Автор: Земскова Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №66
Населённый пункт: город Миасс, Челябинская обл.
Наименование материала: обобщение опыта
Тема: "Развитие познавательной активности в экологическом воспитании с использованием моделей"
Раздел: дошкольное образование
ТЕМА
: «Развитие познавательной
активности в экологическом
воспитании
с использованием
моделей»
Актуальность темы.
Одним из социальных заказов общества является формирование экологической
культуры человека и знаний в этой области. Экологическое воспитание
дошкольника - это формирование знаний о природе, бережного и заботливого
отношения к ней, которое должно проявляться во всех видах деятельности
ребёнка. Оно должно строиться на понимании детьми зависимостей,
существующих в природе, осознании влияния деятельности человека на природу.
Цель:
:
формирование элементарных экологических знаний.
В процессе экологического воспитания осуществляются образовательные
и воспитательные задачи:
умственное воспитание – образование знаний у детей о живой и неживой
природе, связях между объектами и явлениями природы, воспитание интереса к
природе, умение наблюдать, развитие познавательных способностей, сенсорного
аппарата, логического мышления, внимания, речи, любознательности.
нравственное воспитание – воспитывать любовь к природе, бережное
отношение к ней.
эстетическое воспитание – учить видеть красоту природы, отражать её в других
видах деятельности.
трудовое воспитание – воспитание трудолюбия, ответственное за порученное
дело, учить простейшим приёмам выращивания растений, знакомить с трудом
взрослых в природе, воспитывать уважение к их деятельности.
Построение развивающей среды, которая создавала бы условия
для решения поставленных задач:
Развитие познавательных интересов (систематические
наблюдения за объектами, различные опыты,
экспериментирование с природными материалами, использование
игр, поиск ответов на интересующие ребёнка вопросы);
Формирование экологически грамотного поведения (развитие
навыков ухода за животными и растениями, знакомство с
правилами поведения в природе);
Формирование нравственных качеств ребёнка (создание условий
для ухода за живыми объектами и общение с ними, воспитание
чувства ответственности);
Оздоровление ребёнка (грамотное озеленение группы);
Эколого – эстетическое развитие (запах цветов, окраска листьев);
Экологизация разных видов деятельности ребёнка (игры с
природными материалами, использование п/материала на
занятиях).
В результате этой работы были собраны и
сделаны:
o
Коллекция листьев;
o
Лаборатория для опытов;
o
Мини – огород на окне;
o
Выращены цветы;
o
Модели;
o
Х/л;
o
Иллюстрации и картинки;
o
Крупномасштабные пособия;
o
Календарь природы;
o
Игры;
o
Способы ухода за растениями.
Основные этапы
работы:
Перспективное планирование (задачи, перечень занятий с
указанием методов и приёмов и задачами, перечень наблюдений и
содержание труда на прогулках и в у/п, используемая литература).
Работа с родителями (консультации о значении метода
моделирования в развитии детей дошкольного возраста, открытые
занятия с использованием метода моделирования, участие в
проектной деятельности)
Обогащение развивающей среды.
Самостоятельная деятельность детей.
Проектная деятельность.
Кружковая работа «Юный эколог».
Кружковая работа «Юный эколог».
Цель
:
формирование элементарных
экологических знаний, обеспечение
успешного усвоения детьми знаний об
окружающем мире, структуре, связях и
отношениях между предметами.
Задачи:
•
Гуманное отношение к природе;
•
Умение наблюдать;
•
Освоение детьми экологически направленных деятельностей
(труд, охрана природы);
•
Освоение детьми системы экологических представлений и
элементарных понятий;
•
Умение работать с моделями.
Выбор методов и необходимость комплексного их
использования определяется возрастными возможностями детей,
характером воспитательно – образовательных задач.
Основные формы деятельности:
НОД,
игра,
моделирование,
чтение художественной литературы,
решение проблемных ситуаций,
трудовая деятельность;
опыты и экспериментирование.
Литература:
«
Добро пожаловать в экологию» Воронкевич
«Развитие речи» Гербова
«Д/и для ознакомления дошкольников с растениями»
Дрязгунова
Сборник загадок
«Уголок природы в д/с» Марковская
«Методика ознакомления дошкольников с природой» Саморукова
«Экологическое воспитание в д/д учреждениях» Пермь
«Времена года» Фесюкова
«Мы» программа экологического образования детей
«Методика экологического воспитания в д/с» Николаева
«Конспекты комплексно – тематических занятий» Голицина
« Комплексные занятия» Веракса
Перспективное планирование по экологическому воспитанию по
программе Николаевой С. Н. «Юный эколог»
Процесс познания окружающего мира не прост для
детей. Начинается он с чувственного восприятия.
Однако многие явления природы невозможно
воспринимать непосредственно. Часто на основе
чувственного познания требуется «построить» в
сознании абстрактное, обобщённое представление об
объекте или целом явлении природы, составить схему
изучаемого явления. Решить успешно эти задачи
помогает метод моделирования, поскольку
мышление дошкольника отличается предметной
образностью и наглядной конкретностью.
МОДЕЛИРОВАНИЕ.
В
основе
моделирования
лежит
принцип
замещения:
реальный
предмет
может
быть
замещён
другим
знаком
в
деятельности
детей,
другим предметом, изображением.
Мышление
ребёнка
развивается
с
помощью
специальных схем, моделей, которые в наглядной и
доступной для него форме воспроизводят скрытые
сведения и связи того или иного объекта.
Модели бывают:
•
1. Предметные - помогают воспроизводить структуру и особенность, пропорции, внутренние и
внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. Это разные предметы, конструкции (макет
аквариума, Земли, глобуса, природных зон«Север», «Лес» и другие). Это могут быть технические
игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма, модели построек. Модели, которые
знакомят с органами чувств (устройство глаза, уха), с внутренним строением организма (связь
зрения, слуха с мозгом, а мозга – с движениями). Обучение, с использованием таких моделей
подводит детей к осознанию своих возможностей, приучает быть внимательными к своему
физическому и психическому здоровью.
•
2. Предметно-схематические модели. Здесь выделенные в объекте познания существенные
компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов – заместителей и
графических знаков. Примером простой предметно-схематической модели может служить модель
для раскрытия понятия о покровительственной окраске, как проявлении связи животного со средой
обитания, алгоритм последовательности действий, чертежа, выкройки.
•
3. Графические модели. Они передают условные признаки, связи и отношения явлений. Примером
такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-
символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Одним из видов графических
моделей является мнемотехника. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:
Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами,
Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделям, Ефименкова Л. Н.
– схемой составления рассказа, мнемотехнику называют также символической аналогией,
графической аналогией, пиктограммами.
Мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём
памяти детей путём образования дополнительных ассоциаций, организация образовательного
процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становится актуальным.
Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания
информации.
МЕТОД
МОДЕЛИРОВАНИЯ
ЯВЛЯЕТСЯ:
Актуальным;
Доступным;
Универсальным;
Наглядно-практическим.
Моделирование в НОД
Составление описательных рассказов,
заучивание стихов природоведческого характера,
сравнение предметов с опорой на модели
Использование моделирования в
экспериментировании
Графические модели в уголке
природы
Предметные модели
Трудовая деятельность
Моделирование в самостоятельной
деятельности
Проектная деятельность
«Дикие животные нашего края»
Работа с родителями.
Проектная деятельность.
Настольные игры природоведческого
характера.
Крупномасштабные
пособия
Художественная
деятельность
Участие в
конкурсе
Конкурс «Что нам осень принесла»
Участие в развлечении
Используя в своей работе опорные схемы, мы
учим детей:
добывать информацию;
проводить исследование;
делать сравнения;
составлять чёткий внутренний план умственных действий;
речевого высказывания, формулировать и высказывать
суждения;
делать умозаключения;
учиться самостоятельности, усидчивости;
зрительно воспринимать план своих действий;
повышается чувство заинтересованности и
ответственности, появляется удовлетворённость
результатами своего труда;
совершенствуются такие психические процессы, как память,
внимание, воображение, мышление, речь, что положительно
сказывается на результативности педагогической работы.
Спасибо за
внимание!