Авторы: Беликова Ирина Петровна, Ирина Петровна Беликова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№161
Населённый пункт: г.Кемерово, Беликова Ирина Петровна
Наименование материала: Проект
Тема: «Мама – важное слово в каждой судьбе!»
Раздел: дошкольное образование
Проект «Мама – важное слово в
каждой судьбе!»
Вид проекта: творческий, групповой, краткосрочный.
Срок реализации проекта: 2 недели.
Участники проекта: дети подготовттельной группы, родители, воспитатели,
музыкальный руководитель.
Проблема: преобладание у современных детей потребительского отношения к
матери.
Актуальность: Воспитание доброжелательного отношения к маме, уважение
к старшему поколению, воспитывать уважение к семейным традициям и
ценностям.
И действительно ведь мама у всех на свете одна. И именно она делает всё для
того, чтобы мы были счастливы. К ней мы идём со своими проблемами. Она
всегда всё поймёт, утешит и обнадёжит. Сколько бы мы ни говорили о маме
– этого будет мало. Важно, чтобы дети понимали, что значит мама в судьбе
каждого из них, какую роль она играет в семье.
Цель: сформировать осознанное понимание значимости матерей в жизни
детей.
Задачи:
- выразить благодарность своим матерям за заботу и любовь через
продуктивную деятельность;
- расширять знания о деятельности и социальной значимости своих мам;
- учить выразительно исполнять стихотворения, передавать свое отношение к
содержанию развивать речевые и творческие способности.
Ожидаемые результаты.
-проявление любви и заботы о матерях посредством совместной
продуктивной деятельности, проявление положительных эмоций;
-развитие у дошкольников интереса к жизни группы и семьи;
-развитие коммуникативных и творческих способностей;
-изготовление подарков для мам.
Этапы проекта.
1 этап - подготовительный.
- Подбор и анализ художественных и музыкальных произведений;
- Подбор иллюстративного, игрового, материала по теме;
- Организация развивающей среды в группе.
2 этап -практический.
- Чтение и заучивание художественных произведений о маме;
- Рисование на тему «Портрет мамы»;
- Аппликация на тему «Букет для мамы»;
- Рисование на тему «Цветы для мамы»;
- Составление описательного рассказа «Что я знаю о маме…»
- Разучивание стихотворений о маме;
- Игровые ситуации, беседы с детьми;
- Слушание и исполнение музыки (песен) о маме;
- Организация мастерской по изготовлению подарков маме;
- Подготовка материалов для совместной продуктивной деятельности;
- Работа с родителями (разработка рекомендаций по теме);
- Проведение НОД.
3 этап - завершающий.
- Выставка детских работ «Портрет мамы»;
- Утренник ко Дню матери;
- Изготовление подарков маме к празднику День матери.
Использованная литература:
1. Гербова В.В Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. –
М.: Просвещение.
2. Краснощекова Н.В. Сюжетно- ролевые игры для детей дошкольного
возраста. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.
3. Сахипова З.Г. Читаем детям. – Ленинград: Просвещение, 1987.
4. О маме. Стихи и рассказы. – М.: Детская литература, 1988.
5. Интернет – ресурсы.
6. Хрестоматия для старшей группы/сост. Юдаева М.В. – М.: Самовар,
2014, 224с.
7. О маме. Стихи и рассказы. – М.: Детская литература, 1988.
8. 1000 стихов для чтения дома и в детском саду/сост. О.А. Новиковская. –
М.: АСТ, 2014. – 254, (2) с.: ил.
Приложения.
Словесные игры:
«Как зовут твою маму»
Цель: Закреплять знания детей Ф.И.О. своей мамы.
Игровые правила: Дети стоят в кругу, передают друг другу мяч и называют
Ф.И.О. своей мамы («Мою маму зовут …»). Если ребенок затрудняется, то
помогает воспитатель.
«Мамочка»
Кто пришел ко мне с утра? – Ма-моч-ка!
Кто сказал: «Вставать пора!»? – Ма-моч-ка!
Кашу кто успел сварить? – Ма-моч-ка!
Чаю в чашку кто налил? – Ма-моч-ка!
Кто косички мне заплел? – Ма-моч-ка!
Целый дом один подмел? – Ма-моч-ка!
Кто меня поцеловал? – Ма-моч-ка!
Кто ребячий любит смех? – Ма-моч-ка!
Кто на свете лучше всех? – Ма-моч-ка!
«Назови ласково»
Цель: Учить ласково обращаться к своей маме.
Игровые правила: Дети стоят в кругу, передают друг другу мяч и произносят
ласковые слова, которые они говорят своей мамочке.
«Профессия мамы»
Цель: Игра учит детей соотносить действия людей различных профессий.
Игровые правила: Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает мяч ребенку, а
ребенок называет, кем работает его мама и что она делает («Моя мама врач,
она лечит людей»)
Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»
Цель: Игра учит взаимоотношению в семье.
Варианты игры:
«Мама и дети»,
«Встреча гостей»,
«Мама в магазине»,
«Мама в больнице»,
«Мама на работе» (мама-парикмахер, мама-продавец, мама-врач, мама-
медсестра);
Дидактические игры .
«Подбери наряд на праздник»,
«Накрой на стол»,
«Укрась шляпку»,
«Мама – детеныши»,
«Кому что подарить?»;
рассматривание семейных фотоальбомов
Пословицы о маме
Маменька родимая – свеча неугасимая.
Без матушки родной и цветы не растут.
Всякой матери свое дитя.
Сыр калача белее, а мать всех друзей милее.
Сердце матери лучше солнца греет.
Материнская рука на ласку, что пух, мягка.
Материнская забота на дне моря спасет.
У дитя заболит пальчик, а у матери – сердце.
Кто матери не слушает, тот в беду попадет.
Береги отца и мать – других не сыщешь.
Нет милее дружка, чем родима матушка.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Все купишь, а отца и матери не купишь.
При солнышке светло, при матери добро.
Птица рада весне, а младенец – матери.
ООД «Мамы разные нужны, мамы разные важны»,
«Мама – одна на свете»
Заучивание стихотворений наизусть: Е. Благинина «Посидим в тишине»,
М. Родина «Мамины руки»;
Чтение художественной литературы
Чтение рассказов: Емельянов Б. «Мамины руки», Е. Пермяка «Как Миша
хотел маму перехитрить», «Мамино горе», сказок «Кукушка» (ненецк.) обр.
К. Шарова, «Айога» (нанайск.), «Сказки о глупом мышонке» С. Маршак,
стихотворений: С. Михалков «А что у вас?», А. Барто «Разлука», «Разговор с
мамой», «Мама ходит на работу», М. Пляцковский «Мамина песенка», Е.
Благинина «Мамин день».
Дидактическая игра «Какая?».
Слова – определения: добрая, ласковая, заботливая, хорошая, молодая,
красивая, стройная, модная, весёлая, здоровая, строгая, крепкая, спортивная,
воспитанная, культурная, нарядная, довольная, счастливая и т.д.
- Словообразование:
Воспитатель: Дети:
Если радуется жизни? Жизнерадостная
Если желает добра? Доброжелательная
Если исполняет всё? Исполнительная
Если у мамы длинные волосы? Длинноволосая
Если у мамы белое лицо? Белолицая
Если у мамы круглое лицо? Круглолицая
Если у мамы чёрные брови? Чернобровая
Если у мамы большие глаза? Большеглазая
Если мама занята хозяйством? Домохозяйка
Все мамы смогут полюбоваться своими портретами. Молодцы!!!
Дидактическая игра «Назови ласково».
Глаза – глазки. Брови – бровки
Нос – носик. Губа – губка
Щека – щёчка. Губы – губочки, губки
Лоб – лобик. Уши - ушки
Волосы – волосики и т.д.
Художественное творчество. Рисование.
Тема: «Портрет мамы»
Цель:
Закрепить знания детей о жанре портрета.
Задачи:
Воспитывать чувство любви и уважения к матери через общение с
произведениями искусства.
Вызвать у детей желание нарисовать портрет своей мамы, передать в рисунке
некоторые черты её облика (цвет глаз, волос).
Учить правильно располагать части лица.
Закреплять приемы рисования красками всей кистью и её кончиком.
Материалы:
Плакат с женским портретом, схемы лица, лист бумаги (формат А-4),
карандаши, акварельные краски, гуашь, толстые и тонкие кисточки, стаканчики
для воды, салфетки.
Ход:
Организационный момент.
Кто открыл мне этот мир,
Не жалея своих сил?
И всегда оберегала?
Лучшая на свете МАМА.
Кто на свете всех милее
И теплом своим согреет,
Любит больше, чем себя?
Это МАМОЧКА моя.
Книжки вечером читает
И всегда всё понимает,
Даже если я упряма,
Знаю, любит меня МАМА.
- Дети сегодня мы будем рисовать портрет самого дорогого и любимого для
всех человека – портрет своей мамы. Вы знаете, какие у вашей мамы глаза, цвет
волос, какая прическа, какое любимое платье.
Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь из нас,
Или принц в плаще старинном, или вроде верхолаз,
Лётчик или балерина, или Колька, твой сосед.
Обязательно картина называется …(портрет)
Портреты бывают:
В полный рост
Погрудный
Портрет головы
По пояс
Портреты различают и по размеру, например миниатюрный.
Можно выделить еще автопортрет — изображение художником самого себя.
Прежде чем рисовать портрет мамы, мы рассмотрим портрет этой актрисы,
чтобы глаза, нос, рот на лице вы изобразили на нужных местах.
- Какой формы голова? (обвести пальцами голову).
Положите руку на лоб. Глаза у человека расположены ниже лба, на середине
лица.
- Какой они формы? (овальные с острыми уголками).
Воспитатель рисует мелом на доске овал и посередине его глаза, пояснив при
этом, что расстояние между глазами невелико, не больше одного глаза.
Внутри глаза цветной кружок и маленький зрачок.
- Какие глаза у твоей мамы?
- Коричневые глаза.
- Твоя мама кареглазая! А твоя?
- Мама голубоглазая, сероглазая и т.д.
- Что находится над глазами? (брови).
Это дугообразные полосы.
А вот нос у человека такого цвета как лицо. Поэтому нужно нарисовать только
кончик носа посередине расстояния от глаз до конца лица. А вот от кончика
носа до конца лица находятся губы.
- Дети, посмотрите друг на друга. Видите, что верхняя губа по форме
отличается от нижней. На верхней губе как бы две волны, а на нижней
одна (нарисовать губы). Положите руку на подбородок.
- А теперь расскажите, где расположены глаза? (посередине лица).
- Кончик носа? (посередине от глаз до конца лица).
- Губы? (посередине от кончика носа до конца лица).
А теперь представьте себе свою маму и начинайте рисовать.
В процессе занятия советую рисовать на листе крупное лицо, закрашивать его
по форме всей кистью, оставлять вверху листа место для волос, пока высыхает
краска, рисуем шею, плечи. Части лица изображаем кончиком кисти.
Все дети старательно рисуют, воспитатель оказывает помощь.
В конце занятия выставляю детские работы на стенде.
- Как вы думаете, узнают ли ваши мамы себя на портретах?
Дети анализируют свои рисунки, рассказывая о своих мамах.
- Дети, вы все очень постарались, хорошо нарисовали портрет своей мамы.
Все мамы на портретах получились красивыми, потому, что все дети любят
своих мам.
Все мамы смогут полюбоваться своими портретами. Молодцы!!!