Автор: Гузаева Лейсан Вилевна
Должность: преподаватель фортепиано, концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ "Созвездие"
Населённый пункт: г. Нижнекамск НМР РТ
Наименование материала: методическая работа
Тема: "Специфика работы концертмейстера в ДШИ"
Раздел: дополнительное образование
МУ «Управление культуры Исполнительного комитета Нижнекамского
муниципального района РТ»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств «Созвездие» НМР РТ
Методическая работа
Статья на тему
Специфика работы концертмейстера в
ДШИ.
Работу выполнил
концертмейстер
ДШИ «Созвездие»
Гузаева Л.В.
Нижнекамск 2024 г
Работа концертмейстера с детьми в силу их возрастных особенностей отличается
рядом дополнительных сложностей и особой ответственностью. Нет задачи благороднее, чем
приобщение ребенка к миру прекрасного. Через прикосновение к его душе, происходит
развитие и творческих способностей, музыкальности и воображения, потому требует от
концертмейстера тонкости восприятия, большой выдержки, чувства такта и высокого
профессионализма.
Данная работа затрагивает профессиональные и педагогические аспекты деятельности
концертмейстера, отображает специфику его работы и предъявляемые к нему требования,
где речь идёт о работе концертмейстера с вокалистами, хоровыми коллективами, учащимися
класса скрипки, балалайки, духовых инструментов и классом хореографического искусства.
Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Оно требует от пианиста не только
огромного артистизма, но и разносторонних музыкально- исполнительских дарований,
особого универсализма, мобильности, умения в случае необходимости переключится на
работу с учащимися различных специальностей.
Главным из всех составляющих качеств концертмейстера и основным условием совместной
с ним работы является удобство, которое он обеспечивает солисту.
Концертмейстер должен обладать рядом положительных психологических качеств.
Так,
внимание
концертмейстера
–
это
внимание
совершенно
особого
рода.
Оно
многоплоскостное: его надо распределять не только между двумя собственными руками, но
и относить к солисту – главному действующему лицу. В каждый момент важно, что и как
делают пальцы, как используется педаль, слуховое внимание занято звуковым балансом
(которое представляет основу основ ансамблевого музицирования), звуковедением у
солиста; ансамблевое внимание следит за воплощением единства художественного замысла.
Такое напряжение внимания требует огромной затраты физических и душевных сил.
Ансамбль не может состояться, если концертмейстер не знает специфики инструмента
своего партнёра – законов звукоизвлечения, дыхания, техники. От мастерства и вдохновения
концертмейстера почти всегда зависит творческое состояние солиста. Особенно это важно в
кульминационных моментах. Без поддержки концертмейстера солист не сможет осуществить
ни одно своё художественное намерение.
При работе над произведением в совместном стремлении отобразить характер
музыки, важно сохранить синхронность движения динамики в партиях. Концертмейстеру не
обойтись без умения «слышать мельчайшие детали партии солиста, соизмеряя звучность
фортепиано с возможностями солирующего инструмента и художественным замыслом
солиста». Так или иначе, концертмейстеру приходиться приспосабливать своё видение
музыки к исполнительской манере солиста. При этом ещё труднее концертмейстеру
сохранить свой индивидуальный облик. Следовательно, нужно выработать особую чуткость,
уважение, такт по отношению к намерениям партнёра, но при этом суметь донести до
слушателя единую концепцию произведения, «растворившись» в намерениях солиста, даже
если его сиюминутное состояние несколько «уводит» от ранее подготовленной трактовки.
Природа
звука
духовых,
струнных,
народных
инструментов
диаметрально
противоположно фортепианной. Звук, рожденный прикосновением исполнителя к струне,
способен к развитию.
В то время как фортепианный, возникший в результате удара
молоточка о струну-угасает. Поэтому крещендо на длинных нотах, довольно часто
встречающееся у домристов и балалаечников, духовиков, осуществить на фортепиано, к
сожалению, невозможно. Компенсировать эти неизбежные потери концертмейстер может,
лишь постоянно преодолевая молоточковую, ударную природу фортепианного звука. Если в
хоровых произведениях звук должен быть вокальным, то при исполнении произведений для
инструменталистов
необычайно
важно
знания
тембров
инструментов
народного,
симфонического, эстрадного оркестра и умение передать на рояле всю многокрасочную
палитру оркестра. У пианистов, как правило, правая рука развита лучше, она чаще всего
главенствует над левой, «ведет» её. Совершенно другое ощущение должно быть у
концертмейстера, играющего оркестровые переложения. Здесь левая рука едва ли не
«главнее» правой, она является основой, фундаментом в целях придания звучности большей
глубины и объема. Особенно это касается кульминационных тутти и подходов к ним.
Что касается различных тембров, то наиболее сложным можно считать воплощение на
фортепиано специфики звучности струнных инструментов. Концертмейстер должен знать
обозначения штрихов. В основном, это те же обозначения, что и в фортепианной литературе:
legato, staccato, tenuto, акценты. Но в исполнении их существуют отличия от фортепианных.
Акценты не должны быть чрезмерными, staccato исполняется несколько мягче, чем обычная
staccato
на рояле, как бы штрихом non
legato. Прикосновение к клавиатуре должно
осуществляться без жесткой фиксации кисти и пальцев. При исполнении аккордов, фиксация
пальцев и кисти руки является чуть ли не первой необходимостью, так как собранность
пальцев при взятии аккорда дает иллюзию необходимой звучности. Использование педали
должно быть крайне осторожно. Стремление «оркестровать» рояль-вот главная задача
концертмейстера.
Концертмейстеру принадлежит очень важная роль в образовательном процессе –
будить
творческую
фантазию
ученика,
создавая
своим
исполнением
качественную
художественную среду для создания музыкально – художественного образа в ансамбле,
которая
способствует
успеху
исполнительской
деятельности
солиста.
Поэтому
концертмейстер должен постоянно совершенствовать свой исполнительский уровень.
Только лишь, слыша профессиональную игру концертмейстера, ученик будет стремиться к
совершенствованию своего творчества.
Список используемой литературы
1.
Кубанцева Е.И. Методика работы над фортепианной партией пианиста –
концертмейстера. // Музыка в школе- 2001 №2
2.
Люблинский А.П. Теория и практика аккомпанемента: Методологические основы. //
Л. Музыка, 1972