Автор: Луканова Виктория Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ ЦССВ "Маяк"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности развития коммуникативных навыков у подростков с расстройством аутистического спектра"
Раздел: дополнительное образование
Особенности развития коммуникативных навыков у подростков с РАС
Низкий
уровень
сформированности
коммуникативных
навыков,
дефицит общения занимает важное место в ряде расстройств, к которым
может быть отнесено расстройство аутистического спектра (РАС).
Личностное развитие подростка с РАС осуществляется под влиянием не
только подросткового возраста, но и особенностей состояния физического и
ментального здоровья. Прежде всего, важно подчеркнуть, что «вступление в
подростковый и взрослый возраст не означает для людей с последствиями
детского
аутизма
остановки
социального,
эмоционального
и
интеллектуального развития», т. е. важно помнить, что подростковый возраст
вносит новые проблемы в жизнь человека, но его развитие продолжается.
Нарушения в коммуникативной сфере, трудности с установлением
социальных взаимодействий выступают отличительными характеристиками
РАС. Как отмечает М. М. Панасенков, «трудности в сфере коммуникации
являются доминирующими для всех детей с аутистическими расстройствами
и играют одну из важнейших ролей в проектировании прогноза».
При
этом,
под
«недоразвитием
коммуникативной
сферы
подразумевается, как нарушение развития коммуникативной функции речи,
так и коммуникативного поведения в целом». Иными словами, РАС оказывает
негативное влияние на все аспекты коммуникативного развития личности.
Более трети детей с РАС матичные. И только десятая часть подростков с РАС
по уровню речевого развития соответствует своему возрасту.
В то же время, необходимо подчеркнуть, что проявления самого
аутизма в этом возрасте смягчаются, ребенок становится более контактным,
отзывчивым, т. е. низкий уровень сформированности коммуникативных
навыков в этом возрасте связан в большей степени с трудностями с
овладением речью, чем с отсутствием мотивации к общению.
Экспрессивная речь развивается с отклонениями от нормы, задержкой.
Прежде всего, важно подчеркнуть, что по результатам исследований
Американской психиатрической ассоциации (АРА), люди с РАС используют
затруднения с инициацией взаимодействия, его последующим поддержанием,
использованием
знаков
невербальной
коммуникации
и
адаптации
собственного
коммуникативного
поведения
к
меняющимся
условиям
коммуникативной ситуации.
К иным отличительным характеристикам развития речи подростков с
РАС следует отнести наличие непосредственных и отсроченных эхолалий,
трудности
с
употреблением
личных
местоимений,
множественное
употребление стереотипных высказываний, специфические просодическое
особенности.
Отмечаются
затруднения
с
пониманием
семантики
лексем,
синтаксических конструкций, что проявляется в непонимании или неполном
непонимании
значения
слов
и,
как
следствие,
невозможности
их
использования в процессе интерпретации обращенной к нему речи,
использования
при
оформлении
собственных
диалогических
или
монологических
высказываний
для
достижения
поставленных
коммуникативных целей в соответствии с учетом условий конкретной
коммуникативной ситуации. Все это приводит к возникновению проблем в
процессе взаимодействия с другими, подросток оказывает просто не
способен подобрать вербальные и невербальные знаки для оформления
собственного сообщения даже в тех случаях, когда обладает достаточно
богатым словарным запасом.
Кроме
того,
к
отличительным
характеристикам
развития
коммуникативных навыков следует отнести отсутствие умений использовать
речь спонтанно, в соответствии с ее функциональным назначением в
процессе реализации диалогического взаимодействия.
Подростки с РАС испытывают трудности при смене коммуникативных
ролей,
не
способны
обеспечить
обратную
связь
и
тематическую
направленность информации. Они не в состоянии регулировать внимание
собеседника, следить за ним, распознавать эмоциональные состояния и
коммуникативные намерения коммуникантов. Подростки с РАС не в
состоянии указать, описать предметы, которые привлекли его внимание.
Испытывают
затруднения
с
использованием
знаков
невербальной
коммуникации.
Им трудно инициировать и поддерживать диалог [32, с. 21]. Иными
словами, в отличие от особенностей формирования коммуникативных
навыков у других детей подросткового возраста, которые, как выявлено
раннее, в этом возрасте стремятся завоевать авторитет в среде сверстников,
подростки с РАС не стремятся к вступлению в диалог. Характер отношений
как со взрослыми, так и со сверстниками, без должной дистанции, часто
монологичный, со слабым учетом «обратной связи».
Подростки с РАС не испытывают потребности в общении как таковом:
«аутизм в широком смысле обычно понимается как очевидная нехватка
общения, желание отказаться от контактов, жить в своём собственном мире».
Отсутствие
стремления
к
вступлению
в
диалог
выдвигает
задачу
формирования аффективного отношения к миру, ставит перед психологом,
коррекционным педагогом задачу воспитания, развития интереса к миру, к
окружающим как необходимое условие формирования коммуникативных
навыков. Иными словами, «ослабление аутистических тенденций делает
более
очевидными
трудности
организации
контакта,
самой
ситуации
взаимодействия, понимания ее смыслового контекста и подтекста, мимики и
интонации собеседника». При этом, особенности подросткового возраста все
же оказывают влияние на подростка, в котором порой «просыпается»
стремление к общению.
Более того, под влиянием подросткового возраста у ребенка возникает
мотивация к общению со сверстниками, и именно в этой сфере у подростков
с РАС возникают наибольшие проблемы: «многие аутичные подростки
начинают проявлять к ним активный интерес, но не умеют установить и
поддержать контакты». При этом общение затруднено недоразвитием
коммуникативных
навыков,
стереотипностью
и
недостаточной
развернутостью высказываний, навязчивым обращением к одним деталям,
темам,
недостаточно
точным
пониманием
условий
коммуникативной
ситуации.
Соответственно, на основании анализа теоретических источников
можно выделить следующие специфические особенности речевого развития
подростка с РАС:
1)
отсутствие
реакции
на
обращение,
в
отдельных
случаях
отсутствует реакция даже на свое имя;
2)
стереотипное использование речи;
3)
использовании слов в необычных контекстах;
4)
трудности понимания смысла отдельных слов, понятий и, как
следствие, трудности с их употреблением в собственной речи. Даже наиболее
«продвинутые»
подростки
испытывают
затруднения
с
пониманием
многозначных слов, значений, формирующихся под влиянием контекста,
переносных значений и т. д.;
5)
неспособность
инициировать
и
поддерживать
диалог,
анализировать
условия
конкретной
коммуникативной
ситуации,
коммуникативные намерения собеседников;
6)
нарушения просодики. Необходимо подчеркнуть, что нарушения
просодики выступают одним из отличительных признаков РАС, представлены
даже у наиболее «продвинутых» детей. Их речь отличается недостаточной
эмоциональностью, необычным темпом и ритмом, скандирующей или
затухающей интонацией. Как отмечают исследователи, «в целом, именно
особенности просодики “выдают” аутичного подростка, речь которого
недостаточно направлена на коммуникацию и эмоционально не адресована
партнеру»;
7)
замена местоимений;
8)
нарушения невербальной коммуникации. Подростки с РАС в
меньшей степени ориентируются на знаки невербальной коммуникации
собеседника, хотя многие начинают сами использовать жесты и могут делать
успехи в письменной речи.
Иными словами, как отмечают исследователи, «особенности аутизма в
коммуникативных навыках связаны с когнитивными, эмоциональными и
социальными расстройствами у детей и проявляются в недостаточной
мотивации, разделении внимания, трудностях в использовании вербальных и
невербальных средств общения».
При этом хотелось бы отдельно подчеркнуть, что дефект имеет
сложную структуру, а нарушения различны по степени выраженности,
характеру взаимовлияния, что обусловливает необходимость реализации
индивидуального и дифференцированного подходов в процессе разработки
индивидуальных программ сопровождения.
Более того, в отдельных случаях подросток может обрести адекватные
формы взаимодействия, но «это происходит лишь в самой простой и
стереотипной форме: он знает, о чем его спросят и что он должен ответить»
[25, с. 159]. Часто подросток не может отойти от усвоенных алгоритмов
действий, но в целом достигает успехов в использовании социально
адекватных форм контакта, дорожит ими.
В заключение, важно отметить, что несмотря на сложности в развитии
коммуникативных навыков у подростков с РАС, существует потенциал для
улучшения ситуации.
Ранняя диагностика, специально разработанные
программы обучения и реабилитации, а также поддержка со стороны семьи и
специалистов могут значительно улучшить качество жизни таких подростков.
Важно помнить, что каждый подросток с РАС индивидуален. Уровень
развития коммуникативных навыков может значительно отличаться в
зависимости от степени тяжести расстройства и особенностей личности.
Поэтому необходимо подходить к вопросу развития коммуникативных
навыков с индивидуальным подходом.
В современном мире существует много ресурсов и программ,
направленных на поддержку людей с РАС. С помощью специалистов и
поддержки со стороны близких людей подростки с РАС могут достичь
значительных успехов в своем развитии и интеграции в общество.