Авторы: Воложанина Юлия Юрьевна, Юлия Юрьевна Воложанина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №2 "Солнышко"
Населённый пункт: Забайкальский край, г. Борзя
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Юные финансисты"
Раздел: дошкольное образование
КОНСПЕКТ ИГРОВОГО НОД ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ
«ЮНЫЕ ФИНАНСИСТЫ»
Воложанина Юлия Юрьевна, воспитатель
МДОУ «Детский сад № 2 «Солнышко»
г. Борзя
Основная образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция: «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое развитие»,
«Физическое развитие», «Речевое развитие».
Тема: «Юные финансисты».
Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного
возраста:
раскрытие сущности понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая
карта»; наличные и безналичные деньги; закрепление знания детей о внешнем виде
современных денег.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
2. Познакомить с элементарными экономическими понятиями: «деньги», «товар», «банк»,
потребность», «зарплата», «кредит», «карта» и др.;
3. Расширять знания детей об истории возникновения денег;
4. Расширять и активизировать словарный запас детей, совершенствовать коммуникативные
качества детей;
5. Расширять представления о профессиях, связанных с финансами;
6. Учить детей сравнивать, анализировать и соотносить потребности и возможности.
Развивающие:
1. Развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности;
2. Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных
видов детской деятельности;
3. Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений
посредством игровых действий;
4. Расширить представление детей о необходимости рационально использовать деньги;
5. Способствовать развитию внимания, логического мышления
Воспитательные:
1. Воспитывать эмоционально положительное отношение и интерес к деятельности
экономического характера;
2. Воспитывать основы финансовой культуры;
3. Воспитывать у детей умение применять на практике в жизни полученные знания по
финансовой грамотности, понимать и ценить окружающий предметный мир, как результат
труда людей;
4. Воспитывать у детей уважение к людям, которые трудятся и честно зарабатывают свои
деньги;
5. Воспитывать социально – нравственные качества личности: бережливость, честность,
трудолюбие.
Предварительная работа:
1. Беседы:
-Что лучше - копить или тратить?
- Совместное составление правил обращения с деньгами.
- «Осторожно - деньги!», составление рассказов на тему.
1
- «Кем работает моя мама».
2. Чтение художественной литературы:
- Чтение пословиц и поговорок,
- сказок «Приключение Буратино, «Муха – Цокотуха», «Как старик корову продавал»,
«Жадный мельник» и др.,
- отгадывание загадок.
3. Дидактические и сюжетно - ролевые игры:
- Дидактические игры «Кто кем работает?», «Можно и нельзя купить», «Разложите товар»,
«Товар или услуга», «Где живут деньги?» «Доход – расход».
- Сюжетно - ролевые игры «Магазин», «Аптека», «Рынок», «Банк», «Семья».
4. Просмотр мультфильмов: Фиксики «Как делают деньги», «Азбука денег тетушки Совы»,
«Смешарики. Финансовая грамотность – благородное дело», «Как старик корову продавал»,
«Муха – Цокатуха» и др.
Ход:
Воспитатель:
- Мы сегодня с вами отправимся в путешествие в необычную страну – «Страну Финансов».
Наше путешествие будет веселым и увлекательным. Всем понадобится смекалка, внимание и
сообразительность.
Звучит музыка из мультфильма «Крокодил Гена», в группу входит Чебурашка.
- Ребята, я приехал к вам с другой страны, и я начал только всему учиться. Слышал, что вы
отправляетесь в незнакомую мне страну «Финансов». Я хотел бы вместе с вами отправиться
в путешествие и узнать, что такое финансы. Возьмёте?
Дети приглашают Чебурашку, путешествие начинается.
Воспитатель:
- Во время путешествий встречаются препятствия, трудности, которые необходимо
преодолеть, готовы? Тогда, в путь.
Звучит музыка, дети отправляются в путешествие.
На экране появляется здание Банка.
- Дети, перед нами здание, где хранятся деньги. Кто может сказать, как оно называется?
(Банк).
- Как называются металлические деньги? (Монеты)
- Как называются российские деньги? (Рубли)
- Зарплата ваших родителей, пенсия бабушек и дедушек - это…(Доходы)
- Деньги, которые мы тратим на покупки, транспорт, походы в кино и другие наши
потребности называются…(Расходы)
- Кто знает, каким словом называются все иностранные деньги? (валюта).
- Молодцы, правильно ответили на вопросы.
Предлагаю поиграть в игру «Третий лишний».
- Из ряда слов нужно назвать то, которое не имеет отношение к остальным. Цена
правильного ответа 1 монета.
1. Доллар, рубль, Россия;
2. Зарплата, квартплата, пенсия;
3. Банкир, продавец, инкассатор;
4. Купюра, монета, конфета.
- Чебурашке понравилась игра, и то, как вы справились с заданием.
Следующее задание «Закончи предложение»
1. В кошелек мы их кладем,
С ними в магазин идем
Будут целыми, как в танке,
Сбереженья ваши в ... (в банке)
2. И врачу, и акробату выдают за труд … (зарплату).
2
3. Чтоб хранить свои доходы
На карманные расходы,
Хрюшка требуется мне,
Та, что с дыркой на спине (копилка)
4. Из какого аппарата выдаётся нам зарплата? (банкомат)
5. На товаре быть должна
Обязательно …(цена)
За каждый правильный ответ дети получают 1монета.
Послушать ситуацию и предложите правильное решение.
Ситуация первая.
В магазин завезли новую игру, о которой вы давно мечтали. Но мама сказала, что сейчас у
семьи нет на нее денег, и нужно подождать до зарплаты. Как правильно поступить?
Послушайте варианты:
- начать плакать и уговаривать маму;
- попросить денег на игру у бабушки;
- подождать, когда мама получит зарплату.
Ситуация вторая.
Мама или папа получили зарплату. Как правильно нужно ею распорядиться? Послушайте
варианты ответов:
- купить много сладостей;
- купить продукты, заплатить за услуги, а оставшиеся деньги отложить;
- поехать всей семьей в путешествие.
Дети предлагают ответы и объясняют свой выбор.
Следующее игровое задание: поднимаете флажки, если слышите, что речь идет о
товаре, опускаете, если слышите, что речь идет не о товаре:
1. Фермер привез на рынок молоко (товар).
2. Папа починил детям игрушку (не товар).
3. Мама испекла пирог к празднику (не товар).
4. Плотник сделал шкаф и продал его (товар).
5. Маша сварила варенье для друзей (не товар).
6. На фабрике сделали игрушки и отвезли их в магазин (товар).
7. Бабушка сшила фартук для своей внучки (не товар).
8. В издательстве напечатали много детских книг (товар).
Следующее задание «Доход, расход».
- Те деньги, которые мы зарабатываем и вкладываем в семейный бюджет, называются …
(доход), (слаживаем ладони вместе), а то, что мы тратим на определённые нужды,
называется …(расход). ( раскрываем ладошки)
- Я начну говорить, а вы мне отвечайте: доход или расход
1. Родители получили зарплату ...(доход)
2. Бабушка заболела …(расход).
3. Выиграли в лотерею …(доход).
4. Потеряли кошелёк… (расход).
5. Продали часть урожая картофеля…(доход).
6. Нашли клад…(доход).
7. Купили новую игрушку…(расход).
8. Заплатили за воду… (расход).
9. Получили вознаграждение…(доход).
10. Отправились в путешествие …(расход)
- Вот и подошло наше путешествие к концу. Вы все замечательно потрудились, заработали
монеты своими знаниями, своим трудом.
- Чебурашка тоже благодарен вам. Он много нового узнал и понял для чего нужны деньги и
как ими нужно распоряжаться.
3
- Юные финансисты, а все ли можно купить? (Ответы детей)
Список литературы:
1.
Азрилиян, А. Н. Большой экономический словарь / А. Н. Азрилиян. – 2-е изд., измен.
И доп. – М. : Институт новой экономики, 2012. – 856 с.
2.
Ахметшина, Г. К. Экономическое воспитание учащихся: формы и методы / авт.-сост.
Г. К. Ахметшина, И. В. Воробьев, А. С. Щукин. – Казань, 2007. – 255 с.
3.
Берзон, Н. И. Финансы. Учебник для бакалавров. Бакалавр. Углубленный курс / И. Н.
Берзон. – Юрайт. : 2016. – 498 с.
4.
Блискавка, Е. А. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Е.А.
Блискавка. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 80 с.
5.
в
Бокарев, А. А. Повышение уровня финансовой грамотности
населениявРоссийской Федерации / А. А. Бокарев. – М. :Финансы, 2010. – 130 с.
6.
Галигузова, Л. Н. Педагогика детей раннего возраста. Учебное пособие /авт.-сост. Л.
Н. Галигузова, С. Ю. Мерещекова. – М. :2007. – 301 с.
7.
Горяев, А. Е. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской
экономической школы по личным финансам/авт.-сост. А. Е. Горяев, В. В. Чумаченко.
– М. :Финансы, 2010. – 90 с.
8.
Горяев, А. Е. Основы финансовой грамотности. Учебное пособие/авт.-сост. А.Е.
Горяев, В. В. Чумаченко. – М. :Просвещение, 2016. – 272 с.
9.
Жданова, О. А. Финансовая грамотность: методические рекомендации для
преподавателя. СПО / А. О. Жданова. — М. : ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 192 с.
10.
Жилкина, А. Н. Финансы. Учебник для бакалавров / под ред. А. М. Ковалева. 6-е изд.
– Юрайт, 2015. – 443 с.
11. 1.Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»:
пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений
/Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019
г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников».
12. 2."Методические рекомендации. Пособие для воспитателей дошкольных учреждений.
ФГОС ДО"/Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-
Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников».
13. 3.Сборник игр по организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных
учреждениях «Играем вместе» Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю.Рыжановская.
Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для
дошкольников».
14. 4.Советы родителям: говорите с детьми о финансах Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова,
Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные
финансы. Азы для дошкольников»
15. 5.Художественная литература для организации занятий по финансовой грамотности в
дошкольных учреждениях «Читаем, обсуждаем» /Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова,
Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные
финансы. Азы для дошкольников».
4
5
6