Автор: Гурина Наталья Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ" п. Пролетарский
Населённый пункт: Белгородская обл. Ракитянский р-он.
Наименование материала: Учебное пособие "Сольфеджио" 4 класс
Тема: "Сольфеджио" 4 класс
Раздел: дополнительное образование
1
2
Автор-составитель: преподаватель теоретических дисциплин
МБУ ДО «Пролетарская ДШИ» - Гурина Наталья Николаевна
От автора:
Это пособие для уроков сольфеджио в ДМШ и представляет собой
комплексное
издание:
«Учебник
–
Рабочая
тетрадь»
и
является
переработанным материалом, собранным из сборников многих известных
авторов.
В сборник «Сольфеджио 4 класс» вошли: теоретический материал,
упражнения
и
задания,
а
также
примеры
для
сольфеджирования
и
творческие задания. Программный материал размещен по темам. Учитывая
характер
новых методических разработок,
отдельные разделы
учебного
пособия значительно расширены. Это относится к таким формам работы как
развитие ладового слуха (работа в ладу, построение интервалов вне лада,
освоение
длительностей
и
ритмических
групп).
Содержание
и
форма
изложения учебного материала направлена на активизацию познавательной
деятельности учащихся, развития образного мышления и формирование
начальных
творческих
умений.
Учебник
содержит
наглядный,
иллюстрационный материал для лучшего восприятия.
Это дает возможность преподавателю создать оптимальные условия для
развития
индивидуальных
способностей
учащихся,
а
также
поможет
облегчить процесс усвоения учащимися нового материала, сделать его более
понятным, доступным и интересным, а преподавателю поможет освободить
учебное время для занятий сольфеджированием.
п. Пролетарский
2022 г.
3
§
1. МАЖОРНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ
(ПОВТОРЕНИЕ)
спойте обращение трезвучий в мелодическом виде. Например:
Разучите следующие секвенции в пройденных тональностях:
Вспомните: секвенцией называется повторение мотива (звена секвенции) от разных
ступеней тональности
Спойте с листа: 1. Барабанщик латышская песня
4
2. Пела в поле я широком латышская песня
3. Я у матушки родимой латышская песня
§
2. МИНОРНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ (повторение)
Обратите
внимание:
в
мелодической
гамме
III
ступень
надо
петь
низко,
чтобы
подчеркнуть звучание минорного лада.
Спойте в пройденных минорных тональностях данные ступени:
затем обращение тонических трезвучий.
Спойте с листа мелодии, определив вид минора:
5
4. Русская песня
5. Кто такие, что пели латышская песня
6. Армянская песня
§
3. РИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ (повторение)
6
2. спойте с листа мелодии, одновременно отстукивая ритм на нижней строчке:
7
.
§
4. РИТМ – восьмая с точкой и шестнадцатая
7
8
8.
Спойте с листа:
9.
10. Гимн Москве
11.
Сочините мелодию на данный ритм
§5. Т
ОНАЛЬНОСТЬ МИ МАЖОР
9
12. Молодка, молодка
10
13. Ой, од корчми украинская песня
14.
15.
§6. Т
ОНАЛЬНОСТЬ ДО - ДИЕЗ МИНОР
11
16. Шумят вербы
17.
18.
12
§7. РИТМ – СИНКОПА
Синкопа
– это смещение акцента с сильной доли на слабую
13
19.
20. Что же ты не шел
21. Ой, сусидко
§8. Секстаккорды и квартсекстаккорды
тонических трезвучий
14
§9. Трезвучия главных ступеней
22. Русская песня
23.
15
Каждому из главных трезвучий в теории музыки дано своё название.
Трезвучие I ступени называется тоническим и обозначается
Т
5
3
Трезвучие V ступени называется доминантовым и обозначается
Д
5
3
Трезвучие IV ступени называется субдоминантовым и обозначается
S
5
3
2. Спойте с листа следующие мелодии и найдите в них ходы по звукам трезвучий:
24.
16
25. Высоко, соколичек русская песня
26.
27.
17
28.
§10.
ОБРАЩЕНИЯ ГЛАВНЫХ ТРЕЗВУЧИЙ
Главные трезвучия тоже имеют два обращения –секстаккорд и квартсекстаккорд
18
Затем стройте во всех пройденных тональностях, играйте их на фортепиано и пойте.
Определить аккорды:
Чтение с листа: 29. Русская песня
30. Чешская песня
31. Словацкая песня
32. Словацкая песня
19
§11. ТРИТОНЫ -
Увеличенная кварта
В МАЖОРЕ И ГАРМОНИЧЕСКОМ МИНОРЕ
УМЕНЬШЕННАЯ КВИНТА В МАЖОРЕ И ГАРМОНИЧЕСКОМ МИНОРЕ
20
Стройте тритоны во всех пройденных тональностях с разрешением, играйте их и
пойте.
Сольфеджируйте мелодии, определите тритоны:
33. Совсем наоборот
А. Филиппенко
21
34. Югославская песня
35. Романс М. Глинка
36. Что-то звон
русская песня
§12.
СМЕНА ЛАДА И ТОНАЛЬНОСТИ
ПЕРЕМЕННЫЙ ЛАД И ОДНОИМЕННЫЙ
22
37.
38.
39.
В
песне «Сказка о старушке» начало в соль мажор, а вторая часть- в соль
минор. Это смена одноименных ладов.
23
40.
41.
42.
43.
44.
24
§13.
РАЗМЕР 6/8
25
45.
46. Песня
47.
Старый тайзол латышская песня
48.
26
49.
§14.
РИТМ - ТРИОЛЬ
27
Обратите внимание:
на одну долю приходится не две, а три равные восьмые – это
триоль. Восьмые в триоли звучат немного быстрее, короче, чем обычные восьмые,
но все они должны быть ровными, одинаковыми.
50.
51.
28
52. Молдавская песня
29
§15. Тональность ля-бемоль мажор
53. Русская песня
30
54.Украинская песня
55. Нахимовцы
Е. Тиличеевой
56. Сосны
В. Калинников
§16. Тональность фа минор
31
57. Украинская песня
58. Русская песня
59. Исландская песня
32
60. Русская песня
§17. Сексты в тональности
61. Степь
русская песня
62. Ночь темна
латышская песня
33
63. Проводи меня немного
латышская песня
§18. Септимы в тональности
64.
65.
34
66.
67.
§19. Доминантсептаккорд
35
Определите тональность аккордов и разрешите их
68.
69.
Ф. Шуберт
36
70.
71.
72.
§20. Секстаккорды и квартсекстаккорды от звука
Спойте мелодии и найдите в них ходы по секстаккордам и квартсекстаккордам
73.
37
74.
Сыграйте аккорды, вслушайтесь и спойте каждый звук аккорда снизу до
верху.
§21. Хроматические звуки
38
75.
76.
77.
39
§22. Переход в другую тональность
(Модуляция)
78.
79
.
80.
40
§23. Интервалы и аккорды в тональности
(повторение)
81.
82.
41
Например:
Постройте, запишите в тетрадь и сыграйте следующие аккорды в
пройденных тональностях:
Приложение
(для самостоятельной работы)
§1. Сочинение
83.
42
84.
85.
86.
87.
88.
43
89.
§2. Музицирование
90.
91.
Проанализируйте басовые звуки. Вспомните правила аккомпанемента:
92.
44
93.
94.
95.
К этим мелодиям можно подобрать и ритмический аккомпанемент. И исполнять
вместе с товарищами.
45
1
2
3
4
46
47
ПЕСЕНКИ ИНТЕРВАЛОВ
М
2
б
2
М3
Ма-ла-я тер-ци-я пла-чет не спит нож-ка у тер-ци-и ма-лой бо-лит
б
3
Ч
4
Ч
5
Пус-та – я, хо – лод-на-я кра – са-ви-ца под - вод –на-я
М6
б
6
М7
б
7
Ч8
Я вось-ми мет – ро - ва – я ок – та –ва бестол - ко – ва – я
48
5
6
Песенки секстаккордов и квартсекстаккордов
7
49
8
9
10
50
Содержание
§1. Мажорные тональности (повторение)…………………………………………………………………..3
§2. Минорные тональности (повторение)……………………………………………………………………4
§3. Ритмические упражнения (повторение) ……………………………………………………………….5
§4. Ритм – восьмая с точкой и шестнадцатая……………………………………………………………..6
§5. Тональность ми мажор…………………………………………………………………………………………..8
§6. Тональность до - диез минор………………………………………………………………………………10
§7. Ритм- синкопа ……………………………………………………………………………………………………..12
§8. Секстаккорды и квартсекстаккорды тонических трезвучий……………………………….13
§9. Трезвучия главных ступеней……………………………………………………………………………….14
§10. Обращение главных трезвучий…………………………………………………………………………17
§11. Тритоны натурального мажора и гармонического минора……………………………19
§12. Смена лада и тональностей (переменный и одноименный лад)…………………..21
§13. Размер 6/8 ………………………………………………………………………………………………………24
§14. Ритм –триоль из восьмых…………………………………………………………………………………26
§15. Тональность ля-бемоль мажор………………………………………………………………………..29
§16. Тональность фа минор……………………………………………………………………………………..30
§17. Сексты в тональности……………………………………………………………………………………….32
§18. Септимы в тональности……………………………………………………………………………………..33
§19. Доминантсептаккорд ……………………………………………………………………………………….34
20. секстаккорды и квартсекстаккорды от звука………………………………………………………36
§21. Хроматические звуки…………………………………………………………………………………………37
§22. Переход в другую тональность (модуляция)…………………………………………………..39
§23. Интервалы и аккорды в тональности (повторение)………………………………………..40
Приложение (для самостоятельной работы) §1. Сочинение ………………………………….41
§2. Музицирование …………………………………………………………………………………………………..43
Краткие сведения по музыкальной грамоте, пособия, таблицы……………………………44
Содержание ………………………………………………………………………………………………………………50