Напоминание

СПЕЦИФИКА ПОДБОРА РЕПЕРТУАРА ДЛЯ ПОСТАНОВОЧНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМСЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ДШИ


Автор: Рудь Светлана Николаевна
Должность: Преподаватель высшей категории по классу хореографии МБУ ДО "Пролетарская ДШИ"."
Учебное заведение: Муниципальное Бюджетное Учреждение Дополнительного образования «Детская школа искусств» п. Пролетарский
Населённый пункт: Белгородская область ,Ракитянский район,пгт.Пролетарский
Наименование материала: статья
Тема: СПЕЦИФИКА ПОДБОРА РЕПЕРТУАРА ДЛЯ ПОСТАНОВОЧНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМСЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ДШИ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Рудь Светлана Николаевна,

преподаватель высшей категории

по классу хореографии МБУ ДО «Детская школа искусств»

п. Пролетарский

СПЕЦИФИКА ПОДБОРА РЕПЕРТУАРА ДЛЯ

ПОСТАНОВОЧНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМСЯ

ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ДШИ

Подбор репертуара хореографического коллектива ДШИ – это очень

серьезный вопрос. Ответственность за репертуар лежит на художественном

руководителе, так как репертуар - это лицо коллектива, показывающий его

возможности и раскрывающий будущие перспективы.

Хотелось бы поделиться с коллегами-хореографами своими мыслями о

работе хореографического коллектива в условиях детской школы искусств, о

сочетании выполнения программ учебного плана и творческой деятельности

учащихся.

Сочетать

выполнение программ

и

подготовку

концертных

номеров нелегко, но делать это, по моему мнению, просто необходимо.

Конечно, мы должны предусмотреть, что уровень творческого потенциала у

нас очень разный. Есть среди нас хореографы — сочинители, постановщики,

репетиторы и танцмейстеры. Кто-то берет репертуар «взаймы» у мастеров,

кто-то творит сам. Но в любом случае концерт – это средство воспитания и

творческой реализации детей. Концертное выступление – ответственный

момент в жизни хореографического коллектива. Оно является качественным

показателем всей организационной, учебно-творческой, воспитательной

работы художественного руководителя и самих участников коллектива. По

выступлению судят о сильных и слабых сторонах их деятельности, об

умении собраться, о творческом почерке, самобытности и оригинальности,

технических и художественных возможностях коллектива, о том, насколько

правильно и с интересом подобран репертуар. По концерту можно

довольно точно определить качество деятельности коллектива и уровень

руководства им.

Уважаемые коллеги, подбор репертуара для детского коллектива имеет свои

законы, прежде всего, нравственно-эстетические. Мне кажется, что особенно

в хореографическом творчестве нарушение этих законов особенно опасно.

Ведь на постановку одного сценического номера тратится очень много

времени, сил, в процессе создания его формируются, растут наши с вами

дети.

Подбор репертуара требует от художественного руководителя коллектива

чёткого перспективного видения педагогического процесса как цельной и

последовательной системы, в которой каждое звено, каждое структурное

подразделение, каждый фактор дополняют друг друга, обеспечивая тем

самым решение единых художественно-творческих и воспитательных задач.

Одним из критериев при подборе репертуара для хореографического

коллектива является соответствие репертуара техническим, художественным

и исполнительским возможностям участников коллектива.

При создании репертуара коллектива необходимо придерживаться

определённых требований:

1. Необходимо помнить, что постановки должны соответствовать возрасту

(каждому возрасту – свои номера) и уровню развития детей, они должны

быть понятны им самим, тогда их поймёт и примет зритель.

2. При решении номера его содержание и образность должны исходить из его

темы, диктуемой музыкальным материалом.

3. Учитывать учебно-тренировочные цели, содержание программ ДШИ.

4. Помнить о возрастной психологии детей к конкретному отвлечённому и

ассоциативному восприятию содержания поставленного номера и исходить

из индивидуальных возможностей исполнителей при постановке танцев.

Подлинное творчество не признаёт готовых рецептов и правил, и каждая

хореографическая постановка, как любое произведение искусства, требует

оригинального решения, индивидуального подхода. Каким бы не было ваше

произведение, оно должно «учить добру» средствами хореографии. В

творческой

деятельности

заложены

огромные

возможности

воспитательного характера. Воспитывает все, что связано с участием детей в

коллективе:

художественный

педагогический

уровень

репертуара,

планомерные и систематические учебные занятия, взаимоотношения с

педагогом, окружающим миром.

Можно по-разному работать над репертуаром. Некоторые педагоги создают

сразу несколько разноплановых номеров. Я предпочитаю начинать год с

создания

народно-сценического

танца.

Очень

серьезно

отношусь

к

народному танцу, преклоняюсь перед педагогами, работающими с «чистым»

народным танцем, сохраняющими традиции своего края. При постановке

стилизованных

народно-сценических

произведений

надо

не

бояться

подвергать пересмотру всю поэтику фольклора, следовать не «букве», а

«духу».

Как правило, на постановку такого номера у нас уходит вся первая, вторая и

часть третьей четверти. Обязательно проводится плановое контрольное

занятие.

Да

и

впоследствии

номер дорабатывается

уже

в

процессе

концертной деятельности.

Я стараюсь, чтобы в репертуар коллектива входили танцы, посвященные

Дням

воинской

славы

России,

календарным

народным

праздникам,

праздничным мероприятиям. Одним из направлений деятельности любой

школы искусств является участие детей в культурной жизни своего посёлка.

Значительный День воинской славы России – День Победы в Великой

Отечественной войне празднуется в нашей стране особенно торжественно.

Преподаватели, работники культуры, хореографы практически ежегодно

готовят концертную программу к этому празднику, потому что нет более

подходящего

момента

для

реализации

целей

воспитания

патриотизма у обучающихся. Именно поэтому танец, посвященный этой дате

всегда в нашем репертуаре.

Так же я очень внимательно отношусь к подбору музыкального материала

для танцев: мой критерий – музыка должна быть нравственно красивой,

«доброй», должна помочь донести это добро до зрителей. Много времени

уходит на поиск. И я, и дети должны «влюбиться» в музыкальное

произведение, прочувствовать его, только тогда получится интересный

танец. Не люблю «забитые», часто исполняемые композиции. Всегда ищу

что-то оригинальное, перекапывая интернет. Превращение концертного

номера в средство воспитания, придание ему педагогического смысла –

важнейшая задача руководителя.

Наши ребята овладевают сценическим

мастерством, постигают основы артистизма. Конечно, это большой труд. Но

тот, кто не научиться преодолевать себя в детстве, вряд ли вырастет

здоровым

и

трудолюбивым.

Некоторые

мои

выпускники

становятся

студентами хореографических училищ, и я надеюсь, что они воплотят в

жизнь новые добрые идеи, подарят тепло своих концертных номеров новым

зрителям.

Я люблю свои произведения, но уже давно заметила, что люблю процесс

работы, создания нового танца, репетиции и уроки даже больше, чем

результат.

Думаю, что великая достойная Цель должна быть недостижимой,

бесконечной. Это не означает, что цель останется не достигнутой… человеку

доступно все. Достижение таких «непосильных» целей — это вклад в

копилку

ориентиров

человечества…

трудно

сказать,

что

ценнее

непосредственно полученные результаты или сам факт того, что человек не

испугался, не отступил…

Надеюсь, что у меня будут силы и новые добрые идеи, что, учась танцевать,

дети учатся добру и любви. Что чувства, привитые им во время наших

уроков, оставят след в их памяти и сердцах, принесут радость и волнения,

научат выбрать правильные жизненные цели и проявить свой характер!

Хореографическое воспитание детей приобретает в настоящее время

системный

характер.

Посредством

овладения

детьми

искусством хореографии осуществляется как эстетическое, так и физическое

воспитание, формируется общая культура. Занятия танцами учат детей

красоте, выразительности

движений,

силе

и

ловкости,

развивают

их

мышечно-двигательный

аппарат, дыхательную и

сердечно-сосудистую

системы. Также занятия требуют собранности, повышают трудолюбие

ребёнка, закаляют характер. При этом на детский организм падает

колоссальная нагрузка: не только физическая, но и эмоциональная, так как

систематические занятия требуют самоотдачи и самораскрытия. К этому

прибавляется умение слышать и слушать музыку, строя свои действия в

соответствии с её ритмами, темпами, стилем, настроением.

Для того чтобы коллектив был востребованным, успешным, интересным

необходимо уделять особое внимание формированию репертуара. От его

насыщенности и разнообразия зависит успех коллектива, как у зрителей, так

и у желающих присоединиться к нему новых участников. Формирование

репертуара определяет всю учебно-тренировочную деятельность коллектива.

Он является одним из показателей развития коллектива, определяет его

творческую

жизнь.

Репертуар

создается

на

основе

реализации

организационных, учебно-воспитательных и творческих задач. Репертуар

хореографического коллектива – это его лицо.



В раздел образования