Напоминание

Работа над чувством метроритма. 2 класс. Фортепианный отдел.


Автор: Камалетдинова Ирина Магизовна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ" МР Илишевский район РБ
Населённый пункт: село Верхнеяркеево
Наименование материала: Конспект открытого урока по сольфеджио.
Тема: Работа над чувством метроритма. 2 класс. Фортепианный отдел.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Детская школа искусств Илишевского района РБ

Конспект открытого урока по сольфеджио.

Тема урока: Работа над чувством метроритма.

2 класс. Фортепианный отдел.

Подготовила преподаватель

теоретических дисциплин

Камалетдинова Ирина Магизовна

Верхнеяркеево

Класс преподавателя Камалетдиновой Ирины Магизовны.

Сольфеджио. 2 класс. Фортепианный отдел.

Тема открытого урока

:

Работа над чувством метроритма.

Цель урока: воспитание чувства метроритма, знакомство с ритмической

группой из 4 длительностей -

Задачи: освоение и закрепление ритмической группы

закрепление

навыков тактирования в 2-х, 3-х, 4-х дольных ритма, формирование

певческих навыков, развитие умения чисто интонировать, анализировать

элементы музыкального языка, а также развитие творческих навыков.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

Методы обучения: словесный, наглядно-слуховой, практический.

Дидактические материалы: учебные пособия, рабочие тетради, нотные

тетради, наглядные материалы.

Оборудование: интерактивный телевизор, ноутбук, доска, фортепиано.

План урока:

I. Вступительное слово.

2

мин.

II. Новый теоретический материал:

5

мин.

III. Воспитание чувства метроритма.

5

мин.

IV. Вокально-интонационные упражнения.

3

мин.

V. Сольфеджирование и пение с листа.

8

мин.

VI. Воспитание музыкального восприятия.

4

мин.

VII. Музыкальный диктант:

10

мин.

VIII. Воспитание творческих навыков:

5

мин.

IX. Задание на дом.

Ход урока.

I. Вступительное слово.

Педагог: - Здравствуйте, дорогие ребята! Добрый день, уважаемые

преподаватели! Сегодня открытый урок по сольфеджио пройдёт во втором

классе фортепианного отделения на тему: «Воспитание чувства метроритма.

Шестнадцатая длительность». Целью нашего урока является воспитание

чувства метроритма и знакомство с ритмической группы из 4 длительностей

. Наша задача - освоение и закрепление ритмической группы

,

закрепление навыков тактирования, формирование певческих, а также

развитие творческих навыков.

Развивать чувство метроритма можно в каждом виде работы, но для

более успешного, эффективного результата необходимо иногда отдельно

прорабатывать, осмысливать метроритмические соотношения в изучаемых

произведениях, а также применять специальные метроритмические

упражнения.

В младших классах - это простукивание ритмического рисунка

знакомой мелодии, работа с ритмослогами, пропевание мелодии с названием

ритмослогов и показом длительностей, запись ритмических рисунков.

II. Новый теоретический материал:

Длительность, звучащая в два раза короче восьмой,

называется шестнадцатой -

Шестнадцатые длительности

образуют «домик» шестнадцатых, состоящих из 4 длительностей -

. Такой «домик» шестнадцатых по продолжительности равен

одной четвертной длительности.

Вот перед нами пример дробления четвертных на более короткие - а

также превращения слова во фразы и предложение.

Та

-ня

на -ша Та -ня

пла -чет

На -ша Та -ня

на -ша Та -ня

гром -ко пла –чет

Шестнадцатым длительностям соответствуют ритмослоги Ту-ру-Ту-ру и

хлопки на уровне плеч.

Ту –ру –ту –ру

III. Воспитание чувства метроритма.

Задание №1(стр. 72, Фролова.Сольфеджио. Учебное пособие.)

Проговорите с названием ритмослогов предложенные ритмические группы:

а)

; б)

; в)

г)

; д)

.

; е)

.

Практическая работа «Упражнение на пальцах».

Преподаватель говорит детям, что две его руки - это две доли в размере две

четверти. Большой палец загнут внутрь ладони, ученики видят по четыре

пальца внешней стороны каждой руки.

-Если пальцы соединены друг с другом, то это четвертная длительность, и

ученики прохлопывают её, считая «раз-и,два-и»

-Если пальцы соединены по два, то это две восьмые.

-Если же все пальцы расположены по отдельности, то тогда следует их

определять как шестнадцатые.

Ритмические рисунки, составленные таким образом, позволяют

преподавателю составлять любые упражнения для прохлопывания и записи.

IV. Вокально-интонационные упражнения.

Настройка в До мажоре. Педагог даёт первый звук. Учащиеся поют гамму и

тоническое трезвучие, опевания устойчивых ступеней.

V. Сольфеджирование и пение с листа.

Вместе поют песню «Шестнадцатые длительности» нотами, затем со

словами, с дирижированием (Музыкальная азбука. Сиротина. Стр.34).

VI. Воспитание музыкального восприятия.

Педагог играет музыкальный фрагмент «Дед Мороз» Шумана (Фролова.

Сольфеджио. Нотное приложение №8, стр.109).

Учащиеся определяют и анализируют лад, характер, размер, темп, динамику,

строение, интервалы, аккорды, ритмические особенности в прослушанном

произведении.

VII.Музыкальный диктант.

Видеозапись диктанта «Пчёлка», (1:26) в виде мультфильма,

демонстрируется по интерактивному телевизору. Учащиеся определяют,

тональность, размер, поют с дирижированием (нотами, со словами). После

нескольких пропеваний, поют наизусть. Записывают в тетрадях по памяти

ритмический рисунок и мелодию.

VIII. Воспитание творческих навыков.

Сочините предложение и окончание мелодии: «Веночек»: Сольфеджио,

Фролова, стр.74,

IХ. Задание на дом.

В предложенной ритмической линии проставьте такты в размере 3/4.

Научитесь ритмические группы проговаривать ритмослогами в первый раз с

показом длительностей, во второй - с тактированием: Сольфеджио.

Фролова.Стр.75.

Наш урок окончен. Спасибо учащимся за работу на уроке, спасибо

уважаемым гостям, коллегам за внимание и участие.

Список использованной литературы.

1. Фролова Ю.В. Сольфеджио. Первый класс. Учебное пособие для ДМШ.

Изд. 8-е, перераб., Ростов н/Д: Феникс, 2006.

2. Сольфеджио. Программа для детских музыкальных школ. Сост. Калужская

T.A.-1984.

3. Калинина Г.Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 2 класс. Изд: Калинин

B.B,2005.

4. Фридкин Г.А. Практическое руководство по музыкальной грамоте: Учеб.

пособие. – М.: Музыка, 2009.

5. Сиротина Т. Музыкальная азбука. Москва; Музыка.

6. Записи мульфильмов с интернета для занятий по сольфеджио.



В раздел образования