Автор: Анастасия Алексеевна Баулина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Василёк"
Населённый пункт: Тамбов
Наименование материала: Статья
Тема: Психологическое сопровождение, как вид комплексной помощи детей с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование
Психологическое сопровождение,
как вид комплексной помощи детей с ОВЗ
На современном этапе развития системы образования на первый план
выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого
ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического
развития, возможностями и способностями Особое внимание уделяется
организации комплексного психолого-педагогического сопровождения детей
младшего школьного возраста, с целью раннего выявления недостатков
развития и оказания комплексной лечебно-оздоровительной и коррекционно-
психологической помощи в условиях образовательного учреждения.
Система
комплексного
сопровождения
детей
позволяет
выявить
отклонения в развитии, либо способности на ранних этапах и выбрать
образовательный маршрут, позволяющий скорректировать развитие ребенка,
либо наиболее полно развить его способности.
При организации работы появляется ряд проблем, которые требуют
своего решения:
Недостаточное
осознание
педагогами
сущности
проблемы
и
перспективности ее решения.
Обособленность
в
действиях
специалистов
разных
систем
(здравоохранения,
образования,
соцзащиты),
осуществляющих
сопровождение; недостаточная связь между компонентами сопровождения.
Разрозненность информации.
Отсутствие необходимых специалистов в штатном расписании.
Непринятие проблем ребенка со стороны родителей.
Основной целью работы стало выявление отклонений в развитии,
склонностей и способностей ребенка, определение их характера и выбор
оптимального образовательного маршрута.
Задачи:
защита прав и интересов ребенка;
массовая диагностика по проблемам развития;
выявление групп детей, требующих внимания специалистов;
консультирование по возможным путям решения всех участников
образовательного процесса;
групповые занятия, семинары и тренинги с педагогами и детьми по
изменению стереотипов поведения, коммуникативным навыкам
Основными направлениями деятельности службы сопровождения в
учреждении являются:
оказание помощи в решении проблем:
формирования здорового образа жизни;
личностных проблем развития ребенка;
выбора образовательного маршрута
преодоления затруднений в обучении;
разработка, уточнение с учетом данных динамического обследования и
реализация схем и программ сопровождения
гигиеническое нормирование нагрузок;
обеспечение преемственности и последовательности в работе с
ребенком;
организация
и
проведение
медико-психолого-педагогических
консилиумов.
Деятельность службы сопровождения направлена на обеспечение двух
согласованных процессов:
индивидуальное сопровождение детей;
системное
сопровождение,
направленное
на
профилактику
или
коррекцию проблемы, характерной не для одного ребенка, а для системы в
целом.
Основные этапы индивидуального сопровождения:
1)сбор информации о ребенке;
2)анализ полученной информации;
3)совместная выработка рекомендаций;
4)консультирование всех участников сопровождения;
5)решение проблем;
6)анализ выполненных рекомендаций;
7)дальнейший прогноз развития ребенка .
Первые два этапа индивидуального сопровождения проходят все дети
учреждения, дальнейшая работа ведется в случае выявления проблем в
развитии ребенка или способностей .
Основные этапы системного сопровождения:
диагностический этап;
поисковый этап;
консультативно-проективный (или договорной) этап;
деятельностный этап;
рефлексивный этап .
Служба сопровождения начинает работу с ребенком в следующих
случаях:
выявление проблем в ходе массовой диагностики;
обращение родителей за консультациями;
обращения педагогов, администрации;
обращение специалистов других социальных служб.
Реально «сопровождение» заложено в организации взаимодействия
между
участниками
сопровождения
в
совместно
организованной
деятельности по созданию благоприятных условий воспитания, коррекции и
развития детей в системе дошкольного образовательного учреждения. В
системе
этого
взаимодействия
были
четко
определены
функции
и
содержание работы каждого субъекта сопровождения
Консилиумы проводятся систематически 1 раз в квартал. Работа
службы сопровождения планируется на месяц. Заранее определяется
списочный состав детей, проблемы которых планируется обсуждать,
извещаются специалисты, которые будут участвовать и должны подготовить
материалы
По результатам докладов и обсуждений выносится заключение,
контроль
за
реализацией
которого
возлагается
на
администрацию
учреждения. Эффективность сопровождения определяется не только по
частным
данным
психологической,
педагогической,
медицинской
диагностики, но и по более общим показателям:
удовлетворенность ребенка и родителей пребыванием в учреждении;
уверенность
ребенка
(тенденция
к
формированию
позитивной,
адекватной Я-концепции);
способность ребенка к сотрудничеству с другими детьми и со
взрослыми;
успешность
в
овладении
адекватными
возрастному
этапу
и
особенностям ребенка видам деятельности.
Таким образом, психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ можно
рассматривать как комплексную технологию психологической поддержки и
помощи ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития,
обучения, воспитания, социализации со стороны педагога-психолога.