Она учит переключать внимание, снижает вялость, дает чувство
значимости.
VII категория. Дети с ЗПР
Дети с возможностью интеллектуального развития, но замедленным темпом психических процессов,
высокой истощаемостью, трудностью в усваивании знаний: психическое недоразвитие, задержка
психического развития, поврежденное психическое развитие, дифицитарное развитие, искаженное
развитие (РАД, СДВГ) Общими проблемами являются замедленное, непоследовательное восприятие,
отставание словесно-логического мышления. Им сложно анализировать и обобщать. В результате
страдает речь, лишенная ясности и логики. Для детей с ЗПР характерно непроизвольное
импульсивное поведение и инфантилизм в сочетании с низким уровнем познавательных процессов,
включая память и внимание. Причины инфантилизма кроются в проблемах эндокринной и нервных
систем,
запоздалом
темпе
психического
развития.
При
обучении
нужно
учитывать
их
физиологически обусловленную утомляемость, частую смену активности и пассивности. Если им
давать интересные задания, не требующие напряжения ума, создать атмосферу спокойствия и
доброжелательности, они показывают результаты решения интеллектуальных задач, приближенные
к норме.
VIII категория. Отклонение интеллектуального развития.
Дети с глубоким недоразвитием познавательных процессов. Чаще всего в виде олигофрении
(синдром врожденного психического дефекта) 3 видов. К обучению способны лишь дети с
дебильностью, легкой корректируемой степенью умственной отсталости. Хотя их восприятие
искажено, с трудом перестраивается и не обладает достаточной осмысленностью, а уровень
мышления очень низок, они овладевают речью, пусть и с грамматическими и фонетическими
ошибками. Дети учатся писать, читать, считать. Но основной формой работы с ними является
трудовое обучение и, впоследствии, помощь в трудоустройстве. Независимо от категории ОВЗ, к
которой относится ребенок, российские инклюзивные школы, ППМС, коррекционные школы
создают своим «особым» ученикам все условия «для получения без дискриминации качественного
образования, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации»
Психологические особенности детей с ОВЗ
Психологические особенности ребенка с ОВЗ зависят от вида заболевания и его личных психических
характеристик.
Вместе с тем, таким ребятишкам в разной степени присущи следующие характерные черты:
• Низкий уровень информированности об окружающем мире в связи с ограничениями в познании.
• Рассеянное внимание, отсутствие способности к концентрации. Это происходит из-за низкой
интеллектуальной активности.
• Недостаточность навыков самоконтроля, отсутствие интереса к обучению.
• Ограниченный объем памяти. Запоминание чаще кратковременное и поверхностное.
• Минимальная мотивация к познавательной деятельности.
• Низкая игровая активность. Перечень игр скудный, сюжеты однотипные и банальные.
• Очень низкая работоспособность ввиду общей ослабленности организма. Ребенок с ОВЗ быстро
устает и нуждается в отдыхе. Повышенная утомляемость.
• Отсутствие «смышлености», низкая скорость обработки поступающей информации.
• Инфантилизм, т.е. отставание в развитии от своих сверстников, несоответствие характеристик
эмоционально-волевой сферы действительному возрасту.
• Неразвитость крупной и мелкой моторики.
Дети
с
ограниченными
возможностями
здоровья
обладают
повышенной
тревожностью
и
раздражительностью. Они впечатлительны, реагируют на малейшие изменения тона голоса,
обидчивы, плаксивы и беспокойны. В ряде случаев наблюдаются сильная возбудимость, агрессивное
поведение.
Дети с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде
Вопросы обучения детей с ОВЗ вызывают много разногласий как у родителей, так и в психолого-
педагогической среде. Ведь обычная программа может быть такому ребенку не по силам из-за
имеющихся заболеваний. С одной стороны, таким детям показаны специфические программы для
игр и развития, с другой –нахождение в группе наравне со здоровыми ребятишками поможет
быстрее социализироваться.
В школе
С учетом вида и уровня дефектов дети с ОВЗ могут в разной степени испытывать трудности с
освоением школьной программы, им сложнее запоминать материал, требуется значительное время
для усвоения знаний. В каждом индивидуальном случае следует выбирать способ и программу
обучения, стандартных решений в данном вопросе нет. Независимо от рода заболевания дети с
ограниченными возможностями здоровья обладают следующим особенностями в обучении:
• страх перед обществом;
• неумение общаться на равных;
• низкая самооценка, излишняя стеснительность.
Родителям следует определить один из имеющихся вариантов дальнейшего обучения ребенка.
Коррекционная школа
В соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии малышу может быть
показано обучение в специализированном заведении. К примеру, есть особые школы для слепых и
глухих детей, в которых реализуются подобранные под уровень возможностей детей программы.
Так, слабослышащих детей сопровождают профессиональные сурдопереводчики, а развитие слепых
ребят производится при помощи метода Брайля. В таких ситуациях коррекционное учебное
заведение – это единственно возможный вариант.
Интеграция
Такое обучение предполагает наличие в традиционной школе специализированных классов для
детей с ограниченными способностями. Дисциплины преподаются на основе специальных методик,
часто по упрощенной общей программе, адаптированной под возможности учеников.
Учителями уделяется больше время и внимания детям в коррекционных классах. Вместе с тем,
ребята с ОВЗ имеют возможность общения со здоровыми детьми, интеграции в социум,
приобретения коммуникативных навыков.
Инклюзия
Это современная технология включения особенных детей в образовательный процесс. Методика
инклюзии должна обеспечить психологическую безопасность и защиту как детей с ОВЗ, так и
здоровых ребят. Целью такого обучения является создание условий для гармоничного общения всех
учеников, без учета имеющихся физических и психических недостатков.
При инклюзии с детства учатся не чувствовать себя изгоем, а здоровые дети приобретают навыки
терпимости к дефектам и особенностям других людей.
Основными проблемами внедрения инклюзии являются:
• дефицит кадров, способных предотвращать возможные конфликты, найти правильные методы и
слова для работы с особенными детьми;
• отсутствие достаточного количества обучающих коррекционных программ.
Инклюзия
– перспективная и прогрессивная технология обучения. Дети с ОВЗ, даже самые
запущенные с медицинской точки зрения, гораздо быстрее восстанавливаются, если имеют
возможность общения с другими людьми, особенно своими сверстниками. Нахождение в замкнутом
социуме, напротив, усложняет течение заболевания.
Кадровое и материально-техническое обеспечение
Комплексное дооборудование объектов и обеспечивает доступность зданий и прилегающих
территорий для инвалидов и других маломобильных групп населения. Перечень работ по внедрению
доступной среды для инвалидов включает следующие пункты:
• обследование объекта
• разработка плана мероприятий по комплексному дооборудованию индивидуально
• поставка оборудования по программе доступная среда и его монтаж
• обучение персонала эксплуатации оборудования
• полное сервисное обслуживание
КАДРОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Учитель – дефектолог (логопед, сурдопедагог, тифлопедагог)
• Обследование детей, выявление потребностей и объем в коррекционной работе.
• Составление индивидуального плана занятий.
• Проведение индивидуальных и групповых занятий (развитие мышления, тренировка зрительной и
слуховой функции, памяти, расширение словаря ребенка и т.д.)
• Консультирование и работа с другими педагогами.
• Методическая помощь учителю инклюзивного класса (форма учебной работы вне класса, приемы
обучения для успешного освоения материала).
• Консультирование родителей по организации занятий во внешкольное время.
Педагог – психолог
• Выявляет особенности ребенка, характер взаимодействия со сверстниками, родителями.
• Готовит социальную среду, в которой будет обучаться ребенок с ОВЗ (разъясняет другим детям и
педагогическому коллективу об особенностях детей с ВОЗ).
• Помогает учителю и другим педагогам наладить контакт с родителями ребенка с ОВЗ и родителями
детей без нарушений, подобрать приемы взаимодействия друг с другом.
• Проводит консультации педагогов, родителей, тьютеров.
• Проводит занятия в сенсорной комнате (комнате психологической разгрузки).
Социальный педагог
• Контроль за соблюдение прав любого ребенка, обучающегося в школе.
• Выявляет потребности ребенка и семьи в социальной поддержке, в адаптации ребенка к школе.
• Взаимодействует с органами социальной защиты, общественными организациями, учреждениями
дополнительного образования.
• Помощь родителям ребенка с ОВЗ в адаптации к школе, в среде других родителей
• Способствует социализации, информированию об инклюзивном образовании в учебном заведении.
Тьютор
• Специалист непосредственного сопровождения ребенка с ОВЗ в течение всего учебного дня (как во
время уроков, так и в свободное время).
• Основная задача – помощь всем участникам процесса (ребенок, родитель, учитель) адаптироваться
в формировании учебных навыков, навыков адаптивного поведения.
• Взаимодействие с учителем в процессе обучения, социализации детей, работы с родителями
ребенка.
Учитель
• Основной специалист, осуществляющий психолого – педагогическое сопровождение ребенка с
ОВЗ, его семьи и других специалистов.
• Необходима специальная подготовка учителя к ведению инклюзивного класса.
• Учитель в инклюзивном классе должен быть активным, подхватывающим новые технологии и
методики.
Рекомендации по адаптации
Книги
• Обеспечить альтернативными учебниками, похожими по содержанию, но более легкими для
прочтения (для коррекционных школ).
• Обеспечить по возможности аудиозапись текста учебника, чтобы ребенок мог слушать пленку и
следить за текстом.
• Материал для чтения должен быть комфортным для ребенка.
• Учитель может выделять маркером отдельные части текста для ознакомления ребенка с
содержанием.
• Возможно использование карточек для конспектирования ключевых тем.
• Тексты для чтения не должны содержать непонятных слов и словосочетаний, метафор.
• Желателен текст с иллюстрациями.
• Перед чтением текста познакомьте ребенка с последующим заданием, которое он будет выполнять.
• Разделять текст на небольшие смысловые части.
• В тексте должна быть зафиксирована только основная мысль.
• При выполнении заданий по тексту ученик должен иметь возможность пользоваться содержанием.
• Вопросы и задания по тексту должны быть конкретными, четкими, на понимание фактической
информации.
Планирование работы в классе
• Упрощать задания для ребенка с ОВЗ, делая акцент на основные идеи.
• Заменять письменные задания альтернативными. Например, ребенок диктует ответы на
магнитофон.
• Предлагать задания на выбор по содержанию, форме выполнения.
• Прописывать индивидуальные цели и задачи для детей с ОВЗ.
• Предусмотреть выполнение заданий учеником на компьютере.
• Уменьшать объем выполняемой учеником работы.
• Предусмотреть работу в парах, в группах.
• Изменять правила, которые ущемляют права ребенка.
• Предлагать четкие алгоритмы для работы.
• Использовать знаковые символы для ориентации ребенком в выполнении заданий, планировании
действий.
• Предусмотреть в ходе урока смену деятельности учащихся, чередование активной работы с
отдыхом.
• Ребенок должен иметь возможность выйти из класса и побыть в «спокойной зоне», если он
находиться в состоянии стресса.
• Обязательное использование наглядных средств.
• В классе и на парте ребенка не должно быть предметов, способных отвлечь его от работы.
• Вместо сочинений и изложений предлагать записать ответы на прописанные учителем вопросы.
• Задание, записанное на доске, должно дублироваться в распечатке для ребенка.
• Избегать давать задание на переписывание.
• Научить пользоваться калькулятором и использовать его на уроках математики.
Формулировка заданий
• Задание должно быть сформулировано как в устном, так и в письменном виде.
• Задание должно быть кратким, конкретным, одним глаголом.
• Просите ребенка повторить задание.
• Задание можно формулировать в несколько этапов.
• При формулировании заданий покажите конечный продукт (законченный текст, решение
математической задачи...)
• Формулируя задание, стойте рядом с ребенком.
• Давать ребенку возможность закончить начатое задание.
Оценка
• Старайтесь отмечать хорошее поведение ребенка, а не плохое.
• Не обращайте внимание на не очень серьезные нарушения дисциплины.
• Будьте готовы к тому, что поведение ребенка может быть связано с приемом медикаментов.
• Придумайте какое-то «особое» слово, после произнесения вами которого ребенок поймет, что
поступает не должным образом.
• Используйте промежуточную оценку, чтобы отразить прогресс.
• Разрешайте ребенку переписывать работу, чтобы получить лучшую отметку (в дальнейшем
учитывать отметку за переделанную работу).