Автор: Ирина Анатольевна Карпова
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 2"
Населённый пункт: село Чернолесское Новоселицкого округа Ставропольского края
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: Урок литературного чтения на тему "Сказка Д.Н. Мамина-Сибиряка "Серая Шейка"
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока литературное чтение, 3 класс
Составитель: Карпова Ирина Анатольевна,
учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 2» с. Чернолесского
Новоселицкого округа Ставропольского края
УМК: «Перспектива»
Тема урока: Сказка Д.Н.Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»
Метод урока: постерная презентация.
Цели урока:
Сформировать представление о значимости познавательных и художественных текстов.
Классифицировать качества людей на положительные и отрицательные,
выявлять способы воспитания таких качеств в себе и других
людях.
Учить давать характеристику героев, отвечать на вопросы, выделять главную мысль.
Стимулировать желание читать произведения о животных и птицах.
Обогащать словарный запас обучающихся.
Развивать память, речь, логическое мышление.
Воспитывать доброту и милосердие.
Способствовать формированию взаимодействия при работе в паре и в группе.
Планируемые результаты:
Предметные - прогнозировать содержание произведения; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; выделять особенности
литературной сказки; уметь определять положительные и отрицательные качества человека; уметь работать в группах сообща, понимать и
слушать друг друга.
Метапредметные:
Регулятивные – формирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование
вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
Познавательные – анализ художественного текста, выделение главной мысли, постановка и формулирование проблемы.
Коммуникативные – ответы на вопросы учителя и учебника на основе художественного произведения, обсуждение в паре ответов на
вопросы, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения, доказательство своей точки
зрения, планировать работу в парах и группах.
Личностные – воспитание доброты и милосердия,
способствовать формированию компонентов учебной деятельности приемам
рефлексии и самооценки; формировать культуру общения и сотрудничества с учителем и сверстниками.
Оборудование
Мультимедийное оборудование, электронная презентация, раздаточный материал для работы в группах, памятка «секретные материалы»,
карточки с заданиями, карточки-помощницы, учебник, тетрадь, материалы для изготовления постера.
На данном уроке используется метод постерной презентации.
Технологическая карта урока
Этап урока
Содержание заданий
(для учащихся)
Виды
деятельности,
формы
организации
работы
Планируемые результаты
Предметные
Личностные, метапредметные (формирование УУД)
1. Определение
тематики
постера
Задание для работы в
паре:
1.
Назовите качества
которыми обладали
каждый из героев
сказки «Серая шейка»
2. Определите какие из
этих качеств
положительные, а
какие отрицательные
Делают выводы о
значимости воспитания
в себе и других людях
положительных качеств.
Задания для работы в
группе:
1.
Приведите
способы воспитания
таких качеств в себе и в
других людях.(как один
из способов предлагают
постер)
2.
Выберите
Выписывают
качества
характеризующи
е героев сказки,
классифицируют
на положитель
ные и
отрицатель
ные (работа в
парах).
Разбиваются на
группы,
Приводят
способы
воспитания
положитель
ных качеств
Выбирают то,
которое будут
представлять
(работа в
группах)
Знать: содержание
сказки «Серая
Шейка», понятия
качеств
положительных и
отрицательных
Уметь:
Характеризовать
героев сказки
Личностные УУД:
- проявление устойчивого познавательного интереса к
предметному содержанию при определении качеств,
которыми обладают герои сказки, делении качеств на
положительные и отрицательные, выявлении способов
воспитания таких качеств в себе и других людях.
- самооценивание успешности или неуспешности учебной
деятельности при определении качеств, которыми
обладают герои сказки, делении качеств на
положительные и отрицательные, выявлении способов
воспитания таких качеств в себе и других людях …
- проявление уважительного отношения при
взаимодействии с одноклассниками и учителем во время
учебной деятельности при определении качеств, которыми
обладают герои сказки, делении качеств на
положительные и отрицательные, выявлении способов
воспитания таких качеств в себе и других людях.
Регулятивные УУД:
- следование предложенной инструкции
при
определении
качеств, которыми обладают герои сказки, делении
качеств на положительные и отрицательные, выявлении
способов воспитания таких качеств в себе и других людях
качество (по жребию),
которое будет
представлять ваша
группа.
- определение цели учебной деятельности самостоятельно
или совместно с одноклассниками и учителем при
выявлении способов воспитания таких качеств в себе и
других людях …
Познавательные УУД:
Общеучебные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации в учебнике
и в рабочей тетради при определении качеств, которыми
обладают герои сказки, выявлении способов воспитания
таких качеств в себе и других людях …
- умение структурировать знания при определении качеств,
которыми обладают герои сказки, делении качеств на
положительные и отрицательные, выявлении способов
воспитания таких качеств в себе и других людях
- умение осознанно и произвольно строить речевое
высказывание в устной форме при выявлении способов
воспитания таких качеств в себе и других людях
- выбор наиболее эффективных способов решения задач
при определении качеств, которыми обладают герои
сказки, делении качеств на положительные и
отрицательные, выявлении способов воспитания таких
качеств в себе и других людях
- постановка и формулирование проблем при выявлении
способов воспитания таких качеств в себе и других людях
Логические УУД:
- анализ, синтез, сравнение, при определении качеств,
которыми обладают герои сказки, , выявлении способов
воспитания таких качеств в себе и других людях
- классификация при делении качеств на положительные и
отрицательные
- установление причинно-следственных связей и
построение логической цепи рассуждений при определении
качеств, которыми обладают герои сказки, делении
качеств на положительные и отрицательные, выявлении
способов воспитания таких качеств в себе и других людях
Коммуникативные УУД:
- определение правил учебного сотрудничества при
взаимодействии с одноклассниками и учителем (принятие
различных точек зрения, умение задавать вопросы,
понимание различных позиций других людей, учёт
различных мнений, умение формулировать собственное
мнение при определении качеств, которыми обладают
герои сказки, делении качеств на положительные и
отрицательные, выявлении способов воспитания таких
качеств в себе и других людях
- умение контролировать собственные действия и действия
партнёров, приходить к общему мнению) при делении
качеств на положительные и отрицательные, выявлении
способов воспитания таких качеств в себе и других людях
- понимание возможности различных позиций и точек
зрения на какой-либо предмет или вопрос при определении
качеств, которыми обладают герои сказки, делении
качеств на положительные и отрицательные, выявлении
способов воспитания таких качеств в себе и других людях
- ориентация на позицию других людей, отличную от
собственной, уважение иной точки зрения при определении
качеств, которыми обладают герои сказки, делении
качеств на положительные и отрицательные, выявлении
способов воспитания таких качеств в себе и других людях
- учет разных мнений и умение обосновать собственное
при определении качеств, которыми обладают герои
сказки, делении качеств на положительные и
отрицательные, выявлении способов воспитания таких
качеств в себе и других людях
- умение договариваться, находить общее решение при
определении качеств, которыми обладают герои сказки,
делении качеств на положительные и отрицательные,
- умение аргументировать свое предложение, убеждать и
уступать при определении качеств, которыми обладают
герои сказки, делении качеств на положительные и
отрицательные, выявлении способов воспитания таких
качеств в себе и других людях
-способность сохранять доброжелательное отношение друг
к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль
и взаимопомощь по ходу выполнения задания на
определение качеств, которыми обладают герои сказки,
деление качеств на положительные и отрицательные,
выявлениеспособов воспитания таких качеств в себе и
других людях
-рефлексия своих действий как достаточно полное
отображение предметного содержания и условий
осуществляемых действий при определении качеств,
которыми обладают герои сказки, делении качеств на
положительные и отрицательные, выявлении способов
воспитания таких качеств в себе и других людях
-способность строить понятные для партнера
высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что
нет при определении качеств, которыми обладают герои
сказки, делении качеств на положительные и
отрицательные, выявлении способов воспитания таких
качеств в себе и других людях
-умение с помощью вопросов получать необходимые
сведения от партнера по деятельности при определении
качеств, которыми обладают герои сказки, делении
качеств на положительные и отрицательные, выявлении
способов воспитания таких качеств в себе и других людях
2. Постановка
задачи
Задания для работы в
группе:
1.
Предположите, как
вы будете
представлять качество,
которое вам досталось,
2.
Подумайте над
названием или
лозунгом вашей
работы.
(предлагают варианты
названий своей
работы)
Выдвигают
версии моделей
и определяются
со своим
выбором.
Знать:
- определение
каждого
положительного
качества человека
Уметь:
аргументировать
свои мысли,
правильно,
доступно их
выражать и
приходить к
общему мнению.
Личностные УУД:
- проявление устойчивого познавательного интереса к
предметному содержанию при предложении своих идей;
- проявление уважительного отношения при
взаимодействии с одноклассниками и учителем во время
учебной деятельности при обсуждении идей и принятии
решения;
Регулятивные УУД:
- определение цели учебной деятельности самостоятельно
или совместно с одноклассниками и учителем при
обсуждении идей и принятии решения
- составление плана (алгоритма) решения учебной задачи
самостоятельно или совместно с одноклассниками и
учителем при обсуждении идей и принятии решения
- оценивание успешности решения учебной задачи по
критериям, определённым совместно с одноклассниками и
учителем при обсуждении идей и принятии решения
Познавательные УУД:
Общеучебные УУД:
- построение знаково-символических моделей при
обсуждении идей и принятии решения
- умение структурировать знания при обсуждении идей и
принятии решения
- умение осознанно и произвольно строить речевое
высказывание в устной форме при обсуждении идей и
принятии решения
- выбор наиболее эффективных способов решения задач
при обсуждении идей и принятии решения
Логические УУД:
- анализ, синтез, сравнение, классификация при
обсуждении идей и принятии решения
- установление причинно-следственных связей и
построение логической цепи рассуждений при обсуждении
идей и принятии решения
- выдвижение гипотез, их обоснование и доказательства
при обсуждении идей и принятии решения
Коммуникативные УУД:
- определение правил учебного сотрудничества при
взаимодействии с одноклассниками и учителем (принятие
различных точек зрения, умение задавать вопросы,
понимание различных позиций других людей, учёт
различных мнений, умение формулировать собственное
мнение при предложении своих идей;
- умение контролировать собственные действия и действия
партнёров, приходить к общему мнению) при обсуждении
идей и принятии решения
- понимание возможности различных позиций и точек
зрения на какой-либо предмет или вопрос при
предложении своих идей, при обсуждении идей и принятии
решения;
ориентация на позицию других людей, отличную от
собственной, уважение иной точки зрения при
предложении своих идей, при обсуждении идей и принятии
решения;
учет разных мнений и умение обосновать
собственное при предложении своих идей, при обсуждении
идей и принятии решения;
умение договариваться, находить общее решение
при
обсуждении идей и принятии решения;
умение аргументировать свое предложение,
убеждать и уступать при обсуждении идей и принятии
решения;
способность сохранять доброжелательное
отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов,
взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения
задания на этапе обсуждения идей и принятии решения;
способность строить понятные для партнера
высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что
нет при обсуждении идей и принятии решения;
умение с помощью вопросов получать необходимые
сведения от партнера по деятельности при обсуждении
идей и принятии решения;
3. Выбор
материалов
На столе учеников
изначально
подготовлены
материалы для
изготовления постера
Нужно выбрать
необходимые для
работы материалы.
А теперь приступаем к
работе.
Выбираю
необходимый
материал для
своей
творческой
модели и
начинаю
работать над ней
Знать:
правила работы с
колющими и
режущими
предметами.
Уметь:
пользоваться
колющими и
режущими
предметами.
Личностные УУД:
- проявление уважительного отношения при
взаимодействии с одноклассниками и учителем во время
учебной деятельности при выборе материала.
Регулятивные УУД:
- осуществление контроля и коррекции способа и
результата решения учебной задачи по ранее
составленному плану (эталону, образцу) при подборе
необходимого материала для своей модели.
Познавательные УУД:
Общеучебные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации в учебнике
и в рабочей тетради при выборе материала;
- умение структурировать знания при выборе материала;
- умение осознанно и произвольно строить речевое
высказывание в устной форме при изложении собственного
мнения при выборе материала;
- постановка и формулирование проблем при определении
необходимой информации.
Логические УУД:
- анализ, синтез, сравнение, классификация при подборе
материала для модели;
- установление причинно-следственных связей и
построение логической цепи рассуждений при обсуждении
своего выбора.
Коммуникативные УУД:
- определение правил учебного сотрудничества при
взаимодействии с одноклассниками и учителем (принятие
различных точек зрения, умение задавать вопросы,
понимание различных позиций других людей, учёт
различных мнений, умение формулировать собственное
мнение при работе в группах;
- умение контролировать собственные действия и действия
партнёров, приходить к общему мнению) при обсуждении
в группе;
- ориентация на позицию других людей, отличную от
собственной, уважение иной точки зрения при обсуждении
в группе;
- учет разных мнений и умение обосновать собственное
при подборе материала для модели;
- умение договариваться, находить общее решение при
разногласиях во время сотрудничества;
- умение аргументировать свое предложение, убеждать и
уступать при возникновении разногласий;
- способность строить понятные для партнера
высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что
нет при обсуждении работы.
4. Создание
творческого
продукта
В каждой группе вы
выбрали себе модель,
подобрали нужный
материал. Предлагаю
приступить к работе.
Посовещав
шись, группы
приступают к
работе.
Знать:
правила работы в
группах, правила
техники
безопасности,
Личностные УУД:
- самооценивание успешности или неуспешности учебной
деятельности при распределении выбранного материала на
модели;
- проявление уважительного отношения при
взаимодействии с одноклассниками и учителем во время
Работа по группам при
создании творческой
модели.
Уметь:
прислушиваться к
мнению участников
команды, работать
в группе, избегать
конфликтных
ситуаций,
творчески мыслить.
учебной деятельности при создании творческой модели.
Регулятивные УУД:
- определение цели учебной деятельности самостоятельно
или совместно с одноклассниками и учителем при
создании модели;
- составление плана (алгоритма) решения учебной задачи
самостоятельно или совместно с одноклассниками и
учителем при распределении работы в группе;
- оценивание успешности решения учебной задачи по
критериям, определённым совместно с одноклассниками и
учителем при выборе элементов материала на модели.
Познавательные УУД:
Общеучебные УУД:
- построение знаково-символических моделей при
изготовлении работы;
- поиск и выделение необходимой информации в учебнике
и в рабочей тетради при обсуждении распределения
выбранного материала на модели;
- умение структурировать знания при расположении
элементов модели;
- умение осознанно и произвольно строить речевое
высказывание в устной форме при работе над моделью;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач
при возникновении разногласий;
- постановка и формулирование проблем при создании
общей модели.
Логические УУД:
- анализ, синтез, сравнение, классификация при
распределении выбранного материала на основной части
модели;
- установление причинно-следственных связей и
построение логической цепи рассуждений при оформлении
своей работы.
Коммуникативные УУД:
- определение правил учебного сотрудничества при
взаимодействии с одноклассниками и учителем (принятие
различных точек зрения, умение задавать вопросы,
понимание различных позиций других людей, учёт
различных мнений, умение формулировать собственное
мнение при обсуждении в создании творческой модели;
- умение контролировать собственные действия и действия
партнёров, приходить к общему мнению) при
изготовлении модели;
- ориентация на позицию других людей, отличную от
собственной, уважение иной точки зрения при создании
творческой модели;
- учет разных мнений и умение обосновать собственное
при возникновении спорных ситуаций в работе;
- умение договариваться, находить общее решение при
возникновении спорных ситуаций в работе;
- способность сохранять доброжелательное отношение
друг к другу в ситуации конфликта интересов,
взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения
задания на творческом этапе;
- способность строить понятные для партнера
высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что
нет при изложении мнений;
- умение с помощью вопросов получать необходимые
сведения от партнера по деятельности при моделировании
работы.
5. Презентация
продукта.
Ребята, давайте
посмотрим, что же у вас
получилось.
Представитель от
каждой группа должен
продемонстрировать
свой постер и защитить
его.
У вас получились
прекрасные работы.
Представи
тель от каждой
группы
демонстриру
ет и
комментирует
свой постер.
Прикрепляют
свои постеры на
доску. Отвечают
на вопросы
учителя.
Знать:
правила
презентации своей
работы.
Уметь:
выбирать
представителя от
группы.
Представлять свою
модель.
Личностные УУД:
- проявление устойчивого познавательного интереса к
предметному содержанию при защите своей творческой
работы;
- самооценивание успешности или неуспешности учебной
деятельности при обсуждении групповых работ;
- проявление уважительного отношения при
взаимодействии с одноклассниками и учителем во время
учебной деятельности при презентации своей работы.
Регулятивные УУД:
- составление плана (алгоритма) решения учебной задачи
самостоятельно или совместно с одноклассниками и
учителем при защите свое модели;
- осуществление контроля и коррекции способа и
результата решения учебной задачи по ранее
составленному плану (эталону, образцу) при обсуждении
представленных моделей;
- оценивание успешности решения учебной задачи по
критериям, определённым совместно с одноклассниками и
учителем при получении конечного продукта.
Познавательные УУД:
Общеучебные УУД:
- умение структурировать знания при защите своих работ
по группам;
- умение осознанно и произвольно строить речевое
высказывание в устной форме при представлении своих
моделей;
- постановка и формулирование проблем при отчёте о
проделанной работе.
Логические УУД:
- анализ при подведении итога проделанной работы;
- установление причинно-следственных связей и
построение логической цепи рассуждений при
презентации своей работы.
Коммуникативные УУД:
- определение правил учебного сотрудничества при
взаимодействии с одноклассниками и учителем (принятие
различных точек зрения, умение задавать вопросы,
понимание различных позиций других людей, учёт
различных мнений, умение формулировать собственное
мнение при анализе представленных групповых работ;
- понимание возможности различных позиций и точек
зрения на какой-либо предмет или вопрос при
демонстрации готового продукта по группам;
- ориентация на позицию других людей, отличную от
собственной, уважение иной точки зрения при
демонстрации творческого продукта;
- понимание возможности разных оснований для оценки
одного и того же предмета, понимание относительности
оценок или подходов к выбору при обсуждении групповых
работ;
- учет разных мнений и умение обосновать собственное
при защите своего творческого продукта;
- умение аргументировать свое предложение, убеждать и
уступать при обсуждении работ групп;
- способность сохранять доброжелательное отношение
друг к другу в ситуации конфликта интересов,
взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения
задания на этапе презентации продукта;
- рефлексия своих действий как достаточно полное
отображение предметного содержания и условий
осуществляемых действий при демонстрации конечного
результата ( постера);
- способность строить понятные для партнера
высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что
нет при защите готового продукта.
Образец выполненного постера одной из групп.