Автор: Камалетдинова Ирина Магизовна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ" МР Илишевский район РБ
Населённый пункт: село Верхнеяркеево
Наименование материала: Конспект открытого урока по сольфеджио.
Тема: Работа над чувством метроритма. 2 класс. Фортепианный отдел.
Раздел: дополнительное образование
Детская школа искусств Илишевского района РБ
Конспект открытого урока по сольфеджио.
Тема урока: Работа над чувством метроритма.
2 класс. Фортепианный отдел.
Подготовила преподаватель
теоретических дисциплин
Камалетдинова Ирина Магизовна
Верхнеяркеево
Класс преподавателя Камалетдиновой Ирины Магизовны.
Сольфеджио. 2 класс. Фортепианный отдел.
Тема открытого урока
:
Работа над чувством метроритма.
Цель урока: воспитание чувства метроритма, знакомство с ритмической
группой из 4 длительностей -
Задачи: освоение и закрепление ритмической группы
закрепление
навыков тактирования в 2-х, 3-х, 4-х дольных ритма, формирование
певческих навыков, развитие умения чисто интонировать, анализировать
элементы музыкального языка, а также развитие творческих навыков.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.
Методы обучения: словесный, наглядно-слуховой, практический.
Дидактические материалы: учебные пособия, рабочие тетради, нотные
тетради, наглядные материалы.
Оборудование: интерактивный телевизор, ноутбук, доска, фортепиано.
План урока:
I. Вступительное слово.
2
мин.
II. Новый теоретический материал:
5
мин.
III. Воспитание чувства метроритма.
5
мин.
IV. Вокально-интонационные упражнения.
3
мин.
V. Сольфеджирование и пение с листа.
8
мин.
VI. Воспитание музыкального восприятия.
4
мин.
VII. Музыкальный диктант:
10
мин.
VIII. Воспитание творческих навыков:
5
мин.
IX. Задание на дом.
Ход урока.
I. Вступительное слово.
Педагог: - Здравствуйте, дорогие ребята! Добрый день, уважаемые
преподаватели! Сегодня открытый урок по сольфеджио пройдёт во втором
классе фортепианного отделения на тему: «Воспитание чувства метроритма.
Шестнадцатая длительность». Целью нашего урока является воспитание
чувства метроритма и знакомство с ритмической группы из 4 длительностей
–
. Наша задача - освоение и закрепление ритмической группы
,
закрепление навыков тактирования, формирование певческих, а также
развитие творческих навыков.
Развивать чувство метроритма можно в каждом виде работы, но для
более успешного, эффективного результата необходимо иногда отдельно
прорабатывать, осмысливать метроритмические соотношения в изучаемых
произведениях, а также применять специальные метроритмические
упражнения.
В младших классах - это простукивание ритмического рисунка
знакомой мелодии, работа с ритмослогами, пропевание мелодии с названием
ритмослогов и показом длительностей, запись ритмических рисунков.
II. Новый теоретический материал:
Длительность, звучащая в два раза короче восьмой,
называется шестнадцатой -
Шестнадцатые длительности
образуют «домик» шестнадцатых, состоящих из 4 длительностей -
. Такой «домик» шестнадцатых по продолжительности равен
одной четвертной длительности.
Вот перед нами пример дробления четвертных на более короткие - а
также превращения слова во фразы и предложение.
Та
-ня
на -ша Та -ня
пла -чет
На -ша Та -ня
на -ша Та -ня
гром -ко пла –чет
Шестнадцатым длительностям соответствуют ритмослоги Ту-ру-Ту-ру и
хлопки на уровне плеч.
Ту –ру –ту –ру
III. Воспитание чувства метроритма.
Задание №1(стр. 72, Фролова.Сольфеджио. Учебное пособие.)
Проговорите с названием ритмослогов предложенные ритмические группы:
а)
; б)
; в)
г)
; д)
.
; е)
.
Практическая работа «Упражнение на пальцах».
Преподаватель говорит детям, что две его руки - это две доли в размере две
четверти. Большой палец загнут внутрь ладони, ученики видят по четыре
пальца внешней стороны каждой руки.
-Если пальцы соединены друг с другом, то это четвертная длительность, и
ученики прохлопывают её, считая «раз-и,два-и»
-Если пальцы соединены по два, то это две восьмые.
-Если же все пальцы расположены по отдельности, то тогда следует их
определять как шестнадцатые.
Ритмические рисунки, составленные таким образом, позволяют
преподавателю составлять любые упражнения для прохлопывания и записи.
IV. Вокально-интонационные упражнения.
Настройка в До мажоре. Педагог даёт первый звук. Учащиеся поют гамму и
тоническое трезвучие, опевания устойчивых ступеней.
V. Сольфеджирование и пение с листа.
Вместе поют песню «Шестнадцатые длительности» нотами, затем со
словами, с дирижированием (Музыкальная азбука. Сиротина. Стр.34).
VI. Воспитание музыкального восприятия.
Педагог играет музыкальный фрагмент «Дед Мороз» Шумана (Фролова.
Сольфеджио. Нотное приложение №8, стр.109).
Учащиеся определяют и анализируют лад, характер, размер, темп, динамику,
строение, интервалы, аккорды, ритмические особенности в прослушанном
произведении.
VII.Музыкальный диктант.
Видеозапись диктанта «Пчёлка», (1:26) в виде мультфильма,
демонстрируется по интерактивному телевизору. Учащиеся определяют,
тональность, размер, поют с дирижированием (нотами, со словами). После
нескольких пропеваний, поют наизусть. Записывают в тетрадях по памяти
ритмический рисунок и мелодию.
VIII. Воспитание творческих навыков.
Сочините предложение и окончание мелодии: «Веночек»: Сольфеджио,
Фролова, стр.74,
IХ. Задание на дом.
В предложенной ритмической линии проставьте такты в размере 3/4.
Научитесь ритмические группы проговаривать ритмослогами в первый раз с
показом длительностей, во второй - с тактированием: Сольфеджио.
Фролова.Стр.75.
Наш урок окончен. Спасибо учащимся за работу на уроке, спасибо
уважаемым гостям, коллегам за внимание и участие.
Список использованной литературы.
1. Фролова Ю.В. Сольфеджио. Первый класс. Учебное пособие для ДМШ.
Изд. 8-е, перераб., Ростов н/Д: Феникс, 2006.
2. Сольфеджио. Программа для детских музыкальных школ. Сост. Калужская
T.A.-1984.
3. Калинина Г.Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 2 класс. Изд: Калинин
B.B,2005.
4. Фридкин Г.А. Практическое руководство по музыкальной грамоте: Учеб.
пособие. – М.: Музыка, 2009.
5. Сиротина Т. Музыкальная азбука. Москва; Музыка.
6. Записи мульфильмов с интернета для занятий по сольфеджио.