Напоминание

"Развитие музыкально-исполнительских навыков у учащихся на примере современных произведений татарских и башкирских композиторов на Урале "


Автор: Тимеева Эльвира Байдаковна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МУДО "Межозерная ДШИ"
Населённый пункт: п.Межозерный, Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие музыкально-исполнительских навыков у учащихся на примере современных произведений татарских и башкирских композиторов на Урале "
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ «МЕЖОЗЕРНАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

«Развитие музыкально-исполнительских навыков у учащихся на

примере современных произведений татарских и башкирских

композиторов на Урале ».

Автор:

преподаватель по классу баяна

МУДО «Межозерная ДШИ»

Тимеева Эльвира Байдаковна

п. Межозерный, 2024г.

Актуальность

проблемы

приобщения

учащихся

к

национальной

музыкальной культуре вызвана необходимостью духовного взаимообогащения

и творческого взаимопонимания между детьми различных национальностей,

пропагандой

и

развитием

национальных

музыкальных

традиций,

расширением возможностей творческого становления юных исполнителей. И

поэтому так важны в настоящее время вопросы сохранения национальной

культуры,

воспитания

подрастающего

поколения

в

духе

национальных

традиций.

Одним из ведущих направлений должно стать музыкальное воспитание

детей, поскольку знание музыкальной культуры разных народов обогащает

душу человека, делает его жизнь духовно богаче.

В Межозерной ДШИ учатся дети разных национальностей, 50% из

которых - башкиры и татары. Поселок Межозерный расположен в северной

части

Верхнеуральского

района

Челябинской

области

и

граничит

c

Учалинским районом Республики Башкортостан, где проживают башкиры и

татары.

В

нашей

ДШИ

развивают

традиции

башкирских

и

татарских

национальных культур, реализуют творческие проекты по приобщению детей

к истокам национальных татарской и башкирской культур в виде концертов,

конкурсов, фестивалей.

В

процессе

обучения

учащиеся

знакомятся

с

такими

татарскими

и

башкирскими композиторами, как Р. Яхин, Р. Бакиров, Т. Каримов. Прежде чем

приступить

к

изучению

того

или

иного

произведения,

учащиеся

самостоятельно

находят биографические

сведения

о

композиторах. Далее

совместно

с

преподавателем

определяются

художественные

задачи

произведения,

выявляются

основные

трудности

на

пути

к

достижению

конечного художественного результата,

который завершается

концертным

выступлением.

В

своей

совместной

работе

мы

подвергаем

анализу

содержание,

форму,

другие

особенности

произведения

и

эти

познания

облекаем в интерпретацию, то есть создаем художественный образ. Данный

подход

позволяет

нам

всесторонне

проанализировать

произведение,

проникнуться идеей авторского замысла, создать слуховую модель, осознать

многие

исполнительские

задачи

и

с

удовольствием

работать

над

произведением.

Далее

мы

остановимся

на

основных

моментах

работы

над

произведениями татарских и башкирских композиторов.

Учащиеся нашей школы с большим желанием исполняют произведение

татарского композитора Р. Яхина «Песня», переложение которого для двух

домр сделала преподаватель народного отделения ДШИ п. Межозерный - Т. А.

Никлеца Эта пьеса кантиленного характера. Следует отметить, что лирические

песни составляют самую обширную и разнообразную жанровую систему

татарского

национального

музыкального

искусства.

Ладовой

основой

татарской песни является ангемитонная пентатоника. Именно пентатоника

является

отличительной

особенностью

восточных

народов.

В

этой

пьесе

наблюдается

воздействие

фольклора

на

творчество

Р.

Яхина.

Это

ладоинтонационная основа его музыки, которая характерна для татарского

фольклора

в

широком

применении

во

многом

родственного

татарским

протяжным песням напевкам - озон - кюй; скорым напевкам - кыска - кюй.

Данная

классификация

сыграла

значительную

роль

в

становлении

фольклористики как науки в национальных школах при изучении песенного

наследия тюркских народов и не утратила своего практического значения в

наше время.

Хочется отметить, что изучение кантиленных пьес воспитывает такое

ценное исполнительское качество, как умение петь на инструменте. «Песня»

Р. Яхина исполняется на тремоло, с помощью которого должно создаться

впечатление

певучести

в

произведении.

Следует

отметить,

что

тремоло

является одним из наиболее трудных способов звукоизвлечения. Для того

чтобы

добиться

правильного

его

исполнения,

необходимо

постепенно

ускорять свободное движение кисти правой руки, для чего следует сократить

амплитуду (размах) и исполнять почти скользя по струне. При этом нужно

следить за равномерным, без перебоев движением кисти и за качеством звука,

чтобы рука не сползла к подставке. Также основной задачей в

«Песне»

является работа над фразировкой произведения, ведением мелодии.

Важным

элементом

работы

над

художественной

выразительностью

данной пьесы является работа над изменением темпов: росо rite, a tempo, molto

rit, pochissimo pia mosso.

В конечном итоге учащийся должен передать романтический характер

произведения, запечатлеть в звуках мгновения поэтического вдохновения,

прекрасные душевные порывы композитора.

Не

менее

любимым

произведением

наших

учащихся

является

произведение татарского композитора из Магнитогорска Р. Бакирова «Этюд-

токката». Изначально этюд был написан для баяна, переложение для балалайки

данного

произведения

было

сделано

преподавателем

Магнитогорской

консерватории, П.Цокало. «Этюд-токката» — это художественный концертный

этюд. Произведение имеет двухчастную репризную форму с кодой. Части

носят контрастный характер: первая динамичная, взволнованная, вторая

-

певучая, спокойная. Завершает произведение яркая, жизнеутверждающая кода.

Это произведение способствует развитию исполнения мелкой техники. На

материале этого этюда приобретаются и отрабатываются двигательно-игровые

навыки,

взаимодействие

всех

частей

рук,

координация

движений

-

и,

следовательно,

умение

свободно

использовать

звуковые

технические

возможности инструмента.

В

I

части

используется

прием

бряцания

двойными

ударами.

Это

основной приём игры на балалайке, при котором кисть правой руки должна

двигаться свободно, без напряжения. Здесь нужно работать над ведением

мелодии

в

верхнем

голосе,

акцентами

на

первую долю

при

восходящей

динамике. Характер II части- кантиленный. При использовании пиццикато

большим пальцем не стоит чрезмерно дёргать струну - необходимо добиться

красивого

мягкого

звука

и

в

то

же

время

выразительно

исполнить

кульминацию на высоких нотах. В коде особое внимание следует уделить

качеству звучания в верхнем регистре, так как при неточном попадании

возможны пустые удары.

Также в нашей школе искусств можно услышать «Польку» башкирского

композитора Т. Каримова для баяна. «Полька» по характеру танцевального

склада - подвижная, динамичная, игривая. Это произведение способствует

развитию мелкой и крупной техники.

В I части польки, напевной по характеру, необходимо следить за тем,

чтобы во время игры ученик держал пальцы в позиции; не снимал пальцы с

клавиш раньше, чем это будет необходимо.

Также следует добиться в игре сочетания глубокого и сочного баса с

легким

аккордовым

аккомпанементом

в

партии

левой

руки

и

напевной

мелодии в партии правой руки, равномерного распределения меха, исполнения

украшений, не выделяя при этом их из общей ритмической и мелодической

линии.

В процессе работы над II частью, скерцозной и шуточной по характеру,

необходимо

тщательно

оттачивать

динамическую

сторону

исполнения,

рельефно

выявляя

динамические

оттенки.

Здесь

используются

акцентированные мотивы в сочетании «легато и стаккато». Приобретенные

практические

навыки

позволят

ученику

выработать

техническую

свободу, ощутить клавиатуру на инструменте, укрепить пальцы и развить их

беглость. III часть - эпически могучая, символизирующая богатырский дух,

величие

народного

начала.

Для

воплощения

данного

образа

композитор

использует чёткий ритм, аккордовую фактуру. Следует обратить внимание на

то, что акцент на аккордах выполняется кистевым движениям. Преподавателю

необходимо тщательно работать с учеником над освобождением кисти: при

нажатии

клавиши

рука

должна

быть

напряжена,

на

снятие

звука

она

расслабляется и вновь приходит в напряжённое состояние.

Татарская и башкирская композиторская музыка как часть национальной

культуры несет

в

себе

огромный

воспитательный

потенциал.

Приобщая

учащихся

к

достижениям

национальной

музыкальной

культуры,

педагог

воспитывает в детях уважение к своей Родине, формирует национальное и

интернациональное самосознание.



В раздел образования