Напоминание

"Специфика работы концертмейстера в ДШИ"


Автор: Гузаева Лейсан Вилевна
Должность: преподаватель фортепиано, концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ "Созвездие"
Населённый пункт: г. Нижнекамск НМР РТ
Наименование материала: методическая работа
Тема: "Специфика работы концертмейстера в ДШИ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУ «Управление культуры Исполнительного комитета Нижнекамского

муниципального района РТ»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств «Созвездие» НМР РТ

Методическая работа

Статья на тему

Специфика работы концертмейстера в

ДШИ.

Работу выполнил

концертмейстер

ДШИ «Созвездие»

Гузаева Л.В.

Нижнекамск 2024 г

Работа концертмейстера с детьми в силу их возрастных особенностей отличается

рядом дополнительных сложностей и особой ответственностью. Нет задачи благороднее, чем

приобщение ребенка к миру прекрасного. Через прикосновение к его душе, происходит

развитие и творческих способностей, музыкальности и воображения, потому требует от

концертмейстера тонкости восприятия, большой выдержки, чувства такта и высокого

профессионализма.

Данная работа затрагивает профессиональные и педагогические аспекты деятельности

концертмейстера, отображает специфику его работы и предъявляемые к нему требования,

где речь идёт о работе концертмейстера с вокалистами, хоровыми коллективами, учащимися

класса скрипки, балалайки, духовых инструментов и классом хореографического искусства.

Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Оно требует от пианиста не только

огромного артистизма, но и разносторонних музыкально- исполнительских дарований,

особого универсализма, мобильности, умения в случае необходимости переключится на

работу с учащимися различных специальностей.

Главным из всех составляющих качеств концертмейстера и основным условием совместной

с ним работы является удобство, которое он обеспечивает солисту.

Концертмейстер должен обладать рядом положительных психологических качеств.

Так,

внимание

концертмейстера

это

внимание

совершенно

особого

рода.

Оно

многоплоскостное: его надо распределять не только между двумя собственными руками, но

и относить к солисту – главному действующему лицу. В каждый момент важно, что и как

делают пальцы, как используется педаль, слуховое внимание занято звуковым балансом

(которое представляет основу основ ансамблевого музицирования), звуковедением у

солиста; ансамблевое внимание следит за воплощением единства художественного замысла.

Такое напряжение внимания требует огромной затраты физических и душевных сил.

Ансамбль не может состояться, если концертмейстер не знает специфики инструмента

своего партнёра – законов звукоизвлечения, дыхания, техники. От мастерства и вдохновения

концертмейстера почти всегда зависит творческое состояние солиста. Особенно это важно в

кульминационных моментах. Без поддержки концертмейстера солист не сможет осуществить

ни одно своё художественное намерение.

При работе над произведением в совместном стремлении отобразить характер

музыки, важно сохранить синхронность движения динамики в партиях. Концертмейстеру не

обойтись без умения «слышать мельчайшие детали партии солиста, соизмеряя звучность

фортепиано с возможностями солирующего инструмента и художественным замыслом

солиста». Так или иначе, концертмейстеру приходиться приспосабливать своё видение

музыки к исполнительской манере солиста. При этом ещё труднее концертмейстеру

сохранить свой индивидуальный облик. Следовательно, нужно выработать особую чуткость,

уважение, такт по отношению к намерениям партнёра, но при этом суметь донести до

слушателя единую концепцию произведения, «растворившись» в намерениях солиста, даже

если его сиюминутное состояние несколько «уводит» от ранее подготовленной трактовки.

Природа

звука

духовых,

струнных,

народных

инструментов

диаметрально

противоположно фортепианной. Звук, рожденный прикосновением исполнителя к струне,

способен к развитию.

В то время как фортепианный, возникший в результате удара

молоточка о струну-угасает. Поэтому крещендо на длинных нотах, довольно часто

встречающееся у домристов и балалаечников, духовиков, осуществить на фортепиано, к

сожалению, невозможно. Компенсировать эти неизбежные потери концертмейстер может,

лишь постоянно преодолевая молоточковую, ударную природу фортепианного звука. Если в

хоровых произведениях звук должен быть вокальным, то при исполнении произведений для

инструменталистов

необычайно

важно

знания

тембров

инструментов

народного,

симфонического, эстрадного оркестра и умение передать на рояле всю многокрасочную

палитру оркестра. У пианистов, как правило, правая рука развита лучше, она чаще всего

главенствует над левой, «ведет» её. Совершенно другое ощущение должно быть у

концертмейстера, играющего оркестровые переложения. Здесь левая рука едва ли не

«главнее» правой, она является основой, фундаментом в целях придания звучности большей

глубины и объема. Особенно это касается кульминационных тутти и подходов к ним.

Что касается различных тембров, то наиболее сложным можно считать воплощение на

фортепиано специфики звучности струнных инструментов. Концертмейстер должен знать

обозначения штрихов. В основном, это те же обозначения, что и в фортепианной литературе:

legato, staccato, tenuto, акценты. Но в исполнении их существуют отличия от фортепианных.

Акценты не должны быть чрезмерными, staccato исполняется несколько мягче, чем обычная

staccato

на рояле, как бы штрихом non

legato. Прикосновение к клавиатуре должно

осуществляться без жесткой фиксации кисти и пальцев. При исполнении аккордов, фиксация

пальцев и кисти руки является чуть ли не первой необходимостью, так как собранность

пальцев при взятии аккорда дает иллюзию необходимой звучности. Использование педали

должно быть крайне осторожно. Стремление «оркестровать» рояль-вот главная задача

концертмейстера.

Концертмейстеру принадлежит очень важная роль в образовательном процессе –

будить

творческую

фантазию

ученика,

создавая

своим

исполнением

качественную

художественную среду для создания музыкально – художественного образа в ансамбле,

которая

способствует

успеху

исполнительской

деятельности

солиста.

Поэтому

концертмейстер должен постоянно совершенствовать свой исполнительский уровень.

Только лишь, слыша профессиональную игру концертмейстера, ученик будет стремиться к

совершенствованию своего творчества.

Список используемой литературы

1.

Кубанцева Е.И. Методика работы над фортепианной партией пианиста –

концертмейстера. // Музыка в школе- 2001 №2

2.

Люблинский А.П. Теория и практика аккомпанемента: Методологические основы. //

Л. Музыка, 1972



В раздел образования