Автор: Наталья Осиповна Карпова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Шумская СОШ
Населённый пункт: посёлок Шумский, Нижнеудинский район, Иркутская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Технологическая карта к уроку чтения 4 класс "Корзина с еловыми шишками"
Раздел: начальное образование
К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». 4 класс. Школа России
Тип урока: освоение нового материала
Педагогические задачи: создать условия для развития умений понимать замысел автора;
показать, что человек становится по-настоящему счастлив, лишь открывая вокруг себя красоту
окружающего мира; развивать воображение; воспитывать посредством слова, пережитых чувств
такие качества, как благородство, благодарность
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы
Предметные:
п о з н а к о м я т с я с
произведением
К. Г. Паустовского «Корзина с
еловыми шишками»;
н а у ч а т с я : выделять
события, составляющие основу
художественного произведения,
пользоваться элементарными
приемами анализа текста по
вопросам учителя (учебника),
находить в произведении
средства художественной
выразительности
(сравнение, олицетворение)
Метапредметные:
Познавательные: осознавать смысл
межпредметных понятий: типы текстов
(повествование, описание), авторский
замысел, авторское отношение, автор-
рассказчик, лирический герой,
изобразительно-выразительные средства
языка (сравнение и эпитет), художник-
живописец, репродукция картины
художника.
Регулятивные: составлять план работы по
решению учебной задачи урока; предлагать
варианты устранения причин неудач на
уроке.
Коммуникативные: строить связное
высказывание из 7–8 предложений по теме;
строить диалог в паре или группе, задавать
вопросы
Личностные:
осознавать
эстетическую
ценность
произведения,
проявляющуюся в
оригинальности и
индивидуальност
и авторского
мировоззрения;
осознавать, что
благодаря
использованию
изобразительно-
выразительных
средств автор
проявляет
собственные
чувства и
отношение к
героям своих
произведений
О б р а з о в а т е л ь н ы е р е с у р с ы : запись отрывка из произведения Э. Грига «Пер Гюнт» –
«Утро»
1
О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а у р о к а
Этап урока
Содержание
деятельности учителя
Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)
Формируемые
способы
деятельности
учащегося
I. Актуализация
опорных знаний.
1.Эмоциональный
настрой на урок
2.Проверка
домашнего
задания
1. –Посмотрим друг на
друга, на меня,
улыбнёмся, мысленно
скажем себе: «У меня
всё получится. Я
узнаю, открою,
почувствую что-то
новое на уроке!
2. Проверяет домашнее
задание. Проводит
беседу о проделанной
работе по заданию №7
стр.46.
Приветствуют друг друга и учителя,
психологически настраиваются на урок,
получают положительную мотивацию.
Рассказывают о выполненной дома
работе, размышляют о смысле
рассказа Б. С. Житкова «Как я ловил
человечков».
Осуществлять
актуализацию
личного жизненного
опыта
II. Сообщение
темы урока.
Определение
целей
урока
- Какой раздел мы
продолжаем изучать на
уроке «Литературного
чтения»?
- Сегодня продолжим
изучать произведения
этого раздела.
Откройте учебник на
стр.47, назовите тему
и цели урока.
– Сегодня на уроке
будем учиться
правильному и
осознанному чтению,
ориентироваться в
тексте и высказывать
свою точку зрения;
познакомимся с
биографией К. Г.
Паустовского
Отвечают на вопросы учителя.
Принимать и
сохранять учебную
цель и задачу.
Анализировать,
находить общее и
различия, делать
выводы. Осознанно
и произвольно
строить речевое
высказывание в
устной форме.
Принимать и
сохранять учебную
цель и задачу.
Дополнять, уточнять
высказанные мнения
по существу
полученного
задания
2
III. Подготовка
к восприятию
произведения.
Знакомство с
биографией
писателя и
композитора
-Ребята, как звучит
полное имя и отчество
Паустовского?
- В 3 классе мы читали
его произведение.
Вспомните, как оно
называлось?
- Вспомните о чём
писал Паустовский и
факты из биографии
писателя.
-Так как вы совсем
немного помните о
писателе, вспомним или
узнаем новые сведения
о Константине
Григорьевиче.
- Константин Георгиевич Паустовский.
- Это произведение «Растрёпанный
воробей».
Высказываются по заданным вопросам.
Рассказ о творчестве писателя с показом
портрета автора произведения заранее
подготовленными учащихся под музыку
Э.Грига «Утро».
Биография Паустовского кратко, самое
главное
1.Константин Георгиевич Паустовский ро-
дился в семье бывшего офицера, железно-
дорожника, в последний день мая 1892 го-
да . У него были сестра и два брата. После
развода родителей, с отцом встречался не
часто. Биография детства Паустовского
наполнена переездами: учился в Москве,
потом в Киеве, краткое время прожил в
Брянске. В юные годы, чтение было люби-
мым занятием. Особенно Константину
нравился рассказ для детей «Алые паруса»
Грина.
2.Поступил в университет столицы, когда
переехал в Москву в 1914 году. Учился
там недолго, но там он понял, что его при-
звание – писать литературные произведе-
ния. Работал кондуктором трамвая, сто-
личным корреспондентом. На военную
службу его не взяли, из-за плохого зрения,
а оба брата погибли на войне в один и тот
же день. Биография повествует, что
Константин Георгиевич Паустовский вёл
активную деятельность по защите писа-
телей.. Инфаркт оборвал жизнь писателя
14 июля 1968 года.
3.Биография Паустовского и произведения
входят в состав школьной программы для
3, 4, 5 класса. Краткие рассказы —
«Растрепанный воробей», «Заячьи лапы»,
«Теплый хлеб» – похожи на сказки, но в
них заключён глубокий смысл. Сказка
«Корзина с еловыми шишками» вышла на
экраны в виде мультфильма в 1889 году.
4.Интересные факты
Интересным фактом биографии Пау-
стовского было то, что трижды его выдви-
гали на Нобелевскую премию, но безре-
зультатно.
Планета, которая была открыта в конце
70-х годов XX века, носит имя Пау-
стовского.
Остальные дети слушают рассказ
учеников, рассматривают фотографию,
Осуществлять
анализ объектов с
опорой на
визуализацию,
выделять
последовательность
развития сюжета
3
Работа с «Деревом
предсказаний»
- Прочитайте ещё раз
название произведения и
предположите о чём
может быть это
произведение? Запишем
слова или
словосочетания на
доске на дереве.
Составление
фишбоуна по
композитору Э. Григу
- А теперь прочитайте
первое предложение в
рассказе ( звучит
запись отрывка из
произведения Э. Грига
«Пер Гюнт» – «Утро»)
и вспомните, что вы
знаете об Эдварде
Григе из уроков
музыки? Запишем
главное на доске в виде
рыбки.
Эта рыбка не простая,
она волшебная и она
поможет вам
запомнить биографию
композитора Э. Грига
портрет К. Г. Паустовского. Задают
вопросы о его творчестве.
4
на всю жизнь.
IV. Работа над
содержанием
текста.
Работа с
толковым
словарем.
Первичное
чтение произ-
ведения
Проводит словарную
работу.
– Объясните значения
слов, выражений,
записанных на доске.
Проверьте свои ответы
по толковому
словарю.
– Историю создания
одного из произведений
Эдварда Грига поведал
нам К. Г. Паустовский в
рассказе «Корзина с
еловыми шишками».
Учитель читает
первую часть рассказа,
до слов:
«Я напишу музыку», –
решил Григ…».
– Что вы узнали о
композиторе из этого
отрывка?
– Найдите и прочитайте
описание осеннего леса.
– Для чего К. Г.
Паустовский вводит его
в произведение?
Далее учитель читает
следующую часть
рассказа до слов: «этих
слушателей Григ ценил
больше…»
– Прочитайте описание
Работают с толковым словарем.
Белые ночи – ночи на севере, когда
сумерки не переходят в темноту.
Город Берген – город в Норвегии.
Ботфорты – сапоги с длинными
голенищами.
Кафельная печка – печка, обложенная
кафелем.
Портьеры – шторы.
Дровосек – лесоруб, тот, кто занимается
рубкой леса.
Талант – выдающиеся врожденные
качества, особые природные способности.
Аккорды – одновременное звучание
нескольких звуков.
Кованые – обитые железом.
Ничтожная часть – маленькая часть.
Парча, шелк, бархат, фетр – виды
тканей.
Шпага – колющее оружие с прямым
длинным клинком.
Шпоры – металлическая дужка с
колесиком на конце, прикрепляемая к
сапогу всадника и служащая для
понукания коня.
Прослушивают текст. Отвечают на
вопрос, определяют жанр произведения.
Доказывают, аргументируют свою точку
зрения.
Осуществлять
анализ
произведения.
Осознанно и
произвольно
строить речевое
высказывание в
устной форме,
обосновывать свое
мнение.
Согласовывать
усилия по решению
учебной задачи.
Договариваться и
при ходить к
общему мнению при
работе в паре.
Учитывать мнение
соседа по парте.
Осуществлять
контроль по
результату
5
дома композитора.
Каким вы его себе
представляете?
Учитель может
показать фотографию
«музыкального домика»
Грига.
– Что представлял
композитор, когда
писал музыку для
Дагни?
– Кто были первые
слушатели
рождавшегося
произведения?
– Как по-разному они
слушали музыку?
Прочитайте об этом.
Учитель дочитывает
рассказ до конца.
– Какой предстала
перед вами
повзрослевшая Дагни?
– Какое действие
оказывали на девушку
увиденные ею
спектакли? Как это ее
характеризует?
– Как Дагни получила
обещанный подарок
компо-
зитора?
– Как вы думаете, что
происходило в ее юной
душе в этот момент?
Прочитайте, как об
этом говорит
Паустовский.
– Что увидела Дагни в
подаренной ей
мелодии? Прочитайте
об этом
Высказывают свои мысли, говорят о том,
что их больше всего тронуло, поразило,
восхитило
V. Повторное
чтение и анализ
произведения
Выразительно
читать. Понимать на
слух ответы
обучающихся.
Слушать
собеседника.
Строить понятные
для собеседника
высказывания.
Аргументировать
свою точку зрения.
Осуществлять
анализ с целью
нахождения
соответствия
6
заданному эталону.
Формулировать свое
мнение и позицию.
Строить
монологические
высказывания.
Адекватно
использовать
речевые средства
для решения
различных
коммуникативных
задач. Делать
выводы, извлекать
информацию из
различных
источников.
Аргументировать
свою позицию.
Планировать свое
действие в
соответствии с
поставленной
задачей и условиями
ее реализации
VI. Домашнее
задание
Объясняет домашнее
задание.
Подготовить
выразительное чтение
наиболее
понравившегося
отрывка, выписать в
тетрадь по чтению
сравнения,
олицетворения,
найденные
Паустовским. Сделать
рисунок к рассказу или
к услышанной на уроке
пьесе
Внимательно слушают, задают
уточняющие вопросы
Осознавать,
принимать,
сохранять учебные
задачи
VII. Итог урока.
Рефлексия
В заключение урока
учитель может
спросить учащихся о
том, хотелось бы им
услышать еще музыку
Эдварда Грига,
и предложить их
вниманию одну из
музыкальных пьес
композитора. Во время
слушания ученики по их
желанию могут
выполнять рисунки.
Предлагает оценить
работу на уроке,
заполнив таблицу
Отвечают на вопросы. Определяют свое
эмоциональное состояние на уроке.
Проводят самооценку, рефлексию
Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке.
1. Сегодня я познакомился с произведением, его ав-
тор__________________________________
Осуществлять
самоконтроль
учебной
деятельности
7
самооценки. Проводит
беседу по вопросам:
– Что особенно
заинтересовало вас во
время урока?
– Что нового узнали на
уроке?
– Какие открытия
сделали?
– Какие мысли, чувства
вызвал у вас
сегодняшний урок?
– С каким
произведением вы
сегодня
познакомились? Кто его
автор?
– Что открыла для себя
Дагни на концерте?
– Обиделась ли она на
композитора за то, что
ей пришлось ждать
свой подарок десять
лет?
– О чем этот рассказ?
– Понравилось ли вам
произведение? Какие
чувства оно у вас
вызвало? О чем
заставляет задуматься?
– Понравилась ли вам
работа на уроке?
Оцените себя.
– За что могли бы себя
похвалить после урока?
– Пригодятся ли вам
полученные знания в
дальнейшей жизни?
– Какие выводы
сделали для себя?
– Надеюсь, что теперь
вы будете чаще
любоваться природой и
ценить каждую минуту
жизни
2. Сегодня на уроке мне особенно
запомнилось__________________________________
3. Мои мысли и чувства сегодня на уроке
______________________________________
4. Самым неожиданным для меня сегодня стало
_____________________________
5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше
__________________
6. Осталось непонятным
___________________________________________
7. О чем этот рассказ?________________
8. О чем заставляет задуматься рассказ?
______________________________
9. Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените
себя._______________________
8