Автор: Маркова Лариса Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБОУ "Центр образования №5 имени Героя России Максима Сураева
Населённый пункт: город Ногинск
Наименование материала: Учебно-методическая публикация
Тема: «Специфика ансамблевого и хорового исполнительства в условиях дошколь-ного образовательного учреждения»
Раздел: дошкольное образование
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 5 ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ МАКСИМА СУРАЕВА»
142402, Московская область, г .Ногинск, ул. Кирова, д. 3
Тел: +7(49651)5-45-09, e-mail: bgrd
_
mbou
_5@
mosreg
.
ru
Статья на тему:
«Специфика ансамблевого и хорового исполнительства в
условиях дошкольного образовательного учреждения»
Автор:
Музыкальный руководитель
Маркова Лариса Владимировна
Ногинск 2021
Ансамблевое и хоровое пение в современной России, конечно же,
является неотъемлемой частью культуры. Активное развитие детского
хорового исполнительства связано с профессиональной деятельностью ряда
специализированных
учебных
заведений,
среди
которых:
Детская
музыкальная хоровая школа «Весна» имени А.С. Пономарева, Детская
музыкальная хоровая школа «Пионерия» имени Г.А. Струве, Московское
хоровое училище им. А.В. Свешникова, Академия хорового искусства имени
В.С. Попова и много других российских хоровых школ.
Вокальный ансамбль как форма музыкального исполнительства так же
широко распространен в современной музыкальной культуре. Ансамблевое
пение отличается от хорового исполнительства большей вариативностью,
большими исполнительскими возможностями.
«Хор – это прообраз идеального общества, основанного на едином
устремлении и слаженном дыхании, общества, в котором важно услышать
другого, прислушаться друг к другу», - говорил Георгий Струве.
Ансамблевое и хоровое пение - наиболее доступные и любимые виды
детского творчества. С каждым годом эти разновидности вокального
искусства становятся все более популярными и востребованными. В целом, и
хор, и ансамбль – это форма коллективной творческой работы, позволяющая
каждому участнику раскрыть имеющиеся певческие способности и выразить
голосом свои чувства и эмоции.
В условиях детского дошкольного учреждения наиболее приемлемым и
практически
используемым
является
ансамблевое
исполнительство.
Музыкальные занятия в детском саду решают множество задач, среди
которых и общеразвивающие, и воспитательные, и коммуникативные. Но,
основная цель - развивать творческое начало каждого ребенка, приобщить
его к музыкальной культуре.
На пути к этой цели приходится решить множество задач. И, именно
ансамблевое исполнительство, в отличие от хорового, дает возможность
индивидуальному проявлению творческих способностей ребенка. Пение или
игра в ансамбле дают возможность детям исполнить свою вариацию в общем
музыкальном контексте. Дети младшего дошкольного возраста редко
решаются на сольное исполнение, а в ансамбле поют и играют с
удовольствием.
Ансамблевое
исполнительство
помогает
детям
наладить
коммуникативные связи внутри маленького детского коллектива, дает
возможность
проявить
ребенку
свою
индивидуальность,
и
получить
удовольствие от совместно исполненного произведения. Даже самые робкие
и застенчивые малыши, после нескольких занятий, присоединяется к
ансамблю сверстников, становятся более уверенными и эмоционально
стабильными. Очень многие дети, начинающие посещать детский сад,
быстрее адаптируются к новой обстановке благодаря музыкальным занятиям.
И ансамблевое исполнительство играет в этом смысле первостепенную роль.
Современные дети, к сожалению, мало слушают народную музыку.
Через ансамблевое исполнительство дети приобщаются к фольклору, к
«народным знаниям». Маленькие песенки, потешки, попевки, прибаутки,
колыбельные как «золотые зернышки» векового культурного наследия дают
возможность привить и вырастить любовь к народной музыке. Простые
маленькие мелодии позволяют каждому ребенку, даже не имеющему
особенных музыкальных данных, петь в ансамбле дошкольников. Таким
образом, ансамблевое исполнительство решает еще одну задачу – обучение
пению.
В нашем саду существует замечательная традиция. Мы сотрудничаем с
хором ветеранов из клуба «Оптимист». И на все календарные праздники хор
ветеранов приходит в гости к детям и исполняет несколько песен. В ответ,
наши воспитанники тоже поют для гостей. Детям очень нравятся такие
встречи! Живое эмоциональное исполнение, пение под баян, красивые
народные костюмы производят неизгладимое впечатление на них. Дети с
удовольствием поют народные песни и сопровождают пение игрой на
шумовых инструментах.
Конечно, в детском саду дети слушают и исполняют не только
фольклорную музыку, но и детские песни, классическую музыку, песни
современных детских авторов. Но, именно народная музыка, в своей
простоте и гениальности, дает возможность научить ребенка петь и
интонировать.
Хоровое исполнительство менее популярно в детских садах. И это
объяснимо, ведь пение в хоре подразумевает безукоризненно точное
исполнение произведения. А с детьми, особенно младшего дошкольного
возраста, добиться этого невозможно, да и не нужно. Ведь каждый ребенок,
исполняя музыкальную тему, варьирует её, сообразно своим способностям.
В отличии от специализированных учебных заведений, где проводится
конкурсный отбор детей и принимаются наиболее одаренные, в детский сад
приходят самые разные дети, с самыми разными способностями. Специфика
дошкольного ансамблевого пения состоит в том, что любой ребенок на
музыкальном занятии должен получать удовольствие от совместного пения,
чувствовать себя частью ансамбля, приобщаться к музыкальной культуре,
развивая творческий потенциал. При условии, что музыкальные занятия
проводятся в обстановке доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости.