Авторы: Малий Ольга Александровна, Ольга Александровна Малий
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №14 г. Пятигорск
Населённый пункт: город Пятигорск, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы развития детей с комплексными нарушениями
Раздел: начальное образование
Проблемы развития детей с комплексными нарушениями
I Характеристика детей со сложными нарушениями.
Классификация и критерии, используемые при осуществлении медико – социологической
экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями:
1 степень: способность к обучению, а также к получению образования определённого
уровня в рамках государственных образовательных стандартов в образовательных
учреждениях общего назначения с использованием специальных методов обучения,
специального режима обучения с применением, при необходимости, вспомогательных
средств.
2 степень: способность к обучению только в специальных (коррекционных)
образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в
развитии или на дому по специальным программам с использованием необходимых
технических средств и технологий.
3 степень: неспособность к обучению. Ошибочное понимание «обучаемости», как
способности индивида осваивать академические (школьные) знания, быть равным по
ментальным свойствам своим ровесникам с сохранным здоровьем – нанесли
невосполнимый нравственный и правовой урон нескольким поколениям детей
инвалидов и их семьям.
Обсуждая проблему «обучаемости – необучаемости» детей с нарушениями, следует
осмыслить приоритетность житейского опыта , не принижая значимость для
определённой части детей освоения основ учебной деятельности.
II Классификация сложных нарушений по Жигоревой Н.М.:
1(низкий) уровень психического развития представлен немногочисленной группой детей
с комплексными нарушениями. Дети характеризуются стойкими нарушениями
психической деятельности, отчётливо обнаруживающимися в сфере социального
развития, познавательных процессов, речевом развитии. У подавляющего большинства
детей отмечается формальный контакт со взрослыми или наблюдаются случаи полного
отказа от сотрудничества. Пассивность и крайне сниженная потребность в общении,
слабый интерес к окружающему тормозят процесс формирования коммуникативных
средств. Дети длительное время остаются на эмоционально – личностной форме
общения, предпочитая телесный контакт. Основным средством у детей являются
экспрессивно – мимические проявления.
Им доступна, в основном, совместная деятельность с педагогом, психологом.
Подражательная деятельность не сформирована, в отдельных случаях присутствуют
только её зачатки. Саморегуляция и контроль отсутствуют, дети инертны. Помощь не
воспринимают. Зона ближайшего развития детей 1 уровня значительно сужена.
2(средний) уровень. К нему было отнесено наибольшее количество детей. Имеющиеся
различные нарушения, представленные в структурах комплексного нарушения 2 уровня,
влекут за собой неравномерное изменение различных сторон психической деятельности.
Для детей 2 уровня характерна недостаточность наглядно – действенного, наглядно –
образного мышления. Дети не владеют в полной мере интеллектуальными операциями,
которые являются необходимыми компонентами мыслительной деятельности (анализ,
синтез, сравнение). Внимание недостаточно устойчивое. Отставание в развитии моторики.
Отмечаются нарушения в эмоционально – волевой сфере.
3 (выше среднего) уровень. Сравнительно рано приучаются к общественным правилам
поведения, овладевают в достаточном объёме навыками самообслуживания,
коммуникацией, игровыми действиями. Общим для них в отставании развития мышления
является недостаточная сформированность операций обобщения , абстрагирования. В то
же время, у большей части детей данного уровня сформированы операции анализа,
синтеза и они могут применять их в решении несложных задач, т.е. дети способны к
процессу усвоения умений и навыков в различных ситуациях. Характер деятельности
детей 3 уровня более целенаправленный, произвольно управляемый, мотивированный.
4 уровень является сложным в плане обучения и адаптации к образовательному
процессу. Возможность пребывания детей любой степени ограничений в обычном классе
общеобразовательной школы не является противозаконным.
Для ребёнка со сложными нарушениями детский коллектив является мощным и. чуть ли
не единственным, ресурсом для развития.
III Педагогическое обследование детей с тяжёлыми нарушениями.
В диагностике таких детей нельзя применять традиционные диагностические методики и
тесты. В этих случаях огромное значение имеют наблюдения за особенностями поведения
и общение ребёнка с окружающими.
Особенно важно определить степень его активности и заинтересованности в общении,
выявить индивидуальные пути и средства общения, его чувствительность к воздействиям
партнёра и способность отвечать на них тем или иным способом.
Важно выявить двигательные особенности ребёнка, его способы передвижения в
пространстве, привычные позы и действия.
При обследовании сенсорной сферы необходимо отметить степень и особенности
использования ребёнком зрения, слуха, осязания, обоняния при знакомстве с новыми
предметами и ориентировке в пространстве.
При определении уровня развития предметной деятельности важно внимательно
наблюдать и описывать различные виды действия с предметами.
Решить же вопрос о потенциальных возможностях развития ребёнка с множественными
поражениями и сложными нарушениями можно только в процессе его воспитания и
обучения в течение достаточно длительного времени, примерно в течение года.
IV Планирование и проведение педагогической работы с детьми с комплексными
нарушениями.
1.
Трудности при обучении.
Мотивация поверхностная. Нехватка смелости для того, чтобы достичь цели,
большое количество неудач.
Когнитивное развитие – абстрагирование, самоанализ и выдвижение гипотез.
Языковое развитие – задержка развития.
Социальное поведение – трудности поведения в классе, социальное признание.
2.
Адаптивный учебный план.
-Основные характеристики адаптивного учебного плана интегрированного
(инклюзия) класса, где обучаются дети со сложными нарушениями – это единый
план, который, насколько это возможно, доступен всем учащимся.
-Учебный план включает в себя деятельность, соответствующую возрасту и
ориентирован на определённый уровень развития.
-Использование многоуровневых методик преподавания.
-Использование альтернатив в отношении содержания учебных материалов.
3. Адаптивная оценка.
Оценка в классе, где обучаются такие дети, должна соответствовать следующим
критериям:
-оценка должна помогать в адаптации учебного плана.
-оценка обеспечивает ученикам и их родителям обратную связь.
-методики оценки учащихся должны учитывать конкретные виды инвалидности.
-результатом оценки учащегося должна стать разработка индивидуальной
образовательной программы.
Альтернативы устных и письменных ответов учащихся :
-наглядность
-вырезанная картинка
-последовательность
- специальные (распространённые) вопросы
-учащийся может продиктовать ответ
-помочь через словарный запас
-размеченная широкими линиями бумага для очень крупного почерка
-милимметровая бумага
-специальная бумага
-образцы для письма
Альтернативная помощь при выполнении заданий.
-чтение
-обзор текста
-поиск в интернете
-альтернативные компьют. программы.
Формы изложения информации:
-визуальные подсказки – цветовая подборка.
-картинки
-шаблоны
-магнитофонные плёнки
-схемы
-стикеры
-линейка
-закладки
-лупа
-копия для ученика того материала, который учитель пишет на доске
-большое количество материалов
-цветное изображение
-подчеркивание главных слов
-карточки.
4. Особенности педагогического сопровождения детей с комплексными (сложными)
нарушениями при работе с книгами.
При осуществлении сопровождения таких детей взрослые учитывают индивидуальные
показатели физического развития личности. На начальном этапе работы с книгами
необходимо определить, какие функции у ребёнка сформированы и подбирать книги с
заданиями, доступными для ребёнка. В ходе занятия педагог определяет невербальные
или вербальные знаки, которые помогут во время обучения находить способы
переключения или обращаться за помощью к взрослым.
5. Особенности проведения занятий в группе при частичной или временной интеграции
детей с тяжёлыми множественными нарушениями. Применение «взаимного» обучения в
классе.
Совместная деятельность учащихся предполагает. Прежде всего, умение
взаимодействовать в одном образовательном пространстве, прислушиваться к мнению
товарищей по группе, быть толерантными.
Первый этап.
На данном этапе цель педагога – научить детей общаться внутри проектной группы.
Сложность состоит в том, что дети в группе подбираются не по желанию детей, а по
различной структуре нарушения и различными образовательными возможностями. В
связи с этим часто в группе возникают разногласия, нетерпимость, нежелание работать
именно, как составляющей этой группы. Практика показывает, что в конце
пропедевтического этапа дети знают свои возможности, правильно распределяют
обязанности при взаимодействии.
Второй этап.
Цель – научить детей разных образовательных возможностей выполнять задания одного
типа всеми участниками группы, соответственно своим образовательным возможностям.
Все выполняют задания за компьютером. Дети с ДЦП на первом году обучения
выполняют такие задания «рука в руку».
Третий этап.
Проекты для детей могут быть практически направленные и теоретические.
Практически направленные проекты дают детям возможность достичь дидактической
цели через детальную обработку проблемы, которая должна завершиться вполне
реальным, осязаемым, практическим результатом. Он включает в себя, кроме самого
метода проекта, анализ и решение проблемных ситуаций. Темы проектов практически
направленного цикла выбирают сами дети. Предметы исследования и моделирования
должны быть им знакомы, близки по интересам. Выступают по проектам все участники
группы.
6. Обучение социальным навыкам.
Каким социальным навыкам можно научить ребёнка?
-навыки вербальной коммуникации: приветствие, благодарность, запоминание и
использование имён, выбор подходящих тем для разговоров, поддерживание
зрительного контакта, использование мимических поз, подавление импульсивного
поведения, слушание.
-навыки управления конфликтами: умение сказать «нет», реагировать на шутки,
извиняться, привлекать внимание, просить о помощи.
-навыки дружбы: умение заводить друзей, благодарить, принимать благодарность,
умение делать что-то по очереди, опрятность и аккуратность, понимание роли правил в
повседневной жизни. Быть в курсе предпочтений сверстников.
Приёмы обучения социальным навыкам:
-поощрение интереса к анализу собственных социальных навыков
-прямое обучение социальным навыкам
-моделирование социальных навыков при помощи живой модели, ролевой игры,
мимики, видео
-поощрение соответствующего поведения
-подсказка и напоминание о необходимости вести себя в соответствии с ситуацией
-обратная связь. Определение того, какие навыки были применены успешно, а какие
требуют доработки.
7.О возможностях инклюзивного образования детей с комплексными нарушениями
развития.
Инклюзивное образование – это не просто перемещение учащихся из
специализированных школ в школы по месту жительства или из специализированных
классов в классы общеобразовательные, а необходимость организации процесса
обучения и воспитания таким образом, чтобы учитывались индивидуальные потребности
и возможности каждого ребёнка.
Разрабатывая программу развития общеобразовательного учреждения, важно
определить системообразующие компоненты модели школы, к которым можно отнести:
-организационный компонент – для управления всеми процессами
-содержательный компонент – для определения содержания образовательных,
воспитательных, коррекционно – развивающих компонентов
-ценностный компонент- для принятия философии инклюзии.
Основные принципы инклюзии:
-по отношению к ребёнку – высокое качество освоения общеобразовательной
программой.
-по отношению к педагогу – принятие и учёт различий, индивидуального своеобразия
учащихся ; создание ситуации успеха для всех учеников, баланс коллективного и
индивидуального в учебно – воспитательном процессе.
-по отношению к общеобразовательному учреждению, реализующему инклюзивное
образование детей: адаптивность образовательного процесса, образовательной среды,
учебно – методического комплекса, вариативность подходов, методов и форм
социальной адаптации и реабилитации.