Напоминание

"Развитие навыков письменной речи на уроках английского языка" "


Автор: Яскевич Маргарита Борисовна
Должность: преподаватель английского языка
Учебное заведение: ГАПОУ СПО РТ"НМК имени С. Сайдашев"
Населённый пункт: город Нижнекамск
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие навыков письменной речи на уроках английского языка" "
Раздел: среднее профессиональное





Назад




РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НАУРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

М.Б.Яскевич

ГАОУ СПО РТ «Нижнекамский музыкальный колледж

имени Салиха Сайдашева»

Развитие

и

активное

внедрение

новейших

информационных

и

коммуникационных технологий во все сферы жизнедеятельности современного

человека

актуализировали

для

него

в

качестве

приоритетного

способа

межкультурного общения письменную речь. Хотя до недавнего времени этому

виду речевой деятельности отводилась роль вспомогательного средства при

обучении английскому языку.

На современном этапе основной целью обучения любому языку становится

межкультурная компетенция как способность индивида к профессиональной и

личностной самореализации в ситуациях общения. Для успешного формирования

межкультурной

компетенции

в

письменной

речи,

рассматриваемой

как

способности личности полноценно участвовать в письменном общении на

изучаемом иностранном языке, необходимо использование методов обучения,

направленных на активное развитие (и использование в учебной деятельности)

психических свойств личности. Это связано в первую очередь со сложной

психолингвистической структурой самой письменной речи.

В качестве одного из таких методов можно назвать интерактивный. По

определению Щукина А.Н., это метод, основывающийся на интеракционизме,

концепции современной психологии, в основе которой лежит теория социального

взаимодействия людей как межличностной коммуникации. [Щукин, 2008:150]

Главной задачей такого метода является развитие критического мышления

обучаемых в плане созидательной, творческой, мыслительной деятельности.

Критическое

мышление

рассматривается

как

сложный

ментальный

процесс, имеющий в своей структуре несколько этапов:

1.

Стадия

вызова:

выработка

прогностических

умений,

активизирующих фоновые знания и языковый опыт обучающихся, развитие

культурного самоанализа, гибкости и толерантности. Желаемый результат

данной стадии – открытость (готовность) для межкультурного обучения:

письменной речевой деятельности.

2.

Стадия

осмысления,

анализа

и

изучения

новой

информации

(развитие умения анализировать, интерпретировать и соотносить). Развиваются

умения определять и выделять основную информацию текста, устанавливать

связь событий, делать выводы о прочитанном. Одновременно идёт ознакомление

со стратегиями письменной речи, направленными на использование текста, как

средства опосредованного общения с его авторами и героями. Здесь же

интегрируются идеи, заложенные в тексте, со своими собственными идеями,

ведущие к пониманию новой информации.

3.

Креативная стадия – создание собственного текста, продукта

письменной речи на изучаемом языке, средства и способа межкультурной

коммуникации, то есть своеобразное закрепление нового материала, обучение

через взаимодействие.

В качестве интерактивных широко используется следующие методы

обучения письменной речи [Harmer, 2004:61-84]:

I. Письмо (Instant writing):

1. Написание предложений, нацелено на активизацию письменной речи

обучаемых, наименее мотивированных к данному виду деятельности. Небольшой

объем создаваемого в учебных целях текста позволяет, тем не менее, включить в

этот процесс элемент творчества.

2. Завершение предложений (Dictating sentences for completion). Элемент

творчества создается благодаря тому, что обучаемый должен закончить

предложение фактами из личной жизни, выразить личное отношение.

3.

Написание

предложений

(Writing

sentences).

Обычно

это

2-3

предложения на заданную тему.

4. Прогноз погоды (The weather forecast). По целям, задачам и месте в ходе

урока совпадает с фонетической зарядкой: обучаемых просят в письменной

форме описать самочувствие, настроение, планы на день (имитируя прогноз

погоды).

5. Использование музыки (Using music) особенно эффективно на занятиях

по письму, так как интенсифицирует сильные чувства и эмоции обучаемых.

Отметим следующие примеры заданий:

- слова, в процессе прослушивания песни обучающимся предлагается

записывать слова и словосочетания, приходящие на ум (как из самой песни, так и

собственные ассоциации);

- что описывает композитор, в процессе выполнения данного задания

учащиеся должны распознать интенцию автора музыкального произведения и

описать ее в письменной форме;

- музыка к фильму, сначала обучаемые описывают предполагаемую сцену

из фильма, к которой идет предполагаемый саундтрек, затем просматривают

соответствующий эпизод. Цель данного задания – сравнить собственное

восприятие с восприятием представителя изучаемой культуры;

- что мне навевает музыка, необходимо описать свою реакцию на

прослушанный музыкальный отрывок или музыкальное произведение;

-

музыкальные

истории,

учащиеся

создают

короткие

истории

под

предложенную преподавателем музыку;

6. Использование картинок (Using pictures), переносящих обучаемых в мир

культуры изучаемого языка:

- ориентированное описание картинок, например, могут присутствовать

такие задания как «опишите картинку человеку, который по какой-либо причине

не может ее видеть»;

- подозреваемые и улики, из предложенного ряда необходимо выбрать одну

картинку, описать ее, а затем представить получившийся текст группе, которая

определяет описываемый сюжет;

- написание почтовой открытки, поздравления незнакомому человеку по

его фотографии;

-

составление

историй

по

картинкам,

имеющим

социокультурную

информацию. Например, предлагается изображение или ряд картинок, на первый

взгляд не имеющих ничего общего между собой, по картинкам необходимо

составить рассказ, объединяющий их.

7. Написание стихотворений (Writing poems), как способ самовыражения,

позволяющий выйти за рамки определенного стиля:

- лимерики;

-

стихотворения

по

схеме,

необходимо

заполнить

пропуски

в

стихотворении;

- стихи по модели предполагают сочинение собственных стихотворений на

основе аутентичных рифм, выбранных из произведений авторов-носителей языка.

II. Письмо в сотрудничестве (Collaborative writing), используя доску

1. Предложение за предложением. Следуя предложенной теме, обучаемые

по очереди выходят к доске и записывают предложения, формируя рассказ.

2. Изложения. Письмо в группах и парах (Writing in groups and pairs):

1. Изменение и расширение предложений, составленных одним обучаемым

или группой.

2. Первые и последние строчки. Развитие текста на основе предложенных

первого и последнего предложений.

3.

Восстановление

рассказов

по

принципу

смысловой

подстановки

пропущенных лексических единиц.

III. Переписка (Writing to each other)

1.

Друзья по переписке, электронные письма, чаты, ведение блогов.

2.

Письма, сообщения друг другу, ответы на них.

Интенсивный методы активно используется в настоящее время на всех ступенях

обучения иностранному языку. Применительно к обучению письменной речи его

основным

достоинством

является

развитие

критического

мышления,

необходимого

элемента

межкультурной

компетенции,

и

формирование

«писательской привычки». Другими словами, благодаря письменной речи

создается положительный настрой, устойчивую мотивацию.

Литература:

1. Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения

иностранным языкам. - М.: Филоматис, 2008.-188c.

2. Harmer Jeremy. How to teach writing. – Harlow, Essex, England: Pearson

Education Limited, 2004. – 154 p.



В раздел образования