Автор: Рудь Светлана Николаевна
Должность: Преподаватель высшей категории по классу хореографии МБУ ДО "Пролетарская ДШИ"."
Учебное заведение: Муниципальное Бюджетное Учреждение Дополнительного образования «Детская школа искусств» п. Пролетарский
Населённый пункт: Белгородская область ,Ракитянский район,пгт.Пролетарский
Наименование материала: статья
Тема: СПЕЦИФИКА ПОДБОРА РЕПЕРТУАРА ДЛЯ ПОСТАНОВОЧНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМСЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ДШИ
Раздел: дополнительное образование
Рудь Светлана Николаевна,
преподаватель высшей категории
по классу хореографии МБУ ДО «Детская школа искусств»
п. Пролетарский
СПЕЦИФИКА ПОДБОРА РЕПЕРТУАРА ДЛЯ
ПОСТАНОВОЧНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМСЯ
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ДШИ
Подбор репертуара хореографического коллектива ДШИ – это очень
серьезный вопрос. Ответственность за репертуар лежит на художественном
руководителе, так как репертуар - это лицо коллектива, показывающий его
возможности и раскрывающий будущие перспективы.
Хотелось бы поделиться с коллегами-хореографами своими мыслями о
работе хореографического коллектива в условиях детской школы искусств, о
сочетании выполнения программ учебного плана и творческой деятельности
учащихся.
Сочетать
выполнение программ
и
подготовку
концертных
номеров нелегко, но делать это, по моему мнению, просто необходимо.
Конечно, мы должны предусмотреть, что уровень творческого потенциала у
нас очень разный. Есть среди нас хореографы — сочинители, постановщики,
репетиторы и танцмейстеры. Кто-то берет репертуар «взаймы» у мастеров,
кто-то творит сам. Но в любом случае концерт – это средство воспитания и
творческой реализации детей. Концертное выступление – ответственный
момент в жизни хореографического коллектива. Оно является качественным
показателем всей организационной, учебно-творческой, воспитательной
работы художественного руководителя и самих участников коллектива. По
выступлению судят о сильных и слабых сторонах их деятельности, об
умении собраться, о творческом почерке, самобытности и оригинальности,
технических и художественных возможностях коллектива, о том, насколько
правильно и с интересом подобран репертуар. По концерту можно
довольно точно определить качество деятельности коллектива и уровень
руководства им.
Уважаемые коллеги, подбор репертуара для детского коллектива имеет свои
законы, прежде всего, нравственно-эстетические. Мне кажется, что особенно
в хореографическом творчестве нарушение этих законов особенно опасно.
Ведь на постановку одного сценического номера тратится очень много
времени, сил, в процессе создания его формируются, растут наши с вами
дети.
Подбор репертуара требует от художественного руководителя коллектива
чёткого перспективного видения педагогического процесса как цельной и
последовательной системы, в которой каждое звено, каждое структурное
подразделение, каждый фактор дополняют друг друга, обеспечивая тем
самым решение единых художественно-творческих и воспитательных задач.
Одним из критериев при подборе репертуара для хореографического
коллектива является соответствие репертуара техническим, художественным
и исполнительским возможностям участников коллектива.
При создании репертуара коллектива необходимо придерживаться
определённых требований:
1. Необходимо помнить, что постановки должны соответствовать возрасту
(каждому возрасту – свои номера) и уровню развития детей, они должны
быть понятны им самим, тогда их поймёт и примет зритель.
2. При решении номера его содержание и образность должны исходить из его
темы, диктуемой музыкальным материалом.
3. Учитывать учебно-тренировочные цели, содержание программ ДШИ.
4. Помнить о возрастной психологии детей к конкретному отвлечённому и
ассоциативному восприятию содержания поставленного номера и исходить
из индивидуальных возможностей исполнителей при постановке танцев.
Подлинное творчество не признаёт готовых рецептов и правил, и каждая
хореографическая постановка, как любое произведение искусства, требует
оригинального решения, индивидуального подхода. Каким бы не было ваше
произведение, оно должно «учить добру» средствами хореографии. В
творческой
деятельности
заложены
огромные
возможности
воспитательного характера. Воспитывает все, что связано с участием детей в
коллективе:
художественный
педагогический
уровень
репертуара,
планомерные и систематические учебные занятия, взаимоотношения с
педагогом, окружающим миром.
Можно по-разному работать над репертуаром. Некоторые педагоги создают
сразу несколько разноплановых номеров. Я предпочитаю начинать год с
создания
народно-сценического
танца.
Очень
серьезно
отношусь
к
народному танцу, преклоняюсь перед педагогами, работающими с «чистым»
народным танцем, сохраняющими традиции своего края. При постановке
стилизованных
народно-сценических
произведений
надо
не
бояться
подвергать пересмотру всю поэтику фольклора, следовать не «букве», а
«духу».
Как правило, на постановку такого номера у нас уходит вся первая, вторая и
часть третьей четверти. Обязательно проводится плановое контрольное
занятие.
Да
и
впоследствии
номер дорабатывается
уже
в
процессе
концертной деятельности.
Я стараюсь, чтобы в репертуар коллектива входили танцы, посвященные
Дням
воинской
славы
России,
календарным
народным
праздникам,
праздничным мероприятиям. Одним из направлений деятельности любой
школы искусств является участие детей в культурной жизни своего посёлка.
Значительный День воинской славы России – День Победы в Великой
Отечественной войне празднуется в нашей стране особенно торжественно.
Преподаватели, работники культуры, хореографы практически ежегодно
готовят концертную программу к этому празднику, потому что нет более
подходящего
момента
для
реализации
целей
воспитания
патриотизма у обучающихся. Именно поэтому танец, посвященный этой дате
всегда в нашем репертуаре.
Так же я очень внимательно отношусь к подбору музыкального материала
для танцев: мой критерий – музыка должна быть нравственно красивой,
«доброй», должна помочь донести это добро до зрителей. Много времени
уходит на поиск. И я, и дети должны «влюбиться» в музыкальное
произведение, прочувствовать его, только тогда получится интересный
танец. Не люблю «забитые», часто исполняемые композиции. Всегда ищу
что-то оригинальное, перекапывая интернет. Превращение концертного
номера в средство воспитания, придание ему педагогического смысла –
важнейшая задача руководителя.
Наши ребята овладевают сценическим
мастерством, постигают основы артистизма. Конечно, это большой труд. Но
тот, кто не научиться преодолевать себя в детстве, вряд ли вырастет
здоровым
и
трудолюбивым.
Некоторые
мои
выпускники
становятся
студентами хореографических училищ, и я надеюсь, что они воплотят в
жизнь новые добрые идеи, подарят тепло своих концертных номеров новым
зрителям.
Я люблю свои произведения, но уже давно заметила, что люблю процесс
работы, создания нового танца, репетиции и уроки даже больше, чем
результат.
Думаю, что великая достойная Цель должна быть недостижимой,
бесконечной. Это не означает, что цель останется не достигнутой… человеку
доступно все. Достижение таких «непосильных» целей — это вклад в
копилку
ориентиров
человечества…
трудно
сказать,
что
ценнее
—
непосредственно полученные результаты или сам факт того, что человек не
испугался, не отступил…
Надеюсь, что у меня будут силы и новые добрые идеи, что, учась танцевать,
дети учатся добру и любви. Что чувства, привитые им во время наших
уроков, оставят след в их памяти и сердцах, принесут радость и волнения,
научат выбрать правильные жизненные цели и проявить свой характер!
Хореографическое воспитание детей приобретает в настоящее время
системный
характер.
Посредством
овладения
детьми
искусством хореографии осуществляется как эстетическое, так и физическое
воспитание, формируется общая культура. Занятия танцами учат детей
красоте, выразительности
движений,
силе
и
ловкости,
развивают
их
мышечно-двигательный
аппарат, дыхательную и
сердечно-сосудистую
системы. Также занятия требуют собранности, повышают трудолюбие
ребёнка, закаляют характер. При этом на детский организм падает
колоссальная нагрузка: не только физическая, но и эмоциональная, так как
систематические занятия требуют самоотдачи и самораскрытия. К этому
прибавляется умение слышать и слушать музыку, строя свои действия в
соответствии с её ритмами, темпами, стилем, настроением.
Для того чтобы коллектив был востребованным, успешным, интересным
необходимо уделять особое внимание формированию репертуара. От его
насыщенности и разнообразия зависит успех коллектива, как у зрителей, так
и у желающих присоединиться к нему новых участников. Формирование
репертуара определяет всю учебно-тренировочную деятельность коллектива.
Он является одним из показателей развития коллектива, определяет его
творческую
жизнь.
Репертуар
создается
на
основе
реализации
организационных, учебно-воспитательных и творческих задач. Репертуар
хореографического коллектива – это его лицо.