Автор: Кравченко Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад 173
Населённый пункт: СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ РЕСПУБЛИКА, ВЛАДИКАВКАЗ
Наименование материала: Проект по экологическому воспитанию в подготовительной группе
Тема: "Будь природе другом"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №173 общеразвивающего вида
Проект по экологическому воспитанию
в подготовительной группе
Воспитатель:
Наталья Викторовна Кравченко
г. Владикавказ
2024 г.
ПРОЕКТ
Тема: "Будь природе другом"
Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего,
мир природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,
вечный источник детского разума.
В.Сухомлинский
Вид
проекта:
информационно-творческий,
познавательно-
исследовательский, долгосрочный.
Место проведения: МБДОУ №173, подготовительная группа.
Участники проекта:
воспитатель, дети подготовительной группы,
родители.
Актуальность: Экологическое воспитание и образование детей наряду
с экологической безграмотностью родителей - чрезвычайно актуальная
проблема настоящего времени.
Обострение экологической проблемы в
стране
и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской
работы по формированию у детей и их родителей экологического сознания,
культуры природопользования.
Цель:
воспитание экологически грамотного, социально-активного
дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно-
относящегося к богатствам природы.
Задачи:
1. Формировать элементарные представления о взаимосвязях в
природе;
2. Расширять и систематизировать знания о растительном и животном
мире;
3. Расширять представления об экологических проблемах и способах
их устранения;
4. Развивать у детей познавательный интерес к объектам окружающего
мира, мыслительную активность, умение анализировать и делать выводы;
5. Воспитывать любовь, уважительное и бережное отношение к
окружающей природе;
6. Повысить экологическую культуру родителей и привлечь их к
совместной работе по экологическому воспитанию детей.
Предполагаемый результат:
дети имеют полное представление о
правилах поведения в природе, применяют их в жизни, о том, что
сохранность
природы
-
обязанность
человека.
Развиты
умственные
способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать
выводы, экспериментировать. У детей появилось желание отражать свои
впечатления от общения с природой в различных видах деятельности.
Повышение экологической культуры родителей, участие в совместной с
детьми деятельности.
Формы
работы:
беседы,
наблюдения,
чтение
художественной
литературы (пословицы, поговорки, загадки), составление экологических
сказок,
игры
(дидактические,
сюжетно-ролевые,
подвижные),
художественно-творческая деятельность, создание с детьми запрещающих
знаков и правил поведения на природе. Совместная работа с родителями
(конкурсы, выставки).
Реализация проекта:
1. Подготовительный этап:
выбор и обозначение темы;
определение цели, задач и актуальности проекта;
подбор
методической,
познавательной
и
художественной
литературы, иллюстрационного материала по теме;
подготовка материала для игровой, трудовой и продуктивной
деятельности;
просмотр презентации;
подготовка материала для работы с родителями.
2. Основной этап:
3. Итоговый этап:
обработка
полученной
в
ходе
проектной
деятельности
информации;
оценка результатов всех участников проекта;
итоговое занятие "Царство леса";
презентация "Правила поведения в природе";
выставка поделок из природного материала.
Содержание работы в процессе реализации проекта:
1. Беседы:
"Земля - наш общий дом"
Цель - способствовать формированию представления о том, что
Земля - это огромный шар, большая часть которой покрыта
водой. Кроме воды есть материки. Обобщение знаний детей об
обитателях планеты, которым необходим чистый воздух и вода.
"Лес - многоэтажный дом"
Цель -закреплять умения различать растения по характерным
признакам, отличать однолетние растения от многолетних,
закрепить понятие, что лес - дом для многих живых существ. Лес
- богатство, которое необходимо беречь. Углублять знания о
значении леса в жизни человека, закреплять правила поведения в
лесу.
"Мусор Земле не к лицу!"
Цель - расширять и углублять знания детей о взаимосвязи мира,
природы и деятельности человека как хозяйственной, так и
природоохранной. Формировать представление о том, какое
негативное воздействие оказывает загрязнение на окружающую
среду. Способствовать развитию умения анализировать и делать
выводы.
"Берегите эти земли, эти воды..."
Цель - систематизировать знания детей о том, что животный и
растительный мир нуждается в заботе и охране. Побуждать детей
к высказыванию, умению делать выводы, логически мыслить,
воспитывать бережное и заботливое отношение к природе и её
обитателям.
2. Чтение художественной литературы:
Рассказ Ч.Чарушина "В лесу";
В.Бианки. Рассказы "Приключение муравьишки", "Чей нос
лучше?", "Отчего у сороки длинный хвост?";
Н.Сладков. Сказки "Медведь и солнце", "Чья проталина?";
М.Пришвин "Золотой луг", "Разговор деревьев";
И.Соколов-Микитов "Весна в лесу", "Гнездо".
3. Составление экологических сказок: "Жила была речка", "История
одной капельки", "Зелёная травинка".
4. Вечер загадок, пословиц и поговорок.
Загадки
Ты их увидишь на пути, не обижай, а отойди!
Без них весь лес, друг мой, и одинокий, и пустой. (Насекомые)
Выпуча глаза сидит, не по-русски говорит,
Родилась в воде, а живёт на земле. (Лягушка)
Они украшают леса и луга,
И это не только природы краса,
В них пчёлы находят целительный дар
И бабочки пьют на них сладкий нектар. (Цветы)
Есть на свете один дом,
Мы все вместе в нём живём,
Солнце, воздух и вода
Окружают нас всегда. (Земля)
Все время стучит, деревья долбит,
Но их не калечит, а только лечит. (Дятел)
Он живёт в большущей куче,
Ты его не трогай лучше,
Хоть и маленький на вид,
За обиды больно мстит. (Муравей)
У сердитого цветочка
Очень жгучие листочки,
Если прикасаются,
Сразу же кусаются. (Крапива)
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый и всё же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
Пословицы и поговорки
Враг природе тот, кто её не бережёт.
Одна искра целый лес сжигает.
Сломать дерево - секунда, вырастить - года.
Земля хоть и кормит, но и сама есть просит.
Подкорми птиц зимой - они отплатят добром летом.
Лес и вода - родные брат и сестра.
Что летом родится, то зимой пригодится.
Зелёное царство - лучшее лекарство.
5. Дидактические игры:
"Польза - вред". Цель - сформировать представление о том, что в
природе всё необходимо. Например: какая польза от пчелы?
кокой вред от пчелы?
"Какие
мы
все
разные".
Цель
-
показать
многообразие
природного мира, выделить полезные качества природного
объекта.
"Закончи
предложение".
Образование
слов
в
родительном
падеже, множественном числе.
"Путаница". Цель - закрепить знания о взаимосвязи в природе,
условиях, необходимых для роста и питания растений и
животных.
"Что лишнее?". Цель - закрепить признаки разных времён года,
развивать слуховое внимание.
"Живая и неживая природа". Цель - систематизировать знания о
живой и неживой природе.
"Лесник". Цель - закрепить знания о внешнем виде растительного
мира.
"Природа и человек". Цель - систематизировать знания о том, что
даёт природа, и что сделано человеком.
"Хорошо - плохо". Цель - закреплять знания о правилах
поведения на природе.
"Что
будет,
если...".
Цель
-
уметь
замечать
и
называть
последствия действий по отношению к природе.
"Воздух, земля, вода". Цель - систематизировать знания об
объектах природы, среде обитания живых организмов, развивать
слуховое внимание, сообразительность.
"Лесной многоэтажный дом". Цель - углублять знания о лесе как
о
природном
сообществе,
закреплять
знания
об
этажах
смешанного леса.
6. Сюжетно-ролевые игры:
"Больница для животных"
"Прогулка в лес"
"Зоопарк"
"Морское путешествие"
7. Подвижные игры:
"Умный птицелов"
"Коршун и наседка"
"Совушка"
"Лягушки и цапля"
"Хитрая лиса"
"Медведь и пчёлы"
"Журавли" (осетинская народная игра)
8. Экологические игры:
"Ты, человек, люби природу"
"Воздух, земля, вода"
9. Наблюдение за жизнью растений, птиц и насекомых во время
прогулок.
10. Художественное творчество детей:
Рисование: "Дворец для пернатых", "Лесной доктор", "Мой
любимый чистый город".
Лепка: "Животные родного края", "Чудо на ладошке".
Аппликация: "Лес - многоэтажный дом".
Оригами (на прогулке) "Журавлики".
11. Итоговое занятие "Царство леса" и создание с детьми запрещающих
знаков и правил поведения в природе.
Формы работы с родителями по экологическому воспитанию:
Анкетирование
"Насколько
Вы
компетентны
в
вопросах
экологии?";
Оформление коллажа "Проблемы экологии глазами детей";
Организация дней открытых дверей;
Оформление экологических стендов и альбомов;
Привлечение родителей к совместной трудовой деятельности с
детьми на участке детского сада;
Выставка "Совместные поделки из природного материала".