Авторы: Гатауллина Разина Фархатовна, Ганеева Алина Раисовна
Должность: учитель родного языка и литературы, учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "Лицей 177"
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: статья
Тема: "Работа с одаренными детьми в условиях внедрения ФГОС"
Раздел: среднее образование
Работа с одаренными детьми в условиях внедрения ФГОС
Современная система образования в первую очередь ориентируется на
индивидуальный
подход
к
ребенку.
На
этом
строится
формирование
полноценного
образовательного
процесса.
Отметим,
что
то
или
иное
нормирование
в
первую
очередь
призвано
рационализировать,
упростить
процесс,
в
то
время
как
учет
индивидуальных
особенностей
каждого
участника
процесса
создает
определенные
трудности
для
полноценной
реализации. Таким образом, внедрение ФГОС призвано, в первую очередь,
облегчить труд педагогов, и в то же время создать условия для максимально
эффективного учебно-образовательного процесса.
Тем
не
менее,
говоря
об
индивидуальном
подходе,
необходимо
отдельно остановиться на специфике работы с одаренными детьми. Особое
внимание
к
данной
категории
детей
обусловлено
в
первую
очередь
современным социальным запросом, общественными потребностями, а также
собственно, требования, предъявляемыми ФГОС. Уже с начала текущего
тысячелетия считается, что наиболее продуктивным становится человек, чье
мышление способно выходить за имеющиеся рамки и границы, который
способен к нестандартному мышлению. Таким образом, появление особого
направления в учебно-воспитательном процессе, учитывающем специфику
работы с одаренными детьми, становится весьма и весьма закономерным
процессом.
Для того, чтобы более детально остановится на особенностях данного
направления
учебно-воспитательного
процесса,
необходимо
в
первую
очередь очертить круг детей, которые считаются одаренными. Так, согласно
«Рабочей
концепции
одаренности»,
разработанной
в
1998 г.
в
рамках
федеральной целевой программы «Одаренные дети» Минобразования РФ:
«
Одаренный
ребенок – это
ребенок,
который
выделяется
яркими,
очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние
предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности». Как
мы видим, речь идёт об определенных достижениях в той или иной области,
в
остальном
же,
такие
дети
не
принципиально
отличаются
от
своих
сверстников.
Как
ни
странно,
к
настоящему
дню,
имеет
место
проблема
классификации и выявления одаренных детей, а также глубокого понимания
специфики работы с таким ребенком.
Итак, классификация одаренности детей возможна по трем признакам:
1.
Явная
одаренность
ребенка.
Такие
дети
постоянно
на
виду,
в
обсуждениях педагогов и родителей. Их способности настолько бросаются в
глаза,
что
их
невозможно
игнорировать.
Отметим,
что
таких
детей,
как
правило, очень мало на общем фоне учеников.
2.
Возрастная
одаренность
ребенка.
Такой
тип
одаренности
характеризуется в первую очередь наличием тех или иных выразительных
способностей в определенном возрасте. В процессе взросления или перехода
на
новый
этап
развития,
особенности
развития
нивелируются,
исчезают.
1
Такие дети со временем вливаются в общий поток учащихся и не выделяются
на их фоне.
3.
Скрытая
одаренность.
Несомненно,
в
рамках
обучения
в
общеобразовательном
учреждении
можно
смело
говорить
о
выявлении
определенных способностей, с которыми непосредственно связан учебный
процесс. В то же время существует целый пласт достижений, которые не
могут (и не должны) быть оценены в рамках школьной программы. Такого
рода одаренность накладывает определенный отпечаток на личность ребенка,
н о
н е
м ож е т
б ы т ь
д о л ж н ы м
о б р а з ом
о ц е н е н а
п е д а г о г а м и
общеобразовательного учреждения.
Таким образом, как мы видим, существует определенное разделение
среди субъектов учебно-воспитательного процесса. В то же время, говоря о
работе с одаренными детьми, речь идет не только о том, чтобы развивать тех
детей,
которые
демонстрируют
определенные
способности
в
рамках
школьной программы, но о гораздо более обширном количестве. Не вызывает
сомнений тот факт, что с рождения у абсолютного большинства людей есть те
или
иные
особенные
способности,
которые
с
возрастом,
в
силу
невостребованности, исчезают. В то же время, одаренные дети способны к
принятию нестандартных решений, могут работать в непривычных условиях,
проявлять незаурядную трудоспособность. Таким образом, важно создавать
условия
для
развития
тех
или
иных
способностей,
чтобы
в
целом,
в
результате
грамотного
педагогического
воздействия,
вырастить
полноценную, развитую личность.
А на этом этапе педагогического взаимодействия с одаренными детьми,
мы сталкивается со специфическими сложностями с другой стороны. Их
можно условно разделить на несколько составляющих.
1. Вытекает из вышесказанного. Речь идет о выявлении одаренных
детей в общем потоке. В рамках начальной школы, когда один учитель ведет
несколько предметов, в большей степени, возможно, говорить о выявлении
данной
категории
детей.
Что
же
касается
старших
классов,
то
учителя-
предметники
в
первую
очередь
ориентируются
на
поведение
ребенка
на
своих занятиях. В то же время существует определенный набор признаков,
отличающих одаренных детей. Так, в рамках обучения иностранному языку
становится возможным говорить не только об уровне развития памяти и
внимания,
но
и
об
умении
реагировать
на
стрессовую
ситуацию
нестандартного диалога.
2. Подготовка кадров для полноценного общения с одаренными детьми.
В настоящее время учет специфики работы с такими детьми не является
приоритетным в процессе обучения будущих преподавателей и учителей. В
то же время, для эффективного взаимодействия, необходимо своего рода
отступления от некоторых стандартов и правил, ведь одаренные дети, в
первую
очередь,
тем
и
отличаются
от
основной
массы,
что
имеют
непривычную, нестандартную реакцию и необычные решения на привычные
постановки
вопросов.
При
этом
отдельно
необходимо
остановиться
на
подготовке учителей-предметников, которые имеют возможность выявления
2
одаренных детей в рамках своего учебного процесса. Как известно, детям с
особыми способностями часто предлагаются более сложные задания. В то же
время,
особенно
на
ранних
этапах
обучения
в
школе,
рано
говорить
о
полноценном
самостоятельном
обучении
ребенка.
Такой
«экстенсивный»
подход далеко не у каждого ребенка станет способствовать развитию его
талантов.
С
другой
стороны,
для
педагога,
работающего
с
одаренными
детьми не должно существовать жестких рамок и границ, важно, чтобы он
мог без сожаления отбросить любое педагогическое решение или находку,
как только станет понятно, что она не действует или действует не корректно.
3.. Специфика работы с одаренными детьми заключается не только в
индивидуально-личностном подходе, но и в том, чтобы не оставлять без
внимания
остальную
группу
детей.
Таким
образом,
педагогическое
воздействие возможно в двух направлениях:
- на уроке;
- внеклассная работа.
Если
в
рамках
первой
формы
взаимодействия
между
педагогом
и
детьми необходимо говорить в первую очередь о направленном воздействии в
рамках
освоения
школьной
программы,
о
необходимости
опираться
на
соблюдение
заданных
установок,
то
именно
второе
направление
деятельности открывает широчайшие возможности. Собственно, именно оно
в
полной
мере
отвечает
требованиям
ФГОС
второго
поколения,
когда
полноценно
развивающая
личность
школьника
имеет
возможность
всестороннего развития. Отметим, по словам Овчинниковой Я.Н., существует
несколько основных форм и методов работы с одаренными детьми:
-
использование в урочное и во внеурочное время дифференциации на
основе индивидуальных особенностей детей;
- о т б о р
с р е д с т в
о бу ч е н и я ,
с п о с о б с т ву ю щ и х
р а з в и т и ю
самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских
навыков, творчества в разных видах деятельности;
-организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности;
-развитие
у
одарённых
детей
качественно
высокого
уровня
представлений
о
картине
мира,
основанных
на
общечеловеческих
ценностях».
Такой
подход
видится
нам
вполне
обоснованным
и
эффективным. Существенным представляется тот факт, что именно в области
научного
познания,
эксперимента
особо
развиваются
творческие
способности. В тех случаях, когда ребенок самостоятельно ищет решение
поставленной научной проблемы, у него развиваются навыки критического
мышления.
Очевидно,
что
работа
с
одаренным
ребенком
это
не
только
развитие тех или иных его навыков и умений, развитых у него в большем,
чем у сверстников объеме, речь идет о развитии речи, памяти, логического и
критического мышления, особого подхода к социализации.
Следует заметить, что именно внедрение тех или иных стандартов в
обучении, а также наличие тех или иных критериев, по которым оценивают
способности ребенка, как раз и позволяют выявить его одаренность. Если
ФГОС
предыдущего
поколения
настаивал
в
первую
очередь
на
наличии
3
определенных, описанных знаниях-умениях и навыках, то уже в наши дни
основой
педагогического
взаимодействия
является
развитие
личности
разносторонней, индивидуальный подход к каждому участнику процесса.
Итак,
в
рамках
внедрения
общих
образовательных
стандартов,
необходимо уделять особое внимание детям, которые отличаются теми или
иными способностями, при этом основной ценностью перестают быть те или
иные суммы сведений, а также набор навыков, но умение находить решение в
нестандартной ситуации, задавать правильные вопросы, иметь критическое
мышление. Важна мотивация на проявление инициативы, отказ от боязни за
свои решения, возможность принимать самого себя в своей уникальности.
При
таком
и
только
таком
подходе
возможно
создание
своеобразного
«инкубатора»,
в
котором
максимально
эффективно
развивается
личность
ребенка.
Отметим, что при таком запросе, работа учителя представляется весьма
сложным и постоянно развивающимся процессом. Педагог должен в полной
мере
ориентироваться
в
современных
направлениях
научного
знания
относительно
одаренных
детей
в
психологии
и
педагогике.
Более
того,
требуется постоянное взаимодействие с родителями, администрацией школы,
другими учителями. Важно не забывать в то же время и о личности ребенка,
который несмотря на всю свою одаренность, в первую очередь, конечно же,
остается ребенком.
Список использованной литературы
1.
Банникова
И.Ю.,
Марков
С.В.
Социально–образовательная
среда как главный фактор развития исследовательского мышления детей //
Исследовательская работа школьников. – 2003. №3. – С. 8-17.
2.
Борисова
Т.И. Работа
с
одаренными
детьми
в
условиях
введения ФГОС.
3.
Воронцов А. Б. Проектные
задачи
в начальной
школе
/
А. Б. Воронцов
и др.;
по
ред.
А. Б. Воронцова. —
3-е
изд. —
М . :
Просвещение, 2011. — 176 с.
4.
Дохтова
Э.
Д Работа
с
одаренными
детьми
как
одно
из
приоритетных направлений современного образования в рамках реализации
ФГОС ООО.
5.
Овчинникова Я. Н. Работа с одаренными детьми в условиях
реализации ФГОС
6.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
начального общего образования / ред. И. Сафронова. — М.: Просвещение,
2011. — 32 с.
4