Автор: Степина Марина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лянторская СОШ 3"
Населённый пункт: г.Лянтор, Сургутский район, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: "Приемы обучения русскому языку детей мигрантов"
Раздел: начальное образование
Приемы обучения русскому языку детей мигрантов
1. Изучение звукоподражательных слов
Это слова, которые условно обозначают крик животных, птиц, шум природы
и окружающего мира. Например, «ква-ква», имитирующее крик лягушки,
поможет понять и правильно использовать слова «квакать», «квакушка».
Можно привести примеры звукоподражательных слов из своего родного
языка.
2. Имитация, или подражание произношению речи учителя, можно
использовать мультимедиа, чтение отрывков из художественных
произведений профессиональными чтецами. Сопоставление (или
противопоставление) звуков русского языка между собой или со звуками
родного языка.
3.Эффективным приемом закрепления произношения является
заучивание наизусть небольших стихотворений, поговорок, пословиц
(одновременно позволяет работать с метафорической лексикой, вводить в
русскую культуру), насыщенных изучаемыми звуками.
4.Обогащение словарного запаса
Интересной формой работы являются загадки с лексическим наполнением в
исполнении детей. В загадке нужно отгадать зверя, игрушку, человека,
любой предмет по размеру, цвету и т.д. Дети лучше усваивают лексические
явления, если работа сопровождается тактильными ощущениями (увидеть,
почувствовать, услышать, подержать). При объяснении значения слов
действия целесообразно подкрепить наглядными материалами
Например, «Я серого цвета. Я колючий, маленький. В случае опасности
сворачиваюсь в клубок»
5.
Показ и объяснение артикуляции
Учитель показывает и объясняет положение органов речи, их движение при
произнесении звука.
Упражнения на артикуляцию, скороговорки, словарные
игры, работа с иллюстрацией повышают уровень работоспособности детей,
улучшают
произношение.
Национальные
элементы
в
скороговорках,
потешках, чистоговорках помогут адаптироваться в русскоговорящей среде
сверстников.
6. Постижение слов с помощью фонетических ассоциаций
Суть метода: подбирается сходное по звучанию с родным русское слово или
несколько слов – фонетическая ассоциация. Затем ассоциация соединяется с
помощью сюжета (лучше литературного произведения) с образом слова.
Фонетическая ассоциация «родное слово – образ в русском языке».
7. Проигрывание коммуникативных ситуаций, инсценировка
Совершенствование грамматического строя речи, его звуковой культуры,
монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим
нормам современной русской речи, эффективному общению и речевой
выразительности
Например, трудности в определении рода
Основной принцип – от речевого опыта к правилу.
Например, «я назову один предмет, а вы назовите два таких предмета, одна
игрушка – две игрушки»
Использование сказки, когда дети должны вставить пропущенное
словосочетание, опираясь на иллюстрацию. «Жил-был …»