Автор: Коновалова Анна Александровна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ "Самарское музыкальное училище им. Д.Г. Шаталова"
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Создание учебной ситуации на уроках русского языка"
Раздел: среднее профессиональное
Паспорт урока по русскому языку на 1 курсе
ФИО
учителя,
ОУ
Коновалова
Анна
Александровна,
ГБПОУ
«Самарское
музыкальное
училище»
Тема урока
Этимология
Цель урока:
Развитие речевой культуры, формирование языкового мышления через активное
освоение навыков этимологического анализа.
Планируемые
ОР
Ученик по окончании изучения темы урока:
-
проявляет активное желание к саморазвитию (ЛР 1);
- обосновывает ценность и значимость новых знаний по теме «Этимология»
(ЛР 2);
- видит противоречие, формулирует проблему, выдвигает гипотезы (МР1);
- формулирует цели и задачи урока (МР 2);
- владеет навыками этимологического анализа(ПР 1)
Программные
требования
Выпускник научится:
РУД:
Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, проблему
урока.
Искать пути её решения.
Соотносить цели и результаты своей деятельности.
Определять степень успешности работы.
ПУД:
Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий
.
Искать пути
решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по
самостоятельно выбранным основаниям.
КУД: Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила
речевого поведения. Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и
слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Мировоззренче
ская идея
Этимология – начало начал. (Человек, который не знает происхождения слов и
использует их, подобен Ивану, не помнящему родства.)
Основные
понятия
Этимология, этимологический словарь.
Тип урока
лекция
Форма урока
традиционная
Технология, основанная на создании учебных ситуаций
Мизансцена
урока
Традиционная
Оборудование
урока
Компьютер
Домашнее
задание
Создать
презентацию,
иллюстрирующую
историю
происхождения
интересующего слова.
Технологическая карта хода урока
Деятельность учителя
Деятельность уч-ся
ПОР
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Приветствие, проверка готовности к уроку,
психологический настрой на урок, на активную
УПД. (см приложение 1)
Слушают преподавателя
-
проявляет
активное
желание
к
ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ
Ситуация – проблема
а)
одновременно
предъявить
противоречивые
факты, теории, мнения; (см приложение 2)
б) аналитическая беседа (обсуждение):
- Что вас удивило? Что интересного заметили?
На что обратили внимание?
-
Почему
возникли
разные
мнения,
разные
решения?
-
Как
можно
сформулировать
главный
вопрос
урока? (Какой возникает вопрос?)
- Какая будет тема урока? (см приложение 3)
Читают,
н а бл юд а ют,
выполняют
Запись темы и главного
вопроса в тетрадь
-
в и д и т
противоречие,
формулирует
проблему;
-
в ы д в и г а е т
гипотезы;
-
формулирует
ц е л и
и
з а д а ч и
урока;
-
ус т а н а вли ва е т
целевые
приоритеты;
-
о б о с н о в ы в а е т
собственную точку
зрения;
ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
Ситуация сравнения
а) выполнение познавательных заданий;
(см приложение 4)
г р у п п о в а я
р а б о т а
(письменно и устно)
мысль в тексте;
-
п р о я в л я е т
интерес
к
новым
знаниям
и
новым
способам
действия;
-
п р е о б р а з у е т
информацию
и з
одной
з н а ко в о й
систему в другую
-
с р а в н и в а е т
объекты,
явления,
процессы;
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
Ситуация иллюстрация
а)
вступительное
слово
перед
р а б ото й ,
предъявление
наглядных
примеров
применения
н о в ы х
з н а н и й ;
р е ш е н и е
п р а к т и к о -
ориентированных
задач
на
основе
изученного
т е о р е т и ч е с ко го
м ат е р и а л а
и
с п о с о б ы
деятельности, которые ученику необходимы
б) анализ, обобщение, выводы
(см приложение 5)
Работа
по
вариантам
(письменно и устно)
-аргументированно
отстаивает
с воё
м н е н и е ,
с в о ю
точку зрения;
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Ситуация рефлексии
а)
установление
целей
и
задач
с
результатами
деятельности;
коллективная дискуссия
-
а к т и в н о
в к л ю ч а е т с я
в
диалогическое
(см приложение 6)
общение,
отстаивает
сво е
мнению
доброжелательно и
толерантно;
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Приветствие:
Происхождение слов — очень интересная тема. Мы с вами редко
задумываемся о происхождении привычных слов, которые мы используем в
разговоре и на письме. Но у них, как и у людей, есть своя история, своя
судьба.
Слово может рассказать нам о своих родителях, о своей
национальности и о своём происхождении.
Этим занимается этимология — наука о языке.. Слово (или корень),
этимологию которого требуется установить, соотносится с родственными
словами (или корнями). Выявляется общий производящий корень, в
результате снятия наслоений позднейших исторических изменений
устанавливается исконная форма и её значение. Давайте познакомимся со
значениями всем известных слов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Ситуация-проблема: Противоречивые факты
В русском языке есть слово «урод» , которое обозначает человека или
любое другое существо, имеющее недостатки (как физические, так и
морально-нравственные). А в польском языке есть слово «урода», которое
переводится как «красота».
Далее: В русском языке слово «вонь» имеет значение «неприятный запах», а в
чешском языке «вонявки» - это «духи».
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Ситуация-проблема: Аналитическая беседа
Что интересного вы заметили?
Какие два значения мы обнаружили у корня «род» и «вон»?
Как вы думаете, почему один и тот же корень приобрел два
противоположных значения в двух родственных языках?
Можете ли вы привести подобные примеры?
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Ситуация сравнения: Выполнение познавательных заданий
Давайте попробуем сравнить слова «врач» и «врать», «жерло» и «горло»,
«мешок» и «мех».
Подумайте, что в них общего? Как вы это поняли?
Продолжите цепочку однокоренных слов, данных вам для сравнения. На что
вы опирались?
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Ситуация-иллюстрация: Вступительное слово перед работой
Крупнейшим
из
современных
законченных
этимологических
словарей считается «Русский этимологический словарь» Макса Фасмера.
Макс Фасмер, немецкий ученый, всю жизнь посвятил составлению
этимологического словаря русского языка. Не один год он собирал материалы
для задуманного словаря, делал многочисленные выписки из всевозможных
публикаций,
сверял
результаты
исследований
различных
ученых,
сам
проводил сравнения, сопоставления, предлагал свою этимологию отдельных
слов. Наконец в 1938 г. М. Фасмер приступил к написанию словарных статей.
Работа длилась несколько лет. Уже была готова значительная часть словаря. И
вдруг в январе 1944 г., когда еще шла вторая мировая война и снаряды
рвались уже на территории Германии, во время одной из бомбежек погибли
все
рукописи
ученого
и
его
библиотека.
Казалось
бы,
все
кончено.
Но
упорство и труд совершают чудеса. М. Фасмер не опустил руки. В голодные
послевоенные годы он по крупицам восстанавливает потерянное.
«Русский
этимологический
словарь»
Макса
Фасмера
отличает
исчерпывающий характер этимологической части словарной статьи. Автор
стремится
дать
полную
сводку
этимологий,
выдвигает
собственные
оригинальные этимологии.
На
русский
язык
словарь
М.
Фасмера
перевел
русский
языковед,
известный своими фундаментальными работами, многочисленными статьями
по этимологии, Олег Николаевич Трубачев. Во многих статьях он дал свои
дополнения, уточнения.
Самый распространенный современный этимологический словарь – это
«Краткий этимологический словарь русского языка» Н. М. Шанского, В. В.
Иванова, Т. В. Шанской, впервые изданный в 1961 г. В нем объясняется
происхождение свыше шести тысяч наиболее употребительных слов. Это
первый
научно-популярный
этимологический
справочник
в
русской
лексикографии,
то
есть
история
происхождения
слов
изложена
в
нём
понятным и доступным для непрофессионалов языком.
В
настоящий
момент
существует
множество
этимологических
словарей, написанных специально для школьников. Сюда можно отнести:
«Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов»
Н.М. Шанского и Т.А. Бобровой, «Этимологический словарь русского языка
для школьников» Марии Эдуардовны Рут и др.
Ситуация-иллюстрация: Решение практических задач
Найдите в этимологическом словаре историю происхождения слов.
При
чтении
словарной
статьи
обратите
внимание
на
наличие
в
ней
структурных элементов, выделенных Н.М. Шанским.
Класс
делится
на
варианты.
Каждому
варианту
даются
слова
для
работы с этимологическим словарём:
1 вариант: алгоритм, гордый, польза;
2 вариант: беседа, газета, радуга;
3 вариант: бравый, мысль, русый;
4 вариант: важный, лёгкий, оранжевый;
Ситуация-иллюстрация: Анализ, обобщение, выводы
Этимологические словари дают много знаний. В них показывается
возникновение слова и вся его жизнь, раскрывается его биография. Из
этимологических словарей мы узнаем, как образовалось слово, каким был
раньше его морфемный состав, какие слова являются для него родственными.
Если слово заимствовано, то мы можем узнать, как оно попало в русский
язык, когда и из какого языка пришло к нам.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Ситуация рефлексии:
-Давайте скажем, что мы сегодня вспомнили о этимологии?
-Как можно узнать происхождение слова?
-Почему необходимо знать значения слов?
Этимология помогает выявить общее между словами, которые в современном
русском языке не являются родственными.