Напоминание

"Юные финансисты"


Авторы: Воложанина Юлия Юрьевна, Юлия Юрьевна Воложанина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №2 "Солнышко"
Населённый пункт: Забайкальский край, г. Борзя
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Юные финансисты"
Раздел: дошкольное образование





Назад




КОНСПЕКТ ИГРОВОГО НОД ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

«ЮНЫЕ ФИНАНСИСТЫ»

Воложанина Юлия Юрьевна, воспитатель

МДОУ «Детский сад № 2 «Солнышко»

г. Борзя

Основная образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция: «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое развитие»,

«Физическое развитие», «Речевое развитие».

Тема: «Юные финансисты».

Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного

возраста:

раскрытие сущности понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая

карта»; наличные и безналичные деньги; закрепление знания детей о внешнем виде

современных денег.

Задачи:

Образовательные:

1. Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;

2. Познакомить с элементарными экономическими понятиями: «деньги», «товар», «банк»,

потребность», «зарплата», «кредит», «карта» и др.;

3. Расширять знания детей об истории возникновения денег;

4. Расширять и активизировать словарный запас детей, совершенствовать коммуникативные

качества детей;

5. Расширять представления о профессиях, связанных с финансами;

6. Учить детей сравнивать, анализировать и соотносить потребности и возможности.

Развивающие:

1. Развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности;

2. Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных

видов детской деятельности;

3. Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений

посредством игровых действий;

4. Расширить представление детей о необходимости рационально использовать деньги;

5. Способствовать развитию внимания, логического мышления

Воспитательные:

1. Воспитывать эмоционально положительное отношение и интерес к деятельности

экономического характера;

2. Воспитывать основы финансовой культуры;

3. Воспитывать у детей умение применять на практике в жизни полученные знания по

финансовой грамотности, понимать и ценить окружающий предметный мир, как результат

труда людей;

4. Воспитывать у детей уважение к людям, которые трудятся и честно зарабатывают свои

деньги;

5. Воспитывать социально – нравственные качества личности: бережливость, честность,

трудолюбие.

Предварительная работа:

1. Беседы:

-Что лучше - копить или тратить?

- Совместное составление правил обращения с деньгами.

- «Осторожно - деньги!», составление рассказов на тему.

1

- «Кем работает моя мама».

2. Чтение художественной литературы:

- Чтение пословиц и поговорок,

- сказок «Приключение Буратино, «Муха – Цокотуха», «Как старик корову продавал»,

«Жадный мельник» и др.,

- отгадывание загадок.

3. Дидактические и сюжетно - ролевые игры:

- Дидактические игры «Кто кем работает?», «Можно и нельзя купить», «Разложите товар»,

«Товар или услуга», «Где живут деньги?» «Доход – расход».

- Сюжетно - ролевые игры «Магазин», «Аптека», «Рынок», «Банк», «Семья».

4. Просмотр мультфильмов: Фиксики «Как делают деньги», «Азбука денег тетушки Совы»,

«Смешарики. Финансовая грамотность – благородное дело», «Как старик корову продавал»,

«Муха – Цокатуха» и др.

Ход:

Воспитатель:

- Мы сегодня с вами отправимся в путешествие в необычную страну – «Страну Финансов».

Наше путешествие будет веселым и увлекательным. Всем понадобится смекалка, внимание и

сообразительность.

Звучит музыка из мультфильма «Крокодил Гена», в группу входит Чебурашка.

- Ребята, я приехал к вам с другой страны, и я начал только всему учиться. Слышал, что вы

отправляетесь в незнакомую мне страну «Финансов». Я хотел бы вместе с вами отправиться

в путешествие и узнать, что такое финансы. Возьмёте?

Дети приглашают Чебурашку, путешествие начинается.

Воспитатель:

- Во время путешествий встречаются препятствия, трудности, которые необходимо

преодолеть, готовы? Тогда, в путь.

Звучит музыка, дети отправляются в путешествие.

На экране появляется здание Банка.

- Дети, перед нами здание, где хранятся деньги. Кто может сказать, как оно называется?

(Банк).

- Как называются металлические деньги? (Монеты)

- Как называются российские деньги? (Рубли)

- Зарплата ваших родителей, пенсия бабушек и дедушек - это…(Доходы)

- Деньги, которые мы тратим на покупки, транспорт, походы в кино и другие наши

потребности называются…(Расходы)

- Кто знает, каким словом называются все иностранные деньги? (валюта).

- Молодцы, правильно ответили на вопросы.

Предлагаю поиграть в игру «Третий лишний».

- Из ряда слов нужно назвать то, которое не имеет отношение к остальным. Цена

правильного ответа 1 монета.

1. Доллар, рубль, Россия;

2. Зарплата, квартплата, пенсия;

3. Банкир, продавец, инкассатор;

4. Купюра, монета, конфета.

- Чебурашке понравилась игра, и то, как вы справились с заданием.

Следующее задание «Закончи предложение»

1. В кошелек мы их кладем,

С ними в магазин идем

Будут целыми, как в танке,

Сбереженья ваши в ... (в банке)

2. И врачу, и акробату выдают за труд … (зарплату).

2

3. Чтоб хранить свои доходы

На карманные расходы,

Хрюшка требуется мне,

Та, что с дыркой на спине (копилка)

4. Из какого аппарата выдаётся нам зарплата? (банкомат)

5. На товаре быть должна

Обязательно …(цена)

За каждый правильный ответ дети получают 1монета.

Послушать ситуацию и предложите правильное решение.

Ситуация первая.

В магазин завезли новую игру, о которой вы давно мечтали. Но мама сказала, что сейчас у

семьи нет на нее денег, и нужно подождать до зарплаты. Как правильно поступить?

Послушайте варианты:

- начать плакать и уговаривать маму;

- попросить денег на игру у бабушки;

- подождать, когда мама получит зарплату.

Ситуация вторая.

Мама или папа получили зарплату. Как правильно нужно ею распорядиться? Послушайте

варианты ответов:

- купить много сладостей;

- купить продукты, заплатить за услуги, а оставшиеся деньги отложить;

- поехать всей семьей в путешествие.

Дети предлагают ответы и объясняют свой выбор.

Следующее игровое задание: поднимаете флажки, если слышите, что речь идет о

товаре, опускаете, если слышите, что речь идет не о товаре:

1. Фермер привез на рынок молоко (товар).

2. Папа починил детям игрушку (не товар).

3. Мама испекла пирог к празднику (не товар).

4. Плотник сделал шкаф и продал его (товар).

5. Маша сварила варенье для друзей (не товар).

6. На фабрике сделали игрушки и отвезли их в магазин (товар).

7. Бабушка сшила фартук для своей внучки (не товар).

8. В издательстве напечатали много детских книг (товар).

Следующее задание «Доход, расход».

- Те деньги, которые мы зарабатываем и вкладываем в семейный бюджет, называются …

(доход), (слаживаем ладони вместе), а то, что мы тратим на определённые нужды,

называется …(расход). ( раскрываем ладошки)

- Я начну говорить, а вы мне отвечайте: доход или расход

1. Родители получили зарплату ...(доход)

2. Бабушка заболела …(расход).

3. Выиграли в лотерею …(доход).

4. Потеряли кошелёк… (расход).

5. Продали часть урожая картофеля…(доход).

6. Нашли клад…(доход).

7. Купили новую игрушку…(расход).

8. Заплатили за воду… (расход).

9. Получили вознаграждение…(доход).

10. Отправились в путешествие …(расход)

- Вот и подошло наше путешествие к концу. Вы все замечательно потрудились, заработали

монеты своими знаниями, своим трудом.

- Чебурашка тоже благодарен вам. Он много нового узнал и понял для чего нужны деньги и

как ими нужно распоряжаться.

3

- Юные финансисты, а все ли можно купить? (Ответы детей)

Список литературы:

1.

Азрилиян, А. Н. Большой экономический словарь / А. Н. Азрилиян. – 2-е изд., измен.

И доп. – М. : Институт новой экономики, 2012. – 856 с.

2.

Ахметшина, Г. К. Экономическое воспитание учащихся: формы и методы / авт.-сост.

Г. К. Ахметшина, И. В. Воробьев, А. С. Щукин. – Казань, 2007. – 255 с.

3.

Берзон, Н. И. Финансы. Учебник для бакалавров. Бакалавр. Углубленный курс / И. Н.

Берзон. – Юрайт. : 2016. – 498 с.

4.

Блискавка, Е. А. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Е.А.

Блискавка. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 80 с.

5.

в

Бокарев, А. А. Повышение уровня финансовой грамотности

населениявРоссийской Федерации / А. А. Бокарев. – М. :Финансы, 2010. – 130 с.

6.

Галигузова, Л. Н. Педагогика детей раннего возраста. Учебное пособие /авт.-сост. Л.

Н. Галигузова, С. Ю. Мерещекова. – М. :2007. – 301 с.

7.

Горяев, А. Е. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской

экономической школы по личным финансам/авт.-сост. А. Е. Горяев, В. В. Чумаченко.

– М. :Финансы, 2010. – 90 с.

8.

Горяев, А. Е. Основы финансовой грамотности. Учебное пособие/авт.-сост. А.Е.

Горяев, В. В. Чумаченко. – М. :Просвещение, 2016. – 272 с.

9.

Жданова, О. А. Финансовая грамотность: методические рекомендации для

преподавателя. СПО / А. О. Жданова. — М. : ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 192 с.

10.

Жилкина, А. Н. Финансы. Учебник для бакалавров / под ред. А. М. Ковалева. 6-е изд.

– Юрайт, 2015. – 443 с.

11. 1.Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»:

пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений

/Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019

г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников».

12. 2."Методические рекомендации. Пособие для воспитателей дошкольных учреждений.

ФГОС ДО"/Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-

Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников».

13. 3.Сборник игр по организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных

учреждениях «Играем вместе» Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю.Рыжановская.

Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для

дошкольников».

14. 4.Советы родителям: говорите с детьми о финансах Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова,

Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные

финансы. Азы для дошкольников»

15. 5.Художественная литература для организации занятий по финансовой грамотности в

дошкольных учреждениях «Читаем, обсуждаем» /Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова,

Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные

финансы. Азы для дошкольников».

4

5

6



В раздел образования