Автор: Козлова Татьяна Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МК ОУ С(К) ШИ № 152
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Дифференциация ошибок в письменных работах школьников с ОВЗ
Раздел: среднее образование
Дифференциация ошибок в письменных работах
школьников с ОВЗ.
Модернизация российского образования, введение ФГОС – все
это направлено на повышение качества образования, на достижение
новых образовательных результатов. В связи с этим, возрастают
требования
к
оценке
работ
учащихся.
В
данной
ситуации
приходится констатировать тот факт, что возможности учащихся с
ОВЗ
не
всегда
соответствуют
предъявляемым
требованиям.
Возникают трудности в оценке письменных работ таких учеников.
С
одной
стороны,
учитель
руководствуется
образовательными
стандартами,
а
с
другой
стороны,
он
должен
учитывать
возможности и особенности детей с ОВЗ. Среди школьников с
ограниченными возможностями здоровья часто встречаются дети с
нарушениями
письменной
речи.
В
работах
таких
учеников
встречается большое количество ошибок. Что же делать в данной
ситуации? Выход есть – необходимо дифференцировать ошибки в
письменных работах учащихся с нарушениями письменной речи.
Неспецифические
ошибки
письма
обозначаются
буквой
д
(дисграфические) или р (речевые). Но все не так просто. Нужно
ещё уметь правильно дифференцировать эти ошибки. Необходимо
иметь
четкое
представление
о
том,
какие
ошибки
являются
дисграфическими. Дисграфия – это частичное нарушение процесса
письма, которое проявляется в стойких, повторяющихся ошибках и
обусловлено
несформированностью
тех
психических
функций,
которые
составляют
функциональный
базис
процесса
письма.
Основные базовые функции процесса письма:
• интеллектуальное развитие;
• устная речь;
• сукцессивные функции;
• моторная зрелость:
• зрительная функция.
Как
правило,
у
большинства
детей
с
ОВЗ
встречаются
нарушения
базовых
функций,
поэтому
функции
последующих
уровней
функционального
базиса
письма
также
формируются
с
нарушением, и как следствие –
частичное нарушение процесса
письма - дисграфия. Классифицировать ошибки педагогу легче не
по видам дисграфии, а по механизму нарушения письменной речи.
Это удобно, т.к., зная механизм нарушения, можно определить пути
его коррекции. Прежде всего необходимо знать основной признак
отличия дисграфических ошибок от каких-либо других.
Дисграфическими
называют
неспецифические
ошибки
письма,
которые связаны с нарушением фонетического принципа письма в
сильной позиции в слове. Это основной критерий их отличия от
орфографических
и
грамматических.
Например,
один
ребенок
написал
«грип»,
вместо
«гриб»,
а
другой
«грипок»
вместо
«грибок». В каком случае будет дисграфическая ошибка? Конечно
во втором, в сильной позиции, а в первом случае – орфограмма:
парный
согласный
на
конце
слова.
Теперь
рассмотрим
виды
дисграфических ошибок по механизму нарушения.
Первый механизм – нарушение звукопроизношения. Ребенок может
пропускать звук, искажать его или заменять на другой. Тогда мы
увидим,
например,
такие
ошибки:
«обака»
(собака),
«уампа»
(лампа), «лакета» (ракета).
Следующий механизм нарушения – несформированность слуховых
дифференциаций. Дети затрудняются различать фонемы, сходные
по своим акустическим и артикуляционным признакам. Тогда на
письме мы увидим замены букв, обозначающих звонкие и глухие
согласные, свистящие и шипящие звуки, неправильное обозначение
мягкости согласных на письме, замены гласных по акустическому
сходству.
Нарушение языкового анализа и синтеза: на письме не выделяются
границы
предложения,
отсутствует
заглавная
буква
в
начале
предложения,
встречается
слитное
написание
предлогов
со
словами, слитное написание слов, раздельное написание приставок,
частей слова, пропуски гласных, согласных, вставки, перестановки
букв, слогов, антиципации, персеверации.
Следующий
вид
ошибок
–
аграматизмы
на
письме.
Связаны
с
нарушением
грамматического
строя
речи:
неправильное
согласование в роде, числе, падеже, неправильные окончания в
словах,
неправильное
употребление
предлогов,
пропуск
членов
предложения, неправильное построение предложения.
Нарушение
зрительно-пространственных
представлений:
оптические ошибки. На письме замены букв, похожих зрительно
или различающихся пространственным расположением элементов,
зеркальное письмо.
Нарушение
моторной
программы
и
моторных
функций.
Это
диспраксические
ошибки.
Если
они
связаны
с
нарушением
моторной
программы,
то
это
кинетическая
диспраксия:
недописывание элементов букв, лишние элементы, неправильные
соединения букв. Если ошибки связаны с нарушениями моторных
функций,
то
это
каллиграфическая
диспраксия:
несоразмерные
буквы,
неровные
линии
элементов
букв,
неправильный
наклон,
«бусинки», обводки и исправления.
Вот
это
основные
виды
дисграфических
ошибок.
Для
дифференциации
ошибок
в
письменных
работах
удобно
использовать следующую таблицу.
Фонематические
ошибки
Ошибки
анализа и
синтеза
Аграмматизмы
Диспраксия
Оптические
ошибки
Кинетическая
Каллиграфи-
ческая
1
2
3
4
5
6
Нарушение
распознавания
фонем.
Нарушение
произношения.
Замены букв,
обозначающих
звуки, близкие
по акустико-
артикуляторным
признакам:
звонкие-глухие,
твердые-мягкие,
свистящие-
шипящие,
соноры л-р,
расщепление
аффрикат,
«косноязычие на
письме»
Нарушение
языкового
анализа и
синтеза
Не
выделяются
границы
предложения,
строчная
буква в начале
предложения,
слитное
написание
слов,
раздельное
написание
приставок,
слитное
написание
предлогов со
словами,
пропуски
букв и слогов,
вставки,
перестановки.
Нарушение
грамматическ
ого строя речи
Ошибки
согласования в
роде, числе,
падеже, замены
предлогов,
неточное их
использование,
неправильные
окончания
существитель-
ных,
прилагатель-
ных, глаголов,
неправильное
построение
предложений.
Нарушение
моторной
программы
Потеря
мелких
деталей букв
р-п, ш-и,
потеря
соединений,
добавление
лишних
элементов.
Нарушение
мелкой
моторики
и мышечного
тонуса
Буквы
разного
размера,
разного
наклона,
острые буквы,
продавлива-
ние,
«бусинки»,
обводки и
исправления.
Нарушение
зрительно-
пространст-
венных
представле-
ний
Замены букв,
похожих
зрительно,
различающих
ся
расположение
м элементов в
пространстве
в-б, б-д, в-д,
п-и, т-ш,
зеркальное
письмо.
Учитель-логопед: Козлова Т.М.