Напоминание

Дифференциация ошибок в письменных работах школьников с ОВЗ


Автор: Козлова Татьяна Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МК ОУ С(К) ШИ № 152
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Дифференциация ошибок в письменных работах школьников с ОВЗ
Раздел: среднее образование





Назад




Дифференциация ошибок в письменных работах

школьников с ОВЗ.

Модернизация российского образования, введение ФГОС – все

это направлено на повышение качества образования, на достижение

новых образовательных результатов. В связи с этим, возрастают

требования

к

оценке

работ

учащихся.

В

данной

ситуации

приходится констатировать тот факт, что возможности учащихся с

ОВЗ

не

всегда

соответствуют

предъявляемым

требованиям.

Возникают трудности в оценке письменных работ таких учеников.

С

одной

стороны,

учитель

руководствуется

образовательными

стандартами,

а

с

другой

стороны,

он

должен

учитывать

возможности и особенности детей с ОВЗ. Среди школьников с

ограниченными возможностями здоровья часто встречаются дети с

нарушениями

письменной

речи.

В

работах

таких

учеников

встречается большое количество ошибок. Что же делать в данной

ситуации? Выход есть – необходимо дифференцировать ошибки в

письменных работах учащихся с нарушениями письменной речи.

Неспецифические

ошибки

письма

обозначаются

буквой

д

(дисграфические) или р (речевые). Но все не так просто. Нужно

ещё уметь правильно дифференцировать эти ошибки. Необходимо

иметь

четкое

представление

о

том,

какие

ошибки

являются

дисграфическими. Дисграфия – это частичное нарушение процесса

письма, которое проявляется в стойких, повторяющихся ошибках и

обусловлено

несформированностью

тех

психических

функций,

которые

составляют

функциональный

базис

процесса

письма.

Основные базовые функции процесса письма:

• интеллектуальное развитие;

• устная речь;

• сукцессивные функции;

• моторная зрелость:

• зрительная функция.

Как

правило,

у

большинства

детей

с

ОВЗ

встречаются

нарушения

базовых

функций,

поэтому

функции

последующих

уровней

функционального

базиса

письма

также

формируются

с

нарушением, и как следствие –

частичное нарушение процесса

письма - дисграфия. Классифицировать ошибки педагогу легче не

по видам дисграфии, а по механизму нарушения письменной речи.

Это удобно, т.к., зная механизм нарушения, можно определить пути

его коррекции. Прежде всего необходимо знать основной признак

отличия дисграфических ошибок от каких-либо других.

Дисграфическими

называют

неспецифические

ошибки

письма,

которые связаны с нарушением фонетического принципа письма в

сильной позиции в слове. Это основной критерий их отличия от

орфографических

и

грамматических.

Например,

один

ребенок

написал

«грип»,

вместо

«гриб»,

а

другой

«грипок»

вместо

«грибок». В каком случае будет дисграфическая ошибка? Конечно

во втором, в сильной позиции, а в первом случае – орфограмма:

парный

согласный

на

конце

слова.

Теперь

рассмотрим

виды

дисграфических ошибок по механизму нарушения.

Первый механизм – нарушение звукопроизношения. Ребенок может

пропускать звук, искажать его или заменять на другой. Тогда мы

увидим,

например,

такие

ошибки:

«обака»

(собака),

«уампа»

(лампа), «лакета» (ракета).

Следующий механизм нарушения – несформированность слуховых

дифференциаций. Дети затрудняются различать фонемы, сходные

по своим акустическим и артикуляционным признакам. Тогда на

письме мы увидим замены букв, обозначающих звонкие и глухие

согласные, свистящие и шипящие звуки, неправильное обозначение

мягкости согласных на письме, замены гласных по акустическому

сходству.

Нарушение языкового анализа и синтеза: на письме не выделяются

границы

предложения,

отсутствует

заглавная

буква

в

начале

предложения,

встречается

слитное

написание

предлогов

со

словами, слитное написание слов, раздельное написание приставок,

частей слова, пропуски гласных, согласных, вставки, перестановки

букв, слогов, антиципации, персеверации.

Следующий

вид

ошибок

аграматизмы

на

письме.

Связаны

с

нарушением

грамматического

строя

речи:

неправильное

согласование в роде, числе, падеже, неправильные окончания в

словах,

неправильное

употребление

предлогов,

пропуск

членов

предложения, неправильное построение предложения.

Нарушение

зрительно-пространственных

представлений:

оптические ошибки. На письме замены букв, похожих зрительно

или различающихся пространственным расположением элементов,

зеркальное письмо.

Нарушение

моторной

программы

и

моторных

функций.

Это

диспраксические

ошибки.

Если

они

связаны

с

нарушением

моторной

программы,

то

это

кинетическая

диспраксия:

недописывание элементов букв, лишние элементы, неправильные

соединения букв. Если ошибки связаны с нарушениями моторных

функций,

то

это

каллиграфическая

диспраксия:

несоразмерные

буквы,

неровные

линии

элементов

букв,

неправильный

наклон,

«бусинки», обводки и исправления.

Вот

это

основные

виды

дисграфических

ошибок.

Для

дифференциации

ошибок

в

письменных

работах

удобно

использовать следующую таблицу.

Фонематические

ошибки

Ошибки

анализа и

синтеза

Аграмматизмы

Диспраксия

Оптические

ошибки

Кинетическая

Каллиграфи-

ческая

1

2

3

4

5

6

Нарушение

распознавания

фонем.

Нарушение

произношения.

Замены букв,

обозначающих

звуки, близкие

по акустико-

артикуляторным

признакам:

звонкие-глухие,

твердые-мягкие,

свистящие-

шипящие,

соноры л-р,

расщепление

аффрикат,

«косноязычие на

письме»

Нарушение

языкового

анализа и

синтеза

Не

выделяются

границы

предложения,

строчная

буква в начале

предложения,

слитное

написание

слов,

раздельное

написание

приставок,

слитное

написание

предлогов со

словами,

пропуски

букв и слогов,

вставки,

перестановки.

Нарушение

грамматическ

ого строя речи

Ошибки

согласования в

роде, числе,

падеже, замены

предлогов,

неточное их

использование,

неправильные

окончания

существитель-

ных,

прилагатель-

ных, глаголов,

неправильное

построение

предложений.

Нарушение

моторной

программы

Потеря

мелких

деталей букв

р-п, ш-и,

потеря

соединений,

добавление

лишних

элементов.

Нарушение

мелкой

моторики

и мышечного

тонуса

Буквы

разного

размера,

разного

наклона,

острые буквы,

продавлива-

ние,

«бусинки»,

обводки и

исправления.

Нарушение

зрительно-

пространст-

венных

представле-

ний

Замены букв,

похожих

зрительно,

различающих

ся

расположение

м элементов в

пространстве

в-б, б-д, в-д,

п-и, т-ш,

зеркальное

письмо.

Учитель-логопед: Козлова Т.М.



В раздел образования