Авторы: Силкина Елена Ивановна, Подколзина Елена Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО Веневская детская школа искусств
Населённый пункт: г. Венев Тульская область
Наименование материала: Открытый урок
Тема: «Основные этапы работы над музыкальным произведением»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное учреждение
дополнительного образования
Веневская детская школа искусств
Методическая разработка
открытого урока на тему:
«Использование средств музыкальной
выразительности в работе над музыкальным
произведением»
ДПОП
по учебной дисциплине
«специальность (балалайка)»
Составители: Силкина Е.И., преподаватель по классу домры, балалайки
Подколзина Е.В. – концертмейстер класса домры и балалайки
11 февраля 2020г.
ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА
Силкиной Е.И. по предмету «специальность (балалайка)»
Тема урока: Использование средств музыкальной
выразительности в работе над музыкальными произведениями
Цель
урока:
Освоение
методики
работы
над
произведением
с
применением техники исполнения основных штрихов, аппликатуры, темпа,
ритма и динамических оттенков в произведениях. (Б. Трояновский «Ай, все
кумушки домой», Б. Дварионас. Вальс из «Меленькой сюиты» для
фортепиано, Частушечные наигрыши. Обр. В. Глейхмана).
Тип урока: Комбинированный
Вид урока: Урок практической работы
Роль педагога: Обучающая, контролирующая и корректирующая
Методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный, монологический, диалогический
Задачи урока:
Обучающие
Формирование, углубление знаний учащегося с основами работы над
исполнительской техникой;
Совершенствование техники исполнения основных средств музыкальной
выразительности: штрихов, темпа, ритма, аппликатуры, динамики;
Закрепление программного материала, пройденного на предыдущих
уроках.
Развивающие
1.
Развитие образного мышления;
2.
Развитие навыков «чтения с листа»;
3.
Активизация быстроты восприятия нового материала;
4.
Формирование навыков анализа музыкальных произведений.
5.
Развитие творческой индивидуальности исполнителя.
Воспитывающие
Формирование культуры общения;
Умение анализировать и давать оценку своей игре;
Аудитория:
Новиков Даниил,
учащийся 3-го класса балалайки, курс
обучения 8 лет
2
Междисциплинарные связи: музыкальная литература, сольфеджио.
Продолжительность урока – 45 минут
Техническое
обеспечение
урока:
балалайка,
фортепиано
(как
аккомпанирующий
инструмент),
ударный
инструмент
–
трещетка,
треугольник, тамбурин).
Методическое обеспечение урока:
1.
ДПОП в области музыкального искусства « Народные инструменты» Балалайка, 2016г.
2.
Хрестоматия балалаечника. 1-3 класс детской музыкальной школы.
М., Кифара, 2004;
3. П. Нечепоренко , В. Мельников. Школа игры на балалайке. М., 1988
4. Педагогический репертуар балалаечника. I-II класс. Выпуск 5., М.,
«Музыка», 1982
Репертуарный план
1.
В. Глейхман. Этюд (A dur)
2.
Р. н. п. Ай, все кумушки домой. Обр. Б. Трояновского
3.
Б. Дварирнас. Вальс из «Маленькой сюиты» для фортепиано.
4.
Частушечные наигрыши. Обр. В. Глейхмана
3
ХОД УРОКА
1. Организационная часть - 2 мин
1.1.Тема урока
2.2.Мотивация
2. Проверка домашней работы – 12 мин.
Повторение гамм, упражнений, Этюда. Работа над штрихом pizz II.
3. Работа над музыкальным произведением. Анализ произведения с
учетом средств музыкальной выразительности:
Русская народная песня «Ай, все кумушки домой» - 10 мин.
сообщение об авторе;
форма произведения, музыкальный размер;
темп, ритм в произведении;
приемы игры;
лад, тональность;
нюансы и динамика;
образ музыкального произведения;
проигрывание с концертмейстером
Б. Дварионас. Вальс из «Маленькой сюиты» для фортепиано.
8 мин.
сообщение об авторе;
проигрывание произведения по частям, по фразам;
уточнение исполнительских штрихов и приемов игры;
определение нюансов и динамических оттенков;
определение характера музыки;
работа с концертмейстером
Частушечные наигрыши. Обр. В. Глейхмана. – 10 мин
прослушивание учащимся исполнения преподавателем с
концертмейстером разучиваемого произведения
использование шумовых ударных инструментов учащимся для
сопровождения данного произведения
анализ музыкального произведения
форма произведения, музыкальный размер;
темп, ритм в произведении;
приемы игры;
лад, тональность;
нюансы и динамика;
образ музыкального произведения
4. Задание на дом - 1 мин
4
5. Подведение итогов урока – 1 мин
Оценивание работы ученика на уроке – 1 мин.
Содержание урока
1. Организационная часть - 1 мин
Объявление
темы
урока:
«Использование
средств
музыкальной
выразительности в работе над музыкальным произведением». Сообщение
преподавателя о важности темы в исполнительстве на музыкальном
инструменте (балалайка).
2. Проверка домашней работы – 10 мин.
Повторение ранее пройденного программного материала. Исполнение
с
учетом ранее поставленных задач.
- Игра гамм и арпеджио (до мажор (одна октава) и ми мажор (две
октавы), Т
53
. различными приемами: pizz, pizz II, vibrato.
- Повторение Этюда К. Черни.
- Проигрывание упражнения «Змейка» на струне ля и ми.
- Повторение ранее пройденного программного материала по пьесе
Б. Трояновского «Ай, все кумушки домой». Исполнение произведения с
учетом ранее поставленных задач.
Указать достоинства и недостатки исполнения учащегося
3. Работа над музыкальными произведениями. Анализ произведения с
учетом
средств
музыкальной
выразительности:
Русская
народная
песня
«Ай,
все
кумушки домой» в обр. Б. Трояновского.
Задача:
в
исполнении
добиваться
чистоты
звука,
выдержать
темп
и
характер
каждой
части,
выполнять
динамические
оттенки,
ансамбль
с
концертмейстером.
Сведения об авторе
Борис Сергеевич Трояновский (1883 – 1951г)
был
"королем балалайки", основоположником современной
школы виртуозного исполнительства на балалайке.
Родился в Новоржевском районе Псковской области в
селе Ругодево.
С 1904 по 1911 год он являлся солистом Великорусского
оркестра
Василия
Васильевича
Андреева.
Виртуоз-
балалаечник много ездил по России, побывал за границей
-
в
Германии,
Англии,
Франции,
Америке...
Ему
5
рукоплескали Берлин, Лейпциг, Гамбург, Лондон, Париж, Нью-Йорк, Чикаго,
Вашингтон. Однажды он даже играл на балалайке в присутствии двух
королей - английского и португальского.
Вот несколько отзывов из тогдашних газет. "Бурю восторгов вызвала
виртуозная игра на балалайке г. Б. С. Трояновского. Талантливый артист -
безупречный техник извлекал из трехструнной балалайки... поразительные по
нежности звуки". "Сказать, что г. Трояновский - выдающийся виртуоз на
незатейливом инструменте - недостаточно. Это какой-то волшебник".
В 1914-1915 годах балалаечник после успешных гастрольных поездок в
Швецию, Данию и Румынию, за большие заслуги в деле пропаганды русской
музыки Трояновскому было присвоено высшее по тем временам звание
"солист его императорского величества". Он много и успешно выступал на
фронте перед русскими солдатами.
Но Б. С. Трояновский был не только прекрасным исполнителем на
балалайке. Он талантливо делал обработки народных песен. Такие песни, как
"Светит месяц", "Из-под дуба, из-под вяза", "Уральская плясовая", "Цвели,
цвели цветики", "У ворот, ворот", "Я с комариком плясала", и многие другие
входили в репертуар балалаечника и вместе с ним объехали полсвета,
вызывая изумление и восторг слушателей везде, где побывал исполнитель.
Одну из пьес этого композитора мы с тобой разучиваем.
Вопросы к учащемуся по изучаемому произведению
1. Мы играем русскую народную песню. Какие жанры народных песен
ты знаешь? /ответ - былины, исторические, протяжные, плясовые,
колыбельные/
2. К какому жанру народной музыки относится пьеса «Ай все кумушки
домой? /Правильный ответ – плясовая/. Значит под плясовую песню
плясали.
3. Какой здесь должен быть ритм? /ответ – четкий/, темп? /быстрый/
4. Какой характер музыки? /ответ – веселый, задорный/
-Мы сейчас постараемся добиться такого характера исполнения. Как
нужно исполнять первую часть? /ответ – четкими ударами, крепкая дробь в
начале, довольно громким звуком mf, выделяя начало каждой фразы/
- Верно. Исполни первую часть пьесы именно таким звуком и в
характере. /исполнение первой части/
- Теперь посмотрим вторую часть. Что здесь меняется? /ответ – прием
игры - щипок, звук mp, мелодия/.
- Она похожа на тему первой части? /ответ – похожа чем-то, но
изменилась/.
- То есть это измененный вариант первой темы? Скажи как называется
такая музыкальная форма, в которой дается сначала тема, а затем ее
измененные варианты? /Ответ- форма вариаций/
6
- Да. И вариации должны быть разными по характеру. Какой должна
быть первая вариация? /ответ - тихая, мягкая, легкая/
- Что ты можешь себе представить в этой части? Если это плясовая
песня, то кто бы плясал в этой части? Наверное, девушки. В своих длинных
сарафанах они легко и плавно двигаются. Исполни эту вариацию легким и
мягким звуком. Старайся основную тему услышать, выделить ее. / учащийся
исполняет вторую часть/
- Как мы назовем следующую часть? /ответ – вторая вариация/
- Какой здесь прием игры? Какие еще изменения в музыке? /ответ –
прием двойное пиццикато, звук громче, смелее/
- Кого мы можем представить здесь? /возможный ответ – солист,
веселый паренек, показывает свое мастерство, весело и задорно/
- Исполни эту вариацию, звонко, чисто и легко, изобрази нам этого
удалого паренька /исполнение учащимся второй вариации/
- И завершается эта плясовая общим танцем, вновь исполни первую
основную тему. В целом у нас получится веселая задорная плясовая.
Теперь исполни всю пьесу с учетом всех средств музыкальной
выразительности, которые требуются здесь: темп /подвижный/, ритм
/четкий/, динамические оттенки /разные/, выделение начала каждой фразы.
Чтобы ты удержался в темпе, я помогу тебе. Теперь мы исполним эту пьесу
вдвоем в сопровождении фортепиано. Постарайся выполнить все, о чем мы
говорили.
Б. Дварионас. Вальс из «Маленькой сюиты» для фортепиано.
Сведения об авторе
Родился 6 (19 июня) 1904 года в Либаве (ныне Лиепая, Латвия)в многодетной
семье (11 детей, из них 7 стали музыкантами) органиста Доминикаса
Дварионаса. Первым учителем музыки был отец, позднее учился у
латышского композитора А. Кальныньша.
Создал множество произведений различных жанров, в их числе:
балет «Сватовство, опера «Даля», симфония, концерт для скрипки с
оркестром, 2 концерта для фортепиано, концерт для валторны, 2 увертюры,
инструментальные пьесы, хоры,
романсы, обработки народных песен,
музыка для театра, музыка к 6 кинофильмам
гимн Литовской ССР (соавтор Йонас Швядас, слова Антанаса Венцловы,
1950).
Большинство произведений относят к романтическому стилю, основанному
на цитатах из народной музыки.
"Когда
слушаешь
музыку
Дварионаса,
ощущаешь
удивительное
проникновение композитора в душу своего народа, природы своей земли, ее
истории, ее нынешних дней. Словно сердце родной Литвы высказало все
самое значительное и сокровенное через музыку своего талантливейшего
композитора... В литовской музыке Дварионас по праву занимает свое
особое, значительное место. Его творчество - это не только золотой фонд
искусства республики. Оно украшает всю многонациональную советскую
музыкальную культуру". (Е. Светланов).
7
Задача: уточнение исполнительских штрихов и приемов игры; определение
нюансов и динамических оттенков.
-Какой характер танца вальс? /ответ – плавный/
- Каким штрихом надо играть? /ответ – легато/
- Каким приемом исполняется легато на балалайке? /ответ –связно/
Тремоло – прием для нас новый, пока его будем исполнять быстрым,
легким бряцанием, близким к тремоло. Объединим ноты по фразам по четыре
такта, в 1 и 2 фразе нужно сделать небольшое crescendo, в 3 и 4 фразе –
diminuendo.
Ученик исполняет пьесу с учетом поставленных задач.
- Какой еще есть прием для исполнения на балалайке штриха legato?
/Это прием vibrato/. Исполни этот прием на открытой струне ля
разными длительностями: целая, половинная, четвертная, восьмая.
4. Задание на дом.
Добиваться легкости в исполнении пьесы «Ай, все кумушки
домой», соблюдать точное исполнение всех средств музыкальной
выразительности.
Выучить текст пьесы Б. Дварионас. Вальс из «Маленькой
сюиты». Поработать над легкостью ударов и объединением фраз.
Играть упражнения, гаммы, Этюд в подвижном темпе, легким
звуком.
Составить
музыкально-образное
произведения
Частушечьи
наигрыши. Обр. В. Глейхмана, закрепить разобранный текс с учётом
рекомендаций преподавателя и концертмейстера.
5. Подведение итогов урока
Необходимо заострить внимание ученика на том, что при подготовке к
уроку, в работе над музыкальным произведением надо точно выполнять все
элементы музыкальной выразительности. В каждом приеме игры, в штрихах
обращать внимание на правильную атаку звука. От этого зависит верная
передача
характера
произведения.
Пьеса
прозвучит
интересно
и
выразительно.
6. Оценивание работы учащегося на уроке.
За работу на уроке учащемуся выставляется оценка. Ее критерии:
1. Грамотное исполнение домашнего задания.
2. Активность восприятия нового музыкального материала.
3. Выразительность исполнения.
8
9