Автор: Пилюшина Светлана Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ ЛНР "ССШ № 17"
Населённый пункт: ЛНР Северодонецк
Наименование материала: урок окружающего мира
Тема: Природная зона России - Арктика
Раздел: начальное образование
Тема: Зона Арктических пустынь.
Цели урока:
сформировать у учащихся представление о природной зоне
арктических пустынь;
ознакомить с особенностями природы (условиями неживой природы,
живыми существами, взаимосвязями в природе), значением природы
данной зоны для человека, её использование;
развивать познавательную активность учащихся, умение анализировать
с опорой на ранее изученный материал;
воспитывать бережное отношение к природе и понимание значимости
экологических проблем.
Оборудование: карта “Природные зоны России”, картины, фотографии с
изображением изучаемых объектов, раздаточный материал, Учебник
“Окружающий мир” 4 класс, 1 часть, А.А.Плешаков, Рабочая тетрадь № 1 к
учебнику “Окружающий мир” 4 класс, 1 часть, А.А.Плешаков.
Характеристика деятельности учащихся
Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.
Находить
и
показывать на
карте
зону
арктических
пустынь, осуществлять самопроверку.
Выявлять
взаимосвязь природных
особенностей
зоны
арктических
пустынь и еȅ освещенности солнечными лучами.
Работать в паре: определять по рисунку учебника, какие организмы
обитают в зоне арктических пустынь, объяснять, как они приспособлены к
условиям жизни, рассказать по рисунку об экологических связях в этой
природной зоне, моделировать цепи питания.
Рассказать об экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях
и заповедниках.
Характеризовать зону арктических пустынь по плану.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке.
Планируемые результаты
Предметные ( знать, уметь)
Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и
животных арктических пустынь.
Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)
П. – строить сообщения в устной форме, осуществлять анализ объектов с
выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать
причинно – следственные связи.
Р. – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
К. – формулировать своё мнение и позицию, задавать вопросы, слушать
собеседника.
Личностные результаты
Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к еȅ природе.
Навыки
сотрудничества
в
разных
ситуациях,
умение
не
создавать
конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.
Основные понятия и определения = зона арктических пустынь
Ход урока
Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
Где-то на белом свете там, где всегда мороз,
Трутся спиной медведи о земную ось.
Мимо плывут столетья, спят подо льдом моря,
Трутся об ось медведи, вертится земля.
Мы отправляемся с вами туда,
Где царство холода, снега и льда!(Рисунок 1)
Проверка знаний и умений.
Проверка домашнего задания.
1) Игра «Я знаю географические объекты».
Учитель называет горы, моря, реки, озера России. Двое учащихся у доски
соревнуются: кто быстрее найдет данный географический объект.
2) Игра «Найди лишний географический объект». Объясни почему.
а) Лена, Волга, Байкал, Енисей;
б) Дон, Марс, Енисей, Днепр;
в) Обь, Байкал, Онежское, Каспийское;
г) Кавказ, Альпы, Баренцево, Урал.
д) Каспийское, Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый.
3) Какие моря к какому океану относятся? (Соедини стрелками.)
Ответ:
Северный Ледовитый океан: море Лаптевых, Чукотское, Карское, Баренцево,
Восточносибирское моря.
Тихий океан: Японское, Берингово, Охотское моря.
Атлантический океан: Балтийское, Черное моря.
4) Вставь пропущенное слово, чтобы получилось верное высказывание.
Самая длинная река России – это … (Обь). Река, впадающая в Каспийское
море, – это … (Волга). Самое большое по площади озеро России – это …
(Каспийское). В список Всемирного наследия внесено озеро … (Байкал).
Индивидуальный опрос.
– Покажите на карте и расскажите о Дальневосточном морском заповеднике.
– Назовите и покажите на карте моря Северного Ледовитого океана.
Работа над темой.
Зона арктических пустынь
Найди на карте природных зон России арктические пустыни. Каким цветом
они обозначены? Что ты можешь рассказать по карте об этой зоне? Научись
показывать её на карте: соответствующие участки суши следует плавно об-
водить указкой. Попроси соседа по парте проверить тебя.
ЦАРСТВО СНЕГА И ЛЬДА
Арктика... От этого слова веет суровым холодом. Арктика — район Земли,
примыкающий к Северному полюсу. Включает Северный Ледовитый океан с
островами и прилегающие окраины материков. На островах Арктики
расположена зона арктических пустынь, или ледяная зона.
Солнце в этих краях никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его
лучи скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему
здесь царство снега и льда.
Не только океан, но и острова покрыты толстым ледяным панцирем. Лишь
кое-где на островах его нет, но и здесь суша промерзает на много метров в
глубину. Почва на арктических островах почти совсем не образуется.
Зимой в ледяной зоне полярная ночь. Несколько месяцев подряд солнце
совсем не показывается — темнота! В небе светит луна, мерцают звёзды.
Иногда возникают удивительной красоты полярные сияния — словно
разноцветный, переливающийся занавес колышется в тёмном небе. Очень
суровое это время года. Дуют сильные ветры, часто бушует пурга,
температура нередко опускается до -60°...
Летом наступает полярный день. Несколько месяцев круглые сутки светло.
Но не тепло. Температура лишь на несколько градусов выше нуля
Осмысление и понимание полученных знаний
1.С помощью рисунка в учебнике на с. 78—79 определите, какие живые
организмы обитают в зоне арктических пустынь. Подумайте и объясните, как
они приспособлены к условиям жизни.
2.Расскажите по этому рисунку об экологических связях в зоне арктических
пустынь. Изготовьте модель цепи питания, характерной для арктической
пустыни.
Физкультминутка
Физкультминутка
Что за чудо-чудеса:
Загорелись небеса!
Ой, горит-пылает пламя
Над сверкающими льдами!
Кто зажег огонь чудесный,
Золотой костер небесный?
Никого за тучей нет.
Это с неба льется свет.
Учащиеся выполняют упражнения за учителем. Отгадывают загадку:
северное сияние.
Работа по теме
1. Продолжение новой темы.
Продолжение новой темы.
Учитель. Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда
привлекала людей своей загадочностью.
О том, как люди осваивают Арктику, прочитайте текст на с. 83–84 учебника.
Учитель. Об арктическом заповеднике «Остров Врангеля» нам расскажет
подготовленный ученик.
Ученик. Этот заповедник расположен на острове Врангеля, он был
организован в 1976 году. На остров прилетает большое количество птиц на
гнездовья. Через весь остров с запада на восток идут параллельно три цепи
гор, разделенные долинами. Весной на южном побережье можно встретить
редкую птицу – розовую чайку. «Прирожденные кочевники» полярных льдов
выводят здесь свое потомство, и не только они. Белые медведи также
облюбовали остров для рождения детёнышей. На острове обитает самое
крупное из копытных животных Арктики – овцебык, завезенный в
заповедник из Америки. Остров Врангеля – единственное место, где
гнездятся белые гуси.
2. Работа в рабочей тетради. С.24,№1
Прочитайте.
Прочитайте план. Что можно добавить к этому плану (4.
Растительный мир Арктики. 5. Животный мир Арктики.)
Допишите план. С. 25, №2
Прочитайте.
Найдите в приложении рисунки птиц к данному заданию. Вырежьте их
и наклейте. С. 25, № 3
Прочитайте.
Назовите растения Арктики, которые вы запомнили.
Запишите в тетради.
Назовите животных Арктики, которых вы запомнили.
Запишите в тетради.
Закрепление изученного материала
1. Работа с учебником в виде фронтального опроса.
Вопросы со с. 84 зачитываются вслух.
Ответы:
1. Цепи питания:
водоросли —> рачки —> рыбы —> птицы;
водоросли —> рачки —> рыбы —> тюлени;
рыбы —> тюлени —> белые медведи.
2. У птиц для ловли рыбы приспособлен клюв, и они имеют обтекаемую
форму.
3. Такая связь существует, потому что можно составить цепь питания:
водоросли —> рачки —> рыбы —> белые медведи.
4. Пример: из-за суровых природных условий растительность бедная,
непригодная для пищи, птицы и животные находят корм в море. Птицы
устраивают свои гнезда прямо на камнях.
VII. Подведение итогов
По ходу работы над новой темой на доске заполняется следующая схема (или
заранее выполнена на ватмане):
Арктика – царство льда и снега
Географическое
положение
Северный Ледовитый океан, Северные моря,
острова
Освещенность
Полярный день и полярная ночь, северное сияние
Растительный и
животный мир
Лишайники, мхи, полярный мак, рачки, рыбы,
чайки, гагарки, тупики, морж, тюлень, белый
медведь
Деятельность
человека
Научные станции, Северный морской путь,
рыбный промысел, охота.
Домашнее задание
Прочитать текст, ответить на вопросы “проверь себя” (с. 78-86). Выполнить: I
вариант – задание № 1; II вариант – задание № 2. Оформить работу на
альбомном листе.
Выполнить задание № 7 в рабочей тетради (с. 27).