Напоминание

"Семейные ценности в воспитании обучающихся в школе"


Автор: Липанова Анастасия Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Губернаторский лицей № 101 имени Ю.И. Латышева"
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: "Семейные ценности в воспитании обучающихся в школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Семейные ценности являются одним из важных компонентов духовного и

нравственного

становления

личности

дошкольников.

Семья

является

непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в

жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной

стабильности и прогресса. В материалах стандартов, впервые в нормативных

документах,

регламентирующих

организацию

образовательного

процесса,

встречаются такие понятия как «ориентация на принятие ценностей семьи,

нравственных устоев семьи, ответственности перед семьей»

Семья и образовательное учреждение – это два социальных института, от

согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания

ребёнка. Никто не сомневается, что влияние семьи на ребёнка сильнее, чем

влияние дошкольного учреждения, школы. Однако в тоже время семья не может

обеспечить в полном объёме воспитание активной, нравственной и творческой

личности. Необходимость и важность сотрудничества семьи и детского сада

никогда не ставилось под сомнение. Ни детский сад, школа без семьи, ни семья

без детского сада, школы не способны справиться с тончайшими и сложнейшими

задачами становления человека. Старый афоризм гласит: «Самое сложное в

работе с детьми - это работа с их родителями». Основная задача педагога в

организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую,

воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно

значимый характер. Взаимоотношения всех участников учебно-воспитательного

процесса,

положительные

жизненные

примеры

и

духовные

ценности,

способствуют становлению личности. Большую социальную значимость играет

целенаправленное

общение

с

семьей.

Данное

взаимодействие

определяет

педагогическую тактику дошкольного учреждения, позволяет педагогу находить

верные слова при общении с родителями. Семья – уникальный первичный

социум,

дающий

ребенку

ощущение

психологической

защищенности,

«эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В

этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в

особенности.

Начальная школа – переломный момент в жизни человека, который

разделяет

дошкольное

детство

и

школьные

годы.

В

начальной

школе

формируются нравственные ценности личности, в том числе и традиционные

семейные ценности, образ семьи в структуре ценностных ориентаций личности. В

последующие годы школьного обучения данные ценности лишь 5 развиваются и

корректируется. Поэтому, очень важным для педагога начальной школы

становится

вопрос

формирования

у

ребенка

системы

нравственных

представлений

о

традиционных

семейных

ценностях,

которые

отчасти

обусловлены качеством воспитательной работы педагога с учащимися и их

родителями. Огромным потенциалом для формирования представлений о

семейных ценностях у детей младшего школьного возраста обладают средства

народной педагогики, которые возникнув в семье, развивались на протяжении

многовековой истории и оказывают непосредственное влияние на морально-

нравственную сферу личности ребенка.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё

отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции

дошкольного

воспитания»,

«Положение

о

дошкольном

образовательном

учреждении», Законе «Об образовании» и др. Так, в законе «Об образовании» в

ст. 18 записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны

заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития

личности ребёнка в раннем возрасте».

В

новом

Федеральном

государственном

образовательном

стандарте

начального общего образования записано, что одной из базовых национальных

ценностей является семья [50]. Образовательный процесс 9 рассматривается как

процесс

развития

личности,

принятия

духовнонравственных,

социальных,

семейных и других ценностей. Основные результаты воспитания выражены в

терминах ключевых воспитательных задач, содержание которых отражает

основные направления развития личности: личностная культура; социальная

культура; семейная культура.

Д.П. Неводова выделяет следующие ценности семьи в отношении

формирования личности ребенка: 1) ценности, связанные с самоутверждением

личности

среди

ближайшего

окружения;

2)

ценности,

удовлетворяющие

потребность

в

отцовстве

и

материнстве;

3)

ценности,

связанные

с

удовлетворением

потребности

в

любви

и

признании;

4)

ценности,

удовлетворяющие

физиологические

потребности

ребенка;

5)

ценности,

позволяющие чувствовать относительную стабильность и защищенность; 12 6)

ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг; 7)

ценности,

которые

дают

возможность

удовлетворять

прагматические

потребности.

О.А.

Щекина

на

принципах

гуманизма

рассматривает

основные

воспитательные ценности семьи, достижение которых значительно повысит

производительность дальнейшего воспитательного процесса.

Это следующие ценности:

1.

Ценность

положительного

психологического

климата

в

семье.

Эмоциональное состояние ребенка (положительное или отрицательное) имеет

решающее значение для его личностного развития. Ключевая роль в 13

положительном эмоциональном состоянии ребенка принадлежит переживанию

радости.

2. Ценность моральной любви ребенка к людям. Развить такое чувство у

ребенка очень трудно, а еще труднее добиться того, чтобы это чувство стало

руководящим мотивом во всех моментах его жизни, а не возникало лишь при

определенных условиях и обстоятельствах.

3. Ценность уважения ребенка к человеческой личности. Если мы

стремимся воспитать у ребенка уважение к человеческой личности, чувство

морального долга, мы должны быть для него во всем примером этих качеств.

Если же ребенок вокруг себя, и в частности в лице своих ближайших

воспитателей

отца

и

матери,

вместо

уважения

к

личности

видит

пренебрежительное отношение к ней, вместо равенства, когда уважается свобода

каждого, видит произвол одних и унизительную покорность других, то это

приведет к негативным воспитательным последствиям. Согласно утверждению

О.А. Щекиной: «только та семья может благотворно влиять на нравственное

развитие ребенка, в основу жизнедеятельности которого положен принцип

«альтруизма»».

4.

Ценность

гуманизма

семейных

отношений.

Гуманистическое

воспитание, которое имеет целью формирование сознательной, свободной

личности ребенка, связано прежде всего с семьей.

5. Ценности бережного отношения. О нравственной воспитанности

ребенка судят не только на основе его гуманистического отношения к людям, но и

по его бережному отношению к вещам и природе.

6. Ценность ответственности ребенка в поступках. Личность рождается в

семье: этот глубокий вывод является результатом анализа различных психолого-

педагогических условий ее развития. Семья выступает ведущим социальным

фактором формирования личности прежде всего потому, что последняя как бы

образуется из опыта поступков.

7. Ценность творческой активности ребенка. Развитие сознательной

творческой активности ребенка является первоочередной целью семейного

воспитания.

Семейные

ценности

являются

одним

из

ключевых

аспектов

в

воспитании дошкольника и школьника. Они являются внутренними установками

каждой ячейки общества, включая в себя взаимоотношения между членами семьи

и их мировоззрения к окружающему миру, также традиции, проявление эмпатии

во внешней среде, способность анализировать своё поведение и конкретные

поступки.



В раздел образования