Напоминание

Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста через чтение художественной литературы.


Автор: Татьяна Ивановна Фокина
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №6 "Сказка"
Населённый пункт: город Камешково, Владимирской области
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста через чтение художественной литературы.
Раздел: дошкольное образование





Назад




ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ

Нравственное воспитание – это важнейшая составляющая развития

личности ребенка. Оно помогает ему освоить такие ценности, как

добро, справедливость, честность, уважение к другим, сострадание и

ответственность. У дошкольников закладываются основы характера и

поведенческих норм, которые будут сопровождать их на протяжении

всей

жизни.

Одним

из

эффективных

методов

нравственного

воспитания детей является чтение художественной литературы.

Роль

художественной

литературы

в

воспитании

нравственности

Художественная литература открывает перед ребенком мир, полный

ярких образов и глубоких смыслов. Через персонажей и сюжетные

линии дети получают представление о том, что такое хорошо, а что

плохо.

Сказки,

рассказы

и

повести

учат

ребенка

сопереживанию,

уважению к другим, готовности прийти на помощь.

Сказки и их нравоучительный потенциал

Сказки – это первый литературный жанр, с которым сталкиваются

дети. Они богаты на примеры добра и зла, где положительные герои

сталкиваются

с

трудностями,

преодолевают

их

и

получают

заслуженную награду. Это помогает детям усвоить важные жизненные

уроки. Например, такие сказки, как «Колобок», «Три медведя», «Репка»

учат

терпению,

взаимопомощи

и

доброте.

Через

сказки

ребенок

понимает, что зло всегда будет наказано, а добро победит.

Стихи и рассказы

Короткие рассказы и стихи для детей также играют важную роль в

нравственном

воспитании.

Через

поэтическую

форму

ребенок

воспринимает мир ярче, острее, учится различать эмоциональные

состояния. Например, произведения Корнея Чуковского и Агнии Барто,

наполненные добротой, помогают детям понять важность дружбы,

честности и заботы о других.

Как чтение помогает развивать нравственные качества

Формирование эмпатии. Читая о страданиях героев, дети учатся

сопереживать,

понимать

эмоции

и

чувства

других

людей.

Это

развивает их эмоциональный интеллект и способность к эмпатии.

Моделирование

поведения.

Герои

книг

часто

оказываются

в

сложных жизненных

ситуациях, которые требуют

от

них

принятия

морально значимых решений. Наблюдая за этими процессами, ребенок

начинает понимать, как нужно действовать в аналогичных ситуациях.

Например,

выбор

между

честностью

и

обманом,

добротой

и

жестокостью становится для ребенка осознанным.

Развитие критического мышления. Обсуждение прочитанного с

родителями

или

педагогами

помогает

детям

осмыслить

и

интерпретировать поведение персонажей. В процессе диалога ребенок

учится

отличать

правильные

поступки

от

неправильных,

делать

выводы и применять полученные знания в жизни.

Укрепление

моральных

ценностей.

Постоянное

обращение

к

литературным произведениям с высоким нравственным содержанием

помогает ребенку укрепить свои моральные ориентиры. Он начинает

лучше понимать, что значит быть добрым, честным, справедливым.

Роль родителей и педагогов

Не менее важную роль в процессе нравственного воспитания через

чтение играют взрослые – родители и педагоги. Взрослый должен быть

активным участником процесса чтения, помогая ребенку понять смысл

произведения, выделить ключевые моменты и обсудить моральные

уроки, которые можно извлечь из сюжета.

Совместное чтение и обсуждение

Чтение становится особенно эффективным, когда взрослые и дети

обсуждают

прочитанное.

Родители

или

воспитатели

могут

задать

ребенку

вопросы

о

том,

что

ему

понравилось в

истории,

как

он

оценивает поступки персонажей, какие выводы он сделал для себя. Это

не только углубляет понимание произведения, но и укрепляет связь

между ребенком и взрослым.

Выбор подходящей литературы

Важно также правильно подбирать книги для чтения. Литература

должна быть соответствующей возрасту ребенка, доступной для его

понимания

и

содержащей

положительные

примеры

нравственного

поведения.

Заключение

Чтение художественной литературы – это не только способ обогатить

внутренний мир ребенка, но и мощный инструмент для формирования

его

нравственных

качеств.

Благодаря

литературе

дети

учатся

различать

добро

и

зло,

сопереживать

другим,

быть

честными

и

справедливыми. Важно, чтобы этот процесс был поддержан вниманием

и заботой со стороны взрослых, которые могут помочь ребенку не

только

понять

сюжет,

но

и

осознать

его

моральное

значение.

Воспитание

через

книги

это

путь

к

становлению

гармоничной,

ответственной и доброй личности.



В раздел образования