Напоминание

"Будь природе другом"


Автор: Кравченко Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад 173
Населённый пункт: СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ РЕСПУБЛИКА, ВЛАДИКАВКАЗ
Наименование материала: Проект по экологическому воспитанию в подготовительной группе
Тема: "Будь природе другом"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №173 общеразвивающего вида

Проект по экологическому воспитанию

в подготовительной группе

Воспитатель:

Наталья Викторовна Кравченко

г. Владикавказ

2024 г.

ПРОЕКТ

Тема: "Будь природе другом"

Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего,

мир природы с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,

вечный источник детского разума.

В.Сухомлинский

Вид

проекта:

информационно-творческий,

познавательно-

исследовательский, долгосрочный.

Место проведения: МБДОУ №173, подготовительная группа.

Участники проекта:

воспитатель, дети подготовительной группы,

родители.

Актуальность: Экологическое воспитание и образование детей наряду

с экологической безграмотностью родителей - чрезвычайно актуальная

проблема настоящего времени.

Обострение экологической проблемы в

стране

и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской

работы по формированию у детей и их родителей экологического сознания,

культуры природопользования.

Цель:

воспитание экологически грамотного, социально-активного

дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно-

относящегося к богатствам природы.

Задачи:

1. Формировать элементарные представления о взаимосвязях в

природе;

2. Расширять и систематизировать знания о растительном и животном

мире;

3. Расширять представления об экологических проблемах и способах

их устранения;

4. Развивать у детей познавательный интерес к объектам окружающего

мира, мыслительную активность, умение анализировать и делать выводы;

5. Воспитывать любовь, уважительное и бережное отношение к

окружающей природе;

6. Повысить экологическую культуру родителей и привлечь их к

совместной работе по экологическому воспитанию детей.

Предполагаемый результат:

дети имеют полное представление о

правилах поведения в природе, применяют их в жизни, о том, что

сохранность

природы

-

обязанность

человека.

Развиты

умственные

способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать

выводы, экспериментировать. У детей появилось желание отражать свои

впечатления от общения с природой в различных видах деятельности.

Повышение экологической культуры родителей, участие в совместной с

детьми деятельности.

Формы

работы:

беседы,

наблюдения,

чтение

художественной

литературы (пословицы, поговорки, загадки), составление экологических

сказок,

игры

(дидактические,

сюжетно-ролевые,

подвижные),

художественно-творческая деятельность, создание с детьми запрещающих

знаков и правил поведения на природе. Совместная работа с родителями

(конкурсы, выставки).

Реализация проекта:

1. Подготовительный этап:

выбор и обозначение темы;

определение цели, задач и актуальности проекта;

подбор

методической,

познавательной

и

художественной

литературы, иллюстрационного материала по теме;

подготовка материала для игровой, трудовой и продуктивной

деятельности;

просмотр презентации;

подготовка материала для работы с родителями.

2. Основной этап:

3. Итоговый этап:

обработка

полученной

в

ходе

проектной

деятельности

информации;

оценка результатов всех участников проекта;

итоговое занятие "Царство леса";

презентация "Правила поведения в природе";

выставка поделок из природного материала.

Содержание работы в процессе реализации проекта:

1. Беседы:

"Земля - наш общий дом"

Цель - способствовать формированию представления о том, что

Земля - это огромный шар, большая часть которой покрыта

водой. Кроме воды есть материки. Обобщение знаний детей об

обитателях планеты, которым необходим чистый воздух и вода.

"Лес - многоэтажный дом"

Цель -закреплять умения различать растения по характерным

признакам, отличать однолетние растения от многолетних,

закрепить понятие, что лес - дом для многих живых существ. Лес

- богатство, которое необходимо беречь. Углублять знания о

значении леса в жизни человека, закреплять правила поведения в

лесу.

"Мусор Земле не к лицу!"

Цель - расширять и углублять знания детей о взаимосвязи мира,

природы и деятельности человека как хозяйственной, так и

природоохранной. Формировать представление о том, какое

негативное воздействие оказывает загрязнение на окружающую

среду. Способствовать развитию умения анализировать и делать

выводы.

"Берегите эти земли, эти воды..."

Цель - систематизировать знания детей о том, что животный и

растительный мир нуждается в заботе и охране. Побуждать детей

к высказыванию, умению делать выводы, логически мыслить,

воспитывать бережное и заботливое отношение к природе и её

обитателям.

2. Чтение художественной литературы:

Рассказ Ч.Чарушина "В лесу";

В.Бианки. Рассказы "Приключение муравьишки", "Чей нос

лучше?", "Отчего у сороки длинный хвост?";

Н.Сладков. Сказки "Медведь и солнце", "Чья проталина?";

М.Пришвин "Золотой луг", "Разговор деревьев";

И.Соколов-Микитов "Весна в лесу", "Гнездо".

3. Составление экологических сказок: "Жила была речка", "История

одной капельки", "Зелёная травинка".

4. Вечер загадок, пословиц и поговорок.

Загадки

Ты их увидишь на пути, не обижай, а отойди!

Без них весь лес, друг мой, и одинокий, и пустой. (Насекомые)

Выпуча глаза сидит, не по-русски говорит,

Родилась в воде, а живёт на земле. (Лягушка)

Они украшают леса и луга,

И это не только природы краса,

В них пчёлы находят целительный дар

И бабочки пьют на них сладкий нектар. (Цветы)

Есть на свете один дом,

Мы все вместе в нём живём,

Солнце, воздух и вода

Окружают нас всегда. (Земля)

Все время стучит, деревья долбит,

Но их не калечит, а только лечит. (Дятел)

Он живёт в большущей куче,

Ты его не трогай лучше,

Хоть и маленький на вид,

За обиды больно мстит. (Муравей)

У сердитого цветочка

Очень жгучие листочки,

Если прикасаются,

Сразу же кусаются. (Крапива)

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый и всё же

Без него мы жить не можем. (Воздух)

Пословицы и поговорки

Враг природе тот, кто её не бережёт.

Одна искра целый лес сжигает.

Сломать дерево - секунда, вырастить - года.

Земля хоть и кормит, но и сама есть просит.

Подкорми птиц зимой - они отплатят добром летом.

Лес и вода - родные брат и сестра.

Что летом родится, то зимой пригодится.

Зелёное царство - лучшее лекарство.

5. Дидактические игры:

"Польза - вред". Цель - сформировать представление о том, что в

природе всё необходимо. Например: какая польза от пчелы?

кокой вред от пчелы?

"Какие

мы

все

разные".

Цель

-

показать

многообразие

природного мира, выделить полезные качества природного

объекта.

"Закончи

предложение".

Образование

слов

в

родительном

падеже, множественном числе.

"Путаница". Цель - закрепить знания о взаимосвязи в природе,

условиях, необходимых для роста и питания растений и

животных.

"Что лишнее?". Цель - закрепить признаки разных времён года,

развивать слуховое внимание.

"Живая и неживая природа". Цель - систематизировать знания о

живой и неживой природе.

"Лесник". Цель - закрепить знания о внешнем виде растительного

мира.

"Природа и человек". Цель - систематизировать знания о том, что

даёт природа, и что сделано человеком.

"Хорошо - плохо". Цель - закреплять знания о правилах

поведения на природе.

"Что

будет,

если...".

Цель

-

уметь

замечать

и

называть

последствия действий по отношению к природе.

"Воздух, земля, вода". Цель - систематизировать знания об

объектах природы, среде обитания живых организмов, развивать

слуховое внимание, сообразительность.

"Лесной многоэтажный дом". Цель - углублять знания о лесе как

о

природном

сообществе,

закреплять

знания

об

этажах

смешанного леса.

6. Сюжетно-ролевые игры:

"Больница для животных"

"Прогулка в лес"

"Зоопарк"

"Морское путешествие"

7. Подвижные игры:

"Умный птицелов"

"Коршун и наседка"

"Совушка"

"Лягушки и цапля"

"Хитрая лиса"

"Медведь и пчёлы"

"Журавли" (осетинская народная игра)

8. Экологические игры:

"Ты, человек, люби природу"

"Воздух, земля, вода"

9. Наблюдение за жизнью растений, птиц и насекомых во время

прогулок.

10. Художественное творчество детей:

Рисование: "Дворец для пернатых", "Лесной доктор", "Мой

любимый чистый город".

Лепка: "Животные родного края", "Чудо на ладошке".

Аппликация: "Лес - многоэтажный дом".

Оригами (на прогулке) "Журавлики".

11. Итоговое занятие "Царство леса" и создание с детьми запрещающих

знаков и правил поведения в природе.

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию:

Анкетирование

"Насколько

Вы

компетентны

в

вопросах

экологии?";

Оформление коллажа "Проблемы экологии глазами детей";

Организация дней открытых дверей;

Оформление экологических стендов и альбомов;

Привлечение родителей к совместной трудовой деятельности с

детьми на участке детского сада;

Выставка "Совместные поделки из природного материала".



В раздел образования