Напоминание

"Особенности развития коммуникативных навыков у подростков с расстройством аутистического спектра"


Автор: Луканова Виктория Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ ЦССВ "Маяк"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности развития коммуникативных навыков у подростков с расстройством аутистического спектра"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Особенности развития коммуникативных навыков у подростков с РАС

Низкий

уровень

сформированности

коммуникативных

навыков,

дефицит общения занимает важное место в ряде расстройств, к которым

может быть отнесено расстройство аутистического спектра (РАС).

Личностное развитие подростка с РАС осуществляется под влиянием не

только подросткового возраста, но и особенностей состояния физического и

ментального здоровья. Прежде всего, важно подчеркнуть, что «вступление в

подростковый и взрослый возраст не означает для людей с последствиями

детского

аутизма

остановки

социального,

эмоционального

и

интеллектуального развития», т. е. важно помнить, что подростковый возраст

вносит новые проблемы в жизнь человека, но его развитие продолжается.

Нарушения в коммуникативной сфере, трудности с установлением

социальных взаимодействий выступают отличительными характеристиками

РАС. Как отмечает М. М. Панасенков, «трудности в сфере коммуникации

являются доминирующими для всех детей с аутистическими расстройствами

и играют одну из важнейших ролей в проектировании прогноза».

При

этом,

под

«недоразвитием

коммуникативной

сферы

подразумевается, как нарушение развития коммуникативной функции речи,

так и коммуникативного поведения в целом». Иными словами, РАС оказывает

негативное влияние на все аспекты коммуникативного развития личности.

Более трети детей с РАС матичные. И только десятая часть подростков с РАС

по уровню речевого развития соответствует своему возрасту.

В то же время, необходимо подчеркнуть, что проявления самого

аутизма в этом возрасте смягчаются, ребенок становится более контактным,

отзывчивым, т. е. низкий уровень сформированности коммуникативных

навыков в этом возрасте связан в большей степени с трудностями с

овладением речью, чем с отсутствием мотивации к общению.

Экспрессивная речь развивается с отклонениями от нормы, задержкой.

Прежде всего, важно подчеркнуть, что по результатам исследований

Американской психиатрической ассоциации (АРА), люди с РАС используют

затруднения с инициацией взаимодействия, его последующим поддержанием,

использованием

знаков

невербальной

коммуникации

и

адаптации

собственного

коммуникативного

поведения

к

меняющимся

условиям

коммуникативной ситуации.

К иным отличительным характеристикам развития речи подростков с

РАС следует отнести наличие непосредственных и отсроченных эхолалий,

трудности

с

употреблением

личных

местоимений,

множественное

употребление стереотипных высказываний, специфические просодическое

особенности.

Отмечаются

затруднения

с

пониманием

семантики

лексем,

синтаксических конструкций, что проявляется в непонимании или неполном

непонимании

значения

слов

и,

как

следствие,

невозможности

их

использования в процессе интерпретации обращенной к нему речи,

использования

при

оформлении

собственных

диалогических

или

монологических

высказываний

для

достижения

поставленных

коммуникативных целей в соответствии с учетом условий конкретной

коммуникативной ситуации. Все это приводит к возникновению проблем в

процессе взаимодействия с другими, подросток оказывает просто не

способен подобрать вербальные и невербальные знаки для оформления

собственного сообщения даже в тех случаях, когда обладает достаточно

богатым словарным запасом.

Кроме

того,

к

отличительным

характеристикам

развития

коммуникативных навыков следует отнести отсутствие умений использовать

речь спонтанно, в соответствии с ее функциональным назначением в

процессе реализации диалогического взаимодействия.

Подростки с РАС испытывают трудности при смене коммуникативных

ролей,

не

способны

обеспечить

обратную

связь

и

тематическую

направленность информации. Они не в состоянии регулировать внимание

собеседника, следить за ним, распознавать эмоциональные состояния и

коммуникативные намерения коммуникантов. Подростки с РАС не в

состоянии указать, описать предметы, которые привлекли его внимание.

Испытывают

затруднения

с

использованием

знаков

невербальной

коммуникации.

Им трудно инициировать и поддерживать диалог [32, с. 21]. Иными

словами, в отличие от особенностей формирования коммуникативных

навыков у других детей подросткового возраста, которые, как выявлено

раннее, в этом возрасте стремятся завоевать авторитет в среде сверстников,

подростки с РАС не стремятся к вступлению в диалог. Характер отношений

как со взрослыми, так и со сверстниками, без должной дистанции, часто

монологичный, со слабым учетом «обратной связи».

Подростки с РАС не испытывают потребности в общении как таковом:

«аутизм в широком смысле обычно понимается как очевидная нехватка

общения, желание отказаться от контактов, жить в своём собственном мире».

Отсутствие

стремления

к

вступлению

в

диалог

выдвигает

задачу

формирования аффективного отношения к миру, ставит перед психологом,

коррекционным педагогом задачу воспитания, развития интереса к миру, к

окружающим как необходимое условие формирования коммуникативных

навыков. Иными словами, «ослабление аутистических тенденций делает

более

очевидными

трудности

организации

контакта,

самой

ситуации

взаимодействия, понимания ее смыслового контекста и подтекста, мимики и

интонации собеседника». При этом, особенности подросткового возраста все

же оказывают влияние на подростка, в котором порой «просыпается»

стремление к общению.

Более того, под влиянием подросткового возраста у ребенка возникает

мотивация к общению со сверстниками, и именно в этой сфере у подростков

с РАС возникают наибольшие проблемы: «многие аутичные подростки

начинают проявлять к ним активный интерес, но не умеют установить и

поддержать контакты». При этом общение затруднено недоразвитием

коммуникативных

навыков,

стереотипностью

и

недостаточной

развернутостью высказываний, навязчивым обращением к одним деталям,

темам,

недостаточно

точным

пониманием

условий

коммуникативной

ситуации.

Соответственно, на основании анализа теоретических источников

можно выделить следующие специфические особенности речевого развития

подростка с РАС:

1)

отсутствие

реакции

на

обращение,

в

отдельных

случаях

отсутствует реакция даже на свое имя;

2)

стереотипное использование речи;

3)

использовании слов в необычных контекстах;

4)

трудности понимания смысла отдельных слов, понятий и, как

следствие, трудности с их употреблением в собственной речи. Даже наиболее

«продвинутые»

подростки

испытывают

затруднения

с

пониманием

многозначных слов, значений, формирующихся под влиянием контекста,

переносных значений и т. д.;

5)

неспособность

инициировать

и

поддерживать

диалог,

анализировать

условия

конкретной

коммуникативной

ситуации,

коммуникативные намерения собеседников;

6)

нарушения просодики. Необходимо подчеркнуть, что нарушения

просодики выступают одним из отличительных признаков РАС, представлены

даже у наиболее «продвинутых» детей. Их речь отличается недостаточной

эмоциональностью, необычным темпом и ритмом, скандирующей или

затухающей интонацией. Как отмечают исследователи, «в целом, именно

особенности просодики “выдают” аутичного подростка, речь которого

недостаточно направлена на коммуникацию и эмоционально не адресована

партнеру»;

7)

замена местоимений;

8)

нарушения невербальной коммуникации. Подростки с РАС в

меньшей степени ориентируются на знаки невербальной коммуникации

собеседника, хотя многие начинают сами использовать жесты и могут делать

успехи в письменной речи.

Иными словами, как отмечают исследователи, «особенности аутизма в

коммуникативных навыках связаны с когнитивными, эмоциональными и

социальными расстройствами у детей и проявляются в недостаточной

мотивации, разделении внимания, трудностях в использовании вербальных и

невербальных средств общения».

При этом хотелось бы отдельно подчеркнуть, что дефект имеет

сложную структуру, а нарушения различны по степени выраженности,

характеру взаимовлияния, что обусловливает необходимость реализации

индивидуального и дифференцированного подходов в процессе разработки

индивидуальных программ сопровождения.

Более того, в отдельных случаях подросток может обрести адекватные

формы взаимодействия, но «это происходит лишь в самой простой и

стереотипной форме: он знает, о чем его спросят и что он должен ответить»

[25, с. 159]. Часто подросток не может отойти от усвоенных алгоритмов

действий, но в целом достигает успехов в использовании социально

адекватных форм контакта, дорожит ими.

В заключение, важно отметить, что несмотря на сложности в развитии

коммуникативных навыков у подростков с РАС, существует потенциал для

улучшения ситуации.

Ранняя диагностика, специально разработанные

программы обучения и реабилитации, а также поддержка со стороны семьи и

специалистов могут значительно улучшить качество жизни таких подростков.

Важно помнить, что каждый подросток с РАС индивидуален. Уровень

развития коммуникативных навыков может значительно отличаться в

зависимости от степени тяжести расстройства и особенностей личности.

Поэтому необходимо подходить к вопросу развития коммуникативных

навыков с индивидуальным подходом.

В современном мире существует много ресурсов и программ,

направленных на поддержку людей с РАС. С помощью специалистов и

поддержки со стороны близких людей подростки с РАС могут достичь

значительных успехов в своем развитии и интеграции в общество.



В раздел образования