Напоминание

"ПОДГОТОВКА К КОНЦЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ"


Автор: Комова Александра Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО ДШИ №5
Населённый пункт: г.Тула
Наименование материала: Методический доклад
Тема: "ПОДГОТОВКА К КОНЦЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 5»

Методический доклад

«ПОДГОТОВКА

К КОНЦЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ»

Преподаватель

Комова Александра Владимировна

Добрый день уважаемые коллеги, сегодня я немного расскажу вам о подготовке учащихся к

концертной деятельности.

Наше ОЭО существует уже с 2000 года. Функционирует оно на базе 2 школ, 68-ой и 70-ой. В

процессе работы наша учебная деятельность подразумевает и концертные выступления, которые

имеют большое значение. И для того, чтобы подготовить детей к концертной деятельности

необходимо привить чувство ответственности за качество исполнения на сцене и любовь к

выступлению на публике.

Дети должны привыкнуть к тому, что выступление – это серьезное дело, за которое они несут

ответственность перед слушателями, авторами произведений, самим собой и своим педагогом.

Концертная деятельность - неимоверно сложный, напряженный и вме-сте с тем ответственный

процесс.

Чтобы помочь учащимся определить сильные и слабые стороны своей творческой

индивидуальности и выбрать наиболее полезную и продуктивную методику подготовки к

концертному выступлению, педагогам необходимо обладать немалым объемом знаний по этой

проблеме.

«Сценическое самочувствие» - по Станиславскому - представляет собой единство

интеллектуальной и эмоциональной сферы ребенка, устремленное на лучшее выполнение

творческой задачи, а успешное выступление на сцене будет зависеть от качества и надежности

выученных произведений.

При подготовке к выступлению работа с хором включает в себя несколько этапов: работа над

текстом, интонацией, образом, дикцией, звуковедением. Этой кропотливой работой необходимо

заниматься, требуя постоянного музыкального, артистического совершенствования.

Детям нравится выступать, и если они выступает часто, то волей-неволей должны готовиться к

выступлениям, чтобы не ударить лицом в грязь.

Концерты — абсолютно «открытый» и демократический жанр.

Здесь учащиеся имеют возможность сравнить себя с ровесниками и, что немаловажно, сделать

все необходимые выводы самостоятельно. Очень важно, когда учащиеся выступают не только в

стенах своей школы, но и имеют возможность выйти на большую сцену, выступить на массовых

мероприятиях, на открытых площадках. Большое впечатление нашим учащимся доставили

выступления в большом хоре школ Тульской области. Надолго останется в памяти хор «Славься» на

сцене центрального парка, площади Ленина и Тульского Кремля.

Чтобы заинтересовать детей, нужен интересный, нестандартный материал. Большую роль в

выступлениях играет правильно подобранный репертуар, в соответствии с возрастом и их

возможностями. Работая на базе общеобразовательных школ, мы часто отталкиваемся от

мероприятий уже запланированных преподавателями и поэтому несколько скованны в выборе

репертуара, но мы все равно стараемся выбирать его, чтобы он нравился, вызывал живой,

непосредственный интерес.

В наш репертуар мы вводим не только классическую, но и современную музыку, например: сл.

Орлова, муз. Комарова «Я желаю вам добра», сл. и муз. Ермолова «Мы вместе» приносит

ученикам несомненную пользу, расширяет музыкальный кругозор, обогащая новыми задачами,

как музыкальными (гармоническими, ритмическими и т.п.), так и новыми техническими

приемами, которые позволяют с раннего возраста ощутить разнообразие стилей – как бы

«стилевую зону».

В моей практике очень интересной и творческой была работа над такими произведениями как: сл.

и муз. Кузьмичевой «Россия-Родина моя», «На земле живет музыка», а также «Гимн Леоновцев» к

которому слова и музыку написала Анастасия Боброва учитель начальных классов 70 школы,

названной в честь героя России Ивана Антоновича Леонова. Этот гимн полюбился детям ещё и

потому, что им предоставлялось спеть вместе с педагогами и даже родителями.

"Самое важное — любить то, что исполняешь, и верить в то, что исполняешь. Как только эта вера

исчезает, произведение сразу тускнеет, а то и вовсе проваливается" (С. Рихтер).

Концерты должны формировать особую эмоционально—интеллектуальную среду, где дети

чувствуют себя ее частью.

А самыми главными заинтересованными слушателями являются родители.

Необходимо, чтобы они присутствовали на концертах. Видя, чем занят их ребенок, как с ним

работают, они неизменно будут относиться к педагогу с должным пониманием и уважением.

Нашей целью на концертных выступлениях является показать навыки, уме-ния приобретенные

учащимися, и конечно, же доставить радость родным и близким, хорошей музыкой.

Концертная, последовательная, систематическая работа по подготовке уча-щихся, ведет к

сохранению интереса к музыкальной деятельности, повышению обще - музыкального уровня,

стимулирует развитие творческих способностей.

А теперь хочу немного рассказать о таком чувстве, как волнение во время выступления. Прежде

всего, я никогда не говорю с детьми о волнении. Моя цель при подготовке к выступлению

заключается в том, чтобы они настроились на нужный образ и следили во время исполнения за

его развитием. Если жить на сцене музыкой, места для «панического» настроения не останется.

Эмоциональная взволнованность, приподнятость чувств лишь способствует яркости исполнения!

Большое значение для устранения чрезмерного волнения имеют частые выступления. Даже

самые робкие ученики, если им приходится выступать часто, начинают чувствовать себя на сцене

значительно увереннее.

Таким образом, я считаю, что мы должны обеспечить детям возможность часто выступать перед

публикой.

В процессе частых выступлений учащиеся приучаются сразу включаться в образ произведения,

вызывать в себе нужную эмоциональную настройку, до-стигать полной сосредоточенности. У них

развивается умение концентрировать свое внимание на жестах дирижера. И не смотря ни на что

быть уверенным в себе. Традиционным для нашего хора является выступление в День Героев

России в Тульском музее оружия, на празднике «Посвящение в Юные Леоновцы». В огромном

зале в присутствии детей, родителей и гостей, среди которых много ветеранов, внезапно

оборвалась музыка, но наши дети были особенно сконцентрированы и продолжили свое

выступление до конца, без сопровождения музыки.



В раздел образования