Напоминание

"Развитие познавательной активности в экологическом воспитании с использованием моделей"


Автор: Земскова Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №66
Населённый пункт: город Миасс, Челябинская обл.
Наименование материала: обобщение опыта
Тема: "Развитие познавательной активности в экологическом воспитании с использованием моделей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ТЕМА

: «Развитие познавательной

активности в экологическом

воспитании

с использованием

моделей»

Актуальность темы.

Одним из социальных заказов общества является формирование экологической

культуры человека и знаний в этой области. Экологическое воспитание

дошкольника - это формирование знаний о природе, бережного и заботливого

отношения к ней, которое должно проявляться во всех видах деятельности

ребёнка. Оно должно строиться на понимании детьми зависимостей,

существующих в природе, осознании влияния деятельности человека на природу.

Цель:

:

формирование элементарных экологических знаний.

В процессе экологического воспитания осуществляются образовательные

и воспитательные задачи:

умственное воспитание – образование знаний у детей о живой и неживой

природе, связях между объектами и явлениями природы, воспитание интереса к

природе, умение наблюдать, развитие познавательных способностей, сенсорного

аппарата, логического мышления, внимания, речи, любознательности.

нравственное воспитание – воспитывать любовь к природе, бережное

отношение к ней.

эстетическое воспитание – учить видеть красоту природы, отражать её в других

видах деятельности.

трудовое воспитание – воспитание трудолюбия, ответственное за порученное

дело, учить простейшим приёмам выращивания растений, знакомить с трудом

взрослых в природе, воспитывать уважение к их деятельности.

Построение развивающей среды, которая создавала бы условия

для решения поставленных задач:

Развитие познавательных интересов (систематические

наблюдения за объектами, различные опыты,

экспериментирование с природными материалами, использование

игр, поиск ответов на интересующие ребёнка вопросы);

Формирование экологически грамотного поведения (развитие

навыков ухода за животными и растениями, знакомство с

правилами поведения в природе);

Формирование нравственных качеств ребёнка (создание условий

для ухода за живыми объектами и общение с ними, воспитание

чувства ответственности);

Оздоровление ребёнка (грамотное озеленение группы);

Эколого – эстетическое развитие (запах цветов, окраска листьев);

Экологизация разных видов деятельности ребёнка (игры с

природными материалами, использование п/материала на

занятиях).

В результате этой работы были собраны и

сделаны:

o

Коллекция листьев;

o

Лаборатория для опытов;

o

Мини – огород на окне;

o

Выращены цветы;

o

Модели;

o

Х/л;

o

Иллюстрации и картинки;

o

Крупномасштабные пособия;

o

Календарь природы;

o

Игры;

o

Способы ухода за растениями.

Основные этапы

работы:

Перспективное планирование (задачи, перечень занятий с

указанием методов и приёмов и задачами, перечень наблюдений и

содержание труда на прогулках и в у/п, используемая литература).

Работа с родителями (консультации о значении метода

моделирования в развитии детей дошкольного возраста, открытые

занятия с использованием метода моделирования, участие в

проектной деятельности)

Обогащение развивающей среды.

Самостоятельная деятельность детей.

Проектная деятельность.

Кружковая работа «Юный эколог».

Кружковая работа «Юный эколог».

Цель

:

формирование элементарных

экологических знаний, обеспечение

успешного усвоения детьми знаний об

окружающем мире, структуре, связях и

отношениях между предметами.

Задачи:

Гуманное отношение к природе;

Умение наблюдать;

Освоение детьми экологически направленных деятельностей

(труд, охрана природы);

Освоение детьми системы экологических представлений и

элементарных понятий;

Умение работать с моделями.

Выбор методов и необходимость комплексного их

использования определяется возрастными возможностями детей,

характером воспитательно – образовательных задач.

Основные формы деятельности:

НОД,

игра,

моделирование,

чтение художественной литературы,

решение проблемных ситуаций,

трудовая деятельность;

опыты и экспериментирование.

Литература:

«

Добро пожаловать в экологию» Воронкевич

«Развитие речи» Гербова

«Д/и для ознакомления дошкольников с растениями»

Дрязгунова

Сборник загадок

«Уголок природы в д/с» Марковская

«Методика ознакомления дошкольников с природой» Саморукова

«Экологическое воспитание в д/д учреждениях» Пермь

«Времена года» Фесюкова

«Мы» программа экологического образования детей

«Методика экологического воспитания в д/с» Николаева

«Конспекты комплексно – тематических занятий» Голицина

« Комплексные занятия» Веракса

Перспективное планирование по экологическому воспитанию по

программе Николаевой С. Н. «Юный эколог»

Процесс познания окружающего мира не прост для

детей. Начинается он с чувственного восприятия.

Однако многие явления природы невозможно

воспринимать непосредственно. Часто на основе

чувственного познания требуется «построить» в

сознании абстрактное, обобщённое представление об

объекте или целом явлении природы, составить схему

изучаемого явления. Решить успешно эти задачи

помогает метод моделирования, поскольку

мышление дошкольника отличается предметной

образностью и наглядной конкретностью.

МОДЕЛИРОВАНИЕ.

В

основе

моделирования

лежит

принцип

замещения:

реальный

предмет

может

быть

замещён

другим

знаком

в

деятельности

детей,

другим предметом, изображением.

Мышление

ребёнка

развивается

с

помощью

специальных схем, моделей, которые в наглядной и

доступной для него форме воспроизводят скрытые

сведения и связи того или иного объекта.

Модели бывают:

1. Предметные - помогают воспроизводить структуру и особенность, пропорции, внутренние и

внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. Это разные предметы, конструкции (макет

аквариума, Земли, глобуса, природных зон«Север», «Лес» и другие). Это могут быть технические

игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма, модели построек. Модели, которые

знакомят с органами чувств (устройство глаза, уха), с внутренним строением организма (связь

зрения, слуха с мозгом, а мозга – с движениями). Обучение, с использованием таких моделей

подводит детей к осознанию своих возможностей, приучает быть внимательными к своему

физическому и психическому здоровью.

2. Предметно-схематические модели. Здесь выделенные в объекте познания существенные

компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов – заместителей и

графических знаков. Примером простой предметно-схематической модели может служить модель

для раскрытия понятия о покровительственной окраске, как проявлении связи животного со средой

обитания, алгоритм последовательности действий, чертежа, выкройки.

3. Графические модели. Они передают условные признаки, связи и отношения явлений. Примером

такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-

символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Одним из видов графических

моделей является мнемотехника. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:

Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами,

Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделям, Ефименкова Л. Н.

схемой составления рассказа, мнемотехнику называют также символической аналогией,

графической аналогией, пиктограммами.

Мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём

памяти детей путём образования дополнительных ассоциаций, организация образовательного

процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становится актуальным.

Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания

информации.

МЕТОД

МОДЕЛИРОВАНИЯ

ЯВЛЯЕТСЯ:

Актуальным;

Доступным;

Универсальным;

Наглядно-практическим.

Моделирование в НОД

Составление описательных рассказов,

заучивание стихов природоведческого характера,

сравнение предметов с опорой на модели

Использование моделирования в

экспериментировании

Графические модели в уголке

природы

Предметные модели

Трудовая деятельность

Моделирование в самостоятельной

деятельности

Проектная деятельность

«Дикие животные нашего края»

Работа с родителями.

Проектная деятельность.

Настольные игры природоведческого

характера.

Крупномасштабные

пособия

Художественная

деятельность

Участие в

конкурсе

Конкурс «Что нам осень принесла»

Участие в развлечении

Используя в своей работе опорные схемы, мы

учим детей:

добывать информацию;

проводить исследование;

делать сравнения;

составлять чёткий внутренний план умственных действий;

речевого высказывания, формулировать и высказывать

суждения;

делать умозаключения;

учиться самостоятельности, усидчивости;

зрительно воспринимать план своих действий;

повышается чувство заинтересованности и

ответственности, появляется удовлетворённость

результатами своего труда;

совершенствуются такие психические процессы, как память,

внимание, воображение, мышление, речь, что положительно

сказывается на результативности педагогической работы.

Спасибо за

внимание!



В раздел образования