Напоминание

«Специфика ансамблевого и хорового исполнительства в условиях дошколь-ного образовательного учреждения»


Автор: Маркова Лариса Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБОУ "Центр образования №5 имени Героя России Максима Сураева
Населённый пункт: город Ногинск
Наименование материала: Учебно-методическая публикация
Тема: «Специфика ансамблевого и хорового исполнительства в условиях дошколь-ного образовательного учреждения»
Раздел: дошкольное образование





Назад




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 5 ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ МАКСИМА СУРАЕВА»

142402, Московская область, г .Ногинск, ул. Кирова, д. 3

Тел: +7(49651)5-45-09, e-mail: bgrd

_

mbou

_5@

mosreg

.

ru

Статья на тему:

«Специфика ансамблевого и хорового исполнительства в

условиях дошкольного образовательного учреждения»

Автор:

Музыкальный руководитель

Маркова Лариса Владимировна

Ногинск 2021

Ансамблевое и хоровое пение в современной России, конечно же,

является неотъемлемой частью культуры. Активное развитие детского

хорового исполнительства связано с профессиональной деятельностью ряда

специализированных

учебных

заведений,

среди

которых:

Детская

музыкальная хоровая школа «Весна» имени А.С. Пономарева, Детская

музыкальная хоровая школа «Пионерия» имени Г.А. Струве, Московское

хоровое училище им. А.В. Свешникова, Академия хорового искусства имени

В.С. Попова и много других российских хоровых школ.

Вокальный ансамбль как форма музыкального исполнительства так же

широко распространен в современной музыкальной культуре. Ансамблевое

пение отличается от хорового исполнительства большей вариативностью,

большими исполнительскими возможностями.

«Хор – это прообраз идеального общества, основанного на едином

устремлении и слаженном дыхании, общества, в котором важно услышать

другого, прислушаться друг к другу», - говорил Георгий Струве.

Ансамблевое и хоровое пение - наиболее доступные и любимые виды

детского творчества. С каждым годом эти разновидности вокального

искусства становятся все более популярными и востребованными. В целом, и

хор, и ансамбль – это форма коллективной творческой работы, позволяющая

каждому участнику раскрыть имеющиеся певческие способности и выразить

голосом свои чувства и эмоции.

В условиях детского дошкольного учреждения наиболее приемлемым и

практически

используемым

является

ансамблевое

исполнительство.

Музыкальные занятия в детском саду решают множество задач, среди

которых и общеразвивающие, и воспитательные, и коммуникативные. Но,

основная цель - развивать творческое начало каждого ребенка, приобщить

его к музыкальной культуре.

На пути к этой цели приходится решить множество задач. И, именно

ансамблевое исполнительство, в отличие от хорового, дает возможность

индивидуальному проявлению творческих способностей ребенка. Пение или

игра в ансамбле дают возможность детям исполнить свою вариацию в общем

музыкальном контексте. Дети младшего дошкольного возраста редко

решаются на сольное исполнение, а в ансамбле поют и играют с

удовольствием.

Ансамблевое

исполнительство

помогает

детям

наладить

коммуникативные связи внутри маленького детского коллектива, дает

возможность

проявить

ребенку

свою

индивидуальность,

и

получить

удовольствие от совместно исполненного произведения. Даже самые робкие

и застенчивые малыши, после нескольких занятий, присоединяется к

ансамблю сверстников, становятся более уверенными и эмоционально

стабильными. Очень многие дети, начинающие посещать детский сад,

быстрее адаптируются к новой обстановке благодаря музыкальным занятиям.

И ансамблевое исполнительство играет в этом смысле первостепенную роль.

Современные дети, к сожалению, мало слушают народную музыку.

Через ансамблевое исполнительство дети приобщаются к фольклору, к

«народным знаниям». Маленькие песенки, потешки, попевки, прибаутки,

колыбельные как «золотые зернышки» векового культурного наследия дают

возможность привить и вырастить любовь к народной музыке. Простые

маленькие мелодии позволяют каждому ребенку, даже не имеющему

особенных музыкальных данных, петь в ансамбле дошкольников. Таким

образом, ансамблевое исполнительство решает еще одну задачу – обучение

пению.

В нашем саду существует замечательная традиция. Мы сотрудничаем с

хором ветеранов из клуба «Оптимист». И на все календарные праздники хор

ветеранов приходит в гости к детям и исполняет несколько песен. В ответ,

наши воспитанники тоже поют для гостей. Детям очень нравятся такие

встречи! Живое эмоциональное исполнение, пение под баян, красивые

народные костюмы производят неизгладимое впечатление на них. Дети с

удовольствием поют народные песни и сопровождают пение игрой на

шумовых инструментах.

Конечно, в детском саду дети слушают и исполняют не только

фольклорную музыку, но и детские песни, классическую музыку, песни

современных детских авторов. Но, именно народная музыка, в своей

простоте и гениальности, дает возможность научить ребенка петь и

интонировать.

Хоровое исполнительство менее популярно в детских садах. И это

объяснимо, ведь пение в хоре подразумевает безукоризненно точное

исполнение произведения. А с детьми, особенно младшего дошкольного

возраста, добиться этого невозможно, да и не нужно. Ведь каждый ребенок,

исполняя музыкальную тему, варьирует её, сообразно своим способностям.

В отличии от специализированных учебных заведений, где проводится

конкурсный отбор детей и принимаются наиболее одаренные, в детский сад

приходят самые разные дети, с самыми разными способностями. Специфика

дошкольного ансамблевого пения состоит в том, что любой ребенок на

музыкальном занятии должен получать удовольствие от совместного пения,

чувствовать себя частью ансамбля, приобщаться к музыкальной культуре,

развивая творческий потенциал. При условии, что музыкальные занятия

проводятся в обстановке доброжелательности и эмоционально-нравственной

отзывчивости.



В раздел образования