Напоминание

"Работа с одаренными детьми в условиях внедрения ФГОС"


Авторы: Гатауллина Разина Фархатовна, Ганеева Алина Раисовна
Должность: учитель родного языка и литературы, учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "Лицей 177"
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: статья
Тема: "Работа с одаренными детьми в условиях внедрения ФГОС"
Раздел: среднее образование





Назад




Работа с одаренными детьми в условиях внедрения ФГОС

Современная система образования в первую очередь ориентируется на

индивидуальный

подход

к

ребенку.

На

этом

строится

формирование

полноценного

образовательного

процесса.

Отметим,

что

то

или

иное

нормирование

в

первую

очередь

призвано

рационализировать,

упростить

процесс,

в

то

время

как

учет

индивидуальных

особенностей

каждого

участника

процесса

создает

определенные

трудности

для

полноценной

реализации. Таким образом, внедрение ФГОС призвано, в первую очередь,

облегчить труд педагогов, и в то же время создать условия для максимально

эффективного учебно-образовательного процесса.

Тем

не

менее,

говоря

об

индивидуальном

подходе,

необходимо

отдельно остановиться на специфике работы с одаренными детьми. Особое

внимание

к

данной

категории

детей

обусловлено

в

первую

очередь

современным социальным запросом, общественными потребностями, а также

собственно, требования, предъявляемыми ФГОС. Уже с начала текущего

тысячелетия считается, что наиболее продуктивным становится человек, чье

мышление способно выходить за имеющиеся рамки и границы, который

способен к нестандартному мышлению. Таким образом, появление особого

направления в учебно-воспитательном процессе, учитывающем специфику

работы с одаренными детьми, становится весьма и весьма закономерным

процессом.

Для того, чтобы более детально остановится на особенностях данного

направления

учебно-воспитательного

процесса,

необходимо

в

первую

очередь очертить круг детей, которые считаются одаренными. Так, согласно

«Рабочей

концепции

одаренности»,

разработанной

в

1998 г.

в

рамках

федеральной целевой программы «Одаренные дети» Минобразования РФ:

«

Одаренный

ребенокэто

ребенок,

который

выделяется

яркими,

очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние

предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности». Как

мы видим, речь идёт об определенных достижениях в той или иной области,

в

остальном

же,

такие

дети

не

принципиально

отличаются

от

своих

сверстников.

Как

ни

странно,

к

настоящему

дню,

имеет

место

проблема

классификации и выявления одаренных детей, а также глубокого понимания

специфики работы с таким ребенком.

Итак, классификация одаренности детей возможна по трем признакам:

1.

Явная

одаренность

ребенка.

Такие

дети

постоянно

на

виду,

в

обсуждениях педагогов и родителей. Их способности настолько бросаются в

глаза,

что

их

невозможно

игнорировать.

Отметим,

что

таких

детей,

как

правило, очень мало на общем фоне учеников.

2.

Возрастная

одаренность

ребенка.

Такой

тип

одаренности

характеризуется в первую очередь наличием тех или иных выразительных

способностей в определенном возрасте. В процессе взросления или перехода

на

новый

этап

развития,

особенности

развития

нивелируются,

исчезают.

1

Такие дети со временем вливаются в общий поток учащихся и не выделяются

на их фоне.

3.

Скрытая

одаренность.

Несомненно,

в

рамках

обучения

в

общеобразовательном

учреждении

можно

смело

говорить

о

выявлении

определенных способностей, с которыми непосредственно связан учебный

процесс. В то же время существует целый пласт достижений, которые не

могут (и не должны) быть оценены в рамках школьной программы. Такого

рода одаренность накладывает определенный отпечаток на личность ребенка,

н о

н е

м ож е т

б ы т ь

д о л ж н ы м

о б р а з ом

о ц е н е н а

п е д а г о г а м и

общеобразовательного учреждения.

Таким образом, как мы видим, существует определенное разделение

среди субъектов учебно-воспитательного процесса. В то же время, говоря о

работе с одаренными детьми, речь идет не только о том, чтобы развивать тех

детей,

которые

демонстрируют

определенные

способности

в

рамках

школьной программы, но о гораздо более обширном количестве. Не вызывает

сомнений тот факт, что с рождения у абсолютного большинства людей есть те

или

иные

особенные

способности,

которые

с

возрастом,

в

силу

невостребованности, исчезают. В то же время, одаренные дети способны к

принятию нестандартных решений, могут работать в непривычных условиях,

проявлять незаурядную трудоспособность. Таким образом, важно создавать

условия

для

развития

тех

или

иных

способностей,

чтобы

в

целом,

в

результате

грамотного

педагогического

воздействия,

вырастить

полноценную, развитую личность.

А на этом этапе педагогического взаимодействия с одаренными детьми,

мы сталкивается со специфическими сложностями с другой стороны. Их

можно условно разделить на несколько составляющих.

1. Вытекает из вышесказанного. Речь идет о выявлении одаренных

детей в общем потоке. В рамках начальной школы, когда один учитель ведет

несколько предметов, в большей степени, возможно, говорить о выявлении

данной

категории

детей.

Что

же

касается

старших

классов,

то

учителя-

предметники

в

первую

очередь

ориентируются

на

поведение

ребенка

на

своих занятиях. В то же время существует определенный набор признаков,

отличающих одаренных детей. Так, в рамках обучения иностранному языку

становится возможным говорить не только об уровне развития памяти и

внимания,

но

и

об

умении

реагировать

на

стрессовую

ситуацию

нестандартного диалога.

2. Подготовка кадров для полноценного общения с одаренными детьми.

В настоящее время учет специфики работы с такими детьми не является

приоритетным в процессе обучения будущих преподавателей и учителей. В

то же время, для эффективного взаимодействия, необходимо своего рода

отступления от некоторых стандартов и правил, ведь одаренные дети, в

первую

очередь,

тем

и

отличаются

от

основной

массы,

что

имеют

непривычную, нестандартную реакцию и необычные решения на привычные

постановки

вопросов.

При

этом

отдельно

необходимо

остановиться

на

подготовке учителей-предметников, которые имеют возможность выявления

2

одаренных детей в рамках своего учебного процесса. Как известно, детям с

особыми способностями часто предлагаются более сложные задания. В то же

время,

особенно

на

ранних

этапах

обучения

в

школе,

рано

говорить

о

полноценном

самостоятельном

обучении

ребенка.

Такой

«экстенсивный»

подход далеко не у каждого ребенка станет способствовать развитию его

талантов.

С

другой

стороны,

для

педагога,

работающего

с

одаренными

детьми не должно существовать жестких рамок и границ, важно, чтобы он

мог без сожаления отбросить любое педагогическое решение или находку,

как только станет понятно, что она не действует или действует не корректно.

3.. Специфика работы с одаренными детьми заключается не только в

индивидуально-личностном подходе, но и в том, чтобы не оставлять без

внимания

остальную

группу

детей.

Таким

образом,

педагогическое

воздействие возможно в двух направлениях:

- на уроке;

- внеклассная работа.

Если

в

рамках

первой

формы

взаимодействия

между

педагогом

и

детьми необходимо говорить в первую очередь о направленном воздействии в

рамках

освоения

школьной

программы,

о

необходимости

опираться

на

соблюдение

заданных

установок,

то

именно

второе

направление

деятельности открывает широчайшие возможности. Собственно, именно оно

в

полной

мере

отвечает

требованиям

ФГОС

второго

поколения,

когда

полноценно

развивающая

личность

школьника

имеет

возможность

всестороннего развития. Отметим, по словам Овчинниковой Я.Н., существует

несколько основных форм и методов работы с одаренными детьми:

-

использование в урочное и во внеурочное время дифференциации на

основе индивидуальных особенностей детей;

- о т б о р

с р е д с т в

о бу ч е н и я ,

с п о с о б с т ву ю щ и х

р а з в и т и ю

самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских

навыков, творчества в разных видах деятельности;

-организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности;

-развитие

у

одарённых

детей

качественно

высокого

уровня

представлений

о

картине

мира,

основанных

на

общечеловеческих

ценностях».

Такой

подход

видится

нам

вполне

обоснованным

и

эффективным. Существенным представляется тот факт, что именно в области

научного

познания,

эксперимента

особо

развиваются

творческие

способности. В тех случаях, когда ребенок самостоятельно ищет решение

поставленной научной проблемы, у него развиваются навыки критического

мышления.

Очевидно,

что

работа

с

одаренным

ребенком

это

не

только

развитие тех или иных его навыков и умений, развитых у него в большем,

чем у сверстников объеме, речь идет о развитии речи, памяти, логического и

критического мышления, особого подхода к социализации.

Следует заметить, что именно внедрение тех или иных стандартов в

обучении, а также наличие тех или иных критериев, по которым оценивают

способности ребенка, как раз и позволяют выявить его одаренность. Если

ФГОС

предыдущего

поколения

настаивал

в

первую

очередь

на

наличии

3

определенных, описанных знаниях-умениях и навыках, то уже в наши дни

основой

педагогического

взаимодействия

является

развитие

личности

разносторонней, индивидуальный подход к каждому участнику процесса.

Итак,

в

рамках

внедрения

общих

образовательных

стандартов,

необходимо уделять особое внимание детям, которые отличаются теми или

иными способностями, при этом основной ценностью перестают быть те или

иные суммы сведений, а также набор навыков, но умение находить решение в

нестандартной ситуации, задавать правильные вопросы, иметь критическое

мышление. Важна мотивация на проявление инициативы, отказ от боязни за

свои решения, возможность принимать самого себя в своей уникальности.

При

таком

и

только

таком

подходе

возможно

создание

своеобразного

«инкубатора»,

в

котором

максимально

эффективно

развивается

личность

ребенка.

Отметим, что при таком запросе, работа учителя представляется весьма

сложным и постоянно развивающимся процессом. Педагог должен в полной

мере

ориентироваться

в

современных

направлениях

научного

знания

относительно

одаренных

детей

в

психологии

и

педагогике.

Более

того,

требуется постоянное взаимодействие с родителями, администрацией школы,

другими учителями. Важно не забывать в то же время и о личности ребенка,

который несмотря на всю свою одаренность, в первую очередь, конечно же,

остается ребенком.

Список использованной литературы

1.

Банникова

И.Ю.,

Марков

С.В.

Социально–образовательная

среда как главный фактор развития исследовательского мышления детей //

Исследовательская работа школьников. – 2003. №3. – С. 8-17.

2.

Борисова

Т.И. Работа

с

одаренными

детьми

в

условиях

введения ФГОС.

3.

Воронцов А. Б. Проектные

задачи

в начальной

школе

/

А. Б. Воронцов

и др.;

по

ред.

А. Б. Воронцова. —

3-е

изд. —

М . :

Просвещение, 2011. — 176 с.

4.

Дохтова

Э.

Д Работа

с

одаренными

детьми

как

одно

из

приоритетных направлений современного образования в рамках реализации

ФГОС ООО.

5.

Овчинникова Я. Н. Работа с одаренными детьми в условиях

реализации ФГОС

6.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

начального общего образования / ред. И. Сафронова. — М.: Просвещение,

2011. — 32 с.

4



В раздел образования